Трубчевск или творение рубца

      Трубчевск... В этом имени несомненно кроется какая-то тайна. И лежит эта тайна на самой, что ни есть, на поверхности и обнажённая. Подходи и бери. Совершенно очевидно, что далёкие предки трубчан ясно понимали значение имени, перед тем как назвать селение и в честь чего. Они понимали, а мы нет. Вот ведь что странно! Если же не понимаем мы, - это уже проблемы нашего поколения. Не вдаваясь в причины и подробности, позволю себе выдвинуть такую гипотезу и, всего лишь на том основании, что в название родового места обязательно вкладывался смысл. Он мог быть сакральным, тотемным или по имени вождя, или по названию реки. Например, город Туров (Туровское княжество на Припяти), племена радимичей и вятичей, или Витебск на Витьбе, Москва на Москве. Дальше этого наши знания не продвинулись. Однако имена рек, коли им уделяется столь большое внимание, они же не появлялись из воздуха сами по себе? Если они первичны (судя по всему в топонимике, а именно такой вывод напрашивается), и по ним назывались поселения, то почему не изучены названия рек?.. Другое дело, если имя реки изменилось недавно. Пример: Лутенок - Туросна - Картавая - Стодол - Московка. Причём, первые три забыты за триста лет, а на реке Московке стоит город Клинцы (Брянская область по соседству с Трубчевском). Значит ли это, что до появления слободы тут никто не жил? Когда вокруг стоят курганы. Ещё как жили... Это означает лишь то, что означает само слово, что "клинцы" - "дети" в переводе с сербского, словенского, белорусского, чешского, хорватского и всех славянских языков. Ещё один пример именования места "по-новому", когда дети продолжают дело отцов, а отцы проживали на месте дедов. Наши знания обрываются где-то посередине. Связь с именем реки постепенно стирается. Клинцы слились с селом Ардонь - название с сарматских времён - на реке Эрденке, которую старухи величают Иорданью. Одна река Туросна забыта, а на её сестре Туросне (они одного истока) по-прежнему сохранилось название деревни Туросна, не затронутое цивилизацией. Тем не менее, топонимика с земли не исчезла. Так почему?

    Вот что пишет А. Орлов, известный исследователь российской топонимики. Ещё век тому назад, на рубеже 19 и 20 веков существовала такая наука историография, и очень жаль, что большевики её упразднили, а в наше время никому не приходит в голову возобновить. А пишет он о проблеме изучения названий рек, городов, племён с самого начала книги так: "Вопросъ, затронутый въ настоящей книге, многими считается маловажнымъ. Говорятъ, не все ли равно, какъ и почему называется рЬка, или городъ. Дело не въ звукахъ, которыми мы бьемъ по воздуху, а въ реальномъ содержании, которое скрывается за ними. Важно знать самую реку или городъ: велики ли они, или малы, какое значение имеютъ въ жизни своей страны, или всего Mipa — вотъ это такъ. А если васъ безпокоить, почему городъ называется Игуменъ, — ну назовите его дьяконъ, или пономарь — отъ этого онъ не будетъ больше". История не важна - важно знать как пользовать, с чем не согласен исследователь...

    Ещё раз произнесу - Трубчевск... Какое твоё реальное содержание, что прячется в этом звуке? Филологу слышится труба, историку по фигу, теолог в этом деле не участвует априори. Так, масон какой статейку накатает, да балт от балды чего изволите. А кому-то представляется сохатый лось, ревущий бык, тур, речка, цветы... Кому что. К местным краеведам никто не прислушивается. Они кто такие? Без роду-звания, не ссылаясь на авторитеты. Мне же чудится большая и светлая Любовь. Дело моё труба на фоне этимологического мракобесия, тем не менее, постараюсь объясниться в доступной тому форме. Трубчевск от рубца, зарубите себе на носу. Если по слогам: т+руб+ец. Абы не тянуть кота за хвост и не превращать очевидное в детективное. По аналогии - боец, ездец и ... другим хорошо известным русским словом, на которое никто не претендует, но чем дело кончилось. Не прилично же не рассказать с чего всё начиналось. А дело было так - о месте в истории городища, о городище на том месте, да и вообще... Без истории тут явно не обойтись. Буду стараться очень кратко, хотя история Трубчевска достойна не одного тома исследований.

    Трубчевск расположен на реке Десне, в 94 км к югу от Брянска. В ранних источниках город называется Трубечем, Трубежем, Трубецком, Трубческом или Трубежском. Жители города, под красивым русским определением "катойконим" (с ума сойти), именуются: трубчАне, трубчАнин, трубчАнка, трубчЕвцы. Названия жителей (также демОнимы, этнохорОнимы) от др.-греч. ;;;; — «под» + ;;;;; — «дом»). То есть именование жителей проводилось - по определённой местности, по дому, как мне поясняет википедия. А местность от слова место! И я уже начинаю понимать к чему они клонят. К местоимению...

    - Трубчанин, а ты из какого места?
    - Да я из города, а город на речке, а речку звали...

    И начинает мне вот это вот всё рассказывать от самых кисельных берегов своего жития и бытия в тридевятом царстве. Кому-кому, а грекам я не верю. Слово ;;;; (греч): против (серб, русск), супраць (белор), проти (укр), proti (словен, чех), срещу (болг) - против. А ;;;;; - дом, будинок, но и - къща, ku;a - теология чистой воды в значении zavod (заводь), House, home. Кроме заводи и завода послышались Кучки (первое имя Москвы (если по дому и местности), кущи (еврейский праздник), холм и даже шалаш с плоской крышей. С острой нельзя, как-то раввина слушал по радио... Что же получается? Сам себя спрашиваю. А получается - под откос - если визуально оценить ";;;;;" и без перевода. Коси коса пока роса... Видно же, что термин составной, где ;;;: Г-н (русск, болг), P;n (словац, чех, пол), Gospod (словен), Herr (нем), Dominus (лат), Monsieur (фр), Містер (укр), Спадар (белор), Sig (итал), что и Сож, подумалось... И так на всех языках. Буквальный перевод получается - против Herr(а). Вот так понятно. Чуете разницу между "под дом" и "против"? А потому что каждая буквица в этом деле хвилологии, очень важна. Господин ";;" означает la, el, the - это буква "от" или просто - О - большая. Ла у славян - душа, испанцы приветствуют всех с улыбкой - "Ола!" и дважды целуются. Ищите женщину везде. Если от Москвы этнохорОним - москвичи (ударение на последний звук), то от Боровичей - боровичАне, как и трубчАне от Тубчевска, потому что от реки, а река - от рубца. Также брянцы и брянчАне, кто бы не спорил и не приводил доводы за брянчание топора. А когда Москва был Москов, то в нём жили московчАне, тут всё просто. Как перешли на двоеперстие, так сразу и, пере-этно-хорОнились. Переховались, то бишь. А слово обратное глаголу ховать мы уже знаем. Оно вполне приличное, но лучше прочтите статью целиком...

    Доверяй, но проверяй! Первоначально поселение располагалось в 10 км ниже по течению Десны, рядом с современной деревней Кветунь. Квет - цветок, а кветень - апрель, когда зацветают фиалки. На день Дурака по современному. Рядом с поселением расположен курганный могильник Х века. Археологические находки свидетельствуют о поселении с VI века. Лаврентьевская летопись сообщает, что по велению князя Владимира во второй половине X века «нача ставити городы по Десне и по Встри и по Трубежеви». Возник же Трубчевск еще до того... Курганный могильник по своим размерам - второй после Гнездовского под Смоленском. Мы же знаем историю со времён христианских, и то через пень колоду. Первый каменный храм возник на месте древнего городища уже в конце XII-начале XIII веков. Нынешний собор сооружен не позже XV века, о чём свидетельствуют надписи на надгробных плитах князей Трубецких, сохранившихся в крипте-усыпальнице собора. В древних письменных источниках не известна точная дата основания города, и сведения о Трубчевске в них отрывочны и скупы. Трубчевск (Трубецк) упоминается в «Родословнике» под 1164 годом («Князь Всеволод сын князя Святослава Ольговича Черниговского в Трубецке…»), а Лаврентьевская летопись свидетельствует, что по велению князя Владимира во второй половине X века «нача ставити городы по Десне и по Встри и по Трубежеви…». Позволю усомнится, коли в X веке город уже назывался Трубеч, а упомянули о нём спустя лишь два столетия, то тут что-то не клеится у монахов... Собственно, как и у современных академиков, извративших события в повести "Слово о полку" до неузнаваемости. История края Автору повести была очень хорошо известна от самых веков Трояна. Борьба трубчан с половцами воспета в знаменитом "Слове о полку Игореве". Отсюда повёл на половцев свои дружины Буй-Тур Всеволод Святославович князь Трубчевский и Курский. В одном из походов северских дружин, который двигался в половецкие земли через Севск и у реки Оскола соединился со своим братом, князем Новгород-Северским Игорем. Автор повести "Слово" тот самый князь, участник похода 1185 года, племянник Игоря Святославича князь Рыльский (город Курской области). Обратите внимание на финал повести - во славу перечислены имена трёх князей: Игоря, Всеволода и Владимира (сына Игоря). Не упомянут четвёртый - племянник (сын родного брата Игоря Олега) по имени Святослав Ольгович. Не будет же он хвалить сам себя на пиру, читая авторскую хвалу громко и нараспев с выражением... Не прилично, как минимум, а тем более к чему? Что было пять лет назад (1180) или год тому, участники пира и так знали. В ранний период с 1136 по 1229 год в городе княжат представители первой трубчевской династии "Ольговичей". Первым князем этой династии был князь Черниговский и Трубчевский Святослав Ольгович, отец Игоря и Олега (убитого в 1180). Сам Буй-Тур умер в 1194 году не понятно с чего. Его приемником на "Трубчевском столе" стал сын Всеволод Святославич Буй-Тур "князь Трубчевский", затем в городе княжил его старший сын - Михаил Всеволодович. Это он в 1223 году в столкновении русских с татарами на Калке вёл в бой полк "трубчан". У города богатая история, неповторимый вид, свое историческое лицо.

     Посетив Трубчевск в 1781 году, академик Василий Зуев писал: "... город бывшей Севской провинции, стоит на правом берегу реки Десны. На высоком и прекрасном месте, окруженном сзади лесом, а спереди по другую сторону реки просторным лугом, кончающимся в дали также лесом ... Строение его на горе продолжается в длину на полторы, а в ширину более полу-версты. Дома по большей части деревянные, числом более пятисот дворов, каменных купеческих три, лавок деревянных 19, соляной амбар и две стойки, питейных домов семь. Церквей восемь, в том числе два собора, один деревянный, другой каменный ... Он имел укрепление, состоящие из земляного замка и высокого вала, видимых и по сие время ...".

      В 1975 году в Трубчевске сооружен памятник Бояну - «соловью старого времени», неоднократно упоминавшегося в «Слове о полку Игореве». Памятник подчёркивает древность русской культуры, древность города. Боян среди могучих деревьев. Он сидит. На коленях - гусли. Правая рука слегка приподнята, пальцы левой лежат на струнах. Аки десять соколов его персты... Сурово и вдохновенно лицо. Взгляд устремлён вдаль. Длинная борода, одежда, сама поза придают ему былинный вид. Рядом с памятником Бояну находится Троицкий собор, самый древний из сохранившихся памятников Брянщины. Приемником Чернигова, после его разорения (мифическими татарами) стал Брянск. Трубецкие - княжеский род, происходящий от внука Гедимина - князя Дмитрия Ольгердовича Брянского, Черниговского и Трубчевского, убитого на Ворскле в 1399 году. Сын Дмитрия Ольгердовича Старшего - Михаил Дмитриевич с 1413 года начал подписываться "Михаил Трубец". С этого года считается начало рода князей Трубецких (третьей) династии Гедиминовичей. Став центром раннефеодального княжества, город длительное время сохраняет свое древнее родовое имя "Трубец", потом оно сменяется на Трубецк, Трубческ,Трубчевск.Потомки князья Трубчевские, или Трубецкие, сохранили свой удел до начала XVI в., когда поступили в подданство великих князей московских. Род князей Трубецких внесен в V часть родословных книг Курской, Московской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Полтавской и Симбирской губерний (Гербовник, II, I).

     Название города происходит от слова «труба», что означает «поселение на протоке». В Древней Руси «трубой» называли речной проток, рукав реки, водосток.  В X-XIII  веках город назывался Трубеч, со второй половины XIV века, с княжением Гедиминовичей, город получает новое название Трубецк. Литовское наименование города упоминается еще в 1494 году в грамоте польского короля Александра. Через несколько лет появляется название «Трубческ», которое  сохраняется до 1644 года и исчезает с изгнанием поляков. В летописях город упоминается, как Трубецк (Ипатьевская летопись), Трубч (Воскресенская летопись) и, наконец, Трубчевск (Никоновская летопись). "Ратная труба неотделима от древнерусской дружины! Поэтому "труб" - корень слова трубы - и был положен в основу названия города, - предполагают некоторые трубчевские краеведы, ссылаясь на "Слово", ни бельмеса в нём не соображающие. В истории и подавно. Извиняюсь, но мы все понимаем повесть из аннотаций двух уважаемых академиков, коим никто не осмеливается перечить. Пошли русские князья в поход, в котором им начистили одно место, посадили главаря в плен, а вернулся он победителем. Честь и хвала! Это я своими словами передал сюжет по-лихачёвски и рыбаковски. Они расходились совершенно в малом - один считал Владимира Первым, второй - Вторым (будучи из семьи старообрядцев). Отсюда и суждения о деталях... Повесть вышла спустя века, после того, как город уже именовали Трубчевском, а главный её герой - уже носил прозвище Буй-Тур. Не будучи лингвистом и не историком, на этот-то факт можно было обратить внимание? И пытаться расшифровывать прозвище Всеволоду, да и всей ветви - "ольговичей". В книге "Названия древнерусских городов" В.П.Нерознак пишет, что название города происходит от гидронима Трубеж. Названию реки Трубеж находит разъяснение в апеллятиве труба. Просто труба. Брянский краевед В.П.Левенок считает, что имя города Трубчевска сложилось задолго до появления на Руси труб - военных, музыкальных, печных и всяких технических. Разъяснения "своей трубе" не даёт. Итак, десятки учёных сошлись на мнении, что словом "труба" древние славяне называли речной приток или рукав реки. А посему - древнейшее наименование Трубчевска – "Трубеч"...

    Вот это всё можно прочесть в сети общего пользования. Помню, читал я в детстве в одной книжонке, как трубил бык по-над речкой, и рёв его, призывный и протяжный - зычно разносился в тумане над речной гладью, и летел он далеко-далеко, до самых ушей его любимой. Задевая поросшие берега, минуя повороты и всякую там живопись... Происходило это во время гона. Что такое гон и спаривание я тогда не понимал, наверное, поэтому и запомнилось. Ещё запомнилось, что жил он в одиночестве - трубач не стадное животное. Просматриваю я сегодня словари и статьи по этимологии Трубчевска - ничего не изменилось, разве что балты объявились, коих раньше, со своими глупостями, и в помине не было. А объявились они на почве полного безучастия в этом вопросе российской науки. Вернёмся же к трубодуру. Хочется лирики и чего-нибудь таинственного, возвышенного как в детстве, непременно с картинками и про любовь. Сегодня всё просто и скучно.

    Одно из главных отличий лосей от других оленевых - огромные ветвистые рога с широкой основой.  Именно в них кроется ответ на вопрос, почему лося называют сохатым. При упоминании этого эпитета на ум сразу же приходит название древнего славянского земледельческого орудия - сохи. Имеет ли лось к ней какое-то отношение? Действительно, «сохатый» и «соха» - однокоренные слова. Устаревшее слово «сохатый» обозначало «раздвоенный», «разветвленный». В пику единорогу. При упоминании эпитета на ум приходит даже смена Заветов, даже раскол христианской церкви, ещё тот, первый (1054). Имеет ли лось-тур к этому какое-то отношение? Опосредовано в виде рогов и певчей трубы. Соха представляла собой раздвоенное на конце устройство для пахоты земли, то есть имела условные два рога. А селения назывались Рожны. Какого тебе рожна надобно? Не при на рожон! Слова «сохатый» и «рогатый» раньше были практически синонимами. Когда-то всех рогатых животных (и даже коров) величали «сохатыми». Со-хата? Логично. За этимологию "москвы", знающие люди в википедии пишут, что она от коровы. Сказавши а, так скажите б - на трубе останется и...

    Теперь вопрос. Кто кому наставлял рога? Конечно же, жена мужу. Переходим к делу. Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, Ю.А. Робкин, С.В. Чернышов: «Известно, что идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах: во-первых, как будущая плодовитость вспаханной и засеянной земли, во-вторых, как будущая плодовитость девушки-невесты. Женщина уподоблена земле, рождение ребёнка соответствует рождению нового зерна, колоса. В этом слиянии аграрного и женского начал прослеживается стремление слить в одних и тех же заклинаниях и пожелание счастья новой семье, рождение новых членов общины, и урожайность полей, обеспечивающую это будущее счастье. Довольно часто в вышивке присутствуют изображения креста, свастики, круга, розетки. Все их условно можно объединить в группу солярных знаков. Солярные знаки, как правило, не составляют основу композиции, но почти повсеместно присутствуют в качестве дополнительного орнамента. И очень часто наше внимание не останавливается на них, не выделяя их в особую категорию. Обоготворение и почитание неба и небесных светил занимает огромное место в системе религиозных верований. Эти культы в той или иной степени свойственны всем без исключения народам. Их следы в материальной культуре мы находим на территории России уже в неолите. Небесные верования славян тесно связаны с аграрным культом и воплотились в систему знаков – символов. Зародившись в глубокой древности, они часто претерпевали изменения, как формы, так и содержания. Тем не менее, основные формы этих знаков и смысл были одинаковы везде, где важную роль играло земледелие. Все эти символы оказались настолько устойчивыми, что в качестве декоративных элементов сохранились в народных узорах до наших дней. Особенно часто и почти повсеместно в вышивке трубчевских мастериц мы находим изображение креста в различной его форме. Крест – древний магический символ, существовавший задолго до христианства у самых различных народов. Первоначально форма креста имитировала древнейшее орудие для добывания огня, поэтому он стал универсальной религиозной эмблемой огня, а затем и солнца как огня небесного. Как и огонь, солнце умирает и возрождается в процессе движения по небу. Крест как эмблема солнечного божества становится языческим очистительным символом воскресенья и бессмертия задолго до христианства. Как символ солнца – огня, служит амулетом, оберегавшим его владельца со всех сторон, что было важно для земледельцев».

     А все ли трубы трубачей изучены учёными, кроме, бычьих гортаней и проток? Задаюсь себе вопросом. Выходит этакий рогач и трубит над речкой. Поэтому речка так и названа - трубец (аки ездец, аки боец), а по имени реки - город Трубчевск буй-Тура. Кстати, тур - русский воин, а вот буй или бой, и с заглавной ли писать, учёные ещё выясняют. Академики не оставили единого мнения. Однако речку стали именовать протокой (от слова ток/оток/остров), таким образом, как им кажется, тень на плетень наводится куда контрастнее... 

    Пройдя огонь, воду и медные трубы, неумолимо приближаемся к цели. Фаллоопиевы трубы или маточные по имени итальянского врача Gabriele Falloppio (1523-1562) имеют значение (Fallo-ppio): Урадите то сада(серб), Зробіть це зараз(укр, белор), Сделай это сейчас(русск), Zr;b to teraz(пол), Urob to teraz(словац); где teraz - зараз, в настоящее время, Сада. Зараз в смысле з-ар(аз) = с-ар(аз - первая буква алфавита), то есть термин со звонкой «с». Полагаю, что он породил цар, жар, шар и имя: Сар-матия. Материнское царство. Русский язык подтверждает действие: сейчас = сей + час, то есть «с-д-ел(ай) Э-то - сей час». Время сеять. Севск рукой подать - сосед Трубчевска по Десне. Время камни раз-б-ра-сывать, но и время - собирать. Как известно, веретено или пряслице - издревле символ времени до времён христианских. Словаки и поляки (и др.) отделяют буквицу «то»: Urob to teraz. Итак, сей-час от слова - сеять, сеять время и сеять божественно. Программа "Время", да ещё на Первом канале, штука известная - с белочками на заставке. Нынешняя частица от- (отчасти), или -то (это) - омега (греч. ; ;;;; — большое «о») — последняя буква греческого алфавита. Имеет числовое значение 800 (как у Владимира Крестителя наложниц и совпадение с образом, неслучайное). А также кириллическая буква ;, известная под названиями «от» и «омега». О ней есть отдельная статья ниже. В свою очередь, серб поясняет, что зараз и сеять = Сада, то есть (с)ада. Откуда же ещё? Если не женщина исчадие ада, то кто? С ада = речен остров(болг), Рачны востраў(белор), Річковий острів(укр). Тут без сомнений - семя для посева берётся с возвышающейся части суши над водой, то есть с фаллоса. Но сам фаллос - речной по определению, происхождением с реки. Ехал грека через реку - оставим для научных дискуссий, но почему не шёл? Пока умный раздевался, дурень реку перешёл. Тем не менее - рак его цап! Рассуждая о смысле «рачны» по-белорусски. Непереводимая игра слов, но стихотворный рак произошёл от реки, от того, как её выговаривает белорус: река = рака. Брак сюда же, по известному методу сотворения: Б + рак. А браком хорошее дело не назовут.

     Первая крупная битва между войсками Древнерусского государства и печенегами - битва на реке Трубеже - сражение в 992 году, выигранное русскими. Одно из немногих известных столкновений русских с печенегами. Оставим происхождение термина (печенега от печи) на потом. А начиналась битва красочным описанием поединка богатырей - Яна Усмошвеца (младшего сына одного воина со стороны русских) с громадным печенегом: «… был же он очень велик и страшен» (Лаврентьевская летопись). Ян Усмарь удавил печенега до смерти, а затем, подняв над собой, бросил его на землю. Войско неприятеля было обращено в беспорядочное бегство. Сразу после разгрома печенегов в 992 году Владимир заложил на месте того брода город Переяславль, - «ибо перенял славу отрок тот», а Яна Усмошвеца и его отца пожаловал в бояре. Трубеж (Трубіж) - левый приток Днепра.

    Название топонимов (прозвищ) с корнем Труб- (руб) широко представлены не только в Поднепровье. Рубежное - город на левом берегу реки Северский Донец, Рубежное - село в Чеченской Республике, Рубежное шоссе - шоссе в Санкт-Петербурге, кладбище «Рубежное» в Самаре. Зарубежная поездка, рубежный контроль как форма оценивания знаний студентов. Основные правобережные притоки реки Вижай (Пермский край), это Рассоха, Средний Рубец, Нижний Рубец. Топонимика: Название реки коми-пермяцкого происхождения вежа – «святой», ай – «отец», т.е. «крестный отец». Сообщает мне википедия. Дополню её, что вежа = башня, так переводится термин, так называлась столица Хазарии - Саркел (вежа). Вежливо переведу для себя, что если и отец, то башенный в известном смысле этого слова - великий. Тру;беж - река в России, протекает по территории города Рязани (правый приток Оки). В Курской области находится Трубеж, в Ростовской - Трубецкая, Омской - Трубецкое, Новгородской - Трубец, Калужской - Трубино, Липецкой - Трубетчино, Брянской - Трубчино, Трубачи, Трубченинова или, как писалось раньше, Трубчанинов. Ну, а водный рубеж Цезаря - Рубикон (Красная река).

    Фамилии Рубецкий, Зарубин, Трубецкой, Рубец (крупнейший землевладелец края с 15 века) со временем стали так привычны, что мы не задаёмся себе вопросом, отчего? От рубца и творца, а как иначе? Ведь Труб = Т + руб, то есть творение, в самом что ни есть, первозданном смысле этого слова. Он и Она, и чисто теологический термин. Но и физиологический, означающий любовь. Рубец - женский половой орган (словарь "Стародубский говор", А.Шерстюк). А рубец на теле земли, стало быть, река. Но и борозда, которая получается от следа сохи. Землевладелец с прозвищем Бороздна, которому принадлежала добрая половина земель Клинцовского и Унеченского районов, получил фамилию от рубца. И к бабке не ходи. Учёный люд что-то лапочет о подсечно-огневом методе земледелия, как о передовом тому времени, увязывая борозду с обработкой более плодородной почвы, да на здоровье. Вот мы и прошли свой Рубикон, а заодно узнали, что дети берутся не из капусты. Рубеж, рубль, иконописец Рублёв, район Рублёвка, рубленая изба и ещё масса всевозможных производных. Отчего же в Прибалтике, не рубль национальная валюта? Вопрос балтам.

    О чём подумалось... Лежит она себе невидимкой лет двести-триста, не более. И лежит эта тайна имени Трубчевска на самой, что ни есть, поверхности. Подходи и бери. А кто даст? Вот и пишем мы по-иезуитски верно, рисуем картины от души, стихи сочиняем ни о чём... А назвать имя своим именем боимся. «На стволах сохатых дубов (пишет Шолохов, Тихий Дон), золотою прозеленью узорились чешуйчатые плиты ржавчины». «Сама садик я садила, сама буду поливать!» поют бабушки в нарядных сарафанах. А рядом и параллельно Десне течёт Сож и тоже впадает в Днепр. Река Сож означает «Бог», а питает Сож - Ипуть (Бога Путь), а исток Ипути - ручей Божжий. Как всё складно-то... А художник Угрюмов Григорий Иванович пишет картину «Испытание силы Яна Усмаря» (1797-99), на которой обнажённый молодой красавец, опоясанный красной тряпицей, прикрывающей одно место, представлен в схватке с чёрным быком рыжеватого отлива. Характер картины на звание Российского академика был определён следующим образом: «На ратном поле, в присутствии великого князя Владимира, Российского воина меньший сын показывает опыт своей необычной силы над разъяренным быком, которого на всем бегу ухватив за бок рукой, вырывает кожу и мясо колико захватил». Бык движется слева направо, в направлении князя Владимира, который изображён в золотой короне, сидящим на возвышении у правого края холста...

    За Трубецким бастионом Петропавловки грохнула пушка. Полдень в Санкт-Петербурге, да и вообще, что-то я увлёкся... Однако время. Летописцам известна битва на Трубеже 1096 года между войсками Древнерусского государства и половцами, столетием раньше с печенегами на Трубеже. Была ли эта битва на другой реке, с половцами или с печенегами у Киева, и почему "степняки" заходили на Русь с запада - о том рассказ в следующей статье.

    Кто б остался на трубе,
    не упали б, "а" и "б" ?
    И сижу себе, гадаю -
    пальцем в небо попадаю...

    Фото: Памятник Бояну в Трубчевске, Брянская область.
    26.01.2021, СПб

   
О выховывании глагола прячь
http://proza.ru/2020/12/27/971
О происхождении слова хуz
http://proza.ru/2020/11/18/1849


Рецензии