Ханы Единого Казахского ханства

                «За благие пожелания
                Вас я всех благодарю,
                Но бессмысленно мечтания
                Власть урезать мне, царю»
                («Голос минувшего», 1918)

     Смотришь на нынешних власть  предержащих  и диву даёшься, как они, попирая мыслимые и немыслимые нормы элементарного здравого смысла, используют власть для личного и кланового обогащения. При этом ни ближние, ни дальние примеры истории, когда наказание неотвратимо настигало тех, кто это делал ранее, ни останавливают их. Мне думается, что это связано с тем, что их приход к власти нелегитимен ни с точки зрения закона, ни с точки зрения морали, ни с точки зрения народа, ни с точки зрения международного сообщества, ни с точки зрения элементарной логики. Поэтому поправ фундаментальные вещи, они попирают и всё остальное, ведь воровство - это следствие попрания всех нравственных норм общества. Как законодательный орган может «родить» легитимные законы, если там заседают депутаты, понимающие, как они туда «выбрались». Это знают и понимают все, дураков нет. Скольких представителей власти пересажали за годы независимости, а что изменилось? Не изменится, пока не изменим основу сути нынешней власти – а её суть заложена в начале формирования этой власти. Власть даёт возможность обогатиться и не поплатится за это головой. Как в Китае, например. В истории казахского народа эта проблема была решена изначально, ведь никто не будет спорить, что власть личностна и от действий его главного носителя, все и реагируют. Чтобы понять, как это происходило, необходимо посмотреть на процедуру избрания хана. На выборы хана, поскольку об этом заранее оповещались все казахские роды, съезжались представители всех родов и приехать также могли все желающие. Мужчины должны были быть при оружии, чтобы иметь право голоса. После молитвы перед людьми выступал уважаемый аксакал, затем слово брали кандидаты в ханы. Выступали сторонники и противники, каждый имел право сказать слово. Этот процесс назывался хан сайлау. После того, как определялись с кандидатурой хана, давалась характеристика качеств хана, и положительных, и отрицательных, то есть были и хвалебные и критические выступления.  Ритуал поднятия хана  на белой кошме (хан котеру) назначали на пятницу. На холме стелили белую кошму, двое уважаемых аксакалов сажали хана на кошму лицом к Мекке. После этого четверо из уважаемых султанов, биев, баев, батыров три раза поднимали хана на кошме над головой. Затем хан объявлялся избранным и его повторно поднимали на кошме сторонники, соратники и аксакалы. С хана снимали верхнюю одежду и разрезали на куски и раздавали. Одевали специально сшитый белый халат и головной убор. Скот хана делили между собой все присутствующие – это обряд хан саркыт. Хан не мог иметь своего имущества, чтобы не обременять мысли заботами о своём благополучии и богатстве (как известно, тогда основные активы - это скот). Если хан не оправдывал надежды народа и угнетал своих подданных, то его низлагали так же, как и выбрали решением собрания родов. У хана отбирали всё имущество, выданное для содержания (бюджет), если хан сопротивлялся и при этом пострадали люди, он платил выкуп. Если пострадали его толенгуты, выкуп не выплачивался. Почему бы не лишать содержания тех, кто обворовывал государство, а теперь получает большие пенсии? Это обряд – хан талау. Этому подвергались и баи. В истории казахского ханства был только один такой – Тахир хан, шестой по счёту хан Казахской Орды. А в современном Казахстане каждый год сажают министров, акимов и т.д. Необходимо отметить, что при уходе хана ему возвращали имущество в том количестве, которое у него было. Всё очень просто и достойно и самое главное целесообразно и умно.
     У казахского ханства был двадцать один единый хан, поднятый на белой кошме всеми родами, всех трёх жузов. Последний из них легендарный Кенесары Касымов – национальный герой народа. После  гибели Кенесары Касымова в 1847 году у казахов произойдёт окончательное разделение  на три  жуза – Старший, Средний, Младший, и у каждого будет свой хан, но это отдельная история. А первые, кто провозгласил создание Казахской Орды Керей и Аз-Жанибек  были потомками сына Чингисхана Джучи (Жошы) хана. Таким образом, за период с 1456 года по 1847 год Казахское ханство управлялось потомками Чингисхана, и только один из них Тахир был изгнан народом. Список казахских ханов выглядит таким образом Керей – Аз Жанибек – Бурундук – Касым – Мамаш – Таир – Буйдаш – Тугум – Ахмат – Хакназар – Шигай –Таукель – Есим – Жанибек – Салкам Жангир – Батыр – Тауке – Кайып –Болат – Абылай –Кенесары.  Чингизиды правили и после вхождения Казахского ханства в состав царской России. Более того, в 1800 году появилась ещё одна Внутренняя (Букеевская) Орда, созданная решением царской администрации по просьбе сына Нуралы хана Бокея, в которой были свои правители, и находилась она на территории Астраханской области. Было на территории Рязанской области и автономное Касимовское ханство, где правителями были и казахские султаны. Казахское ханство было правопреемником тех народов и государств, которые жили и создавали кочевые народы на нашей территории: в первом тысячелетии до нашей эры это были скифо-сарматская цивилизация, затем великая гуннская держава, затем тюркские каганаты, затем империя Чингисхана, улыс Джучи – Золотая Орда и затем Казахские ханства. Эти тысячелетия, вековые связи невозможно истребить, предать забвению или с «научной», кому-то угодной, точки зрения признать монгольскими, не имеющими отношения к казахам. Эта геополитическая ложь до сих пор не исправлена, хотя истинная наука давно уже всё доказала, просто в академических кабинетах наших стран сидят диссертанты, получавшие звания и степени и издававшие сотни книг по «монгольским» лекалам истории. Но самое ужасное в том, что мы покорно приняли то, что нас столетиями показывали в невыгодном свете, мы приняли навязанные нам правила игры, более того, среди нас много тех, кто до сих пор является главными апологетами этих ложных теорий и псевдонаучных воззрений. Не пора ли взглянуть правде в глаза и честно ответить самому себе на простые вопросы и перестать поддерживать историческую конструкцию, основанную на лжи, и вернуть себе великих предков. Ведь их потомки сформировали наш этнос и назвали нас казахами, это они создали Казахскую Орду и верили, что потомки не растеряют их наследие. А их наследие - это не только земли, это вера, это культура и традиции, это характер и дух. Это государство, где во власти были достойные, отдававшие жизнь служению Родине!


Рецензии
Мне 71 год...Впервые недавно узнал о восстании последнего хана в 1943 году...
Сделал о нем сообщение на своей страничке...
У Вас прекрасный литературный
стиль...
Удачи Вам..!
Свободы!!

Виталий Нейман   05.04.2024 08:03     Заявить о нарушении
Армейский друг мой Ахилбаев Булат из города Мерке...
Служили в 71-73 год...
Ау?..
Эхо...Нет и эха...
Теперь не встретиться...

Виталий Нейман   05.04.2024 08:06   Заявить о нарушении
Спасибо Вам за Ваши благородные чувства. Очень признателен. И Вам удачи и здоровья.

Руслан Тастыбаев   07.04.2024 13:28   Заявить о нарушении