Некоторые проблемы чтения...

УДК 82.0
ББК 83.0
Научный руководитель – д.ф.н., проф. каф. русской и зарубежной литературы ПГУ им. Т.Г. Шевченко Заяц С.М.
Магистрант 2 курса «Теория и практика коммуникации» - Грицай О. А.
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
г. Тирасполь, Приднестровье
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧТЕНИЯ И ИНТЕРПЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ СОВРЕМЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Аннотация: в данной статье рассматриваются наиболее актуальные трудности, возникающие при чтении и анализе художественных произведений, а также отмечены возможные пути их преодоления с позиций и учителя, и учащегося.Исследуются современные способы получения информации, их влияние на когнитивные процессы, жизненные установки человека, навыки анализа и интерпретации текста.
Ключевые слова: художественный текст, интерпретация, «клиповое сознание», культурный код, школьная программа, ФГОС.
SOME PROBLEMS OF READING AND INTERPRETING LITERARY TEXTS BY MODERN PUPILS
Annotation: this article discusses topical difficulties that arise when reading and analyzing works of art, and also notes possible ways to overcome them from the positions of both teachers and students. Modern methods of obtaining information, their influence on cognitive processes, life attitudes, skills of text analysis and interpretation are studied.
Keyword: artistic text, interpretation, "clip consciousness", cultural code, school curriculum, federal state educational standard.

Одной из ключевых проблем чтения художественных тексов сегоднявыступает трансформация источника ознакомления с ним, что приводит к изменению системы мышления и порождению явления «клипового сознания», то есть фрагментарного членения мира, невозможности сконцентрироваться на выполнении длительного действия или процесса, такого как чтение, например.  «Клиповое сознание» у современного человека формируется ввиду высокой степени развития технических средств: кино, смартфоны, компьютеры, индустрия развлечений.Человек нового времени свой отдых сегодня мыслит как «недеятельность» времяпрепровождение без мыслительных обременительных операций, именно поэтому социальные сети крепко вошли в нашу жизнь, видеоролики в Инстаграме,ТикТоке, как правило,имеютвременное ограничение от 30 секунд до одной минут, порой при минимальной концентрации смысла  и идеи, сугубо развлекательная цель. Так, со временем меняется механизм восприятия информации, появляется запрос на получение быстрого, лаконичного, увлекательного«контента» с минимальной энергозатратностью, ситуация усложняется обилием информационного потока, где  проблематично отделить зерна от плевел, и чтобы получить срединное знание нужно обработать огромное количество текстовой информации и обладать навыками аналитического и критического мышления. Это долгий, сложный, но продуктивный путь, путь с гарантированной интеллектуальной эволюцией и формированием достоверных и глубоких знаний, путь с меньшей вероятностью стать глашатаем теории о плоской земле и чипировании Гейтса. В проблему чтения и интерпретации текста свою отрицательную лепту вносит высокоскоростной ритм жизни, где кажется, что изменения и нововведения осуществляются ежесекундно, и ты должен соответствовать этому ритму, иначе рискуешь выпасть из глобального контекста, информационного в первую очередь. Именно поэтому современному читателю, в том числе и школьнику, проблематично сегодня освоить объемный текст ввиду дефицита времени(родители большинства школьников вовлекают своего ребенка одновременно в несколько секций, кружков ит.д.), монотонности деятельности, утраты навыков концентрации внимания, неумения работать со словом и его смыслами (ведь сегодня на пространстве того же Ютюба можно найти разбор практически любого произведения, любой информационной повестки).
Другой немаловажной проблемой выступает неумение школьника понимать текст классической литературы. На что есть несколько объяснений. Во-первых, некомпетентность педагога, чья деятельность, как правило, основана на навязывании традиционного понимая проблематики произведений, то есть отсутствие свободомыслия для школьников. Путь к решению данной проблемы уже намечен – введение нового образовательного стандарта (ФГОС), который предполагает отказ от советской авторитарной методики преподавания уроков словесности, посредством приемов слова учителя, одностороння лекция и так далее. Новый стандарт предполагает, что 80%  процесса открытия нового знания должно осуществляться самим ребенком, учитель лишь должен предоставь инструмент для этого в виде проблемных вопросов, организации проектных работ школьников. Конечно, новая система образования имеет ряд шероховатостей: дефицит методических разработок, которые работали бы на практике; избыточность в вовлечении технических средств, ориентированных на развлекательность с целью заинтересовать, привлечь внимание учащихся, что приводит к формированию «клипового сознания».
 Во-вторых, не умение (сугубо возрастное, не интеллектуальное) учащихся воспринимать художественный мир как отражение первичной действительности или же новой, творимой автором действительности, как некий образ мира. Это объясняется дефицитом личного опыта детей, слабо развитой когнитивной и эмоциональнойэмпатии, плохая осведомленность об историческом контексте. Поэтому при работе с художественным текстом важно погружать учащихся в историко-временной план действий, описанных в произведении, пояснять, как исторический контекст может влиять на мотивировку поступков героев и разрешение основной проблематики текста. При этом важно показать вневременной план художественного текста: соотнести личный опыт учащихся с опытом героев, показать универсальность поднятых автором тем и вопросов, что позволяет развивать эмпатию. Наибольшие трудности в этом плане вызывают произведения  древнерусской литературы, литературы 17-19 вв., а именно восприятие учащимися их проблематики не как универсальных категорий бытия, а как повествование о прошлом, которое не соотносимо с современной действительностью; ориентация на сюжетное составляющее текста, а не на содержательное; трудности восприятия религиозной  тематики.
Важно также понимать, что проблема чтения тесным образом связана с навыками владения языком и его непосредственной связи с мышлением. Проблематично добиться от учащегося умения реконструировать авторскую мысль через конкретные языковые коды и формы, когда в сознании ребенка еще нет достаточных знаний о языке как о взаимосвязанной поуровневой системе, знаний о том, как слово или минимальная единица языка – звук или фонема – могут служить средством создания смыслообраза и концепстосферы текста, как слово может варьировать смыслами и быть отражением национально-культурного кода. Поэтому любое чтение – это большой труд до самого процесса формального чтения и после, труд, к которому нужно быть готовым. Об этой важной психофизической составляющей процесса чтения говорил Л.С. Выготский: «Чтение – сложный процесс, в котором непосредственное участие принимают высшие психические функции в части мышления, и развитое и недоразвитое чтение имеют ближайшие причины в развитии мышления ребенка... Понимание текста предполагает сохранение соответствующего пропорционального веса слов или изменение пропорций, пока они не дадут результата, удовлетворяющего цели чтения. Понимание рассказа подобно решению задачи в математике. Оно состоит в отборе правильных элементов ситуации и в соединении их в правильных соотношениях, а также в придавании каждому из них правильного веса, влияния или степени важности....Процесс чтения, обучение чтению теснейшим, внутренним образом связаны с развитием внутренней речи...» [1, c.209-211]
Последней проблемой, о которой хотелось бы сказать, является стандартизация школьных программ, регламентация действий учителя. Зубодробительные споры о тех или иных произведениях, которые должны или не должны входить в школьную программу, как следствие пренебрежение современной литературой, ориентация лишь на классические тексты и традиционное их толкование. В этом плане наиболее адекватной и положительной стратегией решения проблемы будет являться четкое понимание целей и задач школьного образование как такового, школа, уроки словесности как составная ее часть – это прежде всего инструмент, которым учащиеся должны овладеть. Главная задача учителя литературы – воспитать мыслящую, разностороннюю личность с набором различных компетенций, которые будут работать в практической плоскости в различных жизненных ситуациях. «Целью учебной дисциплины «литература» (или «родной язык и литература») считается прежде всего формирование у школьника естественной потребности в чтении и творческой интерпретации прочитанного, а значит, и формирование речевых компетенций — умений читать художественные тексты и создавать тексты собственные в различных жанрах (художественных, публицистических, научных и пр.) в соответствии с конкретной речевой ситуацией. Данный подход согласуется с недавно принятым законом РФ «Об образовании», заложен в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) по литературе и активно продвигается Минобрнаукой; для его воплощения требуется б;льшая свобода педагога, самостоятельно выбирающего одну из нескольких предложенных ему примерных программ по литературе и на ее базе создающего свою собственную (в том числе и списки для прочтения), с учетом личных интересов и предпочтений и интересов и способностей учащихся» – отмечает кандидат филологических наук МГПУ Михаил Павловец.[2]
Таким образом, в завершении хочется сказать, что литература – важная дисциплина в курсе школьного образования, помогающая ребенку развивать мышление, формировать систему базовых нравственно-этических установок, закладывать основы образованной, культурной личности, владеющей культурным кодом своего народа, его языковой традицией.
Список литературы:
1. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.– М.: Смысл, 1997.  Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0307/3_0307-1.shtml#book_page_top
2. Проблемы преподавания литературы в школе//ПостНаука. Режим доступа: https://postnauka.ru/talks/29996


Рецензии
"Поэтому при работе с художественным текстом важно погружать учащихся в историко-временной план действий, описанных в произведении, пояснять, как исторический контекст может влиять на мотивировку поступков героев и разрешение основной проблематики текста"

Так пишет автор. Из чего ясно, что он не читатель, и не писатель, а специалист по литературе. То есть человек, который пытается анализировать и анализировать текст по придуманным самими же литературоведами критериями, а не читать его.

Владимир Дмитриевич Соколов   10.11.2022 18:37     Заявить о нарушении