Душа

Посмотрел на днях мультфильм "Душа".

Что мне показалось самым главным в мультфильме про самое главное? Он импровизационный!

В нём, как говорят в мультфильме, джазуют!)))

Часто "душеспасительные" произведения тяготеют к двум видам:

- назидательные дидактические, где всё-всё-всё понятно, глубоко, полно, на все деньги, эмоционально про самое главное. И так, блин, мучительно скучно. Тот же "Плезантвиль", фильм-открытие для меня! Я аж впитал его кожей! Сколько раз я его пересматривал потом? Да ни разу! И не потому что он плохой, а потому что смотреть его - это работать с ним!
Или "Куда приводят мечты". Или "Пробуждение". Я бы их пересматривал, если бы с первого раза не "въехал", но они не позволяют их не понять! Они, блин, ооооочень подробные, очень настойчивые, очень хорошо сделанные для того, чтобы не понять основной посыл.
Опять вспоминаю поговорку японцев про Фудзияму.
Это не джаз - это академическая музыка. Классика.

- арт-хаусные метафорические, когда нихрена не понятно, зато подразумевается (и находится!) глубокий смысл. Та же "Платформа". Или "Экспромт в Огайо" с Джереми Айронсом. Или, в лучшем виде представленный "Розенкранц и Гильденстерн мертвы".
Аллюзия на метафоре, отсылка на цитате - постмодернистские игры без связи, где каждый фрагмент должен навеять и показать.
Ну, он навеивает, и показывает.
Хотел бы я посмотреть, как автору этих произведений навигатор в машине будет показывать путь арт-хаусным способом. И куда и когда автор приедет. Или арт-хаусную инструкцию к сборки мебели из "Икеи"... хотя она вроде уже и так.
Если это и джаз, то лишь как авангард.

"Душа" другая. Признаюсь, первые минуты до канализационного люка я очень напрягся и даже недовольно засопел предвкушая очередную морализаторскую тему в духе "Валл-И". Потом выдохнул и забыл о времени.
Я не помню об что был сюжет, но он был, и связный. Это было не важно. Важно, что мультфильм сам был, как музыка, он лился и переливался, одна тема сменяла другую: парочка - ближе к концу - были назидательными (их и цитируют в рецензиях), что-то было метафористичным. Главное - это не портило импровизацию, это работало на музыку!
И именно такой подход без напряжения позволял приобщаться к действительно глубокому посылу, заложенному в мультфильме. "Душа" словно объединила сильные стороны прежних подходов - внятный смысл и свободную форму. Каждый найдёт в мультфильме своё обойдясь без назидательного диктата сюжета. И в то же время всем всё будет понятно!
И ещё - в нём были котики!

Когда зажёгся свет оказалось что в "Детском зале" кинотеатра не было ни одного ребёнка - только взрослые! И у всех взрослых были счастливые лица!

P.S.
И, конечно, в "Душе" много юмора!
Рай без юмора - ад. В какие бы одежды он ни рядился.


Рецензии