к психологии приятия воспринятия - пищи и, информа

.

----
к психологии приятия восприятия потребления чего-либо,
и информации (здесь) в особенности, и частности тоже .


--
задумавшис о некотор. различии в дроблении неком на гла-
вы/главки, в читаемых книжках, таких как например: "шан-
тарам", "американха", (..)  (~ и др.).



---- 

**

так вот, по какому же такому принципу авторы сиих романов,
книжек - делят,дробят свои произведения ?.

- в "паспорте человека мира" а.поделла, тут понятно более
менее, ибо каждая глава соотв. новой посещенной стране .
т.е. логика разделения на главы/главки здесь обусловлена,
строгим неким обособлением друг от друга по территориаль-
ному некоему признаку соотв..  различий , разности - мест
собств. действия , повествования соотв. выдержана строгою
некою территориальностью .
получается что по географич.признаку - очевидный, логичный
принцип  дробления. видимо и по признаку (течения/измене-
ния) времени значит также логично будет подразделять кни-
жку на главы; в зависимости от различных временны`х этап-
ов соотв.  время может отражаться в романе как линейно, ..
по классической некой схеме, традиции, композиции; так и ,
нелинейно, попеременно перетекающих друг в друга настоящ-
его, прошлого и будущего. что характерно уже для стилист-
ики модерна, постмодерна. (достаточно припомнить пару из
первых эхспериментов в этом направл.:  "улисса" дж2, ког-
да действие,повествование всего-то одного дня растянуто..
на добрых нескольких сотнях страниц соотв.; второй прим.-
это "дикие пальмы" фолкнера, известный своими перемежени-
ями во времени повествований; то будущее, то прошлое; два
||-параллельных что ли сюжета,  пересекающихся +- как бы).

итак, только что выделили значится два характерных и логи-
ческих вполне  признака/фактора - дробления,подразделения,
на главы-то соотв.  да, весьма очевидные такие параметры .

если же география некая не блещет разнообразием-то особым,
тогда-то как быть .? по какому же принципу дробить на гла-
вы-то такую книжку .

здесь, думаю уместным будет обратиться вообще к, смыслу ..
необходимости собств. самоего энтого дробления/разделения,
разграничения:  зачем собств. вообще подразделять произв-е
на главы/главки-то ?. чем оно вызвано, что даёт собств. ?.
- по-моему, как и вообще само потребление - нуждается в ..
поступательности, порционности , расщеплении,  - процесса,
собств. потребления; - принятия, воспринятия ли, - искомых
продуктов т.с. потребления (пардон за тавтологию).
наглядная иллюстрация (~ идиома +- некая), образное выра-
жение из серии: "есть слона по частям". собств. только так
его - нечто немалое и можно употребить,скушать,съесть,пе-
реварить - нормально,полноценно,качественно.
это относится пожалуй ко всему, более-менее немалому, что
необходимо приять восприять, принять воспринять.
так устроен кишечник; и, мозг тоже расчитан на порционное
некое употребление /усвоение пищи, = информации, в его-то
случае соотв.

поэтому, что блюдо/коктейль - размером в бочку, - неудо-
боварим, не эргономичен , если угодно. также и текст, ..
морально, психологически даже, - восприниматься будет ..
трудно, напряжно как-то, ежели он представляет из себя..
некую глыбу,монолит единный что ли, или типа того.
когда же путь, некый - разбит на отрезки,отрезочки, гло-
тки, глоточечки, откусы, ложки и т.д. т.п., - дело как-то
повеселее же идёт. представлять себе путь некый, - в виде
глыбы нескончаемой, восхождения бесконечного; необъятно-
го, необхватного, недосягаемого, недостижимого - в своей
неприступности, недоступности; - скорее всего, психолог-
ически-то - отпугнёт, и несколько охладит пыл; желание..
восхождения, попытки объять , взойти; ..встать на тропу,
путь-дорогу - такую-то, без конца и края. психологическ.
некый барьер существует. так что, лучше всё дробить на..
отрезки, куски, ломти/ломтики; - дабы и удобоваримее и..
эргономичнее , легше, приятнее , эстетичнее даже что ли;
были сии процессы-то, - воспринятия,употребления; - чего
-либо ,  съестного , - материального-..пищепродуктового,
либо ..интеллектуально-абстрактного,умозрительного; -..
в любом случае нужна, необходима - порционность /дозиро-
ванность если угодно.

возвращаяс, собств. к заявл. теме сего очерка, про эрго-
номику/~читабельность книги соотв.  можно применить все
вышеизложенные, факторы устройства/работы, - психологии/
психики таки человека, - к области восприятия соотв. ин-
формации.
образно выражаяс, книга - есть некое блюдо.
ежели оно навалено одною сплошною глыбою - горою, нераз-
деленною ничем,никак ; - то она скорее отпугнет потенци-
ального потребителя-едока,читателя в данном случае.
если же сие блюдо разложить, сервировать должным грамот-
ным , структурированным, эргономичным/читаб-м опять-таки
образом неким.; - эффекта отторжения можно конечно же из-
бежать .; привлекая внимание потенциального потребителя,
употребителя своею и доступностию, и привлекательностию,
и подъёмностию собств. вообще .
т.о. блюдо превращается в собств. блюдо, из некоей кучи .
и дорога - в путь, разделенный на некие участки/отрезки.;
восхождение - на сегменты, представляющ. реальными для ..
преодоления ; для взятия сией высоты /..вышины /вершины .
и т.д. по аналогии т.п.  пр пр..

так вот пространно, но с некотор. примерами можно подойти
собств. и к книжному делу.
книгу следует так подготовить, чтобы восприятие было ..не
тяжелым и не грузным.
не последнюю роль играет визуальное (по)строение самого..
тхт (текста) собств.   как он лежит на бумаге, на страни-
це. начиная с длинны предложений, далее размера абзацев.;
также и интервалов, - как между строками, - по вертикали;
так и на уровне метатхта (метатекста) - в смысле расстоя-
ния /промежутка, (~интервала ли) -- промеж кусков тхта .,
- назначаемых некими главами, как смысловое и визуальное,
- разделение (//..разграничение/разграничивание..) таки ;
да, пускай и достаточно условное (:в идеологическом/конц-
ептуальном-то плане, смыслах соотв.); да, довольно относ-
ительное.; но, весьма полезное - с точки зрения хотя бы ..
визуальной таки удобоваримости, удобовоспринимаемости, ..
(и, любимого моего слова - ) эргономичности/читабельности
таки, - самого тхта  собств.;  - как  некоего  пятна , гр-
убо говоря. как , рисунка нарисованного,набранного(:печа-
тными буковками соотв.) .  и глаз воспринимает сию инфор-
мацию в первую очередь так непосредственно и грубо (если
угодно), - как набор таких (скомпанованных по определенной
простейшей надо сказать логике; - в книжном-то случае, по
понятным причинам.: это ведь не картина изображающ. какой-
то конкретный рисунок. а лишь определенный набор тхтовых
блоков/блочков , модулей ли)  = `пятен`.  психология восп-
риятия книжного тхта связана, по-моему, с таким (букваль-
ным-)непосредственным,прямым в первую-то очередь,  оптич-
еским/визуальн. неким фактором. (:как всегда, во всём. ибо,
человек по природе с. существо опирающ. на визуальн. канал.
по преимуществу-то, приоритету, доминанте таки. и т.д. т.п.)

ибо, книжка, всё же, в первую очередь, при первейшем приб-
лижении-то, - есть ничто иное как объект визуальный, а по-
том уже : сперва опять-таки текстовый-буквенный уровень ..
второй соотв.; и уже затем - собств. смысловой, содержате-
льный уровень. сначала - форма, потом содержание; а далее,
логика,сопряжение частей с общим,целым = синтезирующие ве-
щи.    от общего к частному (~дедукции) , от `пятна` - к ..
тхту ; далее уже и от частного к общему (~индукции) , от ..
тхта - к локальным смыслам ; а затем и ко всей логике связи
всех локальных частей,смыслов -- с целою концепциею /идео-
логиею всего произв-я /всей книги соотв.
вот.

так вот сложно это звучит . обстоит на деле же, непроизво-
льно, (почти) +- неосознанно всё это происходит . здесь я,
углубился в самый механизм/механику - восприятия, по уров-
ням, неким ярусам - восприятия таки, информации. ибо, тхт-
овая информация - имеет двоякую природу, - как (набор) пя-
тен неких, непосредственно-то; - на листе бумаги /странице
соотв.; а уже после - как информация вложенная в слова со-
тканные из буковок; всплывающая у нас умозрительно, из те-
зауруса т.н. [= (набора) смыслов неких слов, ..понятийного
уровня мозга/ума..интеллекта]; далее будоражащая и вообра-
жение, у каждого индивида развитое в разной соотв. степени;
и замыкает пожалуй, сей `парад`, цепочку, - некый т.н. эмо-
циональный интеллект, отвечающий за (генерацию/)активизацию
соотв. эмоций , от задетых,раздраженных  неких установок в-
нутренних где-то кажется человека (в/) зашитых /прошитых +-
берущихся(-эмоций-то) незнаму откудова (:то ли изнутри,недр
человеческой души т.н.; то ли откуда-то +- извне. дело-то..
темноватое, ..пока что, однако ж). но, откуда-то всё же бе-
рущихся-таки, об чём красноречиво говорит сама история, ис-
тория ..эмоций собств. человеческих. да уш.

такой пространный эхскурс - в самые недра. а вся петрушка-то
из-за структуры, строения,  а р х и т е к т о н и к и - то ..
(= формы + содержания - как нечто единного целокупного соотв.)
- книги. [: если читатель ещё напрочь не забыл об этой, заяв-
ленной когда-то теме, ещё в самом-то вверху. {о котор. я бла-
гополучно сделал вид что забыл. ан нет , - помню-таки . хех .
(ибо подсмотрел..) }.].

--
возвратяс на исходн. позиции сего очерка.

если такие очевидные факторы - деления - на главы, как: гео-
графия грубо говоря, и время - действия , - фабулы произв-я/
книги соотв., - более менее индифферентны таки, тогда автору
/создателю - композитору сего произв-я/книги, - надобно исхо-
дить из более неочевидных (:на первый как минимум-то взгляд),
факторов - деления таки - на части, порции , сегменты, лоску-
ты , кластеры, фрагменты ; - общего таки метатхта-..скалы-ку-
ска/кусмана ; - дабы читатель - как потенциальный поедатель..
сего кусмана смог бы его да благополучно прожевать,проглотить
и переварить , пардон.  для начала - чтобы глазами мог споко-
йно воспринимать легко самое собств.  пятно - котор. и предс-
тавл. тхт ежели рассматривать его безотносительно пока что ..
содержания/смыслов собств. в него вложенных символьными/абс-
трактными,умозрительными значениями (- тесно связанными с ..
понятийными различн. уровнями уже интеллекта/мыслит. аппара-
та соотв.).  перво-наперво - визуальная удобоваримость. и за
это отвечают такие оформительские моменты тхта как: размерн-
ость предложений, абзацев; интервалы между строками. далее ,
психологически , морально ли -- читателю необходимо сознава-
ть, что сей кусман - состоит из неких небольших, маленькых ,
- кусочков , - которые он тупо , грубо -- затолкает, а в лу-
чшем самом случае безнасильственно - поместит просто-напро-
сто в рот, тобишь мозг . с возможностью даже насладиться та-
ким - порционным, дозированным поеданием по частям-то. без ,
всякого рода дискомфортов; - как от отторжения, страхов ли ,   
перед  неким  `с л о н о м` - т о, котор. вроде и нужно про-
глотить, да ноги подкашиваются пред мыслью одною об этом ..
блюде-то . психология будет всячески давать сбой при попыт-
ках подступиться к такому кусманищу же.
вот и текст книги некой - должен быть поделён на куски /ку-
сочки , дабы читатель не робел пред сим `слоном`, котор. ..
предстоит одолеть, проглотить. но не целиком же, как питон.
а дискретно, фрагментарно. так психология, психика  видимо,
человеческая-то устроена уж. и хорошо ведь. разумно вполне. 


--
и, резюмируя, - `сухой остаток`-то, техническую некую сост.:

что главы - делать нужно и не огромнейшними, не для питонов;
но и не мельтишить, чтобы абзацы - были абзацами, а главы-то
это (хотя бы +-)  абзацев  с десяток-то, как миним. что ли..

ежели география и время - индифферентны, т.е. особо не меня-
ются с течением фабулы в произв./книжке сией , то делить на,
главы собств. следует по более неочевидным, формальным т.с.,
размерным , буквальным ; таким параметрам - чисто внешним,..
визуальным буквально. просто чтобы тхт был эргономичным/чита-
бельным с энтих формальных пожалуй , но играющих роль в отно-
шении читателя к искомой |_композиции, - как к, типографскою
краскою `нарисованному`-напечатанному некоему рисунку, если
угодно. намалёванному каким-то должным удобным образом , на
листах бумаги сией книги соотв.; - не напрягающей без необхо-
димости , глаз и мозг (:по части неудобоваримости соотв. име-
ется ввиду,  техническый т.с. аспект; не беря пока интеллект.
особенности восприятия соотв.) читателя . просто (тупо) +-
равномерно визуально поделить весь тхт искомой книжки на рав-
ные +- блоки некие, - и назовущ. впоследствии-то главами, да
-да. хотя бы и так. ну ежели нету других : смысловых, концеп-
туальных , идеологическ. ли, неких параметров /признаков - ..
отделения эпизодов таки сюжета, - внутренних, содержательн. ,
между собою соотв..  то да, и хотя бы и такая, чисто внешняя ,
да, тоже логика, - и тоже по-своему оправдана. хотя бы  из со-
ображений бананальной эргонимики /читабельности тхта ; - визу-
альной таки воспринимаемости его - текста .

--
хотя, содержательный-то тхт - должен иметь внутренние границы
некыя , м-ду некими эпизодами , - вехами . венчающими и  пере-
ходы от одной: темы ли, со своими хронотопами (:парам. места и
времени t соотв.), ситуации, события; - значимых/значительных
+- к другим ..весомым,заметным,важным таки след. событиям со-
отв.  пускай хотя бы как не самым прям важным-важным, архиваж-
ным и т.п.; а, хотя бы сколько-нибудь значимым /заметным +- ..
подтемам , подсобытиям  т.с.;  локальный неск. характер носящ.
не шибко глобальн. в жисни персонажа /героя (~главн.+-) .  но,
насколько же нужно быть этому тхту плоским,нерельефным,блеклым
серым, ничем непримечательным; безсобытийным, нетематичным; -
неразнообразным по всем энтим критериям-то; однообразным, одно-
эпизодным что ли, скушным одним словом, бессодержательным коро-
че .;  -- чтобы , абсолютно не иметь неких переходов , швов ;..
- да и самих собств. этих различн. сменяющих друг друга от главы
к главе соотв.:  фрагментов-то , тем , и составляющ. собств. эн-
ти самые сегменты романа (/книги соотв.) = эпизодов собств.  ко-
нторые и явл. собств. кирпичами,блоками,модулями,сегментами., ..
`этажами` , - и составляющими - сей, либо: небольшой рассказъ /
повесть ли, или уже весомый увесистый соотв. роман. повествова-
ние - и заключается собств. в периодич./регулярной таки смене ..
событий, ситуаций, тем, декораций, - и составляющ. собств. т.н.
э п и з о д ы   (ps: опять-таки, и снова и снова повторюс, вторю
себе же будто бы .. и в первую очередь - себе..)  в истории , в
настоящем подлинном , серьезном интересном , насыщенном богатом:
содержательностию, многоплановостию, сложностию/многосложностию;
..разнообразием на изменения, - как снаружи, так и во внутренних,
неких мирах - персонажей , гл.героев ли ; и т.п. пр. всяческим та-
ки разнообразьем/..многообразьем (-повторюс,)  --  в  р о м а н е,
охо-хо , ..  в   к н и г е  целой ,  в конце концов .  о  да .
а  если  там всё так  скупо, бедно, плосковато , - на события, вн-
ешние и внутренние .; и переходы ; перемены логические и, концеп-
туальныя .; .. не пёстро , не живо , и  не  изменно так уж ;  то ,
возникает ведь справедливый вопрос : и об чём,  типа книжка сие ?   
- может это всего лишь некый набор сплошного хаотическаго техста,
слов .  ну и интерес к ней соответствующий , цена ей, ценность, -
нуль без палочки , грошь цена.

другое дело сюжет, пускай и бедный на событийную-то, фабульную-ка
канву соотв. , однако , - живо о чём-то рассказывающий ; - не мо-
жет не менять неких регистров повествования . что-то, да обязате-
льно да и меняется-таки .:  начиная с перипетий внешних , так или
иначе-то , и кончая - внутренними некими ..преобразованиями +- ..
что не может не отразиться на желании эти самые преобразования .,
изменения , -- как-то да и обозначить , выделить .; замаркерова-
ть, отметить, назвать, идентифицировать ; и сгруппировать в конце
концов .;  - как бы  некою своего рода  ..интонационною  п а у з-
о ю .  как способ маркирования, - отделения //выделения, - на ур-
овне всего соотв.  м е т а т х т а , собств. всего сюжета .  т. о.
и расставить некие акценты, опорные/ударные точки; пунктиры `во-
дораздела` , линии контрастов, переходов .. перевороты страниц .,
на новые как бы `чистые` +-  пока что `листы` .; - и знаменующие
смены чего-то , движение некое , перемены .;  хоть какие-нибудь ,
да-да .

если именно что - технологически же рассматривать -  тхт книги :
как на уровне абзацев , - меняются интонационно даже, т о н а ль-
ности некие, так и главы - знаменуют собою такие перемены .;
словно бы когда есть непреодолимое некое желание повернуть свер-
нуть - за следующий некый угол/поворот соотв..  свернуть на  др.
дорогу , путь .   как , сродни - смене обстановки ли , маршрута ,
.. песни/песен  ли  в  магнитоле ;  и/или  т.д. т.п. пр пр..
как словно бы , - сменить пластинку что ли .  *
:на уровне абзацев.
или, (как минимум ,) - на уровне глав-то , - можно ж себе позво-
лить-таки  такую  роскошь ,  такую  прелесть .  д а .
неужто так бедна скудна - палитра художника ?.
что однотонно , монотонно-таки , - малевать - малярить.

надо же, многопластово как-то подходить к таким творческим задачам.
: новая глава - .. новая жиснь . новый этап . ..новый виток , веха .


----
и ,  возвратяс , к  упомянутым романам таки, "шантарам"  и  "амери-
канха" ,  -  что можно сказать об  принципе(ах) , котор.  придержив.
авторы ( - |_композиторы , .. композицьионёры , композиционщики ..)
в разделении , определен. ,  -  размерности , - глав-то : по колич-
ественному , либо по собств.  с о д е р ж а т е л ь н о м у   таки  ,
идейному соотв.  принципу-то ?.
- и , ответ будет, - учитывая первоклассность сиих писателей (и соб-
ств. как и личностей соотв. человеков собств.),  однозначным ,
- что они определяли, руководствовалис - тем самым принципом :
.. что каждой новой главе - новое дыхание, новый этап в жисни;
.. новый уровень развития личности гл. героя. (: как собств. и
определ. жарнр роману , = как несомненное непременное, - нали-
чие в сюжете таки , - настоящего +- преображения , трансформа-
ции энтого самого гл. героя соотв. ).

что же касается количественнаго ф., размерности-то, - глав та-
ки: у г.д. робертса ("шантарам"(ш.)"), - главы несколько длин-
нее , больше соотв.; чем у  чим. нгози адичи ("американха"(а.).
  при прочих равных , если я останов. на стр. ~ 3оо-й +- 
обоих книжек ., то: у робертса это только (ч. II-я) 1ч-я
гл.; а у  ч. нгози адичи - уже 21-я (часть тоже 2-я, хотя
у неё их  (аш)  7-мь ;  а у  робертса (,при v~ х 2), 5-ть).
т.е. робертс предпочитает главы-то - побольше , подлиннее ;
в сравнении с коллегою - ч.н.а. (чимамандою нгози адичи-то)
- почти что в два раза , ну в полтора-то уш точно соотв.

такая вот аналитика, статистика. специфика авторская, можно
сказать . п и с а т е л ь с к ы я  - метонда .  ( & стиль ) . 
[~ремесло & талант+- (т.н.)]


*


--
вот-с.



----
и ,
уу-фф,
выдох.


Рецензии