Лекторий. Лекция четвертая

Лекторий «400 лет переселения карел на тверские земли». Лекция четвертая, прочитана 18 марта 2020 года в Тверской городской библиотеке им. Герцена.


Православие в судьбе тверских карел

Уважаемые слушатели!
27 февраля 1617 года в деревне Столбово, что на реке Сясь в 54 километрах от ее впадения в Ладожское озеро,  был подписан унизительный для России Столбовский мир. По этому договору шведы возвратили России захваченный ими Новгород и значительную часть Новгородской земли. Однако русские «навечно уступили Швеции города: Ям, Копорье, Орешек, Ивангород, Корелу и Корельский уезд».

 Именно в результате заключения этого мирного договора возникала  территория под названием «Тверская Карелия». Непомерные налоги, установленные шведами, стали одной из основных причин выхода карел из «родового гнезда» в Приладожье и на Карельском перешейке.
 
Определяющую роль в период перехода карел на земли Бежецкого Верха и отроги Валдайской возвышенности, и их обустройства сыграло православие.  Одной из основных причин выхода карел было насильственное их приобщения  в лютеранскую веру. Религиозные преследования карельского православного населения  усилились сразу после заключения Столбовского мирного договора.
 
Карелы впервые были крещены в православие в 1227 году Новгородским князем Ярославом Всеволодовичем, который направил на Карельский перешеек священника  Василия с дружинниками. Крещение   было  совершено  с той целью, чтобы приостановить влияние католической веры на население приграничных новгородских земель.
 
Ко времени переселения карел на тверские земли, у них была еще молодая, истинная вера, так как   по указу Новгородского митрополита православное Корельское  и  Ладожское епископство было утверждено лишь в 1593 году, за  25 лет до начала переселения,  первым епископом был Сильвестр. Именно  он в 1610-1611 годах вместе с русским воеводой Иваном Михайловичем Пушкиным организовал шестимесячную оборону города Корелы от шведов.
 
Сразу после подписания Столбовского мира в 1617 году,  восточная Финляндия, Корельский уезд и Ижорская земля были объединены в одну лютеранскую епархию с резиденцией в городе Выборге. В апреле 1618 года правительство Швеции послало наместникам Ореховецкого и Кексгольмского уездов распоряжение, предписывавшее зорко следить за тем, чтобы священники их уездов посвящались в духовный сан не новгородским митрополитом, а шведским интендантом в Ингерманландии.
 
В православные приходы наряду с православными священниками стали назначаться лютеранские пасторы. Православным священникам предписывалось проводить богослужение только на  карельском языке, а не на русском. Вскоре приказа¬но было на место умерших православных священников назначать лютеранских пасторов. Карельское население    причислялось  к лютеранским приходам по тому лишь при¬знаку, что говорило на карельском языке.

При выходе  с Карельского перешейка карелы с собою могли взять только самое  ценное, что можно унести с собой. Они несли иконы с надеждой и верой в лучшую их долю. Они пришли на тверскую землю с тем, чтобы сберечь и сохранить в душе свою православную веру, от которой их пытались отречь шведы.

 Переселение карел на территорию Бежецкого Верха и отроги Валдайской возвышенности шло медленно и продолжалось с 1617 по 1678 годы. Расселялись они на всех типах земель - дворцовых, монастырских, помещичьих. Часть карел соглашалась поселяться на пустошах, принадлежащих монастырям. Они просили настоятелей монастырей передать им ту или иную пустошь. Переговорив с братией, настоятели нередко принимали карел   на  пустоши,  и давали  им льготы от разных выплат на 6 лет. За эти льготные годы карелы  были обязаны построить себе избу, сенник, житницу, баню, овин, а также распахать землю в трех полях плугом и сохой, расчищая ее топором и косой.
 
До того времени, пока карелам не были отысканы пустопорожние земли, царь Михаил Федорович Романов, а потом и его сын Алексей Михайлович, велели им жить на тех монастырских или помещичьих землях, где они живут. Царь наказывал помещикам и монастырям, чтобы они карел без его указу от себя вон не гнали, никакого налога на них не учиняли и карельские дворы не разоряли.

Царь Алексей Михайлович старался переселить карел в образованные дворцовые карельские волости. Например, во время переписи 1662 года из  монастырской вотчины Николаевского Антониева Краснохолмского  монастыря карелы были вывезены в карельские  дворцовые волости.  Однако во второй половине ХV;; века обнаружилось, что монастырю принадлежал  161 двор карел, которые оставались здесь до 1667 года.  После чего они повторно были вывезены в соседние дворцовые карельские волости.
На землях Бежецкого Верха и тверской земле, в отличие от русского населения у карел долгое время было много трудностей в отправлении православных обрядов. Пришли в ветхость старые русские деревянные церкви, часть их была разрушена литовцами, и нужно было строить новые храмы. Все молитвы, исповеди, церковные книги были на старославянском церковном языке, они читались карелам без перевода. Не было священников из карельской среды, немногие русские священники знали карельский язык.

Большую трудность в отправлении церковных обрядов представляло незнание карелами русского языка. Спустя 200 лет после их переселения, в 1869 году священник села Толмачи Федор Ефимович Стратоницкий писал: «Жители села Толмачи – карелы, есть много мужчин, а особенно женщин, которые нисколько не понимают русского языка. Чтобы священнику быть хорошим пастырем, нужно сколько-нибудь ознакомиться с их языком, обучиться сколько-нибудь оному. Что было и со мною при поступлении в село Толмачи священником в 1842 году».

Карелы стали возводить многие существующие и поныне храмы на месте храмов, разоренных литовцами в начале XVII века. Первые церкви, построенные карелами на Тверской земле, были деревянными. Строевого леса вокруг сел было достаточно, да и мастерством по строительству карелы отличаются до сих пор.
Имеются сведения о деревянных храмах, построенных карелами в XVII веке. В селе Мохнецы была построена деревянная церковь Михаила Архангела, которая впервые упоминается в документах за 1699 год на территории Мохнецкой (Мохновой) мужской пустыни, приписанной к Теребенской Николаевской пустыни.
В селе Толмачи к 1672 году была построена Богоявленская деревянная церковь. Если в документах за 1636 год обозначена Толмачева Слобода, то в переписи за 1672 год, скрепленной Никитой Хвостовым, Слобода уже называлась селом Толмачи, значит, церковь там уже была. В 1830 году на этом месте была построена каменная Богоявленская церковь с тремя престолами. Еще ранее, в 1789 году – вторая деревянная Казанская церковь.

В селе Котово карелы в 1680 году построили деревянную церковь зачатия Иоанна Предтечи, которая действовала до 1820 года. В 1809 году в селе была ими построена Вознесенская каменная церковь с тремя престолами.

В селе Кесьма карелы построили деревянную Троицкую церковь в 1668 году. Вторая каменная Богородицерождественская церковь была здесь построена карелами в 1765 году с двумя престолами.

 Деревянные, а позднее – каменные  церкви были построены ими и в других карельских приходах.
Первые карельские священнослужители, зная язык, начали составлять исповеди, молитвы. Священник села Козлово Вышневолоцкого уезда Григорий Ефимович Введенский вместе со священником села Кава Бежецкого уезда Михаилом Алексеевичем  Золотинским в 1817 году перевел с русского на карельский язык «Евангелие от Матфея», оно было издано в Санкт-Петербурге в 1820 году.
Священники в XIX веке отмечали отношение тверских карел к церкви и духовенству, как заслуживающее внимания. Церкви карельских приходов отличались убранством.

Священник Скорбященской церкви села Ивановское-Новосильцево Зубцовского уезда Михаил Городенский в 1878 году отмечал:  «Богослужение в церкви карелы совершают исправно, слушают их со вниманием, но не могут большую часть их усвоить, так как не понимают русского языка. Переменить карельский язык на русский упорствуют и не хотят, а администрация на это не обращает внимания».
Однажды священник Филофей в бытность свою в карельском Микшинском приходе на освящении каменной церкви выразил мысль, что необходимо бы иметь при этой церкви зимний, теплый придел. «Не прошло после этого и трех лет, – писал архипастырь, –  как к великому своему удовольствию я был приглашен на освящение целой теплой каменной церкви. Все окружающие приходы с русским населением часто пользовались субсидиями от карельских приходов в качестве вкладов на помилование. Нет надобности говорить, что духовенство в карельских приходах пользовалось глубоким уважением своих прихожан. По отзывам людей весьма сведущих, карелы охотно извиняли даже крупные недостатки своему священнику, но они никогда не прощали притязательность его, то есть необоснованное стремление добиться признания или одобрения».

За 250 лет с момента приобретения усадебной оседлости, начиная с 1662 года и до Октябрьской революции 1917 года, на тверской земле карелы построили 86 храмов и 169 часовен в 77 карельских приходах.
Бежецкий уезд – 30 прихода, 33 церкви;
Весьегонский уезд – 15 приходов, 16 церквей;
Вышневолоцкий уезд – 17 приходов, 19 церквей;
Новоторжский уезд – 12 приходов, 15 церквей.
По одной церкви карелы построили в Зубцовском, Кашинском и Осташковском уездах.

Строили храмы на деньги, собранные прихожанами. Этот сбор был немалым, чаще всего по 10 рублей в год со двора. В больших приходах эта сумма составляла до 10-15 тысяч в год. Надо учесть, что работая по найму у помещика или другого богатого человека, крестьянин получал от него по 3 рубля в месяц. Таким образом, он жертвовал на строительство церкви более, чем трехмесячный свой заработок.

Строили церкви местные мастера, иногда нанимали мастеров со стороны. Расписывать церкви приглашали известных мастеровых людей. Карельский художник Иван Тимофеевич Хазов родился 11 сентября 1870 года в карельской деревне Городок Никулинской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Его родители Тимофей Андреевич и Наталья Хазовы были крепостными крестьянами помещика Сназина. Брат отца Тимофея Андреевича Михаил был управляющим у Сназина.

Иван Тимофеевич Хазов окончил 4 класса начальной школы, любил рисовать. В 1896 году, когда ему было 25 лет, поступил в Бежецкое общество художников. Открыл свою мастерскую, стал обучать учеников-карел: Шарвина Якова из Валдая, Уткина Алексея из дер. Сосновка Никулинской волости, Федотова Михаила из дер. Двойки Козловской волости Вышневолоцкого уезда, Сурикова Сергея села Никольское, еще одного ученика из села  Кострецы Бежецкого уезда, имя и фамилия его  неизвестны.

Вместе со своими учениками Иван Тимофеевич расписал церкви в карельских селах: Козлово, Петровское, Толмачи, Ерзовка. Они расписали  часовни в Городке, Плоском, Горме, Никулине, Захарове, Острых Луках. К пятидесятым годам он ослеп, умер 23 июля 1924 года.

С первых лет своего существования Советская власть повела активную борьбу с религиозной верой и людьми, которые ее защищали. Это были, прежде всего, священнослужители, старосты и активные сторонники церкви.
Так, 30 августа 1937 года органы НКВД возбудили уголовное дело в отношении священнослужителя Ерзовской церкви Новокарельского района Карельского национального округа Орлова Митрофана Ивановича, обвиняя его в контрреволюционной деятельности. Вместе с ним были арестованы еще 9 служителей церкви Козловского, Максатихинского и Новокарельского районов, 6 из них были расстреляны.

20 декабря 1937 года сотрудники НКВД по Калининской области возбудили уголовное дело № 13460 по обвинению архиепископа Калининской епархии Успенского Ивана Васильевича (Фаддея) в руководстве контрреволюционной фашистско-монархической организацией. В обвинительном заключении от 30 декабря 1937 года записано, что И.В. Успенский давал задание участникам на организацию и насаждение контрреволюционных церковно-монархических групп и повстанческих ячеек во вновь организованном Карельском национальном округе через своего посланца Орлова Митрофана, к тому времени арестованного и осужденного к высшей мере наказания – расстрелу.

Архиепископа Фаддея арестовали и допрашивали, когда М.И. Орлов и другие священники были уже расстреляны.  Архиепископ Фаддей был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу, постановление тройки о расстреле Успенского Ивана Васильевича (Фаддея) было исполнено в 1 час ночи с 30 на 31 декабря 1937 года.
 
Прокуратура Калининской области 4 апреля 1989 года посмертно реабилитировала Успенского Ивана Васильевича (Фаддея), всех арестованных по этому делу священнослужителей карельских приходов.
 
За прошедший ХХ век Русская Православная Церковь перенесла  беспрецедентные гонения. Только за период с августа 1937 года по 26 марта 1938 года в Калининской области были арестованы 806 служителей церкви и членов церковных советов. В их числе были 43 священнослужителя карельских приходов. Из 86 церквей, построенных карелами, в годы советской власти действующими были  всего 11 храмов.
 
Однако во всех карельских домах на самом видном месте сохранялись иконы. Карелы широко отмечали по два религиозных праздника в каждой деревни, а также Масленицу и Пасху. В то же время большинство карел никогда не отмечали советские праздники 8-е марта, Первое мая и день Октябрьской революции.

Сейчас карелы, как и другие православные люди, пожинают плоды безверья и разрушения храмов. Житель города Санкт-Петербург В.В. Егоров, побывав на своей родине в тверской карельской деревне, написал нам письмо:
 «Что творится на селе?  Пьют, убивают, воруют, горят дома в карельских деревнях. Когда мы  поумнеем, каким образом?
Отвернувшись от нашего доброго прошлого, от наших православных устоев, мы уже не можем стоять, а валимся. Только просвещение православное,  традиционное покаяние, исповедь, проповедь спасут нас от пороков.
Необходимо безотлагательно спасать всех от растления. Культура ранее шла из деревни, сегодня люди ищут спасения в храме. Люди в карельских деревнях поддерживают возвращение церкви, но народ еще не воцерковлен, отброшен к языческим временам. Нужно безотлагательно восстанавливать храмы, нужны постоянные священники в храмах, нужны иконы.
Часто представляю себе теплый, чистый, уютный храм и трапезную, где можно прихожанам попить горячего чайку, поделиться радостью и печалью, посочувствовать друг другу и, конечно, прежде всего, помолиться».

Так вот и живут тверские карелы с верой в достойное будущее, хотя за 100 лет число тверских карел уменьшилось со 150 тысяч человек до 7 тысяч человек.
Спасибо за внимание.

Источники: А.Н. Головкин «Карелы: от язычества к православию», Тверь, изд. Студия-С, 2003 год. А.Н. Головкин «Помнят стены монастыря», Тверь, изд. «Триада», 2016 год. Ссылки на первоисточники в книгах  имеются.


Рецензии