Самый счастливый день в жизни моей мамы

Самый счастливый день в жизни моей мамы – это был день моего рождения. К сожалению, поняла я это слишком поздно, когда мамы уже не стало.
В тот год, через одиннадцать дней после ее смерти, наступил мой день рождения. Понятно, что желания отмечать у меня ну никак не было. В то утро проснулась так резко, что поначалу и не поняла утро это или день, а может и вовсе вечер…, стояли еще январские короткие дни, было темно. Некоторое время лежала с закрытыми глазами, не шевелясь, боясь разбудить спящую рядом дочку. И вдруг меня осенило, пришла ясная мысль, что я ОБЯЗАНА отметить свой день рождения. Было какое-то непонятное осознание, что – это мой долг. Да, да, именно долг перед родителями, потому что этого дня, дня моего рождения, моя мама «…ждала десять лет», - как она всегда говорила, ведь я у нее была единственным ребенком. 
Мне вдруг стало ясно как божий день, что это даже не мой праздник, а праздник моих родителей. И я вскочила, настряпала пирожков, купила тортик, у фотографии родителей поставила свечку, посидели отметили с детьми, на душе было тяжело и легко одновременно. Тяжело от того, что совсем недавно я похоронила родителей, а легко от того, что я наконец поняла, главный праздник моих родителей.
Когда мама потеряла память,  единственное что у нее сохранилось, это как она меня рожала, больницу, врача, как пап залезал по трубе на второй этаж с цветами. И каждый день, каждый час, забывая о чем она говорила пару минут назад, снова и снова мама пересказывала тот самый день – день моего рождения. 
У моей мамы была точеная фигура и сама она была очень красивая, с большими черными глазами, светлой кожей, правильными чертами. Я всегда мечтала быть похожей на нее, но я была в папу, смуглая, с неправильными чертами, курносым носом с широкими ноздрями, удлиненным овалом лица, но мама всегда меня убеждала в том, что я самая красивая: « Смотри какая у тебя фигура, какие прямые и красивые ноги, как у папы, и ростом ты высокая в папу, и цвет глаз мои взяла». Слова мамы меня успокаивали, вселяли уверенность в себе.
Мои родители поженились по тем временам уже будучи взрослыми, после двадцати пяти лет. Папа был вторым мужем у мамы, с первым они прожили недолго. С ребенком у них не получилось, у мамы был выкидыш в двадцать лет, потом ей сказали, что она не сможет иметь детей. Для мамы это был как страшный приговор, она очень любила детей и все-таки не теряла надежды. Она мне всегда говорила: «Тебя мне Бог подарил, ты у меня выпрошенный ребенок». И вот, поженившись с отцом, они переехали в новый промышленный городок, где добывали алмазы, в город Мирный, где жили родственники отца. Папа устроился работать в продовольственный магазин, мама по состоянию здоровья сидела дома, у нее была травма головы, полученная в результате аварии еще в молодости. Помню она всегда туго завязывала голову платком из-за головных болей и всегда ходила в темных очках. В те времена в стране был дефицит продуктов, но мама рассказывала, что благодаря моему отцу, она никогда так хорошо не питалась как тогда в Мирном. Ведь она в одиннадцать лет осталась без матери, а их было шестеро детей, было тяжелое детство. «Я никогда не ела столько фруктов и овощей, мяса, сгущенки…», - вспоминала частенько мама.
И вот через пять лет их совместной жизни мама забеременела. «Это было чудо», - всегда твердила мама, радости которой не было предела. Но из-за критически высокого давления последние три месяца она провела в больнице на сохранении. Мама с такой любовью и трепетом вспоминала врачей, особенно своего врача, который так внимательно и профессионально вел, женщин, с которыми лежала, за которых переживала как за себя. Мама помнила даже их фамилии, имена. И вот наконец когда свершилось «чудо», родилась я у мамы, при выписке мой отец принес огромный букет цветов, который, как позже он сам признается, заказал одному летчику, который летал на юга, коробку шоколадных конфет, шампанское-все, как полагается.
Из всех своих дней рождений я помню как мы отмечали мое десятилетие. Был 1988 год, мы с родителями жили в двухкомнатной квартире в деревянном четырехквартирном доме, далеко от центра села, рядом с красивой природой. Папе дали эту квартиру по работе. С этим местом у меня связаны только приятные воспоминания из детства: как папа всегда меня провожал и встречал со школы, потому что училась тогда во вторую смену, как мы катались на санках с горки, на лыжах, как катались все втроем на коньках на озере, который папа специально для нас расчистил один, как мы сажали картошку, мама всегда хлопотала в огороде, разводила кур,утят, свиней, как я с мамой пешком шли из магазина с тяжелыми сумками продуктов, уставшие, но довольные, помню как родители долгие вечера коротали за чтением книг, и я в то время перечитала свои первые большие книжки как «Пеппи длинный чулок», «Волшебник изумрудного города», «Мария Стюарт» и другие.
На мое десятилетие позвали в гости всех наших соседских детей, мама организовала разные игры с призами, так что шум и гогот был слышен даже на улице. Я родилась в январе, а январские морозы в Якутии это когда -45 считается обычной температурой, но бывает столбик термометра опускается и до -55. Так что резвились мы только дома. Помню мама задолго до праздника, отстояв огромную очередь в кулинарный магазин, купила два бисквитных торта, налепила пельменей, которые стояли на террасе на морозе, компоты, конфеты - много вкусняшек стояло на столе, несмотря на дефицит того времени.
Больше всех я ждала в гости своего двоюродного брата Сашу. Он пришел в тот день помню с опозданием, когда другие мои гости уже ушли, но самое главное - пришел. Пришел он с другом, с которым то ли пришли, то ли шли на зайцев, у него были силки.  Я сидела и завороженно смотрела, как он уплетает тортик, и была так горда, что у меня есть брат, что он пришел ко мне на день рождения. Саша стал врачом,  многодетный папа, сейчас живет на Крайнем Севере, лечит людей. Сколько себя помню, он был рассудительный и  серьезный.
В детстве мой день рождения справляли каждый год в кругу семьи, а теперь я справляю самый счастливый день в жизни моей мамы в кругу своей семьи, с моими детьми, мужем и с фотографией моих родителей на столе.

Виктория Водолей


Рецензии