Кольцо Саладина. ч2. 12

- Сейчас всё дорасскажешь до конца, и сбегаем за чаем – пообещала она. - И заберём как раз одеяло и всё остальное. И покурим по дороге на лестнице, не хочу здесь дымить. Договорились? Или ещё долго?
- Средне, - сказал я. – Я надел это чёртово кольцо и поскакал. Три дня мне надо было скакать... Слушай, я вспомнил! – осенило вдруг меня, я даже приподнялся на локте. – Клевань! Это Рута так сказала. Скакать на юг до Клевани. Заночевать у наших, потом у этих Чертовских.
- Чарторыйских, – поправила пани машинально. – Если на юг – значит, точно от шведской границы в глубину страны. Надо будет посмотреть, где базировались Чарторыйские.
- А ты откуда их знаешь? – поинтересовался я.
- Ну, как откуда, из истории, - она отбросила волосы со лба. -  Не совсем моя специализация, не моя эпоха, но… это же всё-таки моя профессия… Так, Клевань я записала, - объявила она, - посмотрю на работе по карте. Это какой-то город. Или замок.
- Замок? Несвиж! – почти выкрикнул я.
Вдруг снова выплыл из моей памяти кусок той реальности. Всё-таки, да, вдвоём намного эффективнее.
- Несвиж? – она удивлённо подняла брови. – И он тоже здесь? Тогда это точно Речь Посполитая. И что Несвиж?
- Вспомнил один момент, - сказал я. - Это было под землёй, перед выходом, когда я увидел свет. Я вспомнил, как она мне сказала: «Выйдешь к северу от Несвижа. Тебя будет ждать конь» Теперь ты поняла, почему я так сказал про коня? Я просто процитировал. И заметь, мне это сказали когда-то раньше. То есть, был какой-то договор, какие-то планы, там была предыстория, я ввалился на середину сюжета.
- У любой истории всегда есть предыстория… - пробормотала она, записывая что-то и подчеркивая. - Вот видишь, как полезно воздерживаться от поцелуев. – Она подняла голову. - Я всё это проверю завтра по карте, весь твой предполагаемый путь. Между прочим, Несвиж – это резиденция Радзивиллов. Ты в курсе?
- Да, что-то помню, - кивнул я. - Когда я собирался тогда удрать из дома, были намерения добраться и в этот Несвиж тоже. А до этого историчка наша звала меня «потомок» и «птенец гнезда Радзивиллова». Удивительно, что меня не прозвали князем. Но вот не прозвали. Только ты одна.
Я опять вознамерился было заграбастать её в объятия, но она не далась, засмеялась, показала мне фигу и отсела подальше.
- Но до этих Чертовских я не доскакал, - продолжил я, разочарованно роняя руки и укладываясь обратно на матрац. - Началась погоня, и меня сшибли с седла. Путешествию пришёл конец.
- Чем сшибли?
- Не знаю. Выстрел, наверно. Я помнил просто удар. И я лечу на землю.
- Как страшно… - она поёжилась, посмотрела виновато. – Это была погоня?
- Скорее, засада. Я как раз проезжал лесок. Услышал топот копыт, увидел двух всадников. Понял, что догонят, у меня конь был уже примученный. Успел разорвать шов на контуше, и уже на земле перегрыз шнурок, на котором висело на груди кольцо и просунул его за подкладку. И отключился. Очнулся уже спасённым.
- Так это ещё не конец? Тебя спасли? Как это было?
- Вот как – не помню. Очнулся в чьём-то имении. По рассказам, меня спасли люди этого имения. Куда-то они ехали по своим нуждам и обломали моим преследователям весь кайф: те не успели ни прикончить меня, ни коня увести. Ограбили только маленько. В общем, не могу сказать точно, но очнулся в избе. Печь стояла, я за занавеской, мне было тепло под шкурами.
- Ты под шкурами был? Может, ты там дальше провалился, в первобытный строй? – засмеялась она.
- Ну, правда, одеяла были меховые. Медвежьи, лисьи. На стене висела волчья шкура. Сабля моя стояла в углу.
- У тебя была, оказывается, сабля?
- Да, и я очень беспокоился о ней. Когда падал с коня, две мысли были: кольцо и сабля.
- Итак, ты пришёл в себя?
- Я там несколько раз приходил в себя, первый раз всё очень мутно помнилось, возможно из-за раны. Рядом со мной были две женщины, молодая и старая. Говорили обо мне. Молодая говорила, что я свой, а старая её предостерегала. А ты что так странно смотришь?
- «Молодая говорила, что я свой»… - повторила она, глядя на меня задумчиво и постукивая ручкой по зубам.
- Ещё раз поподробнее, как они говорили?
- Старая говорила, что возможно, я разбойник, а молодая говорила: это наш, сердцем чувствую.
- Где-то всё это уже было… - сказала она. – Ты мне это уже рассказывал: две женщины, говорили о тебе… Или у меня глюки? Подожди пока, я хочу найти…
Она принялась листать тетрадь.
- Где-то это было… я точно уже это тут видела… - бормотала она, вертя тетрадку и блокнот. – Я помню… прямо почти слово в слово… А, вот, пожалуйста! Я записывала за тобой, между прочим. Вот, пожалуйста, Белка и Богорада. Старая и молодая, они точно так же говорили: Белка говорила: он свой, сердцем чую. Ситуация повторяется, ты понимаешь?
Я задумался. Если бы пани не обратила моё внимание, я бы, конечно, не сопоставил эти два случая.
- Мне кажется, сходства совсем мало, - сказал я.
- Ну, почему же? Смотри: в обоих случаях ты попадаешь к двум женщинам. В обоих случаях в этой паре женщин одна из них старая, другая молодая. В обоих случаях ты никому из них не брат, не сват, не муж, а просто заблудший путник. Мало этого, они говорят примерно одинаковые вещи. Молодая чувствует в тебе какого-то «своего», вторая остерегает. Разве тебе мало совпадений?
Я молчал. В её раскладе всё действительно совпадала, но я больше думал о том, что без неё ни за что до этого не додумался бы.
- Сейчас все эти совпадения надо отдельно выписать, - сказала она. - Они должны быть перед глазами, чтобы делать какой-то вывод. Ещё что помнишь? Ты сказал, несколько раз приходил в себя.
- Да, был такой ступенчатый процесс выздоровления. Как-то я проснулся совсем ясный и первым делом вспомнил о кольце. Контуш лежал возле, я его схватил и начал прощупывать швы. И не нашёл ни прорехи, ни кольца.
- То есть, тебе только показалось, что ты спрятал кольцо?
- Нет, я его спрятал… Но его там не было.
- Его вытащили эти твои преследователи?
- Представь себе нет. Хотя они успели меня обшарить и обобрать, сняли другие два перстня и кошелёк. Сначала я так и подумал, что это они украли кольцо. Но я даже не мог найти это отверстие. Не было этой дырки, в которую я спрятал кольцо! Я, как ненормальный, из последних сил искал, искал… Сознание терял, потом приходит в себя и опять начинал этот чёртов контуш прощупывать…
- Слушай, ты говоришь «контуш». Почему ты знал, что это он и есть. Это вообще что?
- Ну, одежда, кафтан такой…
- Но ты же говоришь не «кафтан», а «контуш»?
- Было именно это слово – уверенно сказал я. – Причём, оно мне было сразу знакомо.
- Значит, это точно польский язык. Но надо проверять, - сказала она.
- Почему так думаешь? Ты же не знаешь польского?
- Потому что украинцы говорят «кунтуш».
- Откуда ты знаешь? – в свою очередь удивился я.
- Гоголя надо читать, - отмахнулась она. - Так куда же делось кольцо?
- Это отдельная история, - разулыбался я. - Там была девушка, хозяйка. Точнее, дочь хозяина, а может племянница. Неважно. Красивая такая. Это была ты…
- Князь, - она подняла глаза от тетради. – Не получишь пирожков.
- Слушай, ну правда. Клянусь. Я знал эту девушку во сне и считал, что это ты.
- Не придумывай, ты не мог ТАМ вспоминать меня, - возмутилась пани. - Меня ещё не было в твоей жизни. Меня вообще ещё не было на свете! Это твоё, может, первое современное «я» так думало?
- Нет, современное «я» после ранения совсем пропало. Его окончательно отшибло. Я полностью был в той реальности. Полностью был в неё погружён.
- Тогда что ты несёшь? И вообще, рассказывай последовательно, мне так трудно воспринимать, мне же надо нить событий не потерять. Подробности жилища потом спрошу ещё – вот прямо пишу: «уточнить про жилище». И, пожалуйста, давай без шуточек... Я тебя очень прошу, я могу запутаться.
- Пани, я предельно серьёзен, - сказал я. – Ради пирожков я способен на всё. Но я не могу не рассказывать про девушку, она имеет значение. Именно она спасла моё кольцо.
- Говори, как именно.
- Она взялась приводить в порядок мою одежду – я же в грязь там упал, извозюкался. В общем, стала отчищать мой контуш. Увидела прореху. Стала зашивать – нашла кольцо. Между прочим, она его взяла и сразу надела, - не удержался я. – Я думаю, ты бы тоже надела. Кстати, ты ведь тоже нашла моё кольцо и надела.
Она кивнула без улыбки.
- Вот, - сказал я. – Заметь, я тоже умею видеть совпадения. Та девушка нашла моё кольцо и надела его. Как и ты.
- Ну… - сказала она с сомнением, - я не знаю ни одной женщины, которая, увидев кольцо, не примерит его. Это уж надо быть совсем синим чулком…
- Это да. Ты у меня не синий чулок, - уверил я с чувством, - ты у меня ажурный колгот…
Я сделал очередную попытки поймать её и в очередной раз потерпел фиаско, мне даже не удалось её рассмешить.
- Знаешь, - сказала она, задумчиво глядя сквозь меня, - я ещё тогда заметила, что в этой истории слишком много колец.
- Я не удивлюсь, если все они окажутся одним кольцом, - сказал я. – Так должно быть в хороших романах.
- Это ты ещё не всё знаешь, - проговорила она загадочно и протянула мне блокнот и ручку. – Вставай и рисуй, - велела она.
- Что рисовать? План избы?
- Кольцо. Рисуй, как помнишь.
- Ну, я художник-то не очень… - усомнился я. – Но вообще оно довольно простое… прямо сказать, никакое…
- Сделай два вида, – попросила она. - Вид сбоку и вид сверху на камень.
- Камень не круглый и не овальный, - вспомнил я. - Какой-то неправильной формы и непонятного цвета.
- Опиши поточнее цвет.
- По сути бесцветный. Если не вглядываться, какой-то туманно-бесцветный. А в центре темнее. Но внутри какие-то цвета побежалости.
- Опалесцирование, - подсказала я.
- Да, именно. Один цвет переходит в другой, но уловить невозможно. Но при этом он выглядит тёмным камнем. Прозрачный, но в целом тёмный. Вот какой-то такой, – я показал рисунок.
Она посмотрела на рисунок, потом на меня.
- Сейчас будет момент истины, - сказала она.
Полистала блокнот, раскрыла на одной из страниц и сунула мне.
- Вот это кольцо я видела в музее в Керчи, - сказала она. - Я его держала в руках.
Я взял блокнот. На странице был рисунок кольца. Вид сверху и вид сбоку. И сделан был, похоже, той же самой ручкой.
Я взглянул на рисунок, потом на неё, и какое-то время мы молча смотрели друг на друга. Потом я глубоко и озадаченно вздохнул.
- Пойдём перекурим? - предложил я.
- Пойдём, - согласилась она.
И тут в нашу дверь постучали.

продолжение следует


Рецензии