Бабушки - это святое

Вы когда-нибудь задумывались, кто такие бабушки? Какую роль они выполняют в обществе, в жизни каждого человека? Кого считать бабушками?

Свободная энциклопедия Википедия, например, даёт не очень сложный ответ-определение: бабушка – женщина, мать отца или матери, жена дедушки; женщина, имеющая внуков. А в разговоре этим словом вообще зачастую обозначается любая пожилая женщина. Согласитесь, что сказано очень сухо и сдержанно о наших любимых бабушках.

Мне очень повезло, и я благодарна судьбе, что в моей жизни были и есть самые настоящие замечательные бабушки. О каждой из них я вспоминаю и говорю с теплотой и глубоким уважением. Ведь именно от таких бабушек зависит передача традиций рода, накопленного поколениями опыта. Знать о своих родных бабулях - крайне важно: не может человек гармонично и благополучно жить, не зная своих корней, - это сравнимо с деревом, которое не будет расти и развиваться без корней.

Мне очень понравилось как психолог из города Саратова Ольга Метелева очень точно сказала в своей статье "Бабушка в семейной системе": "Бабушка – крайне важное лицо в семейной системе. Почему в системе, а не в семье? Потому что семья состоит из мамы, папы и детей. И вот уже эта семья входит в большую систему, семейную. Как маленькая матрешка входит в матрешку побольше. И место бабушки значительнее, в этой системе, чем если бы она находилась в семье. С чем это связано? С тем, если бабушка не пытается «прорваться» в семью, а действует на своем месте – это сильно влияет на изменение благополучия обоих «матрешек». Ведь большая матрешка защищает и оберегает меньшую, так и здесь – более старшее поколение опекает, оберегает младшее. Оберегает в психологическом плане, вносит свой вклад в развитие семьи, в воспитание внуков".

Светлая память моим родненьким бабушкам...

Своей бабушке Авдотье (по материнской линии) и её трудной жизни я посвятила рассказ "Жизнь моей бабушки.

О бабушке Елизавете я ещё не опубликовала рассказ и скажу сейчас самое главное: до сих пор я помню особый запах бабушкиного дома и прикосновение её добрых мягких рук, когда она ласкала меня. Баба Лиза - так её называли все внуки: те, что жили с ней по соседству, и те, что не представляли свои школьные каникулы без поездки к ней в деревню. От неё я узнала первые молитвы и услышала старинные поверья, приметы и загадки, которые зародили во мне любовь к устному народному творчеству. Бабушка Лиза, наверное, была бы рада узнать, что её имя носят две правнучки и одна праправнучка.

Когда мне было шесть лет, наша семья покинула глубинку на севере области и переехала жить ближе к городу, в рабочий посёлок с железнодорожной станцией. Здесь отец познакомил нас с семьёй, в которой прожил несколько месяцев до нашего переезда (пока не приобрёл подходящий домик). Главой семьи здесь была чудесная бабушка Мария, мудрая, гостеприимная и умелая. Когда-то приехавшая вместе с родителями из тёплой Армении, она прижилась в Сибири, многому научилась и ещё большему научила своих соседей и друзей. У бабушки Марии укоренялись и давали плоды вишни и яблоки (тогда ещё редкость для сибирских деревень), она умела работать на ткацком станке, чему обучила ни одну женщину посёлка.

Как сейчас вижу завораживающую картину: летом среди фруктовых деревьев из недр деревянного станка под руками бабушки медленно "выползает" разноцветный половичок.

Иногда думаю: не приснилась ли мне эта невероятная картина? Весь дом у неё был украшен домоткаными половичками. Она привила мне любовь к рукоделию: вместе с её внучкой и внуком мы терпеливо учились вышивать.

А ещё очень хорошо помню аромат её яблочного варенья, которое она варила прямо в саду-огороде, а мы бегали вокруг и просили отведать это восхитительное лакомство.

Когда мне исполнилось десять лет, наша семья переехала в город - старшему брату надо было получать специальность, и родители не хотели, чтоб он жил в общежитии. Был куплен в частном секторе большой (как мне тогда казалось) дом с кухней и тремя комнатами... Новая школа, новые друзья, которых и братья, и я умели заводить быстро и в большом количестве... У меня появилась задушевная подружка Галка. С третьего класса многие годы мы не могли прожить и дня друг без друга. Мне очень нравилось бывать в их доме, где всё было устроено по-городскому. Только в кухне возвышалась большая русская печь. Центром семьи была бабушка. Она вела весь дом. Родители Гали работали на заводе, а уборка, готовка, покупки необходимых продуктов и присмотр за детьми - всё лежало на плечах этой трудолюбивой и весьма грамотной (по сравнению с деревенскими) бабушки.

Как многому мы с Галей научились у неё! Помогая ей готовит, мы научились варить в русской печи разные каши (в том числе из саго - ранее незнакомой мне крупы), а главное - мы стали обладательницами таких редких рецептов, которыми пользуемся по сей день.

Например, можем приготовить слоёное тесто по трём совсем не классическим рецептам, в том числе на пиве и свежих дрожжах, заварные эклеры с разным кремом. А ещё мы постигли искусство приготовления фаршированной щуки и форшмака из селёдки. Тетрадочка с переписанными у неё рецептами до сих пор "живёт" на моей кухне.

Что меня сильно поразило, так это как бабушка Гали скрупулёзно, словно заправский бухгалтер, ежедневно вносила в толстую конторскую книгу приход и расход денежных средств, вписывая все траты до мелочей.

Немного позднее у меня появилась ещё одна подружка-одноклассница, у которой я тоже частенько бывала в гостях и, естественно, познакомилась с ее бабушкой. Бабушка Наташи была из интеллигентной семьи, строгая, не позволявшая внучке много времени проводить на улице. Она не разрешала ей ходить в гости к подружкам и мало кому позволительно было пройти в их доме дальше порога. Контролировала выполнение домашней работы (наши родители никогда не вникали глубоко в процесс обучения, их устраивало, что мы хорошо учимся). По 1-2 часа ежедневно Наташа с бабушкой изучала сначала немецкий язык, а в старших классах и английский. Такой стиль поведения бабушки был незнаком мне, и я с любопытством и большим удовольствием наблюдала со стороны.

Она не была отменной кулинаркой, но оказалась педантичной в вопросах готовки и питания внучки. Мне очень нравилось, что готовила еду она обязательно в фартуке. А фартуков и изящных передничков неё было множество, и все с кружавчиками, с отделкой (такие я видела только в столовой у папы на работе). Ещё она никогда не ставила тарелки на стол без полотняных салфеток (их тоже было великое множество). Даже когда ела только одна Наташа, стол сервировался, как положено по этикету: у каждого предмета было своё место.

Кухонная утварь начищена до блеска, тоже каждая на своем месте (не в столешнице, а под рукой и на виду).

Познав все секреты сервировки, многому научившись, я всё-таки не стала такой образцовой домашней хозяйкой: многое делаю на бегу, без фартука, без многих, как мне кажется, лишних столовых приборов. Только для гостей стараюсь следовать правилам этикета. Зато в доме у Наташи, особенно на кухне, всегда царит порядок: имеются все столовые и чайные наборы, приборы, кастрюльки, блестит кухонная утварь и в шкафу также хранится несметное количество салфеток из шёлка, льна и бязи. Даже в кухне дачного дома у неё такой же идеальный порядок.

Понимаю, что рассказ мой затянулся, но не могу умолчать ещё об одной удивительной бабушке. Это баба Вера, весёлая хохлушка, в доме которой я снимала угол, работая в сельской школе. Никогда не забудутся её настоящие украинские борщи с "фасолькой" (так она говорила), сетования по поводу моих ночных чтений ("жгёшь столь лектричества, при дневном свете с книжкой сиди, али в школе"), заметный акцент, плавная речь и всегда к месту сказанные прибаутки и поговорки, с русскими и украинскими словцами вперемешку.

Многие её выражения вошли и в мою жизнь: " Видать Фимку, что хлеб пекла - и ворота в тесте", "Не лезь поперёд батька в пекло", "У бабы не было печали — купила баба порося", "Пан с паном, а Иван с Иваном", "Хороша парочка - Семён да Одарочка" и другие.

Очень мне хочется рассказать и о славной бабушке моего мужа, но в двух словах не смогу - это отдельный рассказ. Он уже занесён в большую книгу воспоминаний, и время поделиться им - не за горами.

Очень хочется сказать слова благодарности всем бабушкам, носителям традиций, умений, хранительницам "старинных вещичек", промыслов, памятных историй. Наши дети учились и учатся на примерах и очень правильно, если рядом есть бабушка, с её непростой жизнью, отношением к себе и людям. С большим уважением я отношусь и к своим родителям, к тому, что они делали для своих внуков. По сей день они ощущают заботу бабушки, моей мамы, - в свои 93 года она живёт интересами своих внуков и правнуков, помнит день рождения каждого, в курсе их взлётов и падений и всегда готова поддержать!

Как тут не вспомнишь аналогию с матрёшкой, где бабушка играет важную роль - опекать и оберегать!

Низкий поклон всем бабушкам земли и все цветы мира - к их ногам!


Рецензии
Людмила, спасибо за интересный и тёплый рассказ о прекрасных Леди, дарящих нам тепло и ласку, не сравнимую ни с чем...Ваша бабушка, помимо замечательных качеств, ещё была носительницей народной мудрости!

Олег Аркадьевич Александров   18.08.2021 18:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег Аркадьевич!

Людмила Кокоренко   19.08.2021 21:24   Заявить о нарушении
Желаю Вам творческих успехов!

Людмила Кокоренко   19.08.2021 21:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.