Пока ждёт машина...

Голос большого города.
О.Генри

   Солнечный день. И хотя уже конец октября, в воздухе чувствуется тепло, возможно, последнее. Школьный двор усеян жёлтыми листьями. Весь октябрь моросили дожди, перемежаясь с тёплыми лучами осеннего солнца, поэтому листья не пожухли, а красивым мягким нежным ковром устлали всё ещё зелёную траву. На скамейке в школьном дворе сидит молодая девушка лет 25-ти. Она читает. Внешность девушки, на первый взгляд, самая обыкновенная, но что-то в её позе, в спокойном положении тела, в наклоне головы привлекает взгляд. Она действительно  читает, иногда её чёрные брови сдвигаются, иногда она пальцем закладывает страницу и задумчиво смотрит куда-то вглубь себя, улыбаясь...к чему-то прислушиваясь в себе...

   Из здания школы не раздаётся ни звука. Каникулы. Только что разошлись последние учителя, разбежались шумными ватагами старшеклассники, в сопровождении мам, бабушек степенно разошлись первоклашки. Вдруг на втором этаже школы открывается окно и оттуда раздаётся едва слышный  хлопок.  Девушка рассеянно смотрит  по сторонам, но, ничего не заметив, продолжает читать. Через некоторое время из здания школы выбегает молодой человек и взволнованно оглядывается вокруг. Увидев девушку, подходит и садится на соседнюю скамью, закидывает ногу за ногу,  откашливается, явно пытаясь привлечь к себе внимание. Ему это удаётся и девушка, приподняв голову, окидывает парня холодным взглядом. Но на парня это не производит никакого впечатления, и он делает попытку увлечь девушку разговором:
- Учительница? Каникулы...Понимаю...
Девушка надменно молчит и продолжает невозмутимо  смотреть на парня. А тот продолжает обкатанный монолог:
- Прекрасный  осенний денёк! Приятно отдохнуть от этих непосед...Девушка, а вам не скучно здесь сидеть одной? Не подскажете, как пройти к магазину электроники?
Девушка резко откладывает книгу в сторону и разворачивается к парню:
- Скучно? Приятно? Я этого не понимаю, как не понимаю и того, причём здесь магазин?
Парень опешил и с недоумением смотрит на девушку: «Что не понимаете? Что скучно сидеть одной? А где магазин – знаете? Очень нужно». 
Девушка смотрит на огорчённое лицо парня и несколько умеряет свой гнев:
- Нет, я не знаю, где магазин электроники. Я понимаю, что вы думаете о девушках, которые сидят в одиночестве на скамейках. Но я просто отдыхаю. Понимаете? Но я не против и поболтать с вами, если вы не станете говорить ваших глупостей. И вот ещё. Я скажу вам сейчас нечто, что, возможно, покажется вам невероятным. Но я на самом деле не понимаю, что означают эти слова: «Скучно, приятно». Не понимаю, что означает: «прекрасный осенний денёк». Что вы имеете в виду, говоря о прекрасном осеннем деньке? У этого дня разве есть такая характеристика – «прекрасный»?
Парень снимает кепку, взъерошивает волосы и снова надевает кепку.

   Девушка насмешливо смотрит на парня, кладёт ногу на ногу и, покачивая туфелькой, снисходительно говорит: «Вы что-нибудь слышали о путешествии во времени? Думаете, что это фантастика? Для вас – возможно, но для меня – это повседневная реальность. Видите ли, я живу в очень далёком будущем. Занимаюсь созданием действующей модели человека начала 21-го века, в частности – его чувственной сферы. Видите ли, у нас, у людей будущего,  почти отсутствуют чувства, которые никак нельзя зарегистрировать аппаратно, такие как – чувство восторга,  скуки, радости, ревности, горя и так далее. Я знаю, что список чувств, испытываемых вами, людьми из прошлого, очень велик. Поэтому я и хочу попытаться понять их природу и внешние признаки. Конечно, у нас много трудов написано на эту тему, но я хочу составить и собственную картину. В вашей литературе герои  без слов понимают друг друга , а как в жизни?»

   Парень приходит в себя от первоначального недоумения и насмешливо смотрит на девушку.
- Да вы заливаете! - Так вы что – оттуда? Как это? Что, санкционировано? А зачем чувства изучать? Что это вам даст в будущем  – если вы и на самом деле из будущего? Уверен, если будущее существует, значит, в нём развито то, что помогает ему жить и развиваться. Например, знания, смелость, умение работать в коллективе и умение ставить цель и добиваться её реализации. Думаю, правильно вы сделали, что на каком-то этапе перестали развивать свои чувства. Это помогло вам сконцентрироваться на другом.
Девушка понимающе кивает головой, потом легко наклоняется и поднимает с земли жёлтый листок. Закрывает глаза и вдыхает аромат. Через какое-то время она отвечает: «Всё так. Чувства угасли, потому что ими не пользовались. Они мешали – и о них забыли. Но иногда...Вечерами...Все эти огни и голоса большого города...Что-то такое появляется – здесь... – она прикасается к груди. – Как пахнет этот лист! Знаете, у нас совсем нет деревьев в городах, они мешают движению».
Парень отвечает: «Тоже разумно. Мне нравится ваше будущее, а деревья меня раздражают, они всё время меняются – то жёлтые, то зелёные, то вообще без листьев. Я понимаю – экология и всё такое, но в городе зачем деревья?»
Девушка изучающе смотрит на него.
- Скажите, а как вас зовут? У вас ведь есть имя? У нас, в будущем, только номер.
- Николай.
- Так вот, Николай, вы почти на пути к становлению человеком будущего. В будущем все, абсолютно все будут бесчувственными. Это разумно, значит, неизбежно. А вам, наверное, и чувство голода мешает? Так вот, хочу вас обрадовать: оно исчезнет. Мы питаемся, как механизмы, только для подзарядки от специальных устройств. Например, для путешествия в ваше время мне изготовили вот это.
Она показывает Николаю плоскую круглую вещь.
- Видите? Его специально изготовили в виде вашего овсяного печенья, придали свойственный ему вид, консистенцию и аромат. Хотите, угощу? – она протягивает Николаю печеньице.
Николай с недоумением вертит его в руке.
- Занятная вещица! Тогда и вам от меня – держите, осталось от завтрака, я к нему даже не приступал, так что кушайте без опаски!
-  Спасибо! Мне это без надобности, но для коллекции – вполне.
Девушка протягивает руку и берёт подарок. Николай внимательно смотрит на её пальцы и спрашивает: «А что это у вас за кольцо?»
- А! Пустяки! В книжке прочитала, что такие в  ваше время носили замужние женщины, вот и я надела. Просто так. Берите, мне не жалко. Оно почти стопроцентно золотое. Знаете, золото у нас совсем не ценится. Хотя, вам это, наверное, совсем не интересно. Вы кто по профессии?
Николай на секунду задумывается. Потом оглядывается на здание школы и неопределённо машет рукой: «В общем, я учитель. Работаю в этой школе».

   Девушка внимательно смотрит на Николая: «Учителем? Надеюсь, не литературы? Было бы странно, если бы именно вы были учителем литературы, вы ведь  отрицаете необходимость чувств».
- Знаете, вы правы. Я учитель...учитель...этой...химии. Да, я учитель химии.
Девушка кивает головой. Она молчит и рассеянно крутит пальцами жёлтый листок. Вдруг из кармана её куртки раздаётся мелодия. Девушка достаёт потрепанные временем большие круглые часы без ремешка и браслета и смотрит на циферблат.
- О! Мне пора! Меня ждёт Машина.
- Позвольте посмотреть! - Николай осторожно берёт из рук девушки часы. – Интересная штукенция. Никогда не видел.
- Сделаны по часам «Буре». Это индикатор времени и места. Феноменальный ход.
Николай прикасается к едва видимому шраму над виском, смотрит на часы, потом – на девушку и говорит, возвращая ей часы: «Вообще-то они слегка спешат, в сутки на 0.011 секунды. Знаете, у меня внутреннее чувство времени».
Девушка звонко смеётся: «Извините, не удержалась от смеха. Так на меня подействовала ваша атмосфера. Да. Часы спешат, но не на 0.011, а на 0.0112 секунды. Сама не знаю, зачем я попросила их изготовить с такой погрешностью. Но в любом случае – мне пора. Прощайте. Прошу не провожать меня. И не пугайтесь – я исчезну внезапно». 

   Девушка поднимается со скамьи и быстро выходит со школьного двора. Идёт вдоль ограды и переходит на другую сторону проспекта. У магазина «Научная книга» она подходит в высокому парню, читающему  толстенную книгу «Преподавание органической химии в средней школе» .
- Ну? Купил? Давно меня ждёшь? Извини, задержалась, пока темы  сочинений на каникулы каждому объяснила, ну что за народ, каждому разжуй, пока то, сё, в библиотеку зашла к Машке, книгу взяла, зачиталась, смотри – «Аэлита» Толстого. Пошли быстрее, через полчаса электричка отходит. Где вещи?
Парень показывает на сумки, стоящие поодаль.
- Господи,  тебя когда-нибудь обворуют дочиста, а ты всё будешь в мечтах парить. Ничего. Приедем в деревню, проведём там каникулы, будем на рассвете вставать, завтракать простой едой. Кстати, угостили по случаю, смотри, какой красивый тюбик: «Завтрак n-А456789«. И где такое производят, интересно?.. Заставлю-ка я тебя бабушкин огород вскопать и с сотни две гвоздей забить куда-нибудь, авось, мечты сменятся реальностью. Горе ты моё! Луковое, любимое! - продолжая всё это говорить молчаливому слушателю, она почти бежит рядом с ним, шагающим широкими шагами.

   Николай провожает девушку взглядом. Дождавшись момента, когда  её стройная фигурка скрылась из глаз, он разворачивается и вбегает  в школу. Мигом  поднимается  на второй этаж и входит в кабинет, на двери которого табличка «Кабинет химии». В пустом классе тишина, на школьных столах сиденьями вниз, выставив четыре ножки кверху, установлены стулья. На доске мелом огромными буквами написано, что  каникулам – ура, а Стаканов, мягко выражаясь, ничего не понимает в жизни. У учительского стола стоит огромный голубоватый шкаф, слабо светящийся изнутри.  Дверца шкафа приоткрыта и сквозь широкую щель видно, что внутри сидит человек и что-то делает на пульте, установленном на одной из внутренних стенок. На человеке синие брюки, лёгкая серебристая куртка и синяя кепка.
Николай подходит к шкафу и смотрит внутрь.
- Достал? -  сухо спрашивает человек.
- Достал, посмотри, должно подойти, - говорит Николай и протягивает кольцо.
Человек, не оборачиваясь, берёт кольцо  и подносит к одному из углублений: «О! Медь! Небольшая примесь... но, думаю, подойдёт. Сейчас, пару мгновений...».
Через некоторое время шкаф издает приятный звук и начинает сильнее светиться изнутри. Человек выходит из светящегося шкафа, снимает кепку и вытирает пот со лба. Волосы рассыпаются по плечам – это девушка. И очень красивая девушка! Розовощёкая,  с веснушками на точёном носике, с красивыми серыми глазами. Девушка говорит всё так же сухо: «Всё. Готово. Можно перемещаться».
Парень, слегка озадаченный её тоном, спрашивает: «Постой. Что случилось? Что не так?»
Девушка молчит и смотрит в сторону. Молчание длится так долго, что обоим становится неловко. Наконец, набравшись духу, девушка тихо говорит: «Ты слишком долго беседовал с этой девушкой».
-  Ну и что? Не мог же я силой отобрать кольцо и скрыться! Что тут такого?
- Ничего...
- Нет, но всё же?
- Какой ты дурак! Хорошо, я тоже... Я испугалась...
- Испугалась? Господи, чего ты испугалась, ну что за ерунда опять?
- Ну перестань допытываться! А то заплачу!
- Нет, скажи, чего испугалась?
- Ну если ты сам не можешь догадаться, то вот: я испугалась, что ты...что ты влюбился! Ты так долго не возвращался...Такие случаи ведь случались, я слышала, мне мама рассказывала, что мужчины не возвращались, оставались в прошлом...Короче, я немного испугалась и приревновала. Глупо, конечно. Сейчас сама над собой смеюсь. Прости. Всё нормально. У нас всё нормально!
Выслушав это странное объяснение, Николай с любопытством смотрит на подругу. По лицу его видно, что какая-то новая мысль не даёт ему покоя.
- Послушай, - говорит он, стараясь сохранять спокойный вид, хотя губы и расползаются в улыбке, - как я могу поверить тому, что ты испугалась? Ты – и чувство страха! Ха! Ты, которая побывала в самых сложных экспедициях во времени! А ревновать? Ревность как чувство давно изжито! Ну что за глупые фантазии! Почему бы не жить в реальности?

   Девушка молчит и смотрит внимательно на парня. Медленно произносит: «В реальности? Я живу в реальности и стараюсь её понять. А ты глуп, если некоторых вещей не понимаешь. Моя реальность такова, что я тебя люблю. Любовь – знаешь, что это?»
Николай снимает кепку и взъерошивает волосы. Затем снова надевает кепку. Подумав, поворачивает кепку козырьком назад, а потом снова снимает и запихивает в карман брюк.
- Вот как, значит, Оля... Так это... Слушай, но я... как это... знаешь, ты самая смелая... инициативная и надёжная... ты знаешь всё на свете... самый лучший водитель Машины... нет, не то... дай сообразить... Давно хотел тебе сказать... Самая красивая на Земле это – ты, Оленька, ни раньше не было, ни позже  не будет! Понимаешь? Здесь и сейчас... Ну как-то так...
Девушка  достаёт кепку из кармана Николаевых брюк, нахлобучивает её на его встрёпанную голову. Внимательно посмотрев на парня, она говорит: «Знаешь, нам надо жить вместе. Думаю, Совет нам разрешит рождение именно девочки. Хочу передать ей свой опыт вождения Машины».
Оля легко прикасается пальцами к небольшому шраму над виском.
- Слушай, индикатор напоминает, что осталось совсем немного времени. Давай, поворачивайся живее, а то опять придётся возвращаться другим эшелоном. Определённо, сейчас свободны только пятнадцатый век в Англии и Китай с восстанием повязок. Ну, что молчишь?
 Парень явно находится в ступоре и молча смотрит на девушку. Затем медленно достаёт из кармана брюк раскрошенное печенье, перемешанное с каким-то мусором и протягивает девушке.
- Это... это – тебе. Не могла бы ты изучить эту структуру и способ её формирования  и приготовить мне на завтрак? Знаешь, что-то мне надоело питаться завтраками и обедами из тюбиков. К тому же мне хочется посадить у нашего дома дерево. Да! Ещё: ты рада, что я не остался в прошлом? Как насчёт чувства радости?»
Девушка послушно берёт печенье и осторожно кладёт его в контейнер внутри шкафа, потом отвечает: « Дерево посадить? Это можно, хоть и все смеяться над нами будут. Заходи быстрее, время уходит, внутри всё узнаешь, рада я или нет...»

   Они заходят в Машину и закрывают за собой дверь. Через мгновение в кабинете химии ничто уже не говорит о Машине и её пассажирах.


Рецензии
Замечательная идея про чувства. Рассказ призывает к сохранению чувств, это ключ к жизни в будущем.

Алексей Чистяков   04.02.2021 20:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей. Мне очень важно, что вы понимаете смысл рассказа.

Надежда Малинина   04.02.2021 21:28   Заявить о нарушении