Почему не взрывались американские торпеды

Несколько лет назад я посмотрел в Интернете американскую комедию на военную тему «Операция нижняя юбка», которая вышла на экраны в первые послевоенные годы.  Не буду рассказывать сюжет комедии, только скажу, что волею судьбы на борт американской субмарины попали несколько женщин, которых надо было эвакуировать с острова в Тихом океана, захваченном японцами.

Одна из этих дам была очень невезучая, то и дело попадала в нелепые ситуации. В один из моментов, находясь в центральном посту субмарины, командир которой собирался атаковать японский танкер, она нечаянно нажала на какую-то кнопку, и произошел несанкционированный пуст торпеда. Но торпеда не попала в танкер, а по пологому песчаному склону  выскочила на берег и попала в бензовоз на берегу. Когда я смотрел фильм,  этот факт мне показался из разряда курьезных. Но потом я, как бывший подводник, правда, врач на субмарине, стал читать о торпедах, мне этот эпизод уже не показался странным.

Многим знаком кошмарный сон – в котором ты сражаешься с врагом, но твое оружие не наносит ему никакого вреда. Для американских подводников этот кошмар обернулся многомесячной реальностью.
“Проделать в воды противника и обратно путь в 8500 миль, выйти незамеченным на позицию для атаки на дистанцию 730 метров от неприятельских кораблей только для того, чтобы обнаружить, что твои торпеды не наносят никакого ущерба неприятелю”.

К моменту вступления США во ВМВ на вооружении американского подводного флота имелось два типа торпед: старые торпеды МК-10 и разработанная в 1930 торпеда МК-14. Торпедами «Мк-10», были вооружены подводные лодки типа «S», все остальные субмарины несли торпеды МК-14. При одинаковом калибре 533 мм, торпеда Марк-14 была значительно длиннее, и за счет этого несла бОльший заряд, имела на борту больше топлива, более мощный двигатель и могла развивать большую скорость – до 46 узлов при дальности хода 4050 метров и 31,5 узла при дальности хода 8100 метров. Оба типа торпед приводились в движение парогазовыми двигателями – движение торпеды под водой можно было отследить по «дорожке» пузырей, остающейся на поверхности воды.

Торпедам обоего типа можно было задавать установки направления, скорости и глубины движения торпеды. На МК-10 установки задавались до заряжания торпеды в аппарат, дальнейшее прицеливание осуществлялось всей лодкой, торпеды МК-14 могли программироваться внутри торпедного аппарата, и автоматически менять свои настройки направления, при изменении курса и скорости лодки.

Торпеды МК-10 оснащались взрывателем ударного действия, на торпеды МК-14 ставился совершенно секретный взрыватель МК-6 двойного действия (Магнитный и ударный). Преимуществом магнитного взрывателя было то, что он срабатывал при прохождении торпеды под кораблем в результате реагирования взрывателя на магнитное поле судна. В этом случае взрыв наносил более тяжелые повреждения цели, в идеальном случае одна торпеда могла сломать киль корабля и разломить его на две части. В случае, если торпеда попадала в борт цели должен был сработать ударный взрыватель. В силу секретности подводники не имели представления об устройстве и принципе работы взрывателя, не имели схем устройства, не могли самостоятельно проверять его боеготовность. Это определялось с одной стороны опасением того, что принципы работы окажутся известны противнику и он сможет скопировать магнитный взрыватель, или, проведя размагничивание своих кораблей ,нейтрализовать работу американских торпед.

Характеристики устройств регулирования глубины хода торпед и работу взрывателей экипаж подводных лодок не мог проверить в обычных условиях. На учебных стрельбах торпеды снаряжались учебными зарядными отделениями без взрывчатого вещества и взрывателей, а сами торпеды умышленно направлялись с такой установкой по глубине, при которой они проходили на безопасном расстоянии под целью во избежание повреждений торпед и корабля-мишени. Испытания взрывателя и устройств регулирования глубины хода торпеды проводились испытательной станцией. В первую очередь подобная ситуация объяснялась высокой стоимостью торпеды МК-14 – 10000 долларов США (Для сравнения танк «Шерман» стоил около 25 000 долларов).

Сразу после начала боевых действий экипажи подводных лодок, использующие торпеды МК-14 стали отмечать огромное количество случаев несрабатывания торпед, которое нельзя было объяснить исключительно тем, что торпеда промахивалась по цели.
24 декабря 1941 года подводная лодка «Сарго» атаковала два японских судна, выпустив в каждое по 4 торпеды. Несмотря на то, что след торпед прошел через судно, ни одна торпеда не взорвалась. На следующий день лодка атаковала японский танкер в идеальных условиях расстояния 1000 метров, однако торпеда прошла под танкером и не взорвалась. Командир «Сарго» доложил о неисправности торпед и сразу предположил, что они прошли слишком глубоко под целью. Подобные рапорты подавали многие командиры лодок, однако при проведении повторных испытаний на испытательной станции торпеды выдерживали заданную глубину.
К июню 1942 года количество рапортов превысило все мыслимые пределы – торпеды не взрывались в 70% случаев прохождения под целью. Новый командующий подводным тихоокеанским флотом контр-адмирал Локвуд решил лично проверить верность гипотезы о «слишком глубоком ходе торпед». Для проведения опыта была использована обыкновенная рыбацкая сеть, растянутая в проливе. Подводная лодка выстрелила реальную боевую торпеду, которая двигаясь вперед, порвала сеть. Отверстие оказалось на три метра глубже заданной глубины хода торпеды.

Расследование показало вопиющие факты. Во первых, выяснилось, что для повышения мощности торпеды, после начала войны на зарядных станциях заряжали в боеголовку на 150 кг взрывчатки больше, при этом данная информация не была известна на испытательной станции, продолжавшей использовать эталонный вес. Во вторых выявилась технологическая проблема – глубину хода торпеды определяло специальное устройство, представляющее собой мембрану, которая продавливалась под давлением воды. Мембрана опиралась на пружину, жесткость которой могла изменяться вручную. Когда давление воды и пружины выравнивалось, рули глубины удерживали торпеду на заданной глубине. Устройство отлично работало на торпеде МК-10, однако в торпеде МК-14 топлива и взрывчатки было больше, и конструкторы торпеды перенесли устройство ближе к хвосту, на наклонную часть корпуса торпеды. Потоки воды при движении торпеды создавали в этом месте эффект, снижающий давление воды, и механизм считал, что торпеда находится на меньшей глубине. Самое же «прекрасное» в ситуации заключалось в причине того, что эталонные торпеды на испытательной станции выдерживали глубину, потому, что использовавшееся там устройство для определения жесткости пружины оказалось разрегулировано и выдавало глубину примерно на три метра меньше заданной – так одна ошибка на испытательной станции уравновешивалась другой ошибкой.

К моменту выявления проблемы более 800 торпед было выпущено впустую.

С августа 1942 года проблема «заглубления» была решена, однако количество потопленных судов не возрастало – а подводники начали заявлять о новом злоключении, торпеды стали взрываться раньше времени. 9 апреля 1943 года подлодка «Танни» оказалась в центре японского авианосного ордера и атаковала 10 торпедами с дистанции 800 метров авианосцы «Хийе», «Дзуньо» и “Тайо». 7 торпед взорвались не доходя до цели, две не взорвались вообще, одна торпеда пробила борт «Тайо» и не взорвалась.
10 апреля 1943 года подлодка «Пумпано» атаковала шестью торпедами авианосец «Секаку» - три торпеды не взорвались, три взорвались не доходя до корабля – авианосец не получил повреждений.
10 июня 1943 года подлодка «Триггер» атаковала авианосец «Хийе» шестью торпедами, две прошли мимо цели, одна торпеда взорвалась, не доходя до цели, две торпеды поразили цель, одна не взорвалась. Несмотря на повреждения, авианосец сумел уйти на базу.
В августе 1943 года американская подводная лодка «Ваху» под командованием капитана Мортона совершила рискованный прорыв в Японское море, в ходе патруля лодка расстреляла все свои торпеды по целям и не достигла ни одного попадания – торпеды взрывались не доходя до цели.

Ситуация усугублялась тем, что ряд «поражений» которые отмечали подводники, на самом деле был преждевременным взрывом торпеды, на безопасном расстоянии от цели, который со стороны подлодки выглядел как попадание. Точную причину подобного поведения взрывателей так и не установили. Выяснилось, что в ряде случаев взрыватель реагировал на магнитное поле самой торпеды, во время совершения маневров, в ряде случаев он, вероятно, слишком чувствительно реагировал на магнитное поле корабля. Высказывалось предположение, что это могло происходить из-за того, что настройка взрывателей происходила на территории США, а боевые действия шли на Тихом океане, где характеристики естественного магнитного поля земли были различны, но установить это можно было только эмпирическим путем.

24 июня 1943 года подводным лодкам США было приказано деактивировать магнитные взрыватели, и использовать исключительно ударный взрыватель торпеды. После чего торпеды перестали взрываться.

24 июля 1943 года подводная лодка «Тиноса» под командованием коммандера Лоуренса Дэспита заметила японский танкер «Тонан Мару» водоизмещением в 19 000 тонн. Все торпеды на лодке имели деактивированный магнитный взрыватель. Дэспит из выгодной позиции атаковал танкер четырьмя торпедами, однако взрыва не последовало, хотя миниму две попали в цель. Тогда Дэспит выпустил две торпеды из носовых аппаратов вдогонку танкеру, одна из них взорвалась у кормы судна, которое потеряло ход. Остановившийся танкер представлял собой прекрасную мишень. Дэспит приказал перезарядить аппараты, после чего вышел на идеальную позицию для атаки, и с расстояния 1000 метров выпустил торпеду под углом 90 градусов в центр танкера.

Торпеда поразила мишень (был зафиксирован всплеск воды, и акустик услышал удар о корпус) но не взорвалась. Через десять минут лодка выпустила еще одну торпеду и она, попав в танкер, не взорвалась. Дэспит решил провести опыт - в течение более чем пяти часов от начала выпуска первых торпед до выпуска последней он занимал наиболее выгодную позицию для торпедной стрельбы, тщательно осматривал и проверял все торпеды, а после выпуска наблюдал в перископ за их движением до попадания в цель. Всего он использовал пятнадцать торпед. Все торпеды, кроме первых двух, попали в цель, одиннадцатая торпеда попала в кормовую часть танкера, выскочила из воды и снова упала в воду. Из всех торпед только одна во втором залпе взорвалась от удачного попадания и явилась причиной того, что танкер лишился хода. В процессе проведения лабораторной работы, появился японский эсминец, и атаковал лодку, однако Дэспит выпустил предпоследнюю торпеду, убедился, что она не взорвалась, и только после этого ушел на глубину. Последнюю торпеду он взял с собой в поликлинику, для опытов (С). Танкер японцы уволокли на буксире (впоследствии его потопила в 1944 году американская авиация)

Когда торпеду доставили на базу и изучили, оказалась, что она технически исправна, никаких дефектов выявлено не было. Разработчики и испытатели торпед высказали мнение, что Дэспит ошибался и просто промахнулся по цели.

Адмирал Локвуд, сторонник практики, решил провести натуральные испытания, в ходе которых подлодка стреляла торпедами по скале. Одна из торпед не взорвалась. Водолазы с риском для жизни подняли торпеду из воды, она была разобрана – выяснилось, что ударный механизм заклинило. Тогда Локвуд провел очередной тест – торпеду без заряда, подвешивали на высоту 27 метров, после чего бросали вниз (к моменту падения она набирала расчетную скорость в 46 узлов). Внизу торпеду ждал стальной лист, который можно было наклонять, изменяя угол встречи торпеды и цели. Опыт показал, что в 70% случаев взрыватель торпеды, попадавшей в цель под углом в 90% (идеальная атака) заклинивался. В случае, если угол встречи превышал 45% градусов вероятность срабатывания взрывателя резко повышалась (этим объяснялся взрыв одной из торпед Дэспита, которая попала в цель, догоняя танкер под острым углом). До выяснения и устранения причины несрабатывания взрывателей лодки получили приказ атаковать цели под острыми или тупыми углами.

Ударный взрыватель торпеды МК-14 был без изменений перенесен с торпеды МК-10, однако масса и скорость торпеды выросли. Выяснилось, что эти характеристики были критичными для механизма взрывателя, который попросту заклинивало. Решение проблемы было очень простым – надо было запускать торпеды с минимальной скоростью, либо изменить конструкцию взрывателя (массу его элементов) под новые характеристики. Это было сделано в сжатые сроки – 30 сентября 1943 года подводная лодка «Барб» вышла в поход, имея, наконец, нормальные торпеды - однако фактически 21 месяц войны американские подводники воевали оружием, которое наносило ущерб неприятелю только при очень благоприятном стечении обстоятельств.

Нужно сказать, что проблемы с торпедами были характерны только для американцев, неверно. Примерно такие же несовершенные взрыватели торпед были и у немцев в начале Второй мировой войны.  Но в процессе работы над этими устройствами, очень важными в любой торпеде (и в снаряде тоже), торпеды совершенствовались и уже намного реже не взрывались, если достигали цели торпедной атаки.


Рецензии