Футбол 1985 года. Кожаный мяч

Недавно попала в руки старая картинка. Бледноватая, неумелая, раскрашенная цветными карандашами. На ней — зеленое поле стадиона, на беговой дорожке скамейка, десяток мальчишек на ней — команда. Запасные возятся с мячиком. На краешке боком сидит понурый вратарь: опустил белобрысую голову, уронил руки — расстроен. На табло счет 6:0, а ведь впереди еще целый тайм! Вратарь всегда один, когда команда проигрывает. Седоватый тренер что-то объясняет ребятам. Они слушают. Маленький капитан стоит перед скамейкой, уперев ладони в спину и растопырив локти. Он устал, но сосредоточен и серьезен: нужно бороться, нужно изменить счет. Не сравнять, так хоть сопротивление оказать. Слишком сильный им достался противник.
Эта картинка — память о футболе 1985-го года.
В Тюмени шел всесоюзный финал детско-юношеского турнира на приз клуба «Кожаный мяч». Приехали 24 команды. Младшая возрастная группа, 10–11 лет.
Я сдавала вступительные экзамены в институт, и как раз на турнир у меня выпала свободная неделя: то ли между экзаменами и зачислением, то ли после зачисления нас на неделю отпустили, не помню. Я провела почти всю эту неделю на стадионе «Центральный», с утра до обеда, пока шли игры.
Команды были поделены на четыре группа. Каждая группа играла на своем стадионе: «Геолог», «Центральный», «Железнодорожник» и, кажется, «Прибой». В первый день я попыталась сбегать сразу на два стадиона, но быстро поняла, что лучше будет сидеть на одном: больше увижу. «Центральный» был ближе к дому, на него я и пошла.
Со всеми командами «моей» группы я познакомилась в первый же день: до обеда как раз успевало пройти три матча. Для младших таймы длились по 25 минут. Конечно, ребята не только играли, после обеда для них устраивали экскурсии, походы в театр, кино и прочее.
Скамейки для команд стояли на беговых дорожках перед трибунами. Я всегда сидела слева от входа и левую скамейку считала своей. Впрочем, кажется, я ухитрялась болеть за все шесть команд одновременно. Вообще, болельщиков на трибунах было немного (дни-то у взрослых рабочие): родители, ребята из школьных лагерей, спортшкол, случайные зрители, взрослые мужики — завсегдатаи стадиона. Они как будто там всегда сидели. Надо мной они посмеивались — за то, что я записывала результаты игр (зачем мне это было надо, не знаю, но я записывала). Я делала вид, что не слышу, или улыбалась. Помнится, кого-то из судей и директора стадиона знал мой отец — вместе играли в футбол.
Итак, команд было шесть: «Олимпия» из Даугавпилса, казанский «Старт», «Звездочка» из Краснокаменска Читинской области, кишиневский «Олимпиец», туркменский «Балкан» и «Вымпел», не помню точно, кажется, из Челябинска. «Старт», «Олимпиец» и «Балкан» обычно переодевались перед левой трибуной, поэтому их я знаю лучше.
Мальчишки в командах подобрались почти сплошь невысокие, худенькие, тонконогие и тонкорукие. Лишь в «Олимпийце» был кругленький защитник Вася Заяц. В «Звездочке» и «Вымпеле» ребята были как будто покрепче, покоренастей. Может, просто постарше: в этом возрасте полгода может иметь значение. Капитану «Олимпийца» Сереже Епуряну (тому, что на рисунке), например, и десяти лет еще не исполнилось.
Впрочем, никакое телосложение не помешало щупленьким игрокам «Олимпии» раскатать более рослых и крепких соперников в тонкий блин. Лидеры определились сразу. И если в первый день мальчика в красной форме окликнули: — «Мальчики, вы чьи?» (— «Латвия» — был короткий ответ), то на следующий день с трибун уже кричали: — «Молотку давай!» «Олимпия» понравилась, за нее болели, маленький же нападающий Юра Молотков стал звездой турнира и любимцем наших трибун. Как лихо мчался он в атаку, прихватив для удобства длинные рукава футболки! Форма на игроках всех команд была немного не по росту: широкие трусы, свободные футболки, съезжающие с плеча, гетры подогнуты чуть не вдвое. Только шорты полагающихся по правилам вторых комплектов формы были впору: судя по всему, их шили мамы. На ногах у всех были кеды: бутсы на таких мальков тогда не делали. Вратарь у «Олимпии» тоже был отличный, прыгучий и ловкий.
Не отставал казанский «Старт» — тоже в красной форме, тоже побеждает. И игроки превосходные: Рустем Шарафиев, Рустем Минибаев, Алеша и Артем Пожидаевы.
Я больше болела за «Олимпиец»: команда была послабее, но с характером. Впрочем, что без характера в финальном турнире делать! Малыш Сережа команду свою держал в руках, его уважали и слушались. И нападающий он что надо. Лидер! В каждом матче ребята бились крепко (в этом возрасте пацаны играть в полноги, отпинываться просто не умеют), но больше проигрывали. Бедному Руслану Жуку (такие вот в команде фамилии), вратарю, приходилось туго. Самое сокрушительное поражение нанесла им «Олимпия»: 6:0 после первого тайма, 13:1 после второго. Даже «Старту» кишиневцы проиграли с достойным счетом, а тут… Кошмар какой-то. Конечно, Сережа сумел забить «Олимпии» гол, но не слишком это утешало. Он плакал, прикусив губу и изо всех сил стараясь сдержаться, но очень уж было обидно. Да и у остальных игроков глаза блестели. Хоть вовсе эти игры не смотри, ведь почти всегда есть проигравший.
«Балкану» же вообще фатально не везло: он проиграл все игры. Но они не сдавались, играли, старались. Между прочим, вратарь смуглых «кузнечиков» Нургельды Ораздурдыев выступал отлично, но для победы этого не хватало. Я переживала, они мне нравились.
Главным матчем была встреча «Олимпии» и «Старта»: был пятый день турнира, решалась судьба первого места в группе (и выхода в финальную четверку). Игра была — куда там чемпионатам мира! Болельщики разрывались от желания болеть за обе команды — больно уж они были хороши! И ничья невозможна. Выиграла в труднейшей борьбе «Олимпия» 3:2.
На следующий день «Олимпия» играла матч за выход в финал — ей достался азербайджанский «Ширван». Остальные команды тоже не сидели: в каждой четверке (четыре вторых места, четыре третьих и т.д.) шли бои за распределение мест. «Олимпия» играла на «Центральном», своем. Я была занята в этот день и смогла зайти на стадион только к концу игры. «Олимпия» проигрывала. Они бились отчаянно и отлично, и Юра атаковал и забивал голы, и вратарь ловил мячи, и остальные играли как надо, но не справлялись. Может быть, не хватало сил. «Ширван» оказался сильнее. Наконец, соперник был просто крупнее, выше, крепче. И играл хорошо. А болельщики на трибунах, те самые, что всю неделю кричали: — «Молотку давай!», сейчас болели за «Ширван» — потому что он выигрывал. С тех пор я не люблю болельщиков. Матч закончился, и я пошла со стадиона: теперь впору было плакать игрокам «Олимпии», прикусил губу взъерошенный Молотков, и остальные игроки торопились скрыться под трибуной.
Один из завсегдатаев спросил мне вдогонку: — «Все записала?» Я ушла со стадиона и разревелась — сразу от всего: от обиды за непостоянство болельщиков, за поражение «Олимпии», от того, что заканчивалась эта замечательная неделя, а больше от накопившейся усталости и напряжения от сдачи экзаменов.
Назавтра «Ширван» стал чемпионом, победив грузинскую «Имерети», а «Олимпия» уверенно выиграла матч за третье место (противник был из Белоруссии) — это слегка меня утешило. Я ходила на финальные матчи, они проходили на «Геологе». Все остальные команды «моей» группы тоже заняли нечетные места, то есть выиграли заключительные матчи. Насколько я помню, «Старт» занял пятое место, «Вымпел» — одиннадцатое, «Звездочка» — тринадцатое, «Олимпиец» — девятнадцатое, а невезучий «Балкан» — предпоследнее, двадцать третье. За него я особенно радовалась — все-таки досталась на их долю победа. Вдобавок Нургель стал лучшим вратарем турнира. В общем, я гордилась «своими».
Имен я запомнила немного, даже у «своих», помню еще нападающего Игорька Горбика из Одессы и Мишу Морякина, капитана тюменской команды.
Как ни странно, это была одна из лучших недель в моей жизни, ведь у пацанов все по-настоящему, в полную силу: победы, поражения, обиды, ликование… И я была с ними.

По ссылке https://gorod.lv/novosti/259272-eto-byl-triumf можно увидеть фотографию даугавпилсской "Олимпии" и небольшую статью о ней.


Рецензии