Полиция Российской империи. 18 век. 2 ч
Полиция Санкт-Петербурга теперь занималась ещё и уличным освещением, чисткой Невы и каналов, а также следила за погрузкой и разгрузкой речных судов. В помощь им выделяли команды заключенных из столичных тюрем. Гвардейские полки помогали полиции тушить пожары, а драгунская полурота – патрулировать улицы.
Полицмейстеры периодически устраивали облавы на нищих. Старых и немощных отправляли в монастыри и богадельни, а молодых и здоровых – в солдаты или на стройки.
В обязанности полиции входили борьба с пьянством, объявления на площадях о найденных ценных вещах, которые приносили горожане, а также караулы по берегам Большой и Малой Невы весной и осенью в целях «непропуска людей» на тонкий лёд.
В царствование Елизаветы Петровны произошли более серьёзные изменения. В мае 1742 года генерал-полицмейстером назначается А.Д.Татищев, произведенный в генерал-поручики, а его должность императрица переводит из пятого в третий класс по Табели о рангах, т.е. выше президентов коллегий, состоявших в четвертом классе. По современным меркам генерал-майор становится генерал-полковником. В 1743 Елизавета Петровна возвращает Антона Девиера.
Вскоре Главная полицмейстерская канцелярия руководит всеми полицмейстерскими конторами всех городов, где, конечно, они существовали. Тем самым обеспечивается централизованное управление.
А в 1746 году именным указом Елизавета Петровна выводит генерал-полицмейстера и всю канцелярию из подчинения Сенату и объявляет «непосредственное ведение ея Императорского Величества». Все жалобы на полицию, обвинения «в каких обидах и взятках», должны были направляться генерал-полицмейстеру. На него же жаловаться можно было только Императрице. Возможно, благодаря таким нововведениям, царствование Елизаветы I прошло относительно спокойно.
Интересный факт: в мае 1759 года Главной Полицмейстерской канцелярии в постоянное подчинение передали две роты драгун для предотвращения грабежей и разбоев на дороге между Санкт-Петербургом и Москвой. «Переменять» их нужно было каждые четыре месяца.
После смерти Елизаветы взошедший на престол Пётр III также начал с реформ в полицмейстерстве. Он поднимает в чине московского обер-полицмейстера до генерал-полицмейстера, оставляя его подчиненность Петербургскому. Генерал-полицмейстер ставится под управление Сената, «как все коллегии и канцелярии». Одновременно в других городах упраздняются полицмейстеры, а городские полиции подчиняются губернским, провинциальным и воеводским канцеляриям. На местах, конечно, мало, что меняется. Несмотря на благие намерения, существенно улучшить работу полиции, условия и качество жизни новый император не успевает. Ведь процарствовал он чуть более полугода.
В благородном порыве и по доброте душевной Пётр III ликвидирует известную своими пытками Тайную канцелярию, что, возможно, приводит к скорому и трагичному концу и его жизни. Оставшаяся «родная» полиция, призванная заниматься криминалом и раскрытием заговоров, не помогла, а предала императора своим умышленным бездействием.
Как известно из знаменитых «Записок» А.Т.Болотова, полиция во главе с генерал-полицмейстером бароном Корфом, прекрасно знала о заговоре в пользу Екатерины и готовящемся перевороте. Вместо того, чтобы предотвратить свержение и убийство Петра III, начальник и подчиненные принялись устраивать свои судьбы. Барон Корф отдалился от Петра и всеми способами «прислуживал и подольщался» Екатерине, офицеры забросили свои служебные обязанности и пытались остаться в стороне. Болотов (правая рука барона) умудрился получить отпускное свидетельство и удрать из Петербурга за несколько дней до переворота.
Свергнув супруга, мудрая и дальновидная Екатерина сразу же восстановила Тайную канцелярию, изменив название на Тайную экспедицию. Но, как и прежде, главными задачами данного органа остались политический сыск и разоблачение заговоров.
Используя знания, полученные из модных тогда сочинений французских философов, Екатерина II серьезно занялась реформированием полиции.
Сначала были увеличены штаты сотрудников полицейских канцелярий в Санкт-Петербурге и Москве, а из ведения изъяты следственно-розыскные и судебные функции. Розыскную экспедицию вывели в самостоятельное учреждение – Юстиц-коллегию, которая подчинялась Министерству юстиции.
Сенат разделили на шесть департаментов, третий из которых должен был контролировать все полицейские органы страны.
Как и Пётр I, Екатерина II лично написала устав для полицмейстерской службы - «Наказ Главной полиции». Получилось ассорти благих намерений и деловых наставлений.
Большое внимание уделялось набору руководящего состава полиции. Эти люди должны были происходить из знатных фамилий, «освобождены от всяких недостатков, дабы могли избежать того, что может повредить чистоте их совести», т.е. располагать достаточными средствами, чтобы избегать соблазнов в виде взяток и казнокрадства.
Через несколько лет (в апреле 1782 года) Екатериной II будет утверждён «Устав благочиния, или полицейский», согласно которому создавался новый городской административно-полицейский орган — Управа благочиния или полицейская. В нём же излагались требования, предъявляемые служащим полиции:
«1. Здравый рассудок. 2. Добрая воля в отправлении порученного. 3. Человеколюбие. 4. Верность службе императорского величества. 5. Усердие к общему добру. 6. Радение к должности. 7. Честность и бескорыстие. Полицейские предупреждались о недопустимости получения взяток, которые «ослепляют глаза и развращают ум и сердце, устам же налагают узду».
При Екатерине II, наконец-то, создаётся сельская полиция. В деревнях и сёлах крестьянами теперь выбирались сотские и десятские, обязанные «смотрение иметь и разведывать в селении и близ него против воров, разбойников, злоразгласителей, беглых». В 1774 году Екатерина лично написала «Инструкцию сотскому со товарищи», которую сотские, десятские должны были знать наизусть. Для этого им читали инструкцию вслух священники. После принятия присяги крепостных сотских и десятских их помещики не имели права привлекать к сельским работам. Они отвечали не только за общественный порядок и предотвращение преступлений, но и за санитарный надзор и противопожарную безопасность.
Для проведения реформы местных органов управления в 1775 году Екатерина II издаёт Манифест «Учреждения по управлению губерний Российской Империи», согласно которому была создана 41 губерния (вместо 25-ти), в каждой из которой было несколько уездов. К концу жизни Екатерины II в стране было уже 50 губерний и 493 уезда. При создании новых губерний учитывалось количество населения, наличие жизненно важных ресурсов и числа дворян, способных занять руководящие должности.
В каждом уезде образовывали новый административно-полицейский орган, получивший название «нижний земский суд». Он состоял из нескольких дворян и руководителя - «земского исправника», называвшегося также капитан-исправником. Все они подчинялись местному губернатору.
Функции нового органа были также обширны: обеспечение порядка и благочиния, исполнение решения вышестоящих властей и решения суда, проведение предварительного следствия по уголовным делам. Капитан-исправник был обязан отвечать за состояние дорог и мостов, пожарную безопасность и борьбу с эпидемиями в уезде. Он должен был поощрять людей к «трудолюбию, добронравию и порядочному житью», и имел право принимать меры против «расточителей собственного своего имения, и порочащих дворянское звание». Тем самым власти пытались обеспечивать и поддерживать спокойствие на местах.
Преобразования коснулись и городской полиции. С утверждением «Управы благочиния, или полицейской» были отменены должности полицмейстеров. Управу в городах (кроме Петербурга и Москвы) возглавлял городничий, который подчинялся губернскому правлению. Кроме многочисленных обязанностей, городничему предписывалось оставаться на своём посту при любой опасности, грозившей городу. Если на должность городничего назначали не дворянина, он автоматически получал потомственное дворянство.
Тогда же было введено новое административно-территориальное деление городов. Населенные пункты разделялись на части, и в каждую входило от 200 до 700 дворов. Во главе ставились частные приставы, при каждом из которых состояли по два «градских сержанта», а в больших городах – целые полицейские команды. Каждая часть делилась на кварталы (по 50-100 дворов), их возглавляли квартальные надзиратели, которые подчинялись приставу. В свою очередь надзирателям подчинялись квартальные поручики (или сторожа), а тем – рядовые полицейские (или будочники).
После довольно длительного и успешного правления Екатерины Великой (с 1762 по 1796 год) на престол вступает её сын – Павел I, человек порядка и дисциплины.
Естественно и он начинает заниматься преобразованиями полиции. Павел I упраздняет Управу благочиния и передаёт её полицейские функции полицмейстерам в губернских городах, и городничим – в уездных, а судебные функции – судам. При нём проводится окончательное разграничение полиции и армии.
Для полицейских вводятся специальные жетоны, указывающие их должность.
Тщательно исследовав ситуации с «недораскрытием» преступлений, Павел наказывает отсылать в губернскую судебную палату все материалы по нераскрытым уголовным делам и досконально проверять их под личным контролем губернатора.
Также он возложил материальную ответственность при хищениях, кражах казенного имущества, и нападениях на почту, на губернаторов, полицмейстеров и городничих. Это возымело действенный эффект.
Еще одна эффективная мера: теперь губернаторы должны были лично подбирать офицеров и чиновников для службы в полиции, и отвечать за каждого.
К сожалению, Павел I царствовал не долго, был несправедливо оклеветан, и в марте 1801 года убит заговорщиками. Как ни странно и ни прискорбно, но не последнюю роль в убийстве императора сыграла Петербургская полиция.
Свидетельство о публикации №221012701809
Почему ничего не сказано про восстание Пугачёва и про Радищева?
Карагачин 15.05.2024 08:35 Заявить о нарушении
"Почему ничего не сказано про восстание Пугачёва и про Радищева?"-
Когда писала о Полиции 18 века, верила, что именно Вы лучше расскажите
про Пугачева и Радищева.
С уважением и надеждой,
Лана Сиена 15.05.2024 22:27 Заявить о нарушении