30. Игорь Клебанов - Работа оператора кино

Цикл лекций педагогов ВКСР и ВГИК. 28.10.2002
Игорь Семенович  Клебанов. Президент гильдии кинооператоров. "Тасс полномочен заявить"

Я - оператор игрового кино. С 14 лет - на киностудии Горького. Был фотолаборантом. Делал фоторекламу. Фотограф на фильме. Поступил во ВГИК, проф. Косматов. Практику творческую (ассистент оператора) провёл на фильме "Не самый удачный день" (Дунечка) Никиты Михалкова 1965 год. Михалков играл главную роль, а я следил за фокусом. Я показал Михалкову свои работы и с ним делал все его работы - диплом. Его диплом запретили показывать, и Михалков ушёл в армию. Позже он сделал второй дипломный фильм о войне.

Я вернулся на Мосфильм. По сценарию Тополя (уехал позже) у режиссёра Рогового я был оператором. Дружил с Семеновым (Петровка 38, ...). Пришла перестройка. Многие отказывались от новых работ, а я - нет. Реклама, документальное кино... В 1989 г. мы набрали во ВГИК экспериментальную мастерскую - объединённая мастерская режиссёров и операторов кино-видео фильмов . Это было новшество.  Все возмутились. Только-только появилась хорошая аппаратура, плёнка... и какая-то магнитная лента.
 
Через 1,5 года провели специализацию и получили 9 режиссёров и 5 операторов. Все нашли свои ниши. Сегодня за ними 80 % рынка рекламы. Макаров - журналист пришёл ко мне (биолог) за операторами в программу "Матадор". Снимали моды, корриду, кинофестивали Каннские... И зритель бежал к ним - "Небо в алмазах".
Когда-то я затребовал поливочную машину для мытья асфальта - он становится черным, ёмким, иногда даже в кадре. "Погоня" - дали Волгу и велели пользоваться за городом. А мне нужно в центре.

В 2001 году я снял "Займёмся любовью" с Евстигнеевым. "Юнона и Авось" с Захаровым. В перерыве - Тату "Нас не догонят" на 30 минут.

Наша гильдия операторов кино в Союзе кинематографистов создалась 12 лет назад. Придумали типовой контракт для работы оператора. Первым президентом был Княжинский.

27-го вы, студенты, встретитесь с Витторио Стораро ("Последний император", "Гойя", "От всей души"). Я с ним знаком с 1979 г. по фильму "Пётр Великий". Перед встречей с ним мы искали по представительствам фильм "Апокалипсис". Он - замечательный оператор. Самое интересное у него то, что он первый придумал "динамический свет" - установка с реостатами. Для высвечивания актёра. У нас в кино нет режиссёра изображения. Он не стоит у камеры. Для этого есть "камермэн". Стораро не стоит у камеры, а манипулирует светом.

За камерой я тоже видел больше, всю площадку, помогал режиссёру строить мизансцены. А операторы терзают меня вопросом как выбрать фокус.
Пример: Сергей Соловьёв. Есть хрестоматийные пары советского кино режиссёр - оператор: Козинцев - Трауберг. Успех фильма создавали и операторы. А нынешние режисёры меняют оператора очень часто.  Я лично снимаю часто с одним. “Дебют” Янковского с Аграновичем, "Приходи на меня посмотреть".

Вопрос: Проблематика отношений оператора с режиссёром.
Тарковский не понимал пластики изображения и просил оператора - сними красиво. Потом набрался изобразительной культуры.
Проблема: режиссёр не может сформулировать задачу. Не может выбрать план... говорит, например, "зачем снял так обще". Есть режиссёры актёрского направления. Говорят - чтобы было видно, чтобы я не вываливался из кадра. Сними крупно как я цепляюсь за ножку стула. Пример - Райзман. Его не волнует твоё движение камерой. Гений - Сергей Урусевский "Летят журавли" (разберём) работал с Григорием Чухраем ("41-й").

Я сейчас приехал с фестиваля "Киношок"...
Итак, о тандеме режиссёр-оператор. За рубежом оператор приходит в фильм за неделю. У нас - за год. Вместе проходят все периоды. На подготовительном пишут режиссёрский сценарий. Смотрим натуру, мизансцены. Режиссёр советуется с оператором по поводу актёров.
Штрейкбрехеры-операторы снимают картины за рубль. А гильдия - за минимум.

Авторское право. В российском законодательстве автором фильма является кинодраматург, композитор, кинорежиссёр-постановщик. Остальные участники фильма - смежные права. В Польше и кое-где ещё - не так. Мы направили в Думу проект закона. Вообще же кино сильно коллективным творчеством - работой нескольких смежных творческих профессии. 

В 1996 году мы сняли "Научная секция пилотов".  Потом клип на песню "Я остаюсь чтобы жить" с использованием кадров из фильма. Продюсер возразил. Позже мы всё же сделали на 4.20  (130 метров). Потом перевели на Бетакам. Просмотрели в ТВ.

Сколько планов в картине? Очень много и все разные - 210. Клип отдал на конкурс рекламы. Но конкурс был для своих. Для рекламы по 10 - 15 планов. Бац - и премия.

Профессия кинооператора - уникальна и основополагающая. ВГИК имеет имя Герасимова. Педагог уникальный. “Мастерство кинорежиссуры" - его книга. Он пишет: "Оператор - соратник режиссёра, художник световой записи, знающий живописные законы ...".

Ромм : "Изобразительный строй картины решается в плёнке и тот кто строит кадр и стоит у объектива, решает изобразительное содержание фильма".

Личность - это лидер. Это удел режиссёра. У него - талант (хотя и не всегда). Если режиссёр не лидер, то это место занимает актёр или оператор.

Кинопроизводство - это и искусство, и фабрика. Мы работаем на стыке.
В кадре нужно и вложить изображение и чувство. Оператор создаёт стилистику картины. Оператор находит нужную интонацию. Камера (говорят) любит, негодует... Как у Горького: "Море смеялось"... Как это снять?

О композиции кадра. Она слагается из монтажа света, камеры, ракурса, точки съёмки. Даёт перспективу воздушную, диагональную. В павильоне бывают тюли, дымы. На натуре - пиротехники (для создания воздушной или линейной перспективы). Здесь правильно следует подобрать оптику. Для каждого плана своя оптика - коротко или длинно фокусные. Переменный фокус - это трансфокатор. После войны любили трансфокатор. Но на самом деле механику наезда - отъезда нужно скрывать.

Покажу свои документальные работы. Американские журналисты делали "добрые вести из России". Я снял с ними 5 сюжетов (по 50 секунд - очень сложно). Молодёжь - от 15 лет. Потом мы сняли "Янки Сталина".

"Монгол" - кличка. Снимал я один день. На Арбате, у него дома. Создаётся "коллаж" - говорит Монгол. И я нужным образом снял. Подвал был ужасный. Но я завесил его плёнками парниковыми, осветил, пустил дымы  и, тем самым, организовал пространство. Нельзя было просто на лавочке... мол расскажите... Денег не было. Они были истрачены на расселение американцев. Снимали на камеру Бетакам. Качество зависит от количества линий разрешения. Бетакам - 650, цифровой - 750, мини-диви - 450. Клип о хип хопе (танцы). Съёмки велись камерой, установленной на круговые рельсы.

Просмотр: фильм-портрет о выпускнице студии Зайцева. На крыше... в помещении… мгновенный наезд... краткий афористичный репортаж. Рассказ героини, её идея - красота спасёт мир (!). Снимали без всякой раскадровки. Лица и профессии выбирали американцы, по фото. Финансировали американцы.

Третий клип. О милиционере на лошади. В Коломенском у парка победы в тире милицейском. Поставил фильтр и она оказалась в синем. Зал у метро Аэропорт. Говорит кратко. Концовка - "хочу в отпуск". Всего снято около 1,5 часов. В первом фильме с танцами - больше.

Клип о волейболе. Девушка в сборной России, ей 16 лет. Она из Устилима. Ездили к ней. Она в школьном зале. Дома делает пельмени, все едят. Соревнования. Американцы просили кошечку, а я - бежит по мосту. Съёмки - два дня. Я входил даже в раздевалку. Там проигравшие, мат.

О пианисте молодом, победителе конкурса Чайковского. Кадры на Байкале. Рубит дрова, купается в озере, парится в бане, на рыбалке, у пианино, вручение премии на конкурсе. В бане вместо пара - пиротехнический дым при средней температуре.

Музыка на всех сюжетах одинаковая- её писали специально и отдельно. Монтаж шёл без музыки. Потом чуть поправили. Предполагался ритм. Задача - как много больше информации.
Я придумывал план с панорамой вместе с режиссёром. Если план длинный (камера сопровождает актёра (25 метров - 50 секунд), то почему это не вписывается в фильм? При монтаже режется частичка, потом перебивка крупным планом, потом ещё частичка - всего кусочков может быть много. А замысел был - панорама. И в корзину.

На короткие клипы под сценарный план снимается то и это - ведь заранее нельзя знать, что там будет происходить в жизни. Но короткая реклама - всё прописывается, делается графическая аппликация.

Взрыв. Эпизод нужно было продлить. Укрупнения снимались на зелёном фоне, ровно освещённом. Со стремянки бросают детали. Теперь я понимаю мощность взрыва. Могу рассчитать.
Раскадровки были по клипам. Причём, подробные. Например, школьного туалета. Карусели. Героиня, наблюдающая.

        Пять приёмов съёмки. Обратная съёмка.Самый распространённый приём съёмки - панорамирование. Из технического приёма часто превращается в импрессию - со смазки выскочить на объект или с объекта уйти на смазку. Приём кажется лёгкий. Камера при этом следит за актёром. Но сложно, когда снимаем природу. Скорость камеры при этом зависит от удалённости и фокусного расстояния объектива. Если оператор не угадал скорость панорамирования, то она будет или очень быстрой и даёт эффект стробоскопа или вялой. Приём применяется  как ввод в картину или в эпизод. Особенно в начале фильма.
Пример - "маленькая Вера". В начале фильма из-за неопытности оператора было плохо. Кроме того, вначале - чёрный бархат - из-за плохой проявки (или недодержки?).
Иногда картину специально "портят" после съёмки, чтобы усилить некоторые ошибки оператора и попытаться превратить это в приём. (Восемь с половиной долларов). Картина снималась долго. Первый оператор снял половину фильма, ушёл. Пришёл другой, вернулся первый...

ДИНАМИЧЕСКИЕ  ПРИЁМЫ СЪЁМКИ
Нужна для создания динамики в кадре. Применяется операторская тележка на 4 - 8 колёсах и с одним или двумя ходами - резиновом (на дутиках) и на рельсах - прямых или поворотных.
Длинные проходы актёров не всегда удобно снимать с рельсов. Профессиональные актёры идут у рельсов нормально, а не очень - запинаются. На дутиках едешь - заглядываешь актёру в глаза.
Есть тележки на 180 см. с гидравлической стрелой. Популярна тележка "Эспейс" (одно кресло), "Супер эспейс" (два кресла). Аренда в смену стоит 140-200 долларов. Есть операторские краны на 10 -11 метров.  До 8 метров - два кресла (второе - для фокусмена). Строительная люлька - плохо. Она дрожит в момент старта и стопа. "Займёмся любовью", "Брат и Брат 2". - одна из немногих окупившихся. Продюсер - Игорь Толстунов, Эрнст, Аганесян, Денис Евстигнеев. Начало фильма снималось с крана - монтировался 3 часа. Стоило 1700 $.
Снимаем с машины... вертолёта. Главное - погасить вибрацию. Это сделано у кресла пилота. Есть гироскопы... есть приспособление на присосках для закрепления камеры на крыше машины, на боку...

СТЭДИКАМ
Это тяжёлое (45 кг.) техническое приспособление, вешается на оператора, ставится камера и оператор снимает на ходу идущих актёров. При этом при съёмке на разных высотах (бежим по лестнице, по оврагам...) изображение стабилизируется - стоит как вкопанное.
Клип "Нас не догонят") снят с крана, с операторской машины... управление джойстиком, меняя длину стрелы. До 10 метров - как с вертолёта. Чем выше стрела, тем выше скорость машины. Но если нет помех, можно чуть выше. В клипе бензовоз украли. Камера приближается к колёсам и капли на объектив не попали. Это обеспечило устройство - каплесдуватель. Это палочка, вращается у объектива со скоростью 3200 оборотов в минуту.
Эксперименты на площадке вести нельзя, а я не проверил устройство, боялся мигания.

Съёмка с машины.
Существует операторская машина. Раньше они были на базе ЗИЛ 117 (В фильме “Тасс уполномочен заявить” - проезд от Кремля до КГБ. Длинный план шёл 2 минуты. Машина тяжёлая, устойчивая). Сейчас - на машинах "Шевроле".
"Лихтваген" - походная электростанция.

ПОДРУЧНЫЕ  СРЕДСТВА
Их придумывают операторы сами, чтобы снять какой-нибудь трюк. Таких средств очень много. Фильм "Офицеры" - Вася Лановой бежит по крыше, внизу бегут рельсы, стрелки. Оператор лёг на площадке паровоза, взял авоську и пару верёвок, опустил камеру пониже в авоське и снимал...
На ученьях иногда море горит. Сделали квадрат 10*10 и пиротехники поджигают. Солдаты прыгают в огонь. Горит верхний слой воды. Хотели снять субъективный план - как все это видит участник учений.

САМЫЙ  РАСПРОСТРАНЕННЫЙ  ДИНАМИЧЕСКИЙ  ПРИЁМ  СЪЁМКИ
Это - ручная камера, съёмка с рук. Придумал Сергей Павлович Урусевский. Классика мирового кино "Якуба". Рассмотрим также "Летят журавли". Она снята так, как в мире ещё не снимали.
"Якуба" - снимали Гавану с крыши небоскрёба. Панорама. Потом опускаемся вниз вдоль стены. Мимо бежит стекло, бетон. Заглядываем в кафе. Потом идём на открытую площадку. Потом женщина идёт к бассейну, ныряет в воду. И камера ныряет за ней!
Всё это сделано одним длинным планом! Как это было снято? После просмотра публика была потрясена. И это было в 56 году.
"Летят журавли". План "проводы на фронт". Вероника сидит в автобусе, выходит, мечется среди людей, на площади среди танков... Фильм получил пальмовую ветвь. Лотяну - чтит изображение.
 
Смотрим "Летят журавли". Герой бежит за героиней по лестнице. Камера на лифте. И все это не жилой дом, а декорация. Так никто в мире не снимал. При обычной съёмке было бы десяток планов - рука, ноги, перила с монтажом. А здесь один длинный план.

Смотрим "Тату" - группа хит "Нас не догонят". В 2001 году я получил на Канском фестивале премию. Картина на 4.20 Ни одна снежинка не попала в объектив. Есть рапид. Снималось на 16 мм Кодак. Огонь у капота. Пиротехника по фону. Кабина на месте. Лопатами кидали снег на ветродуй. Холодно. Аэропорт в Жуковском. 20 градусов. Девки без колготок. Снимали 3 дня на автодроме Дмитрова, трюк в ангаре разбивание ворот, один дубль, ворота одни. Фронтальная камера для общего плана и боковой камерой снимали детали. На крыше - каскадёры в париках, привязаны тросами к баку. Машина бежала без водителя - на подножке спрятан каскадёр. В нужный момент при 40 км. час он бросал машину, потом вскакивал. Операторская машина ехала параллельно.

Сбивание девочек - манекены. Режиссёр из-под колёс подымался на тросе. Кадры снимались отдельно, потом наложение и чистка троса в кадре.

Клип - взрыв карусели. Сначала перекрыли общий план взрывом. Снимали на военной базе в Балабино. Собрали карусели. Взяли 1 кг. тротила. Снимать можно было с расстояния 200 м. Три камеры - рапидный режим. Построили укрепления, бойницы. Камера была на 300 кадров в сек. Старт был мгновенный. За взрывом следили. Три команды "есть".  Взрыв был настоящий.


Рецензии