Мне подарили книгу Жизнь как простокваша. Книга Об

МНЕ ПОДАРИЛИ КНИГУ

Название удивило – «Жизнь как простокваша», да и язык автора сначала мне показался дисциллированным, пропущенным через си-течко, чересур правильным, как в школьной учительской, или в доме политпросвещения, наши немцы с Волыни так не говорят, но я подтя-нулся, втянулся и уже не мог оторваться от клокочущих на страницах книги событиях, а события эти пронизаны сквозь простые человече-ские жизни и отражают всю историю СССР, и историю немцев в СССР. Здесь вспоминается благодать и зажиточная жизнь трудолюби-вых немцев Поволжья. Затем докатилась революция, власти создали новую республику немцев Поволжья, красным катком прокатилась гражданская война, коллективизация. И в цветущем крае наступил невиданный в Поволжье голод, вплоть до умопомешательства, до людоедства, до крайнего предела человеческой выносливости, но всё проходит. Снова наладилась жизнь, восстановлено народное хозяйст-ва и опять всё перечеркнула война. Мгновенная ликвидация респуб-лики кремлёвскими политиканами, ссылка без суда и следствия не-винных жителей республики во тьму тараканью, с позорным ярлыком врагов народа, предателей и шпионов, с лишением всех обществен-ных и гражданских прав, все немцы приписаны к ненавистной враже-ской партии фашистов, о которой многие понятия не имели. В этих условиях морального презрения окружающих приходилось бороться за выживание в пустой бескрайней казахской степи. Холод, голод, трудармия, бедность, нищета ссыльных немцев. Некоторым было просто нечего надеть, чтобы выйти на улицу из землянки, но люди выжили. Кончилась война, наступила хрущёвская оттепель, началось освоение целинных земель, учёба, унижения, дискриминация по на-циональному признаку, комендатура, но немцы всё равно выбивались в люди, несмотря ни на что, всегда были примером для подражания окружающему населению, хотя это преднамеренно замалчивалось и не замечалось руководством. Немцев не существовало в партийных и государственных отчётах – это была засекреченная национальность, не подлежащая поощрению.
Автор книги Антонина Шнейдер-Стремякова правдиво открывает читателю глаза на суровую правду ликвидации немецкого Поволжья и ликвидации её без вины виноватых жителей. В книге – интересные повествования, рассказанные красивым литературным языком и судь-бы, судьбы, судьбы людей. Особенно понравилось трепетное отноше-ние автора к памяти покойного отца. Царство ему небесное. Многих сегодня нет вместе с нами, но именно они, замученные трудом, дос-тойны нашей постоянной благодарной памяти. Жизнь автора в мему-арном романе вызывает уважение и гордость за таких сильных и це-леустремлённых людей, наших современников. Очень интересно про-являются характеры сопутствующих героев, таких как Папа Леона, на мой взгляд, символизирующий судьбу многих немцев России. Скром-ный труженик, работающий на износ с утра до вечера, день и ночь, никак не может за свой честный незаметный титанический труд вы-лезти из нищеты и повседневности, но он не пойдёт на сделку со сво-ей совестью, а неграмотный председатель колхоза Сандрик даже в военное время без зазрения совести кормит своих свиней белым хле-бом, когда колхозники пухнут от голода и вымирают семьями. Инте-ресен вечно недовольный и чересчур заполитизированный директор школы-алкоголик и то, что русские не знают русского языка, даже учителя в средней школе, и она, немка, которую за глаза втихаря пре-зирают, бескорыстно учила их родному языку. Именно так и было, это знакомо каждому. Личным примером, активным отношением к пору-ченному делу, несмотря на подножки коллег и козни руководства, наши люди становились образцами в быту и на производстве. Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. У наших людей разные народы учились многому: скромности, чистоплотности, честности, трудолю-бию. Интересно описана встреча автора с НЛО (неопознанным ле-тающим объектом), и с ещё неизвестным Василием Шукшиным, с местным хулиганом властелином алтайской деревни Ванюшкой Гро-мовым. Интересны также пересказы с подражанием местному хохлац-ко-польскому диалекту. Всё это описано с большой тактичностью, со знанием дела. Автор корректно держит читателя на дистанции, без эмоций, ровно раскрывает этапы своей непростой человеческой судь-бы, заставляет задуматься над прозой повседневной жизни. Жизнь – как простокваша, зачастую кислая, тяжёлая, в ней мало сладкого, но это наша жизнь и наша история, о которой обязательно должны пом-нить наши сегодняшние сытые потомки. Говорят, теперь не с кого брать пример. ЕСТЬ!
Автор книги Антонина Шнейдер-Стремякова достойна всяческих похвал и подражаний. Я лично перед ней снимаю шляпу. Спасибо Вам, наш славный современник, за ещё одну раскрытую страницу нашей общей истории. Книга – это общественный памятник. Жизнь коротка, а книга долговечна. С большим нетерпением будем ждать вторую часть нужной и интересной книги.
Книги можно заказать у автора по телефону 030-33607596. Пода-рите её себе и своим ближним. Книга – лучший подарок. Мне подари-ли книгу.

PS. В начале книги трудно было разобраться в родстве, затем ме-ня одолели сомнения в том, чтоб на Алтае был слышан атомный взрыв с Семипалатинского полигона и что в школах к концу урока сообщили о взрыве атомной бомбы, которая считалась строго секрет-ным оружием СССР. Сомнительно также, что Папа Лео знал о десанте НКВДешкников и свободно рассказывал бы об этом работнице рай-кома. Подозрительно и то, что, по словам папы Лео, у профессио-нального военного десанта в Поволжье потерь оказалось больше, чем у деревенских жителей, стрелявших в десантников, которые к тому же сумели сориентироваться и распознать в спускающихся парашюти-стах своих врагов.


Рецензии