Герои-пассионарии у А. Грина и Н. Гумилева

Герои-пассионарии в творчестве А.С. Грина и Н.С. Гумилева

Пассионарность – свойство человеческой личности, описанное в своих научных трудах выдающимся историком и философом Л.Н. Гумилевым. Пассионарность понималась Л.Н. Гумилевым как особое свойство человеческой личности, выражающееся в стремлении к неким ценностям, пусть даже иллюзорным – к славе, искусствам, путешествиям, подвигам, познанию и проч. Это стремление приводит к тому, что человек теряет чувство самосохранения, служит некой идее вопреки всему. «Солнце духа», о котором писал Н.С. Гумилев, доминирует над слабой человеческой плотью.
Лев Николаевич Гумилев вспоминал: «… У меня возникла мысль  о мотивации человеческих поступков в истории. Почему Александр Македонский шел в Индию и Среднюю Азию, хотя  явно там удержаться не мог и грабить  эти земли не мог, не мог доставить награбленное обратно к себе, в Македонию, и вдруг мне пришло в голову, что его что-то толкало, что было внутри  него. Я  назвал это «пассионарность». Я выскочил из-под лавки, побежал по камере. Вижу, на меня смотрят, как на сумасшедшего, и залез обратно. Так мне открылось, что у человека есть особый импульс, называемый пассионарностью…» (1).
Когда Л.Н. Гумилев сидел в «Крестах», то «раздумья  о научных проблемах были предпочтительнее  мыслей о личных обстоятельствах» (2).  Впоследствии ученый вспоминал: «Луч света проходил через маленькое окошко и падал  на цементный пол. Свет проникал даже в тюрьму. Значит, - подумал я, -  и в истории движение происходит  благодаря какой-то форме энергии» (3).
«Люди, как природные живые образования, создают вокруг себя реально очерченное поле со свойственными ему ритмичными колебаниями разной частоты» (4), - пишет А.И. Чистобаев. Такое поле Л.Н. Гумилев называл пассионарным (пассионарностью, от лат. passion – страсть).
Многие герои произведений Н.С. Гумилева и А.С. Грина – пассионарии. Прежде всего, пассионариями можно назвать гумилевских и гриновских капитанов. Кто такие капитаны, по Грину? Это не просто люди, управляющие кораблем и командой, это рыцари «причудливых идей», обладающие властью над стихией.
Именно такое понимание судьбоносной роли капитанов в истории сформировалось у одного из любимых героев А.С. Грина – Грэя: «В этом мире, естественно возвышалась над всем фигура капитана. Он был судьбой, душой и разумом корабля. (…) Он обладал в глазах подчиненных магическим знанием, благодаря которому уверенно шел, скажем, из Лиссабона в Шанхай, по необозримым пространствам. (…) Эта власть замкнутостью и полнотой равнялась власти Орфея» (5).
В данном контексте отнюдь не случайным является упоминание о «магическом знании», которым обладает капитан, а также сравнение капитана с Орфеем, богоподобным певцом из древнегреческой мифологии. Орфей принимал участие в походе на корабле «Арго» за золотым руном: своим чудесным пением и игрой на форминге он успокаивал бушующие волны и, тем самым, помогал аргонавтом достичь цели, берегов Колхиды. Волшебной музыкой Орфея был зачарован даже злой пес Цербер, охранявший подземный мир, а вместе с ним и владыки подземного мира – Аид и Персефона.
Капитан, которым мечтает стать и становится Грэй, - это сильная, яркая, пассионарная личность, заклинающая хаос, подобно тому, как Орфей заклинал камни и диких животных (и самого пса Цербера, грозного стража подземного мира!). Капитан, по Грину, сродни гумилевскому «колдовскому ребенку» из стихотворения «Память», который словом останавливал дождь. Капитаны у Грина обладают магической властью слова  воли.
В одноименном поэтическом цикле Н.С. Гумилева капитаны – это не только мореплаватели, но и заклинатели стихии и хаоса. Это «паладины Зеленого Храма», т.е. рыцари некой идеи, те, кто дерзает, хочет и ищет, т.е. яркие, пассионарные личности («Вы все, паладины Зеленого Храма, / Над пасмурным морем следившие румб, / Гонзальво и Кук, Лаперуз и да Гама, / Мечтатель и царь, генуэзец Колумб») (6).
Ю.В. Зобнин писал: «Учитывая, что «зеленый», лесной храм был характерен для некоторых древних эзотерических культов (например – друидических), а дифирамб изначально являлся культовым пением в честь Диониса – хтонического божества, одного из главных в пантеоне античных мистерий, то деятельность «открывателя новых земель» в понимании поэта, вероятно, не исчерпывалась поиском откровений только «географических», но простиралась далее – в монументальную «глубину» мирозданья» (7).
Подлинный капитан в «Алых парусах» А.С. Грину подобен рыцарю и поэту. Не случайно один из первых уроков юного Грэя, которого капитан Гоп взялся превратить из «щенков в капитаны» подобен некой магии: «И он стал читать – вернее, говорить и кричать – по книге древние слова моря» (8).
Гумилевские капитаны, географы, путешественники – это рыцари и поэты, и даже Христос назван «золотым рыцарем» (одноименный рассказ). При этом рыцарство понимается как некое внутреннее духовное движение. В «Алых парусах» А.С. Грина капитан назван рыцарем причудливой идеи.
В стихотворении Н.С. Гумилева «Родос» рыцари-иоанниты изображены как братство во имя Христово, как сообщество людей, не стремящихся ни к славе, ни к счастью, но верных некой идее высокого служения. Это родосское братство, как следует из стихотворения Н.С. Гумилева «Родос», находится под покровительством Девы Марии.
Странствующие и путешествующие у Грина тоже имеют некую покровительницу: это «бегущая по волнам», Фрези Грант, девушка, имеющая власть над стихией. Она легко ступает по водам, подобно тому, как ходил по бушующему морю Христос (« В четвертую же стражу ночи подошел к ним Иисус, идя по морю» (от Матфея, Глава 14, 15, 25-32). Когда Иисус входит к ученикам в лодку, сильный ветер утихает. Фрези Грант неведомым образом появляется в лодке брошенного на милость моря и волн героя и помогает ему обрести спасение и помощь. О странствующих и путешествиях молится мать капитана Артура Грэя, и эта молитва, несомненно, помогает ее сыну на его морских и земных путях.
Друд в «Блистающем мире» имеет власть над стихией воздушной, он наделен свыше даром полета. Над куполом цирка он исполняет песню, из которой присутствующие восприняли только несколько слов: «Тот путь без дороги…» («Снова было не разобрать слов, пока на паузе гула они не окончились загадочным и протяжным: «зовущий в блистающий мир») (9).
В поэтической географии Н.С. Гумилева важен не сам факт экзотического путешествия, а смысл и цель этого путешествия, духовная наполненность странствий героя. Смыслом и целью странствий в творчестве Н.С. Гумилева является святая земля – или некое земное подобие райского сада, утраченного праотцем Адамом после грехопадения, или запредельное, райское пространство.
Так, в стихотворении Н.С. Гумилева «Эзбекие» лирический герой обретает душевный мир и покой только в чудесном саду, подобном райскому: «Но этот сад, он был во всем подобен / Священным рощам молодого мира: / Там пальмы тонкие взносили ветви, / Как девушки, к которым Бог нисходит; / На холмах, словно вещие друиды, / Толпились величавые платаны, / И водопад белел во мраке, точно / Встающий на дыбы единорог» (10).
В «блистающий мир» зовет за собой Золотой рыцарь – Христос – истомленных от жажды воинов в рассказе Н.С. Гумилева «Золотой рыцарь». Золотые кресты на одеждах и доспехах рыцарей-иоаннитов из стихотворения Н.С. Гумилева «Родос» символизируют сияние и славу горнего мира.
В «блистающий мир» у А.С. Грина ведет «путь без дороги», подобный «дороге, не скажу куда», о которой писала А. Ахматова. Это путь к высшему, горнему сиянию, та «золотая дверь», которую мечтал встретить в своих странствиях Н.С. Гумилев.
Но отважиться на «путь без дороги», ведущий к постижению бытия, к высшему озарению, могут только герои-пассионарии. Это рыцари мечты, капитаны, географы, заклинатели стихий, мечтатели, поэты. Для них характерно пассионарное напряжение как особое свойство человеческой личности.
Странствие к истокам великой реки, плавание или сухопутное путешествие к неведомой благодатной земле, а также стремление достичь чудесного сада уподоблено в произведениях Н.С. Гумилева паломничеству к некой святыне. Герои произведений А.С. Грина также стремятся к неведомому, запредельному, их цель – не только покорить некое географическое пространство, но и, прежде всего, достичь внутреннего озарения и просветления.
В этом плане герои произведений А.С. Грина и Н.С. Гумилева, капитаны, рыцари, географы, путешественники, поэты – это «странники духа», паломники, стремящиеся к святыне. Духовная наполненность их странствий – несомненна. Но эта духовная наполненность достигается с помощью глубокого пассионарного напряжения.

Сноски:
1. Лавров С.Б. Лев Гумилев: судьба и идеи. М.: Айрис-пресс, 2003. С. 112.
2. Там же.
3. Там же.
4. Чистобаев А.И. Л.Н. Гумилев и его научное наследие // Дни Л.Н. Гумилева в Бежецке. Бежецкий сборник 29-30 октября 1994 г. С. 11.
5. Грин А.С. Алые паруса. Блистающий мир. Золотая цепь. Рассказы. М.: Художественная литература, 1986. С. 32.
6. Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. Т. 1. М: Воскресенье, 1998. С. 236.
7. Зобнин Ю.В. Странник духа // Н.С. Гумилев: pro et contra / Сост., вст. статья и примечания Ю.В. Зобнина. СПб.: Изд. РХГИ, 1995, С. 13.
8. Грин А.С. Алые паруса. Блистающий мир. Золотая цепь. Рассказы. М.: Художественная литература, 1986. С. 35.
9. Грин А.С. Алые паруса. Блистающий мир. Золотая цепь. Рассказы. М.: Художественная литература, 1986. С.99.
10. Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. Т. 3. М: Воскресенье, 1999. С. 162.

Литература:

Грин А.С. Алые паруса. Блистающий мир. Золотая цепь. Рассказы. М.: Художественная литература, 1986.
Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. М.: Воскресенье, 1998-2008.
Зобнин Ю.В. Странник духа // Н.С. Гумилев: pro et contra / Сост., вст. статья и примечания Ю.В. Зобнина. СПб.: Изд. РХГИ, 1995.
Лев Гумилев: судьба и идеи. Лавров С.Б. и др. М.: Айрис-пресс, 2003.
Раскина Е.Ю. Поэтическая география Н.С. Гумилева. СПб.: Алеф-Пресс, 2018.
Чистобаев А.И. Л.Н. Гумилев и его научное наследие // Дни Л.Н. Гумилева в Бежецке. Бежецкий сборник 29-30 октября 1994 г. С. 10-12.


Рецензии
Переслал в ФБ, на страницу Друзей феодосийского музея Александра Грина.

Юрий Николаевич Горбачев 2   02.04.2021 11:38     Заявить о нарушении