Боб Перкинс и Дэн

   Бобби сидел на чердаке и напряжено думал. Наступало Рождество, и ему очень хотелось купить подарки своим родным. Он с печалью разглядывал три монетки, которые ему удалось скопить к этому празднику. Одну монетку надо потратить на подарок маме, другую – на подарок сестрёнке, а третью он приберёг для себя. Но на одну монетку ничего интересного и нужного не купишь. Например, модель автомобиля, которую он давно приглядел в витрине универмага, стоила как раз три монетки. Ну, нельзя же всё потратить только на себя! Мама и сестра тоже должны получить подарки. И заколка для волос, и шкатулочка для рукоделия стоили как раз по одной монетке. Что же ему делать?
- Х-м, х-м, - осторожно вздохнул кто-то рядом.
Бобби поднял головку и увидел небольшого человечка, осторожно присевшего на край его кроватки.
- Ты кто? И что делаешь тут? – спросил Бобби дрожащим голоском. Он не был напуган, т.к. человечек выглядел совсем безобидно, даже чуточку жалко.
- Я Дэн. И я жду твоих приказаний.
- А кто ты, Дэн, и что ты можешь?
- Не сердись Бобби, я мало что могу, но я твой верный слуга, и ты можешь распоряжаться мной по своему усмотрению.
- А ты откуда пришёл?
- Я не пришёл, я тут давно живу. В твоей копилке. Я – это твои три монетки. Совсем мало, но ты можешь сделать с ними всё, что захочешь.
Бобби уставился на свои деньги. Вот они – эти три таких нужных ему кружочка, а вот и сам Дэн, такой маленький и беспомощный.
- А я собрался их отнести в магазин. Если я их потрачу, ты останешься?
- Нет, - печально ответил Дэн. – Я не смогу остаться. Твои монетки – это я и вся моя жизнь. Если ты их отдашь, я исчезну.
- Я не хочу, чтобы ты исчезал, - закричал Бобби. – У меня совсем нет друзей. Все вокруг смеются над нашей нищетой. Сестра так часто плачет, а мама так много работает, что они совсем не замечают меня. Я весь год копил эти деньги, я так старался сделать им подарки на Рождество, чтобы они хоть иногда играли со мной!
- Им всё равно будет не до тебя. Что можно изменить в жизни дешёвеньким подарком? – усмехнулся Дэн.
- А ты знаешь, как можно что-то изменить в жизни к лучшему?
- Конечно, знаю.
- Расскажи.
- В двух словах этого не расскажешь, а у тебя уже нет времени. Ты же собирался в магазин.
Бобби сжал ладошку в крепкий кулачёк.
- А, если я не пойду в магазин, ты останешься?
- Конечно. Если у тебя будет хоть одна монетка, я буду с тобой. Решай.
- Хорошо, - уверенным голосом сказал Бобби. – Я сделаю подарки сестре и маме, а свою монетку оставлю себе. Чтобы ты не уходил.
- Как скажешь, - вздохнул Дэн
***
Вечером, когда семья собралась за скудно накрытым столом, Бобби торжественно вынул приготовленные подарки и вручил их изумлённым маме и сестре. Но и они не остались в долгу. Бобби неожиданно получил долгожданную модель автомобиля. Радости его не было предела. Это был самый настоящий праздник! Свою же монетку Бобби спрятал обратно в копилку.
На другой день Бобби проснулся поздно. В комнате он был один, мать уже ушла на работу, а сестра убежала к подружкам, хвастаться новой заколкой. Он сразу же стал звать своего нового друга, Дэна, чтобы показать ему свой подарок. Дэн не отзывался. Бобби, испугавшись, бросился к своей копилке. Неужели пропала его последняя монетка? Но, нет. Монетка была на месте. Тогда куда же делся Дэн? Из глаз Бобби брызнули слёзы.
Сквозь свои рыдания, Бобби неожиданно услышал, что ему кто-то потихоньку подвывает. Он замер. Действительно, он не ошибся, в комнате были слышны тихие всхлипывания.
- Дэн, Дэн, это ты?
- Да это я.
- Отчего ты плачешь? Видишь, какой я получил подарок! Смотри, какая замечательная машина! Ты же мой подданный, ты должен радоваться вместе со мной.
- Да, я твой слуга, и должен радоваться, когда радуешься ты, и плакать вместе с тобой.
- Вот здорово. Только я тебя почти не вижу. Где ты?
- Я совсем рядом, но видишь, каким я стал маленьким. У тебя теперь осталась только одна монетка, и я в любую минуту могу исчезнуть.
- Нет, нет. Я буду беречь тебя, и никому не отдам эту монетку. Мне так нужен настоящий друг!
- Этого мало, - печально сказал Дэн. – Если ты хочешь, чтобы я превратился в настоящего друга, ты должен увеличить мои силы.
- А как?
- Чем больше монеток будет у тебя, тем крепче я буду. И тогда я смогу не только грустить и радоваться вместе с тобой, но и помогать тебе.
- Вот здорово, - вскрикнул Бобби. – Я постараюсь сделать так, чтобы ты поскорее вырос. И мы будем самыми верными друзьями. Навек.
- Да, навек, - подтвердил Дэн.
***
С этого дня Бобби старался заработать как можно больше денег. Он бегал посыльным, помогал разгружать товар в соседней лавке, и, даже, иногда ему разрешали оставаться там на ночь, когда хозяин не мог найти нового сторожа.
Каждую заработанную монетку Бобби добавлял в свой тайный клад, и каждый раз при этом радовался, видя, как растёт и крепнет Дэн.
Правда, иногда Бобби давал немного денег матери, чтобы купить еды, или брал сам на приобретение нехитрых подарков. Дэн при этом бледнел, грустнел и поникал, словно его внезапно настигал  приступ болезни. Тогда Бобби с утроенной энергией бросался заработать ещё больше денег, чтобы Дэн поправился.
В целом, дела у Боба шли в гору. Тайный клад превратился уже в самое настоящее состояние, хотя и очень скромное. Хозяин лавки больше не искал ночных сторожей, а нанял Бобби на постоянную работу и положил ему небольшое жалование. Сестра запрыгала от радости, услышав эту новость, а мать тайком даже всплакнула. Все были счастливы!
Но более остальных радовался Дэн. Он гордо поднял голову, распрямил плечи, и как будто подрос. Однажды, убирая очередные монетки в тайник, Боб обратил внимание на то, что Дэн уже не стоит почтительно в сторонке, как обычно, а уверенно сидит на их старом кресле. На щеках Дэна играл румянец, в глазах вспыхивали озорные искорки.   
- Тебя что-то обрадовало, Дэн? Ты сегодня какой-то другой.
- Да, Боб. Я настолько вырос и окреп, что теперь могу стать твоим другом.
- Другом? Как здорово! Теперь ты будешь помогать мне?
- Конечно, и у меня есть для тебя одно предложение.
- Интересно, какое?
- Тебе не надоело сидеть по ночам в лавке хозяина?
- Ну, как сказать. Скучновато, конечно. Но что поделаешь, если у меня пока нет другой работы. Да и то сказать, жить мы стали получше.
- Получше? Не смеши меня.  Разве ты достоен такой жизни? Нет, ты можешь добиться большего. И я тебе готов в этом помочь.
- Ура! А что нужно делать?
- На соседней улице разорился бакалейщик. Он продаёт свою лавку за бесценок. Давай купим её?
- Как это купим? На что? Если я потрачу все свои деньги, и то не хватит. Да и ты тогда со мной не останешься.
- А ты не трать всё.
- Не понимаю.
- Возьми недостающую сумму у хозяина. Тебе хватит на покупку и ещё немного останется.
- Боюсь, он мне не даст взаймы. До того жадный и завистливый.
- А ты не говори, что одолжил у него денег. Возьми их так, пока он не видит. Пока он хватится…  А потом ты всё отдашь.
- Нет, я так не могу. Он мне доверяет, а я у него деньги украду.
- Да, не украдёшь, а возьмёшь взаймы. Ненадолго. Решайся же скорее. Бакалейщик продаст завтра лавку, и ты останешься ни с чем.
Боб Перкинс сильно задумался. А что, если и вправду одолжиться у хозяина? Это же не воровство. Взял, потому что, срочно нужны были деньги. Вернёт сразу же, как появятся. А доход лавка должна принести. Боб, ведь, знает, как организовать бойкую торговлю. Он уже многому научился у своего хозяина. И Боб решился.
На следующее утро они с Дэном пришли к бакалейщику и выкупили его лавку почти за бесценок. Но и этому бакалейщик был рад, т.к. он сразу же мог и рассчитаться со своими кредиторами, и в глазах соседей остаться честным человеком.
***
Боб оглядел своё новое приобретение. Лавка была темновата, почти пустая, но это была его лавка. ЕГО! Теперь надо приложить много усилий, чтобы превратить этот закуток в бойкое местечко. Но Бобу бояться нечего. Рядом настоящий друг Дэн. Кстати, где же он?
Боб тщательно обшарил все уголки, пока не нашёл бледного, дрожащего Дэна за пустой коробкой. Он снова стал слугой, но уже не таким жалким как прежде.
- Что с тобой, Дэн? Ты опять заболел? А кто же мне будет помогать?
- Я постараюсь побыстрее поправиться, - прошептал Дэн. - Сейчас ты остался почти без денег, но у тебя есть лавка, и я не буду долго болеть. Пока начинай сам.
Боб горько вздохнул, и принялся за работу. Мать и сестра вымыли помещение и окна, а он выложил оставшийся товар так, чтобы казалось, что торговые полки полны.
С каждым пришедшим покупателем Боб старался завести дружбу, расспрашивал о семье, работе, здоровье. У входа в магазинчик поставил бак с травяным витаминным чаем, и сестра усердно потчевала им приходящих покупателей. Соседские женщины с любопытством потянулись в бакалейную лавку, выпить ароматного чая и поболтать с новыми хозяевами, а заодно покупали что-то из нехитрого бакалейного товара. Торговля Боба постепенно оживлялась, в кассу потекли деньги, Дэн стал поправляться. И однажды ему стало настолько лучше, что он вышел в лавку сам к покупателям. Как же Боб обрадовался ему! Дэн окреп настолько, что снова стал его другом. В лавке запахло достатком.
Однажды в лавку пришёл оборванец.
- Послушай, любезный, - обратился он к Дэну. – Позови-ка мне своего хозяина.
Дэн презрительно оглядел его и повернулся спиной. Зачем это ещё отрываться от своих дел ради какого-то нищего.
- Ты что нос воротишь, - заорал неожиданно нищий. – Зови хозяина немедленно.
Боб, услышав шум в лавке, выскочил из-за двери, и замер от неожиданности. Перед ним стоял его бывший хозяин. Похоже, дела его пришли совсем в упадок, до того обветшала его одежда. Боб сделал вид, что не узнал его.
- Вы что-то хотите купить?
- Купить? Да ты и впрямь не узнаёшь меня? Ну, погляди повнимательней. Ну же!
- Причём здесь узнаю, не узнаю, - начал раздражаться Боб. – Говорите, зачем пришли.
- Зачем, зачем, - проворчал нищий. – За деньгами моими, вот зачем. Стащил у меня деньги, да и купил на них лавку. А теперь пришла пора отдавать, да с процентами. Мне сейчас деньги очень нужны.
Боб на секунду смутился, он, ведь, совсем забыл, что брал деньги взаймы. Да и отдавать пока было нечем, на всю выручку уже куплен новый товар. В лавке наступила тишина. Вот сейчас он начнёт упрашивать этого оборванца повременить, и все поймут, что Боб вор. Да ни одна нога тогда не переступит порога его лавки. Прощай торговля, прощай доходы, прощай Дэн. Боб резко вскинул голову.
- Не я брал твоих денег, - чётко и медленно произнёс он. – Не брал. Милостыню тебе подать я готов. А на большее не рассчитывай, я тебе ничего не должен.
Нищий застыл с раскрытым от изумления ртом. А Дэн с широкой улыбкой на лице и ярко светящимися глазами смотрел на Боба, кивая головой в знак одобрения. И Боб закусил удила.
- Вот тебе монетка, и ступай вон. А не согласен, иди в суд.
- Какой ещё суд? - неожиданно заскулил нищий. – Кто туда меня пустит, денег-то у меня совсем не осталось. Из-за тебя торговля совсем упала, дом и лавку забрали за долги. Возьми меня, хоть, к себе на работу, жить совсем не на что.
- Нет, - строго повторил Боб, - нет. Нищим здесь не место. Вот возьми ещё хлеба и ступай. Мне неудачники не нужны.
И выпроводил оборванца на улицу. На следующий день в окрестном квартале только и было разговору, что прогоревший хозяин лавки с соседней улицы, хотел содрать с Боба Перкинса денег, а тот не только, не прибил его за это, а даже накормил. А что говорил при этом резко, да из лавки выставил, так как же ещё реагировать на подобную напраслину? Другой бы и крошки хлеба не дал такому вруну, а мистер Боб Перкинс не пожалел целого каравая.
***
Торговля шла день ото дня всё лучше и лучше, особенно это было заметно по Дэну. Он хорошел на глазах, становился всё более румяным, рослым и крепким. Боб не раз уже ловил себя на том, что откровенно любуется своим другом, до того он стал красив!
Однажды Дэн вихрем ворвался в магазинчик, бросил перед Бобом пачку каких-то бумаг и возбуждённо заходил перед прилавком.
- Что это? – поинтересовался Боб, осторожно перелистывая бумаги.
- Смотри, смотри, и верь своим глазам, это не сон. И не благодари меня, это всё твоё.
- Что моё? Эти листки?
- Боже милостивый! – взвизгнул Дэн, - да ты что, читать не умеешь? Это же контракт! Мы расширяем дело. Я купил большой магазин в центре города. Пришлось покрутиться, чтобы прежние хозяева согласились его продать, кое-кому заплатить, кое-кого припугнуть. Но теперь всё позади, дело сделано.
- Какой магазин? Тот, что перед мэрией? – заверещала, откуда ни возьмись сестра Боба, - Ура, ура, теперь мы богачи!!!
Боб вытаращил глаза.
- Как купил? На что купил? Разве у нас есть столько денег?
- Ну, ты совсем дитя, - засмеялся Дэн, - а банк на что? У тебя такая репутация, что в банке тебе дали неограниченный кредит.
- Мне?
- Да тебе, - немного замялся Дэн, - Тебе, но через меня. Мы же с тобой одно целое, я ведь твой капитал. Вот подписывай, и сразу приступим к делу. Время не терпит.
Боб нерешительно оглянулся на сестру и мать, которая, услышав шум в лавке, тоже вышла из своей комнаты. Они стояли молча, прижавшись друг к другу, и только горевшие глаза, казалось, молили Боба о чуде. И он подписал контракт.
***
Новая жизнь, новые обязанности захлестнули Боба с головой. Если бы не Дэн, ему и вовсе было бы не справится. А Дэн, словно купался в этой жизни, его постоянно можно было встретить в каждом уголке магазина, казалось, он находится везде одновременно. У Дэна был теперь большой красивый кабинет и свои сотрудники. Бобу Дэн выделил тоже небольшую скромно обставленную комнатку по соседству, с общей прихожей. Постепенно Дэн сосредоточил всё управление только в своих руках, Боб и не заметил, что и сам стал подчинённым. Он уже особенно не вникал во все торговые и финансовые дела, а выполнял то, что прикажет ему хозяин.
В душе Боб понимал, что в его жизни происходит что-то неправильное, но что это, понять никак не мог. Мало того, что Дэн уже вошёл в такую силу, которую Боб не мог одолеть, но и близкие его настолько привыкли жить в роскоши, что у Боба не поднималась рука разрушить их новый мир.
У сестры к тому же появилось так много завидных женихов, что она всерьёз задумалась о замужестве и уже ломала себе голову, кто же из них достоин её руки.
И только мать иной раз украдкой сочувственно поглядывала на Боба из-под очков, словно понимала, что на душе у него неспокойно.
***
Как-то вечером, когда Боб слонялся по особняку, не зная, куда себя приткнуть, и забрёл на кухню. Мать хлопотала у плиты, готовя ужин.
- Мам, а почему ты готовишь? - удивился Боб, - У нас же повар есть.
- Ну что, повар, - возразила мать, - Готовит он очень хорошо, но как-то без души. Почему-то невкусно получается. То ли я для вас с сестрой расстараюсь. За обе щеки уплетаете.
Боб припомнил, что, действительно, когда готовил повар, они с сестрой, чинно сидя за столом, то и дело заводили разговор о диете, а когда мама – только ели да нахваливали, и вокруг царило такое веселье….
Он сел за стол, и обхватил голову руками.
- Что-то не так? – спросила мать, присаживаясь на соседний стул.
- Не знаю, мама, внутри словно всё окаменело, - невесело улыбнулся Боб.
- На работе сложности?
- Нет, там всё нормально, кипит и бурлит. Дэн старается.
- Что-то его не видно, давно у нас не был. Раньше-то вы были очень дружны. А теперь?
Тут Боб не удержался и рассказал матери, что Дэн его уже ни во что не ставит, раскомандовался и совсем подмял под себя.
- Когда вы работали в лавке, он, ведь, был не таким, вы даже были компаньонами. Что же случилось? Его так деньги испортили?
- Деньги? – переспросил Боб.
- Деньги… - задумчиво повторил он, - Пожалуй, именно деньги, точнее их количество. Знаешь, мам, а ведь, когда мы с ним дружили, денег было гораздо меньше, а нам, вроде бы, хватало.
- Конечно, сынок. А сейчас столько лишнего появилось в нашей жизни, что стало как-то громоздко жить, будто груз большой на себе тащишь, а куда и зачем не понятно.
***
На следующее утро Боб вскочил с кровати ни свет, ни заря. В голове у него словно наступило прозрение, он понял, что ему нужно делать.
Он торопливо оделся и выбежал из дома. Только бы ему никто не помешал, только бы ни с кем не встречаться. Сейчас ему нужен был только Дэн, только Дэн. Никто и ничто не должно помешать их разговору.
К счастью, Дэн сидел у себя в кабинете, рассматривая новые контракты и что-то подсчитывая.
- Дэн, слушай меня внимательно, - закричал Боб, врываясь в кабинет
- Не кричи, - поморщился Дэн, - ты меня отвлекаешь. И, вообще, сначала следует поздороваться, как я тебя учил – «Доброе утро, мистер Дэн». Забыл, что ли? Придётся повторить. Выйди и войди снова.
- Нет уж, - яростно проговорил Боб, - теперь ты мне уже не прикажешь. Ты мой слуга, а не господин. Не помнишь?
Дэн расхохотался громким заливистым смехом.
- Слуга, - еле выговорил он между приступами хохота, - Слуга… Да ты, милый мой, совсем забылся. Жаль, что сейчас раннее утро, но скоро придёт охрана и выставит тебя отсюда, чтобы не мешал. А пока у нас есть время, я тебе растолкую, кто есть кто. Да, я твой капитал, но я даю тебе всё. Всё, что пожелает твоя душа. И тебе, и твоим близким. И чем больше я даю, тем покорнее ты должен быть, иначе ты всего этого можешь лишиться. Для всех ты король, но только пока мне служишь. А не хочешь, ступай на свой вонючий чердак, собирай снова монетки, а твоя семья пусть снова получает плевки от соседей. То-то сестра обрадуется. Она тогда и замуж-то не выйдет. Подумал бы, хотя бы о них.
Дэн говорил яростно, запальчиво, но Боб неожиданно заметил испуг в его глазах, и удивительное спокойствие воцарилось внутри его сердца. Он твёрдо и размеренно произнёс:
- Всё это ложь. Ни мне, ни моим близким для нормальной жизни столько всего не надо. Ты захламил нашу жизнь кучей ненужных вещей и дел, а взамен получил над нами неограниченную власть. Мы хотим просто жить, а не обслуживать твои потребности. Ты словно прожорливый змей пожираешь нашу жизнь, наши время, силы, эмоции, а взамен заваливаешь нас барахлом, пустозвонством, ненастоящими чувствами. Вся наша жизнь сейчас наполнена постоянным враньём и беготнёй за новыми удовольствиями. Сколько же лжи и фальши теперь вокруг меня…Хватит, я больше не слуга тебе. Мне не нужны все эти богатства, слишком дорого они достаются.    
- Погоди, - неожиданно заскулил Дэн. – Ты же не знаешь. Сейчас я рассматриваю контракт на создание целой сети магазинов. Мы вытесним всех торговцев. Представляешь, что ждёт тебя впереди! Ты же станешь хозяином всего города. Послушай только как звучит - Мистер Боб Перкинс – Хозяин города!
- Нет, - отмахнулся Боб, - я хочу быть хозяином самому себе. И только. Зачем мне город. А ты, как знаешь. Хочешь, поищи другого дурака, который поддастся на твои посулы и продаст душу за твои деньги, мне ты голову больше не задуришь.
Боб резко развернулся и ушёл.
Легко и радостно он продал ненавистный магазин его прежним хозяевам за чисто символическую цену, вернул долг разорившемуся лавочнику, которого обокрал несколько лет назад, затем подыскал загородом небольшой домик с участком и перебрался с родными туда.
Толпа женихов, окружавших сестру, быстро рассеялась, но сестра была этому только рада, поскольку вместо фальшивых ухаживаний она встретила самую настоящую любовь, и вскоре вышла замуж за хорошего парня, столяра-краснодеревщика.
Бобу пригодился полученный ранее опыт, и он сумел организовать мастерскую по производству и ремонту мебели, пригласив туда ещё нескольких мастеров. Поскольку все работали с удовольствием, вкладывая душу, новая мебель пришлась людям по сердцу и пользовалась большим спросом.
***
Однажды в кабинет Боба вошёл Дэн и скромно сел в уголке.
- Привет, Дэн, рад тебя видеть, - с улыбкой приветствовал его Боб, - что-то давно тебя не видно. Где ты был всё это время?
- Да здесь, - тихо ответил Дэн, - Разве я мог тебя бросить. А дела твои в гору идут. Знаешь, я тут осмотрелся, есть отличная идея – купить мебельную фабрику в соседнем городе. Там, правда, есть хозяева, но я знаю, как их вытурить. Тогда ты сможешь здорово развернуться. И с кредитом тебе помогу. Решайся, у нас же раньше так всё хорошо получалось.
- Глупый, - засмеялся Боб, - зачем мне снова наступать на те же грабли. Нет уж. Теперь я точно знаю, что и сколько мне нужно для счастливой жизни и за лишним не побегу.
- А что делать мне? Я тебе больше не нужен?
- Почему не нужен? Ты отличный парень, с тобой можно иметь дело, но уж, прости, командовать собой я тебе больше не позволю. Мой капитал должен быть таким, чтобы стать мне другом, надёжным партнёром, а не моим хозяином, и раздувать его без меры я больше не намерен. Согласен на такие условия?
Дэн молча кивнул головой, встал и направился за конторку, проверять финансовые документы.
Боб обернулся, в дверях стояла мать и тихо вытирала слёзы. Лицо её светилось от радости.


Рецензии