С блесной Кобра на судака и щуку. Часть 3

СОМ ЦЕПЛЯЕТСЯ РЕДКО И НЕОЖИДАННО
****************************************

РОССИЯ, ДЕСНА 1974 ГОД

    Это был первый сом, схвативший мою блесну.
Заплыл я с дядей Колей (хобби которого - донные
удочки) на моторной лодке вверх по течению до
деревни с интересным названием Гнилёво. Это
где-то около пятнадцати километров от Трубческа.
   Пока мой дядька забрасывал свои донки, я взял
93
спиннинг и, перейдя деревянный понтонный мост,
стал осваивать противоположный берег реки.
Вскоре дошёл до омута с обратным течением и
большой глубиной. Понимая, что на щуку в таком
месте рассчитывать не приходится, я всё же
сделал заброс поперёк течения и опустил блесну
на самое дно. Протянув приманку буквально около
пяти метров я зацепил за нечто так, что стал
подумывать уже о потере блесны.

  Вспомнив, что леска у меня немецкая (небывалая
роскошь по тому времени), решил попытаться
раскачать и вытащить бревно к берегу. Такая
импортная леска диаметром 0,6 мм позволяла
подтягивать лодку к месту зацепа даже против
ветра. Немыслимая прочность! Попробовал (чтобы
не травмировать удилище) тянуть леску руками, но
вскоре понял, что мои ладони для этого не
приспособлены. Тогда я трижды обвернул свою
куртку леской и стал многократно прилагать
плавные, но мощные усилия, раскачивая подводное
препятствие. Ни в коем случае не повторяйте моей
глупости по неопытности! Кончится всё могло
трагически, если бы бревно пошло не в мою
сторону, а от меня - по течению. Мысль о том,
что это рыба - даже не посетила мой разум.
   Была другая теория: сколько же блёсен (и
интересно каких?!) я обнаружу на бревне, которое
пролежало на дне может быть с десяток лет, а то
и гораздо дольше. При приближении к берегу леска
немного плавно сдвигалась то в одну, то в другую
сторону. "Бревно-то корявое" - успел я
подумать...

   В это время дядя Коля (при его-то комплекции)
94
резво бежал уже через мост мне на помощь,
крикнуть у него не хватало сил, но он точно
знал: в том месте брёвен и других коряг на дне
не было.
   
   Видимо, "бревно" увидело рыбака и
нырнуло на дно омута! От неожиданности я чуть не
нырнул вслед за ним. Мои пальцы заклинило в
невской катушке, ещё чуток и я упал бы с берега.
Перехватив покрепче спиннинг, я начал осторожно
наматывать леску на катушку. Блесна шла без
всякого усилия. Может он всплывает? - теплилась
робкая надежда. То, что это был громадный сом,
уже не вызывало никаких сомнений.
   К сожалению блесна появилась на поверхности
без якоря и с растянутым в дугу кольцом. Вот
почему местные рыболовы иногда пропаивают
соединительные кольца!

   Слух об этом происшествии закончился
трагически, но уже для обитателей глубин.
Браконьеры произвели взрыв, в результате
которого добыли два сома по 60 килограмм каждый.
Сколько при этом погибло мелкой рыбы - вряд ли
их интересовало. Поэтому и пословица мудрая ещё
не устарела: молчание - золото.

ЛАТВИЯ, КИШЭЗЕРС 2004 ГОД

   Спустя тридцать лет история повторилась почти
один к одному. Только рыбачил я на этот раз не
на реке, а в большом озере; и не с берега, а с
лодки. Стал на якорь в двадцати метрах от берега
на глубине четыре метра, блесну бросал от берега
в то место, где глубина была до восьми метров.
95
   Сделал несколько безрезультатных попыток и в
очередной раз решил провести приманку у самого
дна и очень медленно. Когда почувствовал плавно
возрастающее сопротивление, то не придал
должного значения тому, что поначалу нечто как
бы поддавалось моим усилиям, а затем залегло
намертво на дно.
   На этот раз я уже не стал обматываться
леской. Чтобы не сломать спиннинг - попытался
тянуть к себе только катушкой, то есть удилище
при этом находилось на одной прямой линии с
леской. Минуты две это не давало никакого
результата. Мысль о том, что на дальнем конце
лески была некая живность - меня тоже не посетила.

   Когда нечто оторвалось от дна и пошло в мою
сторону, я решил разыграть окружающих рыбаков и
заорал истошным голосом: "Есть, не могу
вытащить!" Пара резиновых лодок мчалась в
мою сторону так быстро, что только брызги летели
из-под вёсел. Они тоже (в отличие от меня)
знали, что дно в этом месте чистое.

   Нечто опять залегло на дно, не желая
поддаваться любым моим усилиям. Вот так,
периодически мне удавалось отвоёвывать по десять
метров лески. Наконец, когда до лодки оставалось
около пяти метров, бревно начало подниматься на
поверхность. Вода была достаточно мутной, и я не
смог что-либо рассмотреть.
   Но этого и не понадобилось для того, чтобы я
впал в полный шок от неожиданности.
"Бревно" так резво шарахнулось от
лодки в сторону, что протащило мою тяжёлую
96
плоскодонку вместе с якорем несколько метров! Я
упёрся и стал тянуть в свою сторону, вместо
того, чтобы поднять якорь и отправиться в
путешествие по озеру без всякого паруса или
мотора.
   Мне почудилось, что я одолеваю громадного
хищника, а на самом деле это не он поддавался
мне, а лодка вместе с опущенным на дно якорем
продолжала медленно продвигаться в супротивную
сторону. Как бы там ни было, но мне удалось
всё же приподнять рыбину.
   Увиденное повергло меня в полное замешательство:
я заметил на глубине полутора метров огромное
розовое пятно диаметром около пятидесяти
сантиметров! Судорожно стал перебирать в памяти
всех морских гигантов с такими пятнами на боку,
но так и не смог что-либо припомнить. В это
время руки мои, не получая никаких адекватных
команд от головного мозга, сделали своё коварное
дело. На тот момент я упустил из виду тот факт,
что прочная снасть не подразумевает такую же
прочность пасти хищника. Это несомненно
недостаток невской катушки, в ней отсутствует
регулировка усилия на леску.
   Только позже я осознал, что сом оказался
умнее меня: он открыл свою розовую пасть во всю
ширь (как мы у стоматолога), а я по недомыслию
избавил его от лишнего предмета в пасти, который
вызывал у него некоторую щекотку. То есть в этот
момент нельзя было наращивать несоизмеримых
усилий. Я просто вырвал блесну из его открытой
пасти.

   Несколько дней рыбаки прочёсывали это место
своими всевозможными приманками, но без всякого
97
результата. И более глубоких мест в озере
предостаточно. Неким поощрительным призом для
меня оказалась килограммовая щучка. Так вот
бесславно закончились мои встречи с признанным
гигантом наших пресных водоёмов.

   *** Ещё через десять лет я поймал всё-таки
сомёнка, но сомёнок - это не сом. Это только
подтверждение тому, что сомы у нас водятся, да и
удача иногда не обходит стороной моих коллег по
этому увлекательному спорту. Есть специалисты
и по ловле сомов, но я не отношусь к их числу. 

2015


КРУПИЦЫ МАСТЕРСТВА
*******************

УЗЕЛ РЫБОЛОВНЫЙ               
               
       Способ привязки к леске карабинчика с
известной мельхиоровой блесной «Кобра» мне
изобретать не пришлось. Ещё 50 лет назад я
придумал, как надёжнее присоединить рыболовный
крючок с ушком к леске.
       Все знают, что при этом надо выполнить
несколько противоречивых условий, узел не должен:
- пережимать леску,
- допускать её проскальзывание,
- быть сложным и громоздким.

       До сих пор я не встречал ни на практике,
ни в печатных источниках свой способ привязки,
который отличается необычайной простотой и
98
надёжностью.
       Суть его в том, что известная всем
«восьмёрка» дополняется стопорным узлом (двойной
простой), причём стопорный узел затягивается
туго, а "восьмёрка" – слабее.
       При такой привязке напряжение в самой
"восьмёрке" возникает только в моменты
рабочих нагрузок и пропорционально им, а
проскальзывание полностью исключено стопором.
       Получается, что блесну «Кобра» я изобрёл
на 30 лет позже.

БЛЕСНА "КОБРА"

       В одной из своих статей я уже отмечал,
что проводка "Кобры" для ловли щуки
или судака имеет свои особенности.
       В этой заметке скажу о времени клёва этих
хищников. Утром щука начинает охотиться на пару
часов позже судака. А судак - менее предсказуем.
Он может активно брать с восходом солнца, но
может ударить по блесне и в десять утра, и в
полдень (особенно в пасмурную погоду и при
сильном ветре).
       Заглатывает самодельную мельхиоровую
"Кобру" он жадно, поэтому подсекать не
надо, но не рекомендовал бы и ослаблять леску.
Подсачек применяйте только тогда, когда он
прекратил активное сопротивление. Устаёт судак
быстро. Пару раз уйдёт под лодку - и всё. При
этом старайтесь переместиться на корму, чтобы он
не запутался вокруг шнура якоря лодки.

       Ещё раз напомню: ловлю я щук, судаков и
крупных окуней - только на "Кобру". А
99
преобладание судаков в моих уловах - это итог
характера проводки. Короткими уступами с резким
отрывом от дна концом удилища. Судак чаще
атакует не вдогон или сбоку (как щука), а при
очередном падении блесны на одном из уступов. В
этот момент нужна короткая подсечка, чтобы он не
выбросил блесну, которую он имеет привычку
"зажимать".

ГЕОГРАФИЯ

       Сам я рыбачил на "Кобру" в
России, Латвии, Грузии, Германии и Белоруссии.
Знакомые рыбаки успешно испытали её в Литве и
других странах, а недавно - в Швеции. Это
достоверно известно.

       Иногда на рыболовных сайтах спрашивают: а
ловит ли на "Кобру" ещё кто-нибудь кроме
Юденко? Отвечаю: "Ловят и довольно
успешно". Например,
Гвидо Бокша, который поймал большого судака,
а затем и несколько щук в Швеции.
       Излишне представлять известного рыболова
почтенной публике. Из разговора с ним я понял,
что мастер предпочитает самодельные искусственные
приманки, как более результативные. Так в его
арсенале появилась и мельхиоровая "Кобра".
На неё он поймал судака в море (Рослагенские шхеры)
на 2,8 кг.

НА ВЫСТАВКЕ В РИГЕ

       Выставка достижений изобретателей
состоялась 4 ноября в Рижском Техническом
100
университете.
       Кроме патентов, полученных в соавторстве
с известным изобретателем Александром Ефимиком,
я решил учесть многочисленные пожелания
интернет-читателей и выставить на всеобщее
обозрение знаменитую блесну "Кобра" (рабочий
опытный образец), выполненную из отрезка
радиотехнического волновода.
       Она щедро кормит моё семейство щуками и
судаками, окуней я отпускаю принципиально.

   ***   На выставке - желающие могли не только
           посмотреть эксклюзивный образец, но и
           подержать его в руках.

ОСТОРОЖНО СО ЩУКОЙ!

     Открываю печатный источник и читаю:
"Щуку надо брать за середину туловища двумя
руками и сразу бросать её через борт в
лодку..." Много читал несуразностей, но
такую...
     Пятьдесят лет ловлю этого энергичного
хищника, предпочитая брать щуку у борта лодки
рукой, а не подсачком. И хочу предупредить -
совет читателям дан абсурдный. Скользкую рыбину
вы никогда не возьмёте "за середину
туловища", она обязательно выскользнет, а
крючки блесны могут при этом сильно поранить
ваши руки. Действуя двумя руками, чем удерживать
леску? Третьей рукой?

     Почему опытные рыбаки берут щуку рукой?

Основные преимущества:
101
- щука шарахается от подсачка, как от сети,
- большая хищница может не поместиться в него,
- подсачек частенько помогает щуке освободиться от
    блесны, которая цепляется за него, а затем и
    от самого подсачка,
- им можно и промахнуться, если он маловат,
- преждевременное стремление дотащить хищницу до
    подсачка, иногда заканчивается её сходом,
- из руки щука вырваться не может,
- взятая рукой щука на некоторое время впадает в
    шок, что облегчает изъятие крючков блесны из
    её зубатой пасти.

Вылавливают щуку в следующей последовательности:

- вытаскивают её энергично (на что указывал ещё
     Сабанеев), при этом не дают ей повернуться
     боком, тогда своим хвостом она только
     помогает рыболову,
- перед лодкой вращают катушку с ускорением,
- одновременно перехватывают леску (шнур) одной
     рукой, а второй быстро опускают спиннинг
     в лодку,
- одновременно подтягивают рукой с леской щуку к
     борту лодки, а второй рукой (уже свободной
     от удилища) захватывают рыбу сверху за голову
     (в промежутке от жаберных крышек до глаз),
- вынимают щуку из воды и освобождают (уже над
     лодкой) от крючков приманки,
- если не уверены, что хорошо удержите щуку, то
     опустите её на дно лодки. Исключите её
     выпрыгивание, поскольку она может
     освободиться от блесны и самостоятельно.

102
     Щуку от четырёх килограмм и более придётся
предварительно поводить, может даже и с
отпусканием лески (шнура) в пользу большого
хищника. Остальное - аналогично, но такую щуку
надо брать рукой за глазные впадины (надглазные
дуги).
     Судака и крупного окуня можно брать рукой
только тем, кто уже достаточно натренирован на
щуках.

     ***   С появлением длинных и очень гибких
удилищ, затрудняющих подведение хищника к борту
лодки, большинство рыболовов стали пользоваться
подсачками. Рекомендую иметь его и тем, кто
ловит судаков чаще чем щук.

О СОВМЕСТНЫХ РЫБАЛКАХ

               Особо отмечу: никакого спиртного!
               Ни перед, ни во время рыбалки.
               В лодке - не более двух человек.
               В исключительных случаях - трое,
               если все - опытные спиннингисты.
               А самый нормальный вариант: каждому
               отдельная лодка, что и соблюдается
               на всех рыболовных базах.

  Список желающих со мной порыбачить -
достаточно велик, но на одно предложение
(показать мастер-класс) я не мог не
откликнуться. Позвонил бывший однокурсник  и
попросил поучить шестилетнего внука ловле на
спиннинг. Сразу скажу, что начинать надо с
поплавочной удочки, а забрасывать и вести блесну
- лучше с двенадцати лет. И то - с берега.
103
     Пока собрались и догребли до места - уже
одиннадцать. Какая рыбалка на озере в такое
время, да ещё в субботу, когда - то катер, с
включённой на полную мощность песенкой, то
моторная лодка - демонстрируют своё преимущество
перед вёсельным судном.

     Мне пришлось нелегко и в лодке. Уклонялся
от лихих взмахов юного будущего мастера,
распутывал ему "бороду". Катушку
инерционную надо было ему заменить, но время
поджимало...
     Тем не менее, мастер-класс состоялся. Надо
было видеть - с каким интересом все наблюдали за
моей борьбой с крупным хищником, который пару
раз уходил на глубину до десяти метров, так ни
разу и не показавшись. Наконец мой напарник с
возгласом: "Судак!" - оправдал надежды
своего внука и приподнял подсачком полосатого
красавца. "В лодку его!" - поддался и
я всеобщему настроению. Восторгу ребёнка не было
предела! Он то и дело просил разрешения
потрогать колючего хищника на 2,5 кг.

     Вот ради таких минут, когда забывается и
плохое и хорошее, а адреналин в избытке, - и
ходят на рыбалку. Да и приключения бывают такие,
что никогда и не придумаешь. И опыт общения: с
другом, с природой - надолго остаётся в нашей
памяти.
     Душа в полной тишине отдыхает так, что и
йоги позавидуют. Им это неведомо.

     Схватил самодельную мельхиоровую
104
"Кобру" судак жадно - пришлось
воспользоваться маленькими круглогубцами, чтобы
операция прошла безболезненно. На кукане он вёл
себя смирно.
     Погода нам явно благоприятствовала: тепло,
слабый ветер то и дело позволял солнышку игриво
выглядывать из-за облаков.
   
     Будущий мастер научился: правильно держать
спиннинг, вести блесну уступами, устойчиво
стоять в лодке, грести вёслами и многому другому.

     В полдень - мы уже проверяли мастер-класс
гостеприимной  хозяйки, которая за время нашей
рыбалки успела поджарить одного из двух судаков,
пойманных накануне.

ХИТРАЯ ЩУКА

     Сразу оговорюсь: щуки бывают разные -
умные, глупые, жадные. Этот удивительный случай
произошёл на озере Энгуре, в котором вода
прозрачнее стекла. Рыбачил я с сыном Виктором.
Поймал сначала небольшую щуку, а затем раза в
три более весомую.
Вспомнил своего отца, опытного спиннингиста. Он
- менял местами щук на кукане таким образом,
чтобы крупная была снизу. Я поленился это
сделать, да и не увидел в том необходимости. Как
же я ошибся!
     Уже прошло более десяти лет с того времени,
но ничего подобного не было ни раньше, ни позже.
Щуки бодро плавали на кукане, а мы любовались
красотами озера и изредка забрасывали спиннингом
свои блёсны в понравившиеся места. Озеро было
105
мелкое и дно в нём отлично просматривалось.
Можно изредка увидеть и крупную рыбу, лениво
отодвигающуюся от нашей лодки.

     Неожиданно возле борта лодки раздался
мощный всплеск. Это меня насторожило и я решил
проверить самочувствие пойманных хищниц. Каково
же было моё удивление, когда на кукане я
обнаружил только меньшую щуку. Чудо требовало
каких-либо логических обьяснений. После
минутного размышления пришёл к выводу: меньшая
уткнулась в жаберную крышку большей, а та
сообразила пропустить её через жабры и зубастую
пасть, не оставив на соседке по неволе ни одной
царапины. Цирковой фокус да и только. Замечу,
что щука пользуется своей пастью, как человек
своей правой рукой. А может и того лучше.
     Вот такая уникальная история.

ДУБЛЁР

   Мельхиоровую "Кобру" копирую уже по
памяти. Сегодня проверил в работе блесну,
сделанную для сына. Выехал на озеро в полдень,
погода пасмурная со слабым ветром, сделал
несколько забросов в разных направлениях своей
блесны - ничего. То, что произошло дальше,
объясняю не тем, что вторая приманка работает
лучше, а наступившим временем выхода (жора)
хищниц.

   Сменил "Кобру" на
"Кобру". Вторая играет аналогично,
хотя чуть уже по ширине. Первый же заброс принёс
удачу, но хищница сопротивлялась яростно (всё же
106
почти четыре килограмма живого веса). Еле
удалось с седьмой попытки затащить её в
подсачек, маловат он у меня. Посадил щуку на
кукан, выпутал блесну из сетки.
   Во время второго заброса видимо чуть
расслабился, и атака всего в десяти метрах от
лодки на трёхметровой глубине быстро закончилась
не в мою пользу. Хотя пару метров я и успел
отвоевать.
   Зная повадки рыбы, провожу "Кобру"
несколько раз поближе к месту предыдущей
поклёвки. Надежда оправдалась лишь частично:
щука просто ударила по блесне, не заглатывая её,
давая тем самым понять, что даже аппетитная
"рыбка" ей перестала нравиться.

   Принимаю решение закончить рыбалку, и
оказался прав - жена не испытала восторга от
такой большой щуки. Еле уговорил её сделать фото.
   Судачьих атак хотя и не было, но характерные пару
всплесков уже были мною замечены.


БЛЕСНА В РАБОТЕ
**********************

   Ко мне иногда даже подплывают и спрашивают
подробности. С какой скоростью вращаю катушку?
Как часто опускаю приманку на дно?
   У меня секретов нет, эта заметка тому
доказательство. Некоторые моменты упомянуты мной
и ранее.

ПРИЦЕЛЬНЫЙ БРОСОК

107
   Применяется в трёх вариантах.
   Во-первых, блесна посылается точно в место
всплеска хищника (чуть далее на три метра), а
затем интенсивная проводка (убегающая рыбка).
Если в течение пяти секунд удара не последовало,
со приманку можно опустить на дно и перейти на
режим "проводка уступами".
   Во-вторых, бросок повторяется ещё далее на
пять метров, но блесна опускается полностью на
дно, а дальше ведётся "уступами".
   В-третьих, забрасываете (нет всплеска) на
максимальную дальность лески (шнура) в то место,
где ловили хищников ранее. Опускаете
"Кобру" на дно и ведёте её
"уступами".
При ловле с лодки нет смысла иметь более
пятидесяти метров лески (шнура) на катушке.

ОБСЛЕДОВАНИЕ УЧАСТКА ВОДОЁМА

   Рыболов должен чётко представлять рельеф дна
рабочего участка озера (реки). Для чего
необходимо сопоставлять в своей памяти
местоположение лодки (по береговым ориентирам) с
глубиной под ней.
   В первую очередь (если нет всплесков: судака
- глухих, щучьих - более слышимых) ловите в
направлениях, которые ранее были наиболее
удачными. Затем бросаете блесну в более мелкое
место (на щуку) или в глубину (на судака). Хотя
утром, а изредка и днём - он может взяться и на
мели.
   Если атак (ударов) нет, то место можно
сменить. И так - каждые пятнадцать минут. При
этом желательно выбирать чистое дно, где
108
исключены зацепы с потерей блесны.
   При ловле судака "Кобру" веду
частыми уступами (он частенько хватает блесну
при её падении); ожидая щучью атаку, приманку
веду более длительными уступами, а когда
остаётся третья часть лески - вообще её уже не
опускаю на дно.
   При малейшем подозрении на поклёвку надо
делать короткую подсечку и на несколько секунд
увеличить скорость движения блесны. Иногда этот
режим можно сохранить до самой лодки -  бывает,
что щука (для надёжности) атакует возле самой
поверхности, чтобы не промахнуться и лучше
видеть свою жертву. Лодку она в азарте не
замечает - только не надо шуметь и преждевременно
хвататься за подсачек.

УДАЧНОЕ ВРЕМЯ СУТОК

   Даже жена сделала вывод: "Нечего
выезжать утром - у тебя в любое время
ловится".
   Для большей объективности привожу анализ
статистических данных за последние два года.
Судаки и щуки ловились в озере (Латвия) с 5
часов утра до 19 часов вечера.
   За упомянутое время - только три раза ловил
утром. Наиболее активно хищники брались в 13
часов дня, на втором месте - 17 часов вечера.
Мой совет: если пасмурно, выбирайте 13, если
жара - 17.

   Конкретные примеры недавних рыбалок. Три щуки
12 - 13 часов (солнечно, ветер слабый) - 18 мая.
Два судака в 17 часов (солнечно, ветер средний)
109
- 14 июля. Щука на три килограмма в 17 часов
(солнечно, ветер сильный) - 17 июля. Щука на два
килограмма (с одного заброса!) в 17 часов
(солнечно, ветер очень сильный) - 19 июля. Три
судака в 18 часов (ветер очень сильный) - 21
июля. Пять судаков (трёх отпустил) в 7 часов
(ветер слабый) - 22 июля. Щука в 20 часов (жара,
сильный ветер).
   Хочу отметить два момента: июль - вовсе не
"пустой" месяц (это всеобщее заблуждение);
ловил
чаще вечером, поскольку из-за сильной жары - днём
занимался другими делами.

   Когда рыбачил на Десне (Россия), то щуки
наиболее интенсивно атаковали блесну
"Кобра" в 11 часов дня. На другие
приманки не ловлю.

2014, Рига.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

   Резко потеплело, прогрелась вода, и щука -
вышла на мель погреться и поохотиться.

   Спал я и в это воскресенье очень крепко, но в
десять проснулся, в одиннадцать позавтракал, а в
двенадцать - был уже на озере. Хищницы атаковали
"Кобру" так жадно, что много времени
уходило на извлечение мельхиоровой блесны из
пасти. Однако, через полчаса я был с тремя
трофеями, большая потянула почти на два
килограмма. Домашний безмен показал 1,8, а общий
вес улова составил 4,2 кг.
110
   Рыбаки на берегу озабоченно спрашивали:
почему так рано возвращаюсь. Пришлось
приподнимать и демонстрировать улов на кукане.

   И это несмотря на два негативных фактора:
лески на катушке осталось с того года всего
тридцать метров, и все результативные поклёвки
состоялись тогда, когда вёл блесну против солнца
на глубине всего 2,5 метра.

  ***   Решил добавить полезный совет. Леску не
обязательно менять ежегодно. Свою немецкую
диаметром 0,5 проверяю на прочность следующим
образом: делаю простой узел и рву руками леску
на узле. Если рвётся, то сматываю метра три
лески и повторяю операцию. Если рвётся снова, то
произвожу замену. Если нет - то оставляю ещё на
один сезон. На удачную леску рыбачил до пяти лет.

 СОХРАНЕНИЕ ЩУК В ЖАРКУЮ ПОГОДУ

   Столкнулся я с этой проблемой в Грузии (в
Миха-Цхакая). Места рыбные, но температура летом
до тридцати жары, а зимой - до пятнадцати тепла.
А поскольку ловил с берега, совершая круиз на
велосипеде, то не было никакой возможности
держать рыбу на кукане, а на рыбалке в субботний
денёк хотелось побыть подольше.
   Способ сохранности хищниц изобрёл случайно,
заключается он в следующем. Пойманную щуку
заворачиваете (закручиваете) в газету, торчит
только хвост и нос. Получается своеобразный
термос, отдельный для каждой щуки. Укладываются
все в рюкзак головами вниз. Рыбины впадают в
111
спячку, но остаются живы, поскольку прижатые
плотно жабры остаются влажными. Были случаи,
когда после такой транспортировки в течение
восьми часов, щуки оживали в ванной, наполненной
водой. И это при любой жаркой погоде.

   Сейчас, когда я рыбачу уже в Латвии и с
лодки, то пользуюсь обыкновенным самодельным
куканом длиной около полутора метров с петлёй на
одном конце и с твёрдой спицей около двадцати
сантиметров на другом. Чтобы рыба не
травмировалась - кукан должен быть жётким
внутри, но мягким снаружи и достаточно гибким.
Спица позволяет продевать шнур через жаберную
щель хищника без риска повредить свои руки. Это
позволяет мне доносить рыбу до ванной (для
тщательного мытья) также в живом виде.
   До сих пор не могу принять западных
инструкций о том, что рыбу надо убивать
колотушкой. А как её потом хранить несколько
часов? Ведь так не хочется прекращать прекрасный
отдых, через несколько минут после его начала. А
воспитание жестокости к меньшим братьям по
разуму? Наблюдал случаи когда убиение
продолжалось по несколько минут... Так
напоминает криминальную хронику со всеми её
ужасами. Кого вырастим?


С УДОЧКОЙ НА ДЕСНЕ
**************************

ЛОВЛЯ УКЛЕЙКИ

   Это светлые воспоминания о моём счастливом
112
детстве. Рыбалка всё более и более оттесняла
желание бегать за футбольным мячом. Всё началось
с того, что я со своими друзьями совершили поход
в ореховые рощи и вырезали там по парочке
наиболее стройных стволов молодых деревьев.
Удочки оборудовали сами: в магазине уже стало
возможным приобрести леску и крючки, а хорошие
поплавки получались из гусиных перьев.
   Насадкой служили большие комары (скорее всего
это были подёнки), которых мы собирали в
Трубчевском парке; с его городища и открывался
великолепный вид на Десну-красавицу, причудливо
петляющую по заливным лугам. Правый берег реки
был обрывист, а левый упирался на горизонте в
известные Брянские леса.

   Стоя голыми ногами по колено в воде, я
тренировался подсекать хитрых и стремительных
уклеек. Удочка была без грузила и поэтому
поклёвка ощущалась не столь исчезновением
поплавка, сколько всплеском с последующим
исчезновением комарика. Подсечка должна быть
мгновенной, иначе рыба кормилась с крючка.
   Как-то поймал около сотни уклеек и мать
похвалила меня. Рыба хоть и очень маленькая,
но жирная и вкусная.

   Не обошлось и без неприятностей. От частого и
длительного стояния в прохладной воде я сильно
простудился и попал на месяц в больницу. Об
охотничьих сапогах - в те времена можно было
только мечтать.
   Больше в воду я не заходил, но своего
увлечения не оставил. Рыбачил со стоящих вдоль
берега лодок, совершенствовались снасти и моё
113
умение. Стала попадаться плотва и даже изредка
подлещики.

   Надо отметить: более красивых мест я не
встречал ни до, ни после.

МИНА ПОД КАМНЕМ               

   Ловил я в тот раз уклеек и плотву вместе с
Юрой Соиным, моим другом и соседом. Забрели, как
всегда, в воду метров десять от берега, чтобы
рыбка ловилась крупнее. Десна - речка спокойная.
Насадка быстро закончилась, а клёв был не очень
результативным.
   Успели заметить, что рыбалка у нашего соседа
отличалась в лучшую сторону. Наблюдательность
нам вскоре пригодилась: у него тоже кончилась
насадка, и он стал шарить рукой по дну и
осматривать камни.
   Приподнял и я один отполированный временем и
течением голыш. На нём (со стороны обращённой к
дну реки) обнаружил пару красновато-коричневых
небольших пиявок. Так вот на что клюёт лучше,
чем на мякиш чёрного хлеба! Да и держится на
крючке такая живность гораздо крепче. Наша
рыбалка возобновилась с новыми надеждами.

   Но вот Юра приподнимает со дна нечто, и я
сразу понимаю, что это мина, подарок ещё с той
войны, после которой мы родились. Как старший
беру командование на себя: "Не бросай, не
переворачивай, иди медленно к берегу, а там
плавно прислони к чему-нибудь". С такими
напутствиями он справился с поставленной
задачей, но рыбачить нам в этом месте сразу
114
расхотелось. Так тысячелетний град напомнил о
войне, со дня окончания которой прошло чуть
более десяти лет.
   Я тоже выбрался на берег и передал прохожим
просьбу: сообщить об опасной находке в милицию.
Город небольшой, а здание милиции располагалось
в двадцати минутах ходу.
   Вскоре прибыла машина, и милиционер забрал
наш трофей. Всё обошлось без всякого шума.
Видимо, во времена пятидесятых - это было
обычным явлением.

РЫБА У БЕРЕГА

   Думал уже научился рыбу на удочку ловить, но
не тут-то было. Сижу как-то на лодке,
причаленной к берегу, и стараюсь по-возможности
дальше забрасывать поплавок с крючком и
грузилом. Ловить приспособился на маленькие
дробинки из чёрного хлеба. Улов мой был крайне
скуден.

   И тут появляется мой одноклассник Слава
Борзых - без удочки, но с желанием пообщаться.
Взял он из моих рук удочку, положил её в лодку
за ненадобностью. Затем измерил глубину под
лодкой, она оказалась не более пятидесяти
сантиметров, и опустил крючок с хлебом прямо
между стоящими почти вплотную лодками, а сам
стал удерживать леску чуть выше поплавка. Я с
изумлением наблюдал за его манипуляциями.
 
   То, что произошло дальше - повергло меня в
шок. Он стал одну за другой вытаскивать крупную
плотву, а вскоре к ним добавилась и парочка
115
откормленных язей. При этом он начисто отказался
от предложенной мной доли от улова.
   Ларчик открывался просто: волны от моторных
лодок подмывали берег и делали доступными разных
червячков и букашек.

   В дальнейшем я частенько эффективно
использовал этот приём. Бросал насадку под самый
берег, да и маскироваться при этом было гораздо
легче от глазастых язей, чехоней и шересперов.

БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ЧЕХОНЬ

   Эта рыбалка состоялась возле Сагутьевского
моста (сорок километров от Трубчевска вниз по
реке). А от моста - метров тридцать.
   Поймать чехонь на удочку очень сложно, но мне
удалось. Если кто не знает такую рыбу, то
поясню. Представьте себе уклейку громадного
размера и весом до пятисот грамм.
 
   Пришлось проявить смекалку и выдержку. Чехонь
- рыба верховая и осторожная. Моя некая
сообразительность и состояла в том, что на
метровой глубине над более глубоким омутом она
меня уже не замечала. Насадкой служил небольшой
шарик ржаного хлеба.
   А хладнокровие требовалось для того, чтобы
после стремительного исчезновения лёгкого
поплавка из пёрышка не спешить с подсечкой
(предусмотрительная рыба брала насадку кончиками
губ, то есть не заглатывая, и быстро отрывалась
от стайки себе подобных). И только когда начинал
исчезать последний виток лески возле кончика
удилища, нужно делать подсечку. Сопротивление
116
было таким яростным, словно в рыбине было больше
килограмма. Но через пару секунд чехонь
выдыхалась и серебристой молнией вылетала далеко
на берег над головой рыболова.
   Ловля очень азартная и достойная всяческой
похвалы.

   Так, Анастасия Романовна (жена знаменитого
спиннингиста Желтоножского) меня поблагодарила.
А то - через день - щуки, да щуки.   

РУССКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО

   Довелось мне с отцом порыбачить в Десне
неподалёку от деревни Гнилёво. Отец был
человеком общительным, добрым, а потому всегда
находил общий язык с любым незнакомым человеком.
За давностью времён сейчас уже не вспомню имя
нашего нового знакомого, который оказался
большим любителем ловли на кораблик.
   Это две чуть сдвинутые маленькие дощечки,
позволяющие натянуть шнур почти под прямым углом
относительно берега на расстояние до тридцати
метров. К основному шнуру прикреплялись поводки
с мушками, которые и вызывали интерес у всех
верховых рыб: голавлей, язей, жерехов, чехоней.
 
   Отец после тоже изготовил подобное
устройство, но всё-таки привычка к спиннингу
взяла верх. Незнакомец предложил нам
переночевать у него дома, а утром продолжить
рыбалку. Отец принял приглашение. До сих пор
помню богато накрытый стол, но больше всего меня
тронуло то, что хозяин уступил нам лучшую
кровать с белоснежными простынями. А когда мы
117
покидали гостеприимное жилище, то он вручил нам
круглый каравай свежеиспечённого ржаного хлеба
ручной выпечки.

   Так совпало, что сразу же после возвращения
в Трубчевск мы в узком кругу отметили мой день
рождения. Подаренный каравай вызвал неподдельный
интерес: руки тянулись к нему непроизвольно.
Вряд ли кому доводилось ранее пробовать такой
вкусный и ароматный хлеб. Вот Русь и стоит
крепко на таких умельцах - и рыбу умеют ловить,
и хлеб печь неповторимо. Это не загадка русской
души, это её бескорыстная доброта и открытость.


ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ НА РЫБАЛКЕ
****************************************

БЕРЕГ СГОРЕВШЕЙ КАНИСТРЫ

   Откуда взялось название? Уже не один десяток
лет прошёл с того дня, а память всё хранит этот
случай, который мог окончиться трагически.

   Начало было довольно оптимистичным: решили
порыбачить втроём - я, мой друг Юра Соин и его
младший брат Владимир, которого мы частенько
называли Вовочкой. Мероприятие для подростков
(Юра был моложе меня на пару лет, но слыл
рассудительным и обязательным мальчиком лет
тринадцати) было серьёзным и основательным. Я
был совладельцем (с отцом) лодки с мотором, что
нам позволяло взять с собой спиннинги и удочки,
а также запасную канистру с бензином.
   От Трубчевска мы отошли вниз по Десне,
118
проскочили место, где в неё впадает заповедная
Неруса, и причалили к берегу всего в километре
до залива Гоголь, в котором частенько и
рыбачили. Захотелось познать новое и неведомое:
предполагалось наличие небольшого озера
неподалёку от речного берега.
   Вот на поиски этого мифического озера мы и
отправились, оставив Вовочку охранять лодку. Я
шёл первым, преодолевая густой кустарник, а Юра
- за мной, соблюдая дистанцию, чтобы не
пострадать от упругих веток. Минут через десять
я заволновался: пора бы уже и к озеру выйти или
хотя бы к лугу. Ещё минут через пятнадцать мы
облегчённо вздохнули - впереди замаячила водная
гладь...
   Каково же было наше удивление, когда мы вышли
к реке, да ещё и к тому же месту от которого
стартовали. Удивлённый взгляд Вовочки вернул нам
дар речи, но мы оба (не сговариваясь) решили
промолчать.
   Я был довольно начитанным подростком и знал о
том, что любой человек будет ходить по кругу,
если не будет пользоваться компасом, Солнцем,
звёздами, или корой деревьев, мох на которой
заменяет стрелку прибора. Но день был пасмурным,
деревьев не было, а компас мы и не подумали
взять. Могли ведь и заблудиться! Но на этом наши
приключения не закончились.

   Обувь требовала срочной просушки, а потому мы
разожгли костёр. Более толстые сучки горели
неохотно и я решил плеснуть в костёр немного
бензина из запасной пластмассовой десятилитровой
канистры.
   Нужного эффекта я достиг: пламя бодро
119
увеличилось, несмотря на боковой ветер.
Но огонь мгновенно перекинулся и на канистру!
Если бы она была пустая, она бы взорвалась прямо
в моих руках. Аккуратно ставить её и закручивать
не было никакой возможности, я выбросил её из
рук, а огонь принялся жадно пожирать всё, что из
неё выливалось...
   И тут Вовочка решил проявить героизм. Не
осознавая всей опасности ситуации он с разгона
ударил по горящей канистре, как по футбольному
мячу. Такого мы от него не ожидали. Разогрейся
ёмкость чуть больше - и его бы нога была
охвачена пламенем, а так: нам всем очень
повезло, струя горящего бензина каким-то чудом
не попала ни на кого из нас. Пламя вспыхнуло
высотой несколько метров, и мы остолбенело
наблюдали небольшой огненный смерч, который
бушевал несколько минут.

   После такого потрясения о рыбалке никто из
нас и не заикался. Быстро собрав свои пожитки и
снасти, мы отправились восвояси. Хорошо, что в
бензобаке мотора топлива хватило на обратный
путь. Конечно, дома мы не хвастались перед
родителями: ни уловом, ни своими
"подвигами". После этого мы стали
дружнее, но в таком составе больше на рыбалку не
выезжали ни разу.

ШЛЯПА НА ВОДЕ

     Реанимационная машина подъезжала к нашему
дому несколько раз с включённой мигалкой, но без
сирены. С небольшим сдвигом по времени то же
самое проделывала и милицейская машина. Таких
120
непонятных манёвров мне в жизни не доводилось
видеть. Вышел я на прогулку, а тут такое.
Выдвинул несколько гипотез. Одна из них: наш
двенадцатиэтажный дом на отшибе, на берегу озера
- вот маньяк и захватил жертву.
     Сложилось впечатление, что машины то
прятались, то неожиданно возвращались к дому.
Поначалу я даже не обратил внимания на мужчину,
который прошмыгнул в подъезд как раз при их
отсутствии. Опытный рыбацкий глаз успел
зафиксировать: он был укутан в одеяло и босиком.
Мало ли чудаков... С озера дул сильный и
холодный ветер, а поверхность воды то и дело
вспенивалась от взъярившихся волн. Моё
любопытство заставило меня ускорить шаги
наперерез двум спасателям в ярко красных
костюмах, когда один из них направился быстрым
шагом к рыбакам на берегу.
- Ну и ученья у вас! - сказал я как можно более
непринуждённо, зная по опыту, что не ответят
ничего, если почувствуют заинтересованность.
- Тонули на озере, - буркнул один из них.
- Льда давно нет, - заявил я, изображая крайнее
удивление. Но цель была достигнута: ситуация
прояснилась.
     И тут появился второй человек, тоже
укутанный в одеяло и волочивший за собой нечто
похожее на спущенную резиновую лодку. Люди в
красном засуетились, их стало пятеро, и
незадачливый купальщик исчез в их машине вместе
с лодкой. Через пару минут, не открывая дверей,
машина резко газанула и скрылась за поворотом.
     Догадываюсь, что только специалисты могут
оказать грамотную экстренную помощь при
переохлаждении.
121
     Захотелось напомнить рыбакам, да и вообще
всем отдыхающим: на водоёмах надо быть осторожнее.
Вспомнился один случай из своей рыболовной практики.
     Ловили мы как-то щук на реке Десне
неподалёку от Трубчевска и решили сменить
дислокацию. Подняли якорь, уложили аккуратно три
спиннинга по бортам - как и положено опытным
рыбакам. А вот мотор - заводился плохо. Дёрнул я
его ручку несколько раз и уступил место отцу, а
Коля (соседский сынок) располагался в носовой
части лодки.
     Решил я то ли переключить что у мотора, то
ли подсказать, приблизившись вплотную к
рулевому. И так совпало, что как раз в этот
момент отец сильно рванул ручку мотора на себя и
сшиб меня за борт. Надо заметить: он был плотнее
меня и здоровее, я уродился весь в мать даже
внешностью. Не удержал равновесия и он -
отправился следом за мной. Хорошо - не завёлся
мотор!

     Представляю испуг Коли, ему тогда было
всего лет пятнадцать, а то и меньше. Плавал я
чуть лучше топора, да ещё в одежде и ботинках, а
отец был вообще в сапогах. Быстро сообразив, что
под нами метров десять глубина и вдобавок к
этому быстрое течение на середине реки, я стал
карабкаться вверх, боясь стукнуться головой об
лодку или ещё хуже об мотор. Опыта плавать с
открытыми глазами под водой не было. Думаю - мне
сильно повезло: когда я вынырнул, борт лодки
оказался настолько близко, что оставалось только
вцепиться в него двумя руками.
     Не забираясь в лодку, осматриваюсь: отца -
122
не видно, а его шляпа плывёт по поверхности уже
в пятнадцати метрах... Жду секунд пять - ничего
не происходит, только шляпу относит течением
гораздо дальше. Через минуту начинаю уже
беспокоиться и карабкаться в лодку. Шляпу уже
начинаю терять из виду...
     Прошло минуты три. В голову полезли самые
нехорошие мысли: про глубину, быстрое течение в
этом месте, про сапоги. А что я мог? Только
беспрерывно смотреть на воду с надеждой, которая
таяла с каждой секундой!
     И вдруг раздался громкий всплеск и нечто
большое резко развернулось на поверхности.
Наконец-то! Это был самый главный рыбак в нашей
перепуганной команде. Он громко и с явным
удовольствием отфыркивался, плывя к лодке, а я
начинал осознавать, что жизнь прекрасна, и
вспоминать о том, что пловец мой отец отменный.

     Его шляпу мы успели схватить в самый
последний момент перед погружением. Вот такая
поучительная история. Когда мы возвращались
домой, мать стояла у калитки, что-то ей
подсказывало сердце. Но мы сговорились
промолчать, а то будет часто волноваться -
рыбачили мы летом почти через день.

САМАЯ ЗАГАДОЧНАЯ МОЛНИЯ

     Чем более я читал об этом природном
явлении, тем сильнее убеждался в том, что сам
стал свидетелем довольно необычного события.
     Мне довелось чётко наблюдать процесс
превращения шаровой молнии в обычную (линейную).
Обратный переход - известен и многократно описан
123
в литературе.

     В тот летний день 2000 года я рыбачил с
напарником на Киш озере (Латвия, Рига) в том
месте, где к нему присоединялся небольшой
заливчик (в черте города), на берегу которого
расположился мой огородик. А за его оградой
хорошо просматривались три двенадцатиэтажных
дома. Вот и весь пейзаж.
     Я с берега забросил свою удочку, а Сергей
из-за кустов перемещался в мою сторону. Никакой
грозы не было. Со стороны озера возвышалось
ничем не примечательное и довольно светлое
облако. Что же произошло буквально за три секунды?

     Услышав странное громкое шипение, я
повернул голову направо и заметил огненный шар
(размером с футбольный мяч), который со
скоростью автомобиля перемещался по прямой линии
над водной поверхностью, не касаясь её.
     Когда шаровая молния почти поравнялась с
моим поплавком, нас отделяло расстояние не более
15-ти метров. Успела мелькнуть мысль: лишь бы не
в мою сторону...
     К счастью, она не изменила направление;
удалившись на сотню метров, чуть ускорилась, а
затем прямо ввинтилась в облако, но уже в виде
мощного яркого стволового разряда, который
сопровождался оглушительным треском.

     "Ты живой?" - воскликнул Сергей,
выскочив из кустов: "Что случилось?"
"Ничего особенного" - ответил я:
"Познакомился с молнией". Рыбалка
продолжилась уже без приключений.
124
   ***   Вероятность увидеть шаровую молнию хотя
            бы раз в жизни - составляет всего:
            1 к 10000 (информация из Интернета).

В ОГНЕННОЙ ПЛАЗМЕ

   В тех местах Грузии климат особенный:
круглогодичное тепло Колхиды позволяло расти не
только бамбуку, но и пальмам. Зимой плюс
пятнадцать градусов - обычное явление для
Миха-Цхакая, от которого до Поти - всего сорок
километров.
   Но то, что я поведаю, произошло летом, когда
ночью может быть ливень, а днём - яркое солнце и
плюс тридцать. В один из таких дней я и
выдвинулся на рыбалку с ночёвкой. Лет мне было
тогда в два раза меньше, чем теперь.

   На велосипеде я преодолел около двадцати
километров до большой и стремительной реки
Риони, далее меня перевёз молчаливый паромщик,
который не взял с меня ни копейки денег. Затем
пришлось идти по заброшенной узкоколейке до
небольших водоёмов, в которых у большинства
рыболовов даже не возникло бы и мысли рыбачить.
Но там, где тепло круглый год, - всё иначе:
крупная рыба может во время больших паводков
зайти из Риони в мелкие водоёмы и поедать там
мелкую рыбу, а затем и лягушек. На другом берегу
реки было абсолютно безлюдно - ни одного
человеческого следа я не заметил. Только в том
месте, где начинались рельсы, была привязана
лошадь.  В единственную постройку (маленькую
будочку) размером с мою домашнюю кухню загнал
125
велосипед, взял спиннинг и небольшой рюкзак.
   Вот и кончился тоннель из причудливых южных
растений, образовавших над рельсами некую крышу.
Теперь чуть левее и я на том самом месте, где мы
были месяц назад дружной командой в количестве
трёх офицеров. Если бы я знал, что меня ожидает
в течение этих суток, то никогда бы не отважился
на такое путешествие в одиночку.

   Узнав знакомый водоём длиной около двадцати
метров и шириной около трёх-пяти, я осознал, что
забросить блесну у меня не получится: сзади
вплотную подступали кусты. Тогда я раскачал
блесну, как делают опытные удильщики на удочку в
стеснённых условиях, и отправил её от себя.
Первая попытка удалась частично: блесна
пролетела всего десять метров и стала
погружаться в воду, медлить нельзя (максимальная
глубина вряд ли превышала полтора метра). Как
только я начал проводку, нечто метнулось поперёк
движения приманки, но ударив по блесне отошло в
сторону. Щука - догадался я, проанализировав
ситуацию.
   Второй заброс оказался просто мастерским -
блесна пролетела почти до дальнего края водоёма.
Стоило только ей поравняться с пнём, торчащим из
воды, возник характерный водоворот, и уже более
крупная щука зацепилась за якорёк блесны, но
тотчас отцепилась. Третий заброс привёл к
очередному сходу, и мне даже не было понятно:
атаковала третья щука или повторно одна из двух.
   Дальнейшие мои попытки были безрезультатными,
тем более, что я понимал: вряд ли в такой луже
может быть более трёх щук.

126
   Темнеть начало стремительно, поскольку солнце
заходило за горы. И я решил вернуться к своему
велосипеду, а точнее к облюбованному мной
временному жилищу.
Когда я вошёл в травяной туннель, солнце
спряталось окончательно, а мои ноги (обутые в
охотничьи сапоги) старались передвигаться
небольшими шагами, боясь споткнуться о шпалы,
которые выступали весьма неоднородно.
   С каждым шагом я всё более понимал: в какое
жуткое место завела моя рыбацкая страсть и
любознательность. Тут и змей предостаточно. Но
напугали меня не они. Неожиданно над головой
раздался громкий дикий хохот, волосы на моей
голове поднялись дыбом! Наконец-то услужливое
подсознание пробилось в область осознанного:
мол, это всего-навсего филин. Однако, я стал
почему-то частенько оглядываться и непроизвольно
думать: хотя бы он не повторил свой трюк. Это же
не фильм ужасов, а всего-навсего неудачная
рыбалка.
   Неожиданно мои ноги остолбенели сами по себе
- прямо передо мной на земле лежало нечто
светящееся неподвижным огнём. Это нечто было
размером с ежа! Преодолев уже второй
психологический шок (на рыбалку и ездят за
адреналином), я осмелился нагнуться и взять в
руки "горящую" гнилушку. Что значит
субтропики!
   Вот и долгожданное окончание пути, но
появившееся небо было уже звёздным. И тут я
своевременно вспомнил про привязанную лошадь.
Может ведь и животное напугаться, увидев тёмное
пятно, вышедшее на лужайку. Я предварительно
посвистел, что у меня не очень-то получалось.
127
Для животного громкий крик филина был привычнее
непонятного звука. Лошадь рванулась на привязи и
захрипела то ли от страха, то ли от привязи.
"Хотя бы с ней ничего не случилось" -
подумал я.

   Мой "дворец" выглядел в темноте
совсем неприглядно, но я-то знал, что внутри
кроме моего велосипеда был и армейский топчан.
Поскольку дверь изнутри никак не закрывалась, я
поджал её сверху щепкой, если что - разбудит.
Фонарика я не захватил, это было ошибкой. Тем не
менее удалось перекусить, нащупывая поочерёдно
свои  скромные деликатесы. Вокруг будки
послышалась непонятная возня, я положил поближе
маленький перочинный ножичек и провалился в сон.

   Проснувшись, я понял, что чуток проспал.
Солнечные лучи радостно заглядывали во все щели
моего пристанища. Вышел наружу и осмотрелся:
вокруг будки появилась тропа. Шакалы кружились
всю ночь или иная живность? Позавтракал уже
более основательно, да и кофе в термосе не
остыло. "Хорошо, что идти недалече" -
подумал я и с улыбкой вспомнил все вчерашние
страхи. Днём всё воспринималось иначе.
   Тихонько подобравшись к вчерашним знакомым, я
удачно выловил трёх хищниц и стал уже подумывать
о возвращении домой, плутать по таким дебрям
одному мне уже не хотелось.

   Вдруг неожиданно потемнело, а на землю
посыпались очень крупные капли дождя. Первая
мысль - скорее домой, но рыбацкий опыт
подсказывал иное: дождь надо переждать. Я быстро
128
достал из рюкзака предмет моей находчивости -
женский плащ из болоньи моей жены (который вышел
из моды), он отличался необычайной прочностью, а
самое главное - в свёрнутом состоянии занимал
место не более кулака при ничтожном весе. Мой
несуразный внешний вид под проливным дождём меня
беспокоил менее всего. К сожалению, эта
полезнейшая вещь при многочисленных переездах
затерялась, и жена мне приобрела современную
рыбацкую накидку, несмотря на то, что её цена в
супермаркете кусалась. Но - вернёмся в Грузию.
Едва я успел облачиться в водоустойчивую одёжку,
как хлынул дождь. Его плотность была такова, что
окружающие предметы не различались. Вовремя я
спрятался под большое дерево, не прижимаясь к
его стволу, поскольку молния обычно в вершину
ствола. А вот и раскаты грома подтвердили мои
опасения. Спиннинг тогда у меня был ещё
алюминиевый, и я на всякий случай метнул его,
как копьё, метров на десять в сторону. От греха
подальше...
   Через несколько секунд я очутился внутри
огненного шара диаметром метров пять.
Сказать, что я пережил в эту секунду не берусь.
Такого мне не снилось и в самом страшном
сновидении. Я приготовился к самому худшему и
зажмурился под лёгкое шипение и потрескивание...
   Позже я узнал, что моя жена подняла всех по
тревоге, чтобы меня искать. И не появись я
вовремя для заступления в наряд дежурным по
части, то поиск бы точно состоялся.

   Дождь так же резко прекратился, как и
начался. Я был удивлён тому, что плазменный шар
исчез почти без шума. Ещё больше меня поразил
129
вид дерева, под которым я укрывался. Оно было до
середины расщеплено многочисленными молниями,
которые неистовствовали к счастью до моего
появления в этой сырой и почти непроходимой
местности. Во многих местах на изломах древесины
были чётко видны следы сильных ожогов. Не зря
мать рассказывала, что я родился в рубашке. 

ЯРОСТНАЯ ГРОЗА

   Практически мне не встречались статьи или
рассказы о технике безопасности на рыбалке. А
трагических случаев предостаточно. Весь этот
подраздел книги "Экстремальные случаи на
рыбалке" предназначен для того, чтобы
свести риск к минимуму, ведь лучше учиться на
чужих ошибках, хотя бы и на моих.

   Этот эпизод запомнился благодаря тому, что я
с сыном оказался в самом эпицентре
разбушевавшейся грозы. Мы рыбачили на живописном
озере Дуняс (Латвия), всего в двадцати
километрах от Риги. Добрались на электричке,
затем пару километров по лесной дороге до
рыболовной базы с гостеприимным хозяином.
Повезло в том, что нашлась и свободная лодка -
одна на двоих. Оба настроились на активный
безмятежный отдых, но не прошло и часа, как всё
круто изменилось.

   Обычно я всегда смотрю барометр, однако, этот
замечательный прибор предсказывает погоду только
для той точки пространства, где он находится. В
лучшем случае - в радиусе десяти километров.
Могло сыграть и то обстоятельство, что озеро
130
Дуняс находится в самый раз над разломом земной
коры на территории Латвии. Это место можно с
полным основанием отнести к аномальным зонам. Да
и погода в целом в Прибалтике весьма переменчива.
   Осмелюсь утверждать, что спасла нас моя
исключительная наблюдательность и большой опыт.
Хотя и не полностью.

   Почти полдень, на водоёме тишь и благодать.
Нет даже ветерка. Можно одновременно и загорать,
и спиннингами помахать. И тут я поворачиваюсь в
противоположную сторону и замечаю над лесом тучу
странной формы: её шея как бы вздыбилась на
огромную высоту, а голова этого дракона
наклонилась в поисках жертвы. Я сказал об этом
сыну, но он ответил, что туча даже не грозовая.
   Хорошо, когда есть дисциплина. Принимаю
решение прекратить рыбалку и причалить к базе.

   На берегу всё прояснилось окончательно:
голова "чудовища" уже была почти над
нашими головами, а пока мы сдали лодку, то
появились и первые капли дождя. Хотя всё было
тихо и мирно. Как только мы ступили на лесную
извилистую дорогу, громыхнуло, а потом начался
огненный хоровод. Каждые две-три секунды
пролетала молния и не на небе, а непосредственно
над дорогой на уровне верхушек деревьев. Таких
(параллельных земной поверхности) молний я
никогда раньше не наблюдал: ни до, ни после.
Отдаю команду идти не по дороге (с огненными
стрелами надо считаться), а вдоль, но
прикрываясь всё же деревьями. Забираю у сына его
спиннинг и несу оба, стараясь их держать
горизонтально, чтобы не провоцировать
131
электрический разряд.
   И тут Виктор что-то мне крикнул (в грозу
делать это категорически воспрещается!),
последствия такой опрометчивости не заставили
себя ждать. Одна из молний тотчас отклонилась от
дорожной траектории прямо на Виктора...
   Хорошо, что на этом кратчайшем пути
повстречалась большая сосна, которая приняла на
себя удар сокрушительной силы. Дерево
надломилось и загорелось. Оглушительный треск
быстро затих в листве деревьев. Мы перешли на
шёпот. На этот раз добротный дождь спас лес от
пожара. И только когда мы подошли к
железнодорожной станции, дождь стал стихать,
успокоились и молнии.

   Надо заметить, что оставшись без улова мы
этому мало огорчались, понимая - есть и более
ценные вещи в этой жизни.

МОРЕ МОЖЕТ УТЯНУТЬ БЕЗВОЗВРАТНО

              СЛУЧИТСЯ В МОРЕ
              ВСЯКО МОЖЕТ С КАЖДЫМ.
              И ПУСТЬ ОНО
              МНЕ ПУТЬ УСТЕЛЕТ ПЕНОЙ...
      
                (1967)

     Эти строки оказались пророческими. Они взяты
мной из стихотворения "Парусник" и писались
человеком, который моря не видел ни разу в своей
жизни. Писались они мной почти за десять лет до
описываемого события.

132
     Вот и появилась возможность хоть изредка бывать
на морском пляже. Обычно долго бредёшь от берега по
отмели - пока не становится чуть глубже... И тут -
визг и брызги со всех сторон.
     На этот раз я решил: всё будет иначе! И потащил
жену подальше от любопытных глаз толпы и от портового
Поти. Пологая отмель довольно быстро сменилась
крутым, обрывистым берегом, а полуденное солнце всё
ощутимее пощипывало за оголённые плечи.
     Море стало оправдывать своё название: вода была
тёмной до черноты. Волны с шумом обрушивались на
одинокие каменные глыбы и... ни души - ни на берегу,
ни в море. Ни одного человека! Изредка попадались
большие транспаранты "КУПАТЬСЯ ЗАПРЕЩЕНО".
"Это и понятно - подумал я. - Спасательных лодок
нет, нет вообще никаких лодок или катеров."

     Быстро выбрали подходящее место, где камней было
поменьше. И пока Людмила радостно повизгивала, зайдя
по колени в воду, я уже успел окунуться. Пловец из
меня никудышный, а потому резво отплыв на десять
метров (дно уже не прощупывалось), я стал
продвигаться вдоль берега, изображая из себя
настоящего пловца! Собственно так и было: в бассейне
мог проплыть сто, а может и двести метров без отдыха.
     Солнце так слепило глаза, что если бы не интерес
к своей половинке на берегу, всё могло бы значительно
усугубиться. Волны были достаточно велики, а потому
полежать на спинке (единственное, что умел в качестве
отдыха) не было никакой возможности. Хорошо то как!

     Когда я всё же умудрился посмотреть на
берег, то был неприятно удивлён. Жена моя всё также
стояла на берегу, но слишком как-то далековато: до
неё было метров сто... И это расстояние заметно
133
увеличивалось с каждой секундой. Значит хоть за неё
пока можно не волноваться. Кричать: спасите - в моём
положении бессмысленно. Да и Людмила не услышала бы
из-за сильного рёва волн, которые явно усилились и
покрылись белыми гребешками.
     Времени размышлять не было, и я принял
единственное, как мне тогда казалось, верное решение.
Развернувшись головой к берегу, сделал спринтерский
рывок, вкладывая в него все свои силы, а их хватило
на тридцать секунд не более. В итоге - берег почти не
приблизился, и я понял, что вторая попытка тем более
не даст желаемого результата. В свои тридцать лет
перспектива утонуть, да ещё на глазах своей молодой
супруги показалась мне дикой, нелепой, нереальной и
удручающей. Море утаскивало меня в свои бескрайние
дали, а мне ничего не шло на ум. Время остановилось!
И никаких воспоминаний, сожалений, прощальных слов.
Абсолютно ничего. Не было никакой надежды на чудо.
Каюсь, не вспомнил и о Боге, но была тяга к жизни,
как и у всего живого на этой земле. Вряд ли
Вездесущий забыл о своём чаде. А море - продолжало
быть самим собой. Оно тоже волновалось и с каждой
минутой всё более...

     Лирическое отступление. Здесь я опишу то, что
должно было произойти на 99 процентов, но не
произошло... Вначале жена подивилась бы моей
храбрости, но вскоре начала бы махать руками и даже,
по всей видимости, кричать - особенно в те мгновения,
когда волны захлёстывали меня с головой. А когда
бросилась бы в воду, то первая же волна отбросила бы
её назад с такой силой, что она сразу бы осознала 
всю опасность моего положения и всю тщетность своих
попыток.
     Потом она всё более теряла бы меня из виду (без
134
очков она видела гораздо хуже). После побежала бы к
людям, падая, поднимаясь, задыхаясь от слёз и песка.
При этом она беспрерывно бы бормотала: Боже, спаси и
сохрани! Двое мускулистых грузин не устояли бы перед
её натиском и побежали бы к указанному месту, прибыв
туда раньше её. Затем бы все трое долго и тщетно
всматривались в бушующую стихию даже не заходя в
воду. Меня уже унесло бы так далеко, что увидеть
тёмную голову на фоне серых пенящихся волн не
удалось бы и в морской бинокль.

     В действительности всё происходило иначе. В
какое-то мгновение наступило полное просветление:
исчезло море с женой на берегу, куда-то скрылось
слепящее солнце, абсолютно пропало ощущение страха и
опасности. Пришла чёткая мысль: "Если вода
поверху идет в море, то в глубине она должна идти к
берегу. Ведь уровень не меняется!"
     В следующую секунду я сделал поглубже вдох,
нырнул как можно глубже и превратился в
человека-амфибию, с той только разницей, что неистово
из последних сил грёб под водой в сторону берега
сколько мог. Море неистово пресекало мою попытку
удержаться в глубине: солёная вода выталкивала меня
на поверхность тем сильнее, чем глубже я проникал в
морскую пучину. От неимоверного напряжения сжатые
губы начали всё же пропускать неприятную на вкус
воду, а в ушах поднялся такой звон, что я стал
опасаться за свои перепонки. До сих пор не знаю
глубину моря в том месте. Десять метров? Сто?
     Воздуха в лёгких уже не было, но я продолжал
отчаянно бороться за свою жизнь.
 
     Когда я вынырнул, то не поверил своим глазам -
берег стал ближе в три раза! Сделал попытку достать
135
дно: показалось что одна нога чиркнула по песку, но
море вновь потащило меня от берега. Однако, я уже
знал, что надо делать...
     Я вновь нырнул в сторону берега и грёб руками
уже до тех пор пока они не коснулись песка. Хорошо,
что на моём пути не попалось ни одного камня! Когда я
встал, глубина была всего лишь по пояс. Медленно
побрёл на берег, удивляясь тому, что ещё есть силы
передвигать ноги, а потом по берегу в направлении
своей половинки. Снесло в сторону меня совсем
незначительно.

     Людмила уже стояла в воде почти по пояс, изредка
приседая, под набегавшую волну, и глаза её светились
неописуемым счастьем и восторгом. "Зачем ты так
надолго нырял? - спросила она. - Я уже чуть не
заволновалась." Мне стало так хорошо, что ничего
не стал отвечать, а предложил пойти в ту сторону, где
люди и автобус.
     Крик одинокой чайки показался мне музыкой
Моцарта, а забавный краб, которого я отловил и тотчас
отпустил, - настоящим другом. Никогда ранее я не
ощущал столько запахов морского ветра: сотни оттенков
с постоянной сменой пропорций и составляющих, которые
опьяняли лёгкие, а затем и голову. Хотелось подольше
сохранить в себе это состояние глубокого покоя и
необъяснимого счастья. Море было необъятным и
таинственным, добрым и сильным.
     И только после возвращения в военный городок на
окраине Миха-Цхакая, дома за чашкой чая я поделился
пережитым. Море есть море, с ним шутки плохи.

     А моё стихотворение оказалось пророческим до
конца. После упомянутых строк шли такие:

136
                ВЕРНУСЬ
                ЖИВЫМ К ПРИЧАЛУ НЕПРЕМЕННО...

     Сейчас я живу возле другого моря и тоже отношусь
к нему с любовью. Море - это стихия.

2009


Рецензии