Освоение Евразии древними тюрками

 Освоение Евразии древними тюрками
Степи Евразии, протянувшиеся на тысячи километров от Днепра и северных берегов
Черного моря далеко на восток, в эпоху энеолита стали зоной распространения скотоводства.
Особенность ландшафтов во многом определила специфику хозяйства и культуры в степном поясе Евразии. Известный российский археолог Н.Я.Мерперт в книге «Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского междуречья» пишет: «Евразийская степная полоса, на тысячи километров протянувшаяся вдоль северных берегов Каспийского и Черного морей, охватившая значительные территории Поднестровья, Поднепровья, Подонья, Предкавказья и Поволжья, уходящая далеко на восток, начиная с глубокой древности играла огромную роль в истории Восточной Европы…Условия ковыльных и полынных степей, переходящих в Прикаспии в полупустыню, резко ограничивали возможности земледелия, которое могло практиковаться лишь на ограниченных участках речных пойм да у кромки лесов. Что же касается скотоводства,
то необходимая для его развития кормовая база была здесь практически беспредельной, причем наиболее «качественные» участки находились в открытых степных просторах, вдали от рек: там большая насыщенность солью придает кормам особую ценность….Однако использование этих возможностей требовало широкого освоения степей. В предшествующий период были заселены лишь поймы пересекающих степи рек и то крайне неравномерно. Основные территории степей
— их внутренние открытые участки — не были практически заселены совсем. Широкое их освоение могло начаться лишь с возникновением подвижных форм скотоводства, когда появилась потребность в таком освоении и возможность осуществления его. Наиболее древней в степной полосе является древнеямная культурно-историческая область, охватившая в период своего расцвета огромную территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе.
Формирование этой области знаменовало первую ступень широкого освоения степей и
распространения в них производящих видов хозяйства, прежде всего подвижного
скотоводства». По мнению Н.Я. Мерперта Евразийскую степь до появления скотоводов
заселяли немногочисленные племена охотников и рыболовов. По этому поводу он пишет
следующее: «Небольшие группы, жившие рыболовством, охотой в пойменных лесах и
прибрежным собирательством, селились, естественно, у самых рек. Сравнительно узкие речные  долины были местом их ограниченных передвижений и общения друг с другом. Отдельные охотничьи группы могли, конечно, проникать в степь. Но проникновения эти были эпизодичными: ни серьезных стимулов, ни технических (и прежде всего транспортных) средств для освоения степи эти племена не имели. Они возникли лишь с появлением скотоводства и развитием специфических форм его, приспособленных к условиям степной полосы…Заметно выросли и сама ойкумена и степень ее заселенности, что могло быть обусловлено лишь появлением производящего хозяйства, а в конкретных условиях рассматриваемой территории
— развитием скотоводства. По сути дела начался новый этап заселения Нижнего Поволжья и Волжско-Уральского междуречья. Лишь начиная с указанных периодов это заселение приняло регулярный характер… При этом в степных областях создавались огромные культурные общности… Сама возможность формирования таких общностей в условиях степной полосы появилась, повторяю, лишь с распространением производящего хозяйства. Древнейшей же из этих общностей явилась древнеямная…..Основным видом древнеямных памятников рассматриваемой территории по сие время остаются курганы. Они являются одним из характернейших признаков древнеямных племен в целом и как бы символизируют их появление:
более древние курганы неизвестны вообще, а в Волжско-Уральском междуречье неизвестны и более древние погребальные памятники. У нас нет сведений о наличии здесь бескурганной традиции…Прежде всего отмечу, что на протяжении длительного периода культура древнеямных племен была не только господствующей, но фактически единственной культурой рассматриваемой территории».
 Ученые выдвигают различные теории об истоках зарождения скотоводства на территории Евразийской Степи. Некоторые исследователи считают, что первыми скотоводами, освоившими эти территории, были индоевропейцы, другие утверждают, что это были индоиранцы, есть сторонники древнетюркского освоения евразийских просторов.
Традиционная российская историческая наука утверждает, что степную скотоводческую
курганную культуру создали древние арии - они же индоиранцы, которые после распада индоевропейской общности переселились на территорию Северного Причерноморья и Прикаспия. Затем, индо-иранцы (предки современных индусов, таджиков, персов и др.), прожив тысячу лет в степи, вдруг почувствовали себя неуютно на этой территории, так как поняли, что они более не хотят заниматься скотоводством и хоронить своих близких в курганах, так как их больше привлекает земледелие, а в степи из-за отсутствия воды они никогда не смогут заниматься любимым делом и поэтому, впервые в мире изготовив в Аркаиме и Синташта колесницы, покинули степь и с радостью помчались на юг (индусы) и юго-запад (персы); создавать новые погребальные обряды (кремировать (индусы) и отдавать на
съедение птицам (персы) и заняться земледелием. При этом, часть из индоиранцев, будущие киммерийцы, скифы, саки, туры, сарматы, аланы, категорически отказались покидать прародину-Евразийскую степь. И таким образом, оставшиеся в Степи арии (почему-то уже без индусов) ещ; четыре тысячелетия (из них: два тысячелетия как степные иранцы и еще два тысячелетия - как тюрки) продолжали быть скотоводами и конными воинами. И вс; это продолжалось до того времени пока в XVII веке Степь не была завоевана Российской империей. И, наконец, в XX веке «вождь всех народов» Сталин загнал их вместе с их скотом в колхозы, а ещ; через несколько лет Хрущев, новый «вождь и рулевой», заставил их раскопать Степь и сеять здесь пшеницу и кукурузу.
Необходимо отметить, что гипотеза о «степных иранцах» в основном построена:
- на отпечатках колес повозок из подкурганных погребений в Синташте;
- ошибочной трактовке древнеиндийских текстов (Ригведа);
- и мнимом сходстве скифского и осетинского языков.
Попробуем разобраться в этом вопросе.
О развитии скотоводства в евразийской степи по данным археологии:
Российский археолог Н.И.Шишлина в своей докторской диссертации «Северо-Западный
Прикаспий в эпоху бронзы (V - III тысячелетия до н.э.) пишет, что «носителей ямной культуры можно считать первыми кочевыми пастухами эпохи бронзы. Скотоводческое хозяйство основывалось на подвижном овцеводстве. С развитием новой экономической модели носителей ямной культуры – кочевого хозяйства – началось полное освоение степного Евразийского пояса…Представленный широкий сопоставительный фон позволил, полагаю, оценить  специфику местных вариантов многих культур, носители которых поначалу были в Прикаспии лишь пришлыми переселенцами». По е; мнению первые скотоводы на данной территории были
южане с Кавказа. Н.И.Шишлина пишет: «Зеркальным отражением постоянного притока
инокультурных переселенцев с юга является погребальный обряд и инвентарь ямных групп Кумо-Манычской впадины… Ранние восточноманычские памятники связываются с южными районами… Интерьер могильных ям – растительные циновки на дне, стенах и перекрытиях могил. Стены укреплялись деревянными решетчатыми конструкциями в виде плетня или короба; на дно укладывали подушки, набитые травами; сложные деревянные конструкции.
Возможно, как и в ямной культуре, для перекрытий и обкладки стен могил могли
использоваться борта повозок или деревянные «двери» жилищ. Основное положение скелетов – вытянуто на спине, руки протянуты вдоль туловища… Краниологический материал из погребений Северо-Западного Прикаспия имеет соответствия в палеокраниологических материалах Кавказа и Ближнего Востока, представляя южных европеоидов… Схема освоения Северо-Западного Прикаспия и развития природной среды рассматривается в хроноинтервале 4500-2000 лет до н.э.».
 А вот что пишет об этом российский учёный А.М.Хазанов в книге «Кочевники и внешний мир»: «Пастушеское и даже, возможно, полукочевое скотоводство, особенно в их яйлажных вариантах, появились очень рано в горных районах Ирана и Южного Закавказья, не позднее III тыс. до н. э… Северная степная зона Центральной Азии не знала производящего хозяйства до второй половины III тыс. до н. э…Далее на восток появление производящего хозяйства в Южной Сибири впервые прослеживается только в афанасьевской культуре второй половины III тыс. до н. э. Неолитические обитатели Монголии и Забайкалья были не кочевниками, а охотниками и собирателями…Очень вероятно, что переход к кочевому скотоводству во Внутренней Азии связан с какими-то давлением или импульсами с запада».
 В эпоху поздней бронзы на Южном Кавказе окончательно формируется отгонная форма
скотоводства, связанная с оседлой формой хозяйства. Археологические, лингвистические и этнографические материалы дают возможность в определенной степени восстановить картину этого вида скотоводства в указанное время. Одной из существенных причин сравнительно быстрого развития отмеченной формы скотоводства в древности является более интенсивное размножение мелкого рогатого
скота, требовавшее увеличения кормовой базы— расширения пастбищ, которых вблизи
поселений становилось недостаточно. Следовательно, в летнее время приходилось угонять стада, в горы, на альпийские луга.
 В западных областях Южного Кавказа главенствующую роль играл уже крупный рогатый
скот, широко использовавшийся в земледелии в качестве тягловой силы. Здесь в большом количестве найдены кости коров, быков и свиньи. Наличие свиней в хозяйстве целиком указывает на оседло-земледельческий характер хозяйства, т. к. свиньи не пригодны для кочевой формы ведения хозяйства.
В рассматриваемый период большое значение имело коневодство: выносливые представители этой породы животных использовались в военных целях. Об этом свидетельствует выявленный при раскопках Ордакли (Лчашен _Г.Г.) остеологический материал — колесницы-дроги, а также бронзовые модели колесниц. Указанные находки выявлены в сочетании с бронзовыми удилами, характерными для погребений эпохи поздней бронзы и раннего железа.
 О развитом скотоводстве свидетельствует также многочисленная и разнообразная глиняная посуда для молочных продуктов, в том числе и фрагменты маслабоек, зафиксированных во  многих поселениях и погребениях позднебронзовой и раннежелезной поры Южного Кавказа а также широкогорлые миски, сита, двуручные сосуды и т. д. Помимо глиняных, вероятно, существовали деревянные и кожаные маслобойки, не дошедшие до нас ввиду плохой сохранности их в земле. Однако следует отметить, что в условиях отгонного скотоводства такие маслобойки были бы гораздо удобнее глиняных, так как для полукочевого образа жизни глиняные маслобойки обладали недостаточной прочностью и излишней тяжестью. В этой связи
приведем несколько этнографических параллелей. Несомненный интерес представляет
примитивная маслобойка, бытовавшая на Южном Кавказе в начале XX века, представлявшая собой шкуру овцы или козла и концами привязанная к деревянным прутьям.
Сливки, содержащиеся в указанной шкурке, сбивались палочкой. Интересно отметить и
бурдючную маслобойку. Не меньший интерес представляет маслобойка из изготовленная из бурдюка козы. Указанные маслобойки были весьма надежны и удобны при перевозке их на большие расстояния. Древние насельники пользовались ими на яйлагах.
Украинский исследователь А. Л. Нечитайло в статье «Трансрегиональные связи степей в эпоху металла» пишет: «Особое место в системе древних связей жителей степи занимал Кавказ, народы которого были связаны с великим поясом Евразийских степей, начиная с мезолита и неолита. Устойчивость и наращивание во времени этих связей, четко прослеживаемых археологически, показывает их важную роль в жизнедеятельности степных племен. Под связями подразумеваю все виды и формы отношений между контактирующими группами, включая взаимовлияния, обусловленные прямыми и опосредованными контактами, волны миграции, несущие традиции одной из исследуемых культур в другую, и иные проявления. В раннем энеолите группы племен, освоившие подвижные формы скотоводства, способствовали распространению на больших пространствах не только отдельных культурных элементов, но и культурных общностей… Кавказское направление связей было активным и постоянным на
протяжении всей истории племен восточноевропейских степей. Своими корнями эти контакты уходят в мезолит, и уже в энеолите они формируются как весьма устойчивые. В последующее время, а именно в период ранней и средней бронзы, они становятся настолько значительными и многоплановыми, что могут считаться необходимым компонентом исторического процесса контактирующих обществ».
Российский ученый Л.С. Клейн считает, что в дал;ком прошлом время от времени «некоторыекоренные скотоводческие районы (наиболее близким к территории Ямной культуры был кавказский скотоводческий регион -Г.Г.) превращались в своего рода котлы, из которых то и дело выкипало содержимое, растекаясь все новыми и новыми волнами, выбрасывая фонтаны, брызгая и заливая всё далеко вокруг. Кипящим варевом в этих котлах были подвижные скотоводческие племена, находившиеся в состоянии постоянного движения и общения, — это приводило к этническому перемешиванию и нивелированию внутри котла. Огнём, который поддерживал в этих котлах температуру на точке кипения, было развитие экстенсивного скотоводства. Стенками котла служили природные рубежи района, богатого пастбищами, — лесные массивы, горы и моря…Обстановка внутри этих «котлов» обусловливала возникновение миграций, а обстановка вокруг «котла» в значительной мере определяла их
характер…Частые военные схватки приводили к возникновению обширных военных
объединений, военных союзов племён; выживали более мощные военные союзы, слабые гибли. Но иногда даже силой всего союза далеко не просто было заставить соседей потесниться и кого-то ещё, в свою очередь, потеснить. В тех случаях, когда такие попытки кончались неудачей, союзу не оставалось ничего другого, как подняться с обжитых земель и прорываться сквозь земли других союзов, близких по культуре и чуждых, в дальние неизведанные края на поиски подходящих для пастбищ земель, заселенных слабо или заселенных слабыми.
Недоступность и непригодность смежных земель была основной причиной такого характера этих миграций, а подвижность скотоводческих племён и наличие опыта дальних военных походов создавали для этого дополнительные предпосылки».
 По словам Л.С.Клейна «в те времена это (черноморско-каспийский степной район-Г.Г.) был огромный мир пастбищ, широко открытый инвазиям и передвижкам во всех направлениях.
Здесь просто не мог возникнуть «котёл», способный послужить генератором народов».
Археологи выявили, что основу хозяйства первых скотоводов евразийской степи
(древнеямников) составляли овцы. Н.Я.Мерперт пишет: «Можно с достаточным основанием говорить и о том, что в скотоводческом хозяйстве древнеямных племен первое место принадлежало овцеводству (87% от числа костей домашних животных). Число найденных  костей овец в 10 раз превышает число костей быка. И в данном случае вряд ли можно ссылаться на «характер культовых представлений», поскольку кости быка все же встречаются и, следовательно, присутствие их в погребениях не исключалось этими представлениями. В этом аспекте оба вида домашних животных — овцы и коровы — находятся в одинаковом положении, поэтому цифры, характеризующие находки их костей, вполне сравнимы. Сравнение же это совершенно определенно свидетельствует об абсолютном преобладании овец. Особая
роль их в древнеямном стаде вполне соответствует условиям рассматриваемой территории, значительную часть которой занимали засушливые степи, а на юге — и полупустыня. Овцы более всех прочих видов домашних животных приспособлены к жизни в подобных условиях.
Неприхотливые, довольствующиеся даже скудной растительностью полупустынных и пустынных районов, овцы давали обильный приплод и легко переносили далекие перемещения по безводным пространствам. Заметное преобладание их в древнеямном стаде само по себе является одним из показателей подвижных форм скотоводства».
Археологи выявили, что овцы составляли абсолютное большинство в хозяйстве
южнокавказских скотоводов. Известный российский ученый Б.Б.Пиотровский в книге
«Археология Закавказья с древнейших времен до I тысячелетия до н. э.» пишет: «Появление скотоводства Закавказье следует отнести к чрезвычайно отдаленному времени, во всяком случае, к периоду, лежащему за пределами известной нам энеолитической культуры. При раскопках жилищ древнего поселения у Ханлара (Южный Кавказ -Г.Г.) было обнаружено большое количество трубчатых костей, расколотых для извлечения костного мозга. Все кости оказались принадлежащими домашним породам скота, из них определены кости овец, коз и крупного рогатого скота. Обнаружены также кости лошади…Летопись Сардура указывает, что
за два похода в Закавказье из страны Эриах, расположенной в районе к северу от горы Арагац (Алаг;з-Г.Г.), было угнано 23 194 головы крупного рогатого скота и 63 420 голов мелкого рогатого скота (в клинописном тексте даны идеограммы "быка" и "овцы"); Эти данные отчетливо отмечают большое количества мелкого рогатого скота, по числу почти, что втрое превышающее количество крупного рогатого скота».
Археологи отмечают, что на западе Евразийской равнины (трипольская культура) и на
Северном Кавказе (майкопская культура) основу скотоводства составляло свиноводство.
Н.Я.Мерперт пишет: «Особенна характерно здесь обилие в стационарных поселках костей свиньи, которая в трипольской культуре составляла свыше 30%, а в майкопской — 50% стада.
В древнеямных погребениях рассматриваемого варианта костей свиньи нет совсем. Нет их и в погребениях других территорий. Проф. В. И. Цалкин справедливо заключает, что общее значение свиньи в хозяйстве древнеямных племен было ничтожны».
Геродот пишет о потомках древних скотоводов- скифах следующее: «Свиней они не приносят вжертву и вообще не хотят разводить этих животных в своей стране».
В.Н.Даниленко: «В зависимости от конкретных условий в ареалах названных этнокультурных областей преобладали различные формы скотоводства: в прикаспийском ареале — разведение мелкого рогатого скота, в части кавказского (Майкоп-Г.Г.) и крымского ареалов — свиноводство, в Приазовском и Днепровском ареалах — разведение крупного рогатого скота».
Основным видом отгонного скотоводства являлся овцы, о количественном преобладании
которого свидетельствуют результаты исследований поселений и погребений изучаемого периода. В могильниках этих районов в большом количестве обнаружены остатки костей домашних животных — в кострищах, в глиняных сосудах в виде остатков пищи или в виде скелетов. Костные остатки характеризуют разведение различных пород крупного и мелкого рогатого скота — коров, быков, овец, коз и лошадей. Преобладание мелкого рогатого скота особенно заметно в предгорных и горных областях, где население занималось, в основном, скотоводством.
Длительное занятие тюрков скотоводством способствовало появлению в современных
тюркских языках богатой и чрезвычайно развитой терминологии по скотоводству.


Рецензии