Покой и воля

Однажды, вскоре после выхода на пенсию, Алексей Егорович, отведя внука в детский сад, неторопливо шел домой, поглядывая по сторонам. Вокруг суетился народ, спешащий на работу:  кто-то быстро шел, таща упирающегося ребенка за руку, кто-то бежал, кто-то заводил машину, торопясь покинуть плотно заставленные транспортом дворовые проезды. Медленно шел только он со сладостным чувством покоя на душе. Спешить было некуда. С улыбкой вспомнил поговорку: «На тот свет всегда рано и никогда не поздно».

Всю жизнь он куда-то спешил. Сначала школа, да не простая, а специализированная, с углубленным изучением английского языка. Тяжело в ней было учиться и в то время, как его сверстники гоняли мяч или шайбу Алеша зубрил глаголы, времена, темы, переводил многостраничные тексты. Надо было «успевать», а значит спешить.

Затем институт, тоже не простой – медицинский. Шесть лет напряженного студенческого труда. На первом курсе Алексей расслабился, посчитал, что поступив, уже взял Бога за бороду, и завалил первую же сессию. Пришлось на каникулах, когда все студенты гуляли, зубрить и пересдавать хвосты. Урок пошел впрок и впредь он учился хорошо, даже получал повышенную стипендию. Особенностью учебы было то, что клинические кафедры были разбросаны по всем больницам города – постоянные переезды и все бегом. Перекусить было некогда. А сессии чего стоили? Страшно вспомнить этот экзаменационный мандраж, но успевал.

Наконец, пошел работать. Сначала рядовым эпидемиологом в районном центре области, до которого ежедневно добирался электричкой, а потом попробовал себя в науке, преподавал в «alma mater». Платили ассистенту кафедры тогда такой мизер, что содержать семью, а к тому времени Алексей уже был женат и имел дочь, на такую зарплату было невозможно.  Вернулся в практическую медицину. Повезло – приняли на руководящую должность заместителя главврача по медицинской части одной из городских организаций санэпидслужбы. Работая замом, он одновременно был и председателем профкома, и начальником штаба гражданской обороны, и внештатным инженером по охране труда, и председателем еще десятка разных комиссий. Все успевал, но надо было спешить.

Жизнь состоит не только из работы, хотя для мужчины она на первом месте. Параллельно приходилось решать все семейные проблемы: растить и учить детей, обустраивать быт, помогать в сельхозработах родителям  жены, да и увлечениям находить время. Все успевал, но покоя не было. О нем только мечтал.

Спустя пару лет его заметили – назначили главным государственным санитарным врачом городского района. В этой должности Алексей Егорович проработал четверть века. Менялись только районы – ротация руководящих кадров. Спешить приходилось и здесь – вечная круговерть планерок, накачек, совещаний, заседаний исполкома, сессий райсовета, конференций, выездов на объекты надзора, разборок с нарушителями санправил. Всего не перечесть. Успевал – иначе бы не продлевали контракт. Однако, работа руководителем не прошла бесследно – появились проблемы с сердцем. Наконец, устав от этой суеты, да и работа «приелась», перестала доставлять удовольствие, решил перейти на менее напряженную должность – заместителя главврача областной санэпидслужбы. Как же он ошибался, полагая, что эта должность спокойнее. Масштабы района и области оказались не соизмеримы. Надо было работать ежедневно по десять и более часов при восьмичасовом рабочем дне, да еще в выходные и праздники трудиться. Что ж, «взялся за гуж, не говори, что не дуж». Пришлось спешить и успевать вплоть до конца контракта. Выхода на пенсию Алексей Егорович ждал с нетерпением. Накопилась моральная усталость от постоянного общения с сотрудниками, посетителями, жалобщиками, нарушителями. Душа жаждала покоя и уединения.

«Давно, усталый раб, замыслил я побег…»
Когда подошло время «сдирать подковы», устав от городской суеты, Алексей Егорович стал подумывать о жизни за городом. Его с детства тянуло жить без удил, поближе к лесу, реке, рыбачить, созерцать природу – жизнь животных, птиц, растений, наблюдать погодные явления. Хотелось поделиться увиденным с кем-либо, и он стал пробовать писать, сначала короткие опусы – этюды и миниатюры, которые публиковал на различных сайтах, затем рассказы. Любимая старая дача, расположенная среди леса, вполне подходила для этих целей, и он фактически переселился в нее, появляясь в городе лишь наездами на денек-другой. На даче он нашел покой и уединение, так необходимые для творчества, не терпящего суеты и пустой болтовни. Бывают дни зимой, что не встретит ни одного человека, да и по телефону скажет пару слов, мол, жив-здоров. По людям он не скучает. Слишком много пришлось контактировать с ними, пока работал руководителем. Любит Алексей Егорович встречать рассвет на водоеме, провожать солнце за лес, послушать тишину, которая здесь до звона в ушах, ощущать умиротворение и радость от прожитого дня. Увлечения, о которых работая мог только мечтать: рыбалка, сплав по рекам, грибы, ягоды, лыжи, велосипед, чтение вдоволь теперь стали явью. Скучать не дают дачные хозяйственные заботы. Живет он, не заглядывая далеко вперед, ведь в «ковидное» время пожилому человеку строить планы на будущее не разумно. Прожил день, и слава Богу. «Будет день – будет пища».

В последнее время Алексей Егорович в полной мере прочувствовал и осознал гениальную строку классика: «На свете счастья нет, но есть покой и воля».


Рецензии
Молодец Егорович! Активная жизненная позиция. Так держать!

Вадим Светашов   02.03.2021 21:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим. Здоровья и удачи!

Александр Георгиевич Гладкий   03.03.2021 19:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.