Глава 2. Маленькая хозяюшка
- Чилля!
-Рановато ещё.
- Но жара нестерпимая, уже 45!
- И до 55 может дойти!
-Всё это ничего — переживём, но тиф не щадит ни старого, ни малого.
- Да, говорят, больница переполнена.
Флёра знала, что чилля — это самое жаркое время в Узбекистане, и дождей почти не бывает. Работы на полях проводились или ранним утром , или поздним вечером. Все спасались зелёным чаем, мама строго говорила, что без платков на улицу не выходить. Но, что это за непонятное слово «тиф», которое было произнесено соседкой тихо и со страхом, она узнает позже.
Флёра была пятым ребёнком в нашей многодетной семье. На неё нельзя было смотреть без умиления и восхищения. Даже случайный прохожий не мог пройти, не улыбнувшись и не угостив её чем-нибудь. Девушки-соседки просили погулять с ней немного. Одна соседка, жена полковника, умоляла, просила Флёру себе в семью, как не придёт причитает:
- Ты же снова на сносях, везёт же тебе, седьмого родишь, а у меня никогда не будет детей! Все дети у вас умные и красивые, но мне Флёра полюбилась уж очень.
- Нам с мужем очень дороги все наши дети! Мы их любим всех одинаково! - очень строго ей ответила наша мама, а потом уже мягче посоветовала :
- Проси у Аллаха, или возьмите из детдома, каждый ребёнок хочет жить с мамой и папой.
В большой семье каждый ребёнок чувствует себя членом
коллектива, где есть свои традиции, свои правила поведения, общения, гигиены. И это всё формируют, прививают своим детям родители. Но дети все разные, и подход к ним разный. Не знаю какой был подход к Флёре, но владела она такой способностью, как наблюдательность, понимание происходящего без лишних слов, аккуратность во всём и всё выполнять не просто хорошо, а безупречно.
Ей нравилось, когда два брата и две сестры приходили из школы - становилось шумно и весело, а потом тишина — они делали уроки. Каким-то образом она узнала буквы, научилась читать в шесть лет, а может и раньше. Ей тоже хотелось делать уроки, поэтому писала буквы, цифры. Как-то сама вникала во всё.
Вот ещё одно непонятное слово услышала она вдруг, когда отец раньше обычного пришёл с работы.
- Война! - тихо сказал папа,
- Война?- повторила мама,
-Война, война, - словно эхо повторили братья.
Флёра поняла, что это слово тоже ,как тиф, а может ещё страшнее.
После объявления войны горе-печаль, тревога за родных и близких разлилась повсюду: в земле, в воздухе, в палящем солнце. Даже маленьким детям передавалось это состояние.
Беда не спрашивает возраста, у войны нет детства. Четыре года, 1418 дней и ночей Флёра со своими старшими братьями и сёстрами и даже с трёхлетним Ильгизом, и с новорожденной Зией будет познавать и понимать это новое, страшное слово «война».
Всех мужчин города Шурчи и нашего папу скорый поезд под
мерный и нудный стук колёс своих увозил далеко - далеко на войну.
Мама вышла на работу, так как не было мужчин охранять хлопок, который разворовывался… «Белое золото» ценным сырьём было для изготовления ткани, марли, ваты. «Всё для фронта!» - это понимали даже дети. Старшие Галия и Анас уходили на работу, Сария с Атласом - в школу, а Флёра оставалась дома, её все называли шутливо, но с почтением хозяюшкой.
Ей стало страшновато - одна с малышами: Ильгизу три годика и Зие семь месяцев.
Конечно, все ждали маму, но она прибегала только два раза покормить малышку грудью. Заслышав её торопливые шаги, дети с радостными возгласами встречали её, а малышка ( такая была шустренькая) тоже с радостью бегом ползла к матери - и сразу же у неё на руках. Когда мама устраивалась кормить Зию, Ильгиз тут же пристраивался сбоку к матери, и маленькая хозяюшка тоже подсаживалась с другой стороны, снова, чтоб чуть-чуть почувствовать себя тоже любимым ребёнком.
Светом материнской любви освещается всё пространство, становится так хорошо! Малыши, разомлев от материнского тепла засыпают.
- Хозяюшка моя, тоже отдохни, - говорит мама ласково,- скоро АтлАс и Сария придут из школы, Анас и Галия - с работы вечером, а я ещё раз приду покормить Зию.
- Хорошо, мама, я и не устала.
Ей понравилось, как мама назвала её, а малыши тоже признали её хозяйкой, потому что целыми днями она с ними возится: и кормит их кашей, и умывает, и переодевает, и спать укладывает. За Ильгизом тоже глаз да глаз нужен. Приходилось что-то интересное придумывать, чтобы не убегал на улицу. Старалась делать всё так, как учила её мама, иногда говорила строгим маминым голосом на расшалившегося братишку.
Скоро Сария и Атлас придут из школы. Флёра с радостью ожидала этого момента, потому что дома становилось уютнее, оживлённее. Сария сооружала нехитрый обед, Атлас деловито сообщал о делах по хозяйству, брал с собой Ильгиза - «помощника», Флёра могла погулять тоже с «помощницей» Зией, пока сестра делала уборку в доме и во дворе.
Малыши спят, Флёра выбежала во двор, просто подышать этим знойным воздухом, прищурившись от яркого солнца, разглядывать учеников, возвращающихся из школы, а потом найти среди них Сарию и Атласа , побежать навстречу. Но сегодня почему-то подруга сестры шла одна. Не дожидаясь, когда она подойдёт ближе, Флёра нетерпеливо крикнула :
- А где Сария?
- У неё температура! Увезли в больницу! Тиф! - тоже громко ответила Фатима.
Флёра хотела ещё что-то спросить, но плачь проснувшейся сестрёнки вернул её в своё деловое пространство. За ней просыпается Ильгиз, тоже начинает голосить без всяких видимых причин, просто в знак солидарности с Зией. У хозяюшки сначала навернулись слёзы, а потом хлынули в два ручья, безудержно и горько:
- Это страшное слово »тиф»!
- Мама! Она только вечером придёт с работы.
- Папа! Самый - самый сильный на свете! Когда закончится эта война?
-Атлас! Почему не идёшь домой? Может он стоит в очереди за хлебом?
-Сария заболела!
Свидетельство о публикации №221012701908
С уважением,
Роза Исеева 15.02.2021 16:12 Заявить о нарушении
Фания Мингазова 15.02.2021 14:56 Заявить о нарушении