Новый ист. материализм 2 Основной вопрос философии

В предыдущей главе мы указали главную ошибку марксизма - ставку на классовую борьбу вместо ставки на формирование нового способа общественного производства. И главный его пробел - отсутствие категории Культура, как ключевого механизма действия производительных сил.

Теперь приступим к переосмыслению исторического материализма (истмата), от самых его основ, - чтобы найти ключи к преодолению ошибок марксизма.

Исходный тезис истмата - ответ на Основной вопрос философии, имеющий три части:

1) Что есть Дух и Материя и как они относятся друг к другу?

2) Что первично: Сознание или Бытие?

3) Познаваем ли Мир?

Принимаем следующие определения и ответы на эти вопросы.

1) Материя: философская категория, обозначающая объективную реальность, существующую независимо от нашего мозга и наших органов чувств, действие коей вызывает в нашем мозгу образы, отображающие объекты этой реальности. По сути, это ленинское определение материи, не до конца понимаемое большинством читателей.

Комментарий 1. Этим определением снимается грубое противостояние материализма и идеализма: спор переносится в сферу спекулятивной рефлексии, - то есть, в сферу математики и языкознания. Ибо Материей здесь указано Слово, - философская категория. А объективной реальности отведена роль Значения этого слова.

Спор сведён к поиску решения в риторической (речевой, языковой) плоскости: что и зачем мы называем Материей? Тем самым, неявно провозглашается приоритет Практики над всеми нашими Рассуждениями.

2) Мозг: часть нас самих, как части объективной реальности, - это такое особо устроенное живое вещество, волновые колебания которого являются образами, - то есть, они отображают свойства тех объектов, которыми они вызваны.

Первичное понятие 1. Образ объекта, - волновое колебание мозга, кодирующее свойства объекта.

3) Дух: форма движения объективной реальности. Он имеет волновую природу, - он есть система волн, вызываемых объективными причинами и идущих по морю Вещества.

Постулат 1. Объективная реальность первична по-определению,- как значение слова Материя,

Постулат 2. Дух, как слово, выражающее часть и форму движения объективной реальности - выражает лишь часть содержания слова Материя, - и лишь в этом смысле вторичен в отношении Материи.

Комментарий 2. В объективной реальности наблюдаются явления, указывающие на волновую природу вещества.

В этом свете, дуальны не Дух и Материя, а Дух и Вещество. Можно провозгласить, что Дух первичен, а все объекты суть волновые или вещественные проявления его, как феномена волновых колебаний.

В этом свете, смысл Постулата 2 - не в утверждении первичности Материи или Духа, а в выборе позиции наблюдателя – исходить из явлений волны или корпускул - открывающей ход равноправных параллельных рассуждений.

Впрочем, вопрос о первичности Духа или Материи здесь усложнён вопросом о первичности Слова или его Значения, Формы или её Содержания, Идеи или выражающей её Вещи. А потому, к этому вопросу мы не раз вернёмся в дальнейшем, - как и к вопросу о том, почему, заявляя о снятии противостояния материализма и идеализма, мы называем новое учение всё же историческим материализмом, а не историческим идеализмом.

4) Сознание: феномен сферы Духа, данный множеством образов, взаимосвязанных меж собою как в силу реальной взаимосвязи объектов, отображаемых ими, так и силой Мышления, непрерывно обрабатывающего эти образы с целью формирования понятий, несущих в себе идеальные объекты, их свойства и взаимосвязи, моделирующие (кодирующие) отношения объективной реальности.

Постулат 3. Идеальные объекты вторичны.

Комментарий 3. Идеальные объекты - это числа, геометрические фигуры (точки, круги, треугольники, шары...), цветовые и звуковые гаммы и иные феномены, творимые Мышлением в качестве инструментов понятийно-языкового схватывания объектов реальности,

Мир этих инструментов накапливается нашим сознанием как общее достояние всех человеческих языков.

5) Мышление: феномен сферы Духа, воспроизводимой мозгом живого существа, творящего, запоминающего и воспроизводящего идеальные объекты, выражающего их понятиями, фиксируемыми знаками Языка.

6) Живое мыслящее существо: объект живой природы, обладающий мозгом, воспроизводящим Сознание, управляющее деятельностью этого существа.

7) Человек (люди): наиболее развитое живое мыслящее существо.

8) Бытие: существование людей в Миру множества обстоятельств и условий Жизни, а также предметов, средств и продуктов их деятельности, осуществляющей, поддерживающей и воспроизводящей их Жизнь.

Комментарий 4. Объекты реальности, составляющие значение слова Материя, выступают носителями обстоятельств и условий жизни людей и даны (показаны, раскрыты) людям лишь в меру их практических взаимосвязей с этими объектами. В этом свете, все эти объекты неисчерпаемы для познания людей, - таят в себе много неизведанного.

Постулат 4. Бытие определяет Сознание обстоятельствами и условиями Жизни, раскрываемыми практической деятельностью людей.

Комментарий 5. Мышление и практическая деятельность людей опредмечивают объективную реальность, придают её объектам разнообразное предметно-функциональное значение, превращая её в Бытие для Сознания.

Комментарий 6. Бытие – это уже не объективная, а субъективная реальность, ибо оно наполнено предметами, смыслы которых определены деятельностью человека и, в этом свете, субъективны.

9) Познание: особая мыслительная деятельность человека по созданию системы теорий, достоверно отражающих развивающуюся действительность Бытия.

10) Язык: интерактивная система упорядочения мира идеальных объектов путём схватывания и обозначения этих объектов знаками материального мира, например, произнесёнными или написанными словами и предложениями, зарубками на дереве и другими действиями в мире Бытия, через которые разные живые существа могут понимать друг друга и объединять свои внутренние миры в общую социальную реальность.

Мыслительная деятельность человека, формируя идеальные объекты, вырабатывает и обосновывает суждения об их свойствах и взаимосвязях, ставит и решает теоретические и управленческие задачи и интерпретирует полученные выводы и принятые решения привязкой их к реальным объектам в контексте практической деятельности.

Язык творит социальность, придавая объектам реальности, вовлекаемым в человеческую деятельность, именованную предметность, не имеющую смысла вне этой деятельности.

Благодаря языку, каждый объект «раскрывается» как носитель предметных смыслов, приписываемых ему от деятельности людей. Возникает иллюзия всё более глубокого познания объектов реальности человеком, в то время как эта глубина есть всего лишь развитость человеческой Практики.

В этом свете, Практика творит и расширяет предметное Бытие человека, сводя вопрос о познаваемости мира к задачам практического овладения им.

Но исторический материализм пошёл дальше:

Постулат 5. Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. (К. Маркс, 11-й тезис о Фейербахе).

Постулат 6. Изменяя мир, люди изменяют и законы, им управляющие, в том числе обстоятельства, определяющие практические типы людей.

Революционная практика состоит в том, что она творит новые типы людей путём изменения обстоятельств их Бытия.

Постулат 7. Мир познаваем практической деятельностью людей.

Продолжение: http://proza.ru/2021/01/27/974


Рецензии