С блесной Кобра на судака и щуку. Часть 4

НЕПРИЯТНЫЕ НЕОЖИДАННОСТИ
********************************

ДВОЙНОЕ ДНО

   Кратко перескажу случаи, которые могли иметь
весьма неприятные последствия.

   Однажды в Германии летом подхожу к
незнакомому озеру и собираюсь уже забрести в
воду по мелководью, чтобы было удобнее работать
спиннингом. Резиновые охотничьи сапоги позволяли
иметь такое преимущество.
   Не знаю до сих пор, что удержало меня от
рокового шага в совершенно безлюдном месте.
Прежде чем шагнуть по хорошо просматриваемому
песчаному дну - я машинально ткнул в него концом
спиннинга. Поверхность оказалась ложной и
настолько тонкой, что удилище наполовину
погрузилось в воду без всякого усилия. Такого
дна я ранее нигде не встречал. А рядом - ни
единого спасительного кустика.

САМОЕ НИЗКОЕ ДАВЛЕНИЕ

   Каждый рыболов должен иметь барометр и не
137
только как украшение на стене квартирного
коридора. Как-то пригласили меня на корюшку в
Рижский залив. Лёд уже достаточно был толстым, и
ничто не предвещало опасности. Но я постучал по
стеклу барометра и отказался: стрелка
"рухнула" до самой нижней годовой
отметки.
   Урагана и метели в тот день не было, и я всё
же выдвинулся на рыбалку, но на своё озеро в ста
метрах от дома. И лишь по возвращении обнаружил
необычную преграду: вода затопила лёд у берега
на глубину до колен. Это меня остановило только
на пару секунд - дом то рядом, и кратковременно
промочить обувь это не смертельно.

   Совсем иная обстановка сложилась на побережье
морского залива: мои коллеги смогли спасти
десятки жизней, перебрасывая подростков со
льдины на льдину... Лёд тихо и коварно откололся
и поплыл от берега. Даже опытные рыбаки
спохватились не сразу.
   ***   Вот и сегодня давление аналогичное, и
уже передали по телевидению, что на озере Байкал
рыбаков тоже спасали с помощью вертолётов.

ПАДАЙ ОТ БЕРЕГА...

   Зимой в Германии рыбалка очень добычлива.
Достаточно дома достать из холодильника кусочек
говядины и отрезать с десяток маленьких кубиков
(их хватит на всю рыбалку). Ловил я на канале,
где лёд был уже очень прочным, толщиной до
двадцати сантиметров. Найдя удачливое место, я
стал вытаскивать на одну насадку по несколько
рыбок. Плотва была по двести граммов, то есть
138
достаточно крупная. Когда из моего небольшого
рюкзачка стали торчать хвосты, я засобирался
домой. Яркое солнце подмигивало мне: молодец! И
я бодро зашагал по водоёму в сторону дома.
   Пора сворачивать на сушу. И тут я совершил
вторую ошибку (первую совершил изначально -
нельзя со льда рыбачить одному): направился к
берегу через камыш. Тогда мне не было известно,
что камыш дышит и зимой, и лёд возле него или
тонкий, или вовсе рыхлый. Уже возле первого
камыша, где глубина может достигать и до двух
метров, я провалился... К счастью - только одной
ногой, и спасла находчивость: я не ринулся к
спасительному берегу, а мгновенно откинулся
туловищем в обратную сторону, то есть туда
откуда шёл. Где был толстый лёд.
   Снял пострадавший валенок, вылил и него воду,
отжал носок и портянку и продолжил свой путь. Но
вышел на берег уже осмотрительно и там, где не
было никакой растительности.

НЕВИДИМЫЙ СМЕРЧ

   Спасло меня то, что бывая в южных краях, я
неоднократно наблюдал пылевые смерчи, а однажды
даже побывал в эпицентре воздушной воронки.
Замечу, что плотный столб пыли высотой
сто-триста метров - впечатляющее зрелище. Иногда
доводилось наблюдать несколько таких образований
одновременно.
   В брянском лесу - это редчайшее явление. Тем
не менее, оторвав взгляд от Десны-красавицы, я
заметил несколько бумажек и немного мелкого
мусора в неком круговом вращении. Поскольку всё
это двигалось в моём направлении, я выбрался из
139
лодки на берег и отошёл от берега на несколько
метров. Подумалось: смерч почти незаметен, так
как ему нечего отделить от поверхности в чистых
лугах побережья.
   Я оказался прав. Смерч соскользнул мимо меня
к лодке, приподнял и швырнул обратно почти
пудовую доску... Столкнуть человека в воду - не
составило бы ему никакого труда. Подивился я
смерчу и своей находчивости и спустился в лодку,
чтобы закрепить на место вырванное сиденье.

ЛОДКА И ПЛОТ

   Какой русский не любит быстрой езды! Так и
моя деревянная плоскодонка при одном седоке
летела по водной глади ничуть не хуже
алюминиевой "Казанки". Десна изредка
на крутом повороте одаряла меня брызгами. Ещё
несколько минут и я буду рыбачить в рыбном
заливе Гоголь, на правом берегу которого
расположились домишки местных жителей, а на
левом - живописные заливные луга брянского леса.
Это всего четыре километра от города.
   После очередного резкого поворота я замечаю,
что река целиком перегорожена громадным плотом,
сплавляемым по течению. Обороты мотора я
сбросил, но лодка по инерции шла с достаточно
большой скоростью, чтобы таранить плот,
состоящий из сотни скреплённых больших брёвен.
Думаю, что от мощного удара лодка могла
разлететься на доски, а мотор мог затонуть.
Считать мои поломанные рёбра - вообще оказалось
некому: плот был необитаем. Видимо плотовщики
находились на плоту, который проплыл ранее.
   В самый последний момент повезло мне
140
необычайно: край плота развернуло течением так,
что кратковременно образовался узкий проход,
которым я и воспользовался. Врубил полный газ и
проскочил в щель. После чего перед каждым
поворотом реки сбрасывал газ и убеждался в
безопасности манёвра.

ОТКРЫТИЕ ОХОТЫ

   Такой знаменательный день советую всем
рыболовам провести у телевизора или на даче. В
давние времена выдавали рыболовную книжку, затем
(чтобы увеличить доход государства) стали всем
давать охотничий билет, в который по моей
просьбе внесли запись "Без права
охоты". Таковая не уменьшила мои взносы.
Потом - я стал покупать рыбацкую карточку за
десять лат. А сегодня я заимел право по возрасту
везде (кроме частных водоёмов) рыбачить
бесплатно. Спасибо законодателям Латвии.

   В свои молодые годы я возвращался как-то с
рыбалки на велосипеде. Заехал вдоль Десны
(Россия) километров на двадцать от Трубчевска
вниз по течению по противоположной стороне реки.
Справа от меня брянский лес, слева вдоль берега
зелёный кустарник, над которым и мелькала моя
серая кепочка... Чем не утка!
   Вначале я даже не сообразил, почему меня
сопровождала ружейная канонада, но когда
осознал, что по листьям возле меня опадает
дождём охотничья дробь, - мне стало не по себе.
Мало помогало и то, что я стал громко орать все
песни, которые приходили на ум. Мне несказанно
повезло, как и моей кепке. Надеюсь, что и
141
читатель сделал правильные выводы.
   Однажды мне пришлось быть свидетелем, что
водкой охотники запасаются так же основательно,
как и патронами. Как всё же загадочна русская
душа. 

НЕУДАЧНЫЙ НЫРОК
 
   Об этом знают все: не зная броду - не суйся в
воду. Тем не менее... День был жарким, и мы с
отцом решили скупаться в реке. Надо заметить,
что пляжных мест в Десне не так уж и много, но
они великолепны. Чистейший песок, плавный покат
в глубину. Вода в те времена была такой, что её
можно было пить! Да и сейчас Десна признана
самой чистой рекой в Европе. Так что Киев
получает из России не только газ, но и основной
питьевой запас воды прекрасного качества. Для
друзей не жалко.
   
   Отец стал медленно заходить в воду, пловец он
был отличный. Я брёл следом. Зайдя по пояс, он
решил не плыть, а сразу нырнуть. После чего
вижу: работает вовсю ногами, а в воду не
погружается. Через пару секунд встаёт - глубина
всего-навсего по грудь. На лбу большое
красноватое пятно. Хорошо, что руки поставил
перед собой. Сколько я уже знаю случаев, когда
ломали сами себе шейные позвонки.
   Всё обошлось, но купаться как-то расхотелось.
Ополоснулись и пошли к лодке.

СПАСИТЕЛЬ

   За свою долгую жизнь любой человек
142
кого-нибудь да спас. Естественно, что тот, чья
работа изобилует экстремальными ситуациями,
спасает десятки, а то и сотни людей. За двадцать
пять лет службы в военной авиации в мирное время
- тоже приходилось не раз выручать товарищей.
Иногда с риском для своей жизни.
   Этот незначительный эпизод попал в эту книгу
только из-за того, что он связан с моим
пребыванием на рыбалке. В тот день я менее всего
был настроен на приключения.

   Получив от отца письмо, в котором мне
передавалась благодарность от спасённого мной
незнакомца, я был удивлён и озадачен в равной
степени. Поэтому в ответном письме попросил
уточнить: о чём собственно речь. В отпуске
всегда рыбачу на Десне, а потому героических
поступков не припоминалось. И только получив
очередное письмо, сообразил почему меня назвали
спасителем.

   А дело было так. Рыбачил я в заливе Гоголь,
это всего в четырёх километрах от тысячелетнего
города. Уникальный глубокий залив подпитывался
родниками, а потому рыбы в нём было предостаточно
и весьма разнообразной.
   Залив не очень большой: метров двести в
ширину и километра полтора в длину. Поэтому я
сразу обратил внимание на человека, который
подошёл к своей лодке, чтобы завести мотор.
Насторожило то, как он себя вёл...
   Заведённый им мощный мотор взвыл, подобно
раненому зверю, поскольку ошибочно был настроен
на максимальную скорость. Дюралевая лодка
рванулась вперёд, а неудачливый водитель выпал
143
из лодки. Пока лодка нарезала круги (по всей
видимости, рукоятку управления заклинило в таком
положении), её хозяин ходил неприкаянно по
берегу. Но вот он нашёл отрезок верёвки, намотал
на руки и забрёл в воду по колено, чтобы
усмирить своего "мустанга".
   Мне уже стало не до рыбалки. Пора спасать и
свою деревянную лодку. Стоит только изменить
траекторию его железному коню, и моя плоскодонка
развалится от такого тарана на составные части.

   Я поднял якорь и погрёб к его берегу, огибая
опасный участок с беснующейся торпедой - лодка
без седока (без нагрузки) буквально летала по
воде.
   В это время изрядно выпивший наездник
умудрился каким-то чудом набросить своё
самодельное лассо на свой мотор, когда его лодка
заламывала очередной вираж, пролетая мимо. Жизнь
его в это момент висела на волоске, попадись он
на пути этого чудовища. Но случилось то, что не
повторит ни один каскадёр в мире.

   Мне удалось только заметить, что человек
исчез - как будто его и не было! Лодка же - даже
не уменьшила своей скорости. Она протянула его в
подводном положении (а мужчина был солидной
комплекции), и выбросила недалеко от берега. На
его счастье верёвка соскользнула с одной руки, а
глубина увеличилась всего на один метр в точке
отрыва. Испытатель мощности мотора протрезвел
как стёклышко и, стоя уже по грудь в воде,
трижды заорал истошным голосом: "Спасите!!!"
Хотя мне лично показалось, что в этот момент его
жизнь была в гораздо меньшей опасности, чем пару
144
секунд ранее.
   Наконец-то я причалил к берегу, схватил одно
весло и побежал на помощь.

   В это время (благодаря неудачному укрощению)
лодка чуть изменила траекторию своего движения:
теперь её круги совершались не только по воде;
завершая каждый круг, она била по лодкам,
замкнутым на берегу. И так раз за разом.
   Моя задача была чрезвычайно простой - ударом
весла постараться чуть выпрямить руль, чтобы
лодка выскочила наконец-то где нибудь на берег.
Я заскочил на одну из атакуемых лодок, но увидев
вблизи атакующего монстра, быстро соскочил на
спасительный берег. Лодка, нанеся мощный боковой
удар по той лодке, где я только что стоял,
отправилась на очередной круг. Всё же сорок
лошадей или шестьдесят - это целый табун.
   Не найдя иного выхода, я снова забрался в
чужую деревянную лодку и упёрся ногами как
только мог в её борта. Теперь после удара я смог
удержаться на ногах, но толчок моего весла по
мотору оказался безрезультатным, оно лишь
скользнуло по рукоятке мотора. Вторая моя
попытка принесла долгожданный успех: лодка
помчалась по более пологой дуге и её выбросило
на песчаный берег недалеко от хозяина.
   Мотор продолжал бесноваться и на берегу - из
под винта летел песок на десять метров! Не
исключаю, что владелец заменил алюминиевую
предохранительную шпонку на стальную. Я подошёл
и выключил двигатель. Наступила непривычная
тишина.

   Хозяин - просто лишился дара речи. Я понимал,
145
что рыба залегла надолго и закончил рыбалку, как
только мой подопечный завёл свою технику на
самых малых оборотах, и его лодка скрылась за
ближайшим поворотом.
   Надо отметить, что председатель колхоза (по
тем временам большой начальник) оказался
человеком благодарным относительно моего отца.
Как он вычислил меня не знаю, в тот день я
рыбачил один на всём водоёме. Разве что моего
отца и его лодку знали все.


ВПЕРВЫЕ ПОЙМАН СОМ

   Даже жена засомневалась. Позвонил сыну, что
поймал сомёнка. А через пять минут звонок от
супруги: "Что это ты там поймал?"
   Погода располагала менее всего: полуденное
солнце, над озером - сильный ветер. Вёл блесну
"Кобра" уступами, но чуть медленнее...
Мягкая поклёвка, не щука - это очевидно, но и
судак сопротивляется менее. Узнал сома сразу по
его несоразмерно длинным усам и китообразной
приплюснутой голове.

   Несколько лет назад уже была удача рядом, но
сом оказался слишком большим: бревно вдруг ожило
и потащило лодку вместе с якорем... К такому
повороту событий я не был готов совершенно.

КАЛЕНДАРЬ СПИННИНГИСТА

   ***   Уникальный ГОДИЧНЫЙ календарь составлен
для уловов на мельхиоровую блесну "Кобра".
--------------------------------------------------
146
--------------

Рыбалки - случайная выборка числа дней (по факту).
Рыба - учитывались только щуки (последнее время
судаков ловлю
             гораздо больше).
Таблица составлена несколько лет назад.
Учитывались рыбалки в России, Германии, Грузии,
Латвии.
--------------------------------------------------
--------------

МЕСЯЦ -   ЧИСЛО ЩУК (мелкие отпускались и не
учитывались).
---------------------
Январь -    4 - ловил в Грузии (Колхида), там
лето круглый год
Февраль -   5
Март -     19
Апрель -    3   (нерест)- щуки отпускались
(научный интерес).
Май -      48           Выяснил, что во время
самого нереста
Июнь -     20           щука на блесну вообще не
бросается.
Июль -     26
Август -   51   (просто чаще рыбачил)
Сентябрь - 14
Октябрь -   9
Ноябрь -    6
Декабрь -   3
---------------------

       Хочу пару слов добавить про интенсивность
клёва щуки в течение дня. Фиксировал время
147
поимки каждой особи в августе (во время
отпуска). Сам удивился результату: максимальная
активность хищницы - 11 часов дня! Или из-за
того, что сам обычно по утрам сплю слишком крепко?

       В этот календарь не включены случаи,
когда я попадал несколько раз на так называемый
щучий жор (коллективная охота щук). Брал по
десять щук за тридцать минут и прекращал ловлю
(куда их больше? всё равно раздавал соседям, как
и мой отец - бесплатно).
       Жор на мели обнаружить легко - мальки
просто вылетают из воды, спасаясь от хищниц. В
глубине - никаких внешних признаков.
       Помогает рыболову только интуиция,
основанная на опыте. Иногда наблюдательность.
Преследуя добычу хищник может обозначиться и в
верхних слоях воды: щука делает энергичный
всплеск, судак - "глухой", жерех -
резко ударяет хвостом.


КТО ИЗОБРЁЛ БЛЕСНУ?
******************************

СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ

     На рыболовных сайтах (после прочтения моих
статей) появилось и такое ошибочное мнение:
Владимир Юденко запатентовал то, что Леонид
Желтоножский подсмотрел у одного умельца.
     Это говорит о патентной неграмотности так
высказывающихся и не более того. На самом же
деле - блесна, подаренная мне Желтоножским -
послужила лишь ПОВОДОМ для создания мной
148
"Кобры", которой до сих пор нет в
продаже. Форма блесны может быть признана
изобретением только в том случае, если она
обладает НОВИЗНОЙ (отсутствует во всех печатных
источниках), и при этом имеет СУЩЕСТВЕННЫЕ
ОТЛИЧИЯ, обеспечивающие положительный эффект.
     Его блесна НЕ ОБЛАДАЛА ПЛАВУЧЕСТЬЮ, что
полностью исключало её - как в качестве аналога,
так и в качестве прототипа.

     Заглянем в текст описания моего изобретения,
где НЕТ ЧЕРТЕЖА с размерами, а только четыре рисунка.
     Там аналогом указана американская плавучая
блесна (патент США № 1589258), а прототипом -
наша блесна В.Крылова (Альманах
"Рыболов-спортсмен" №35, стр.95,
рис.2), напоминающая всем известный тяжёлый
"Атом".
     Блесна "Кобра" - не только воплотила в
себе
все достоинства упомянутых блёсен, но и внесла
новые. Она сохраняет привлекательность игры при
любых темпах проводки и не сваливается набок, что
повышает уловистость и предохраняет леску (шнур)
от закручивания.

     Не скрою: приятно читать, что блесна
"народная", но автор ещё жив, и авторское
право - юридически никто не отменял.

ФОТО БЛЕСНЫ С РАЗМЕРАМИ

   Размеры снял со своей рабочей блесны, поймавшей
за 2020 год двенадцать щук.
Длина - 76 миллиметров,
149
ширина - 19 миллиметров,
толщина - 1,5 миллиметра,
вес (в собранном виде с якорьком) - 17 грамм.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

   В магазине не купить, поэтому придётся делать
читателю самому или попросить знакомого умельца.
Второй вариант предпочтительнее.
   Последовательность операций следующая.

1. На плоской заготовке из мельхиора
(или иного мягкого металла со схожими звуковыми
характеристиками) просверливают два отверстия
для заводных колец. Следует учесть, что при
дальнейшем выгибании корпуса общая длина может
уменьшится на два-три миллиметра.
2. Обрезают (обрубают) заведомо лишнее.
3. Выбивают (или выгибают) форму блесны.
4. Развальцовывают с двух сторон просверленные
отверстия. Сверлом большего размера.
5. Напильником (или электрическим точильным кругом)
достигают максимального подобия с заданной формой.
При этом желательно соблюдать симметрию.
6. Вставляют заготовку в маленькие тиски и вручную
добиваются формы затухающей синусоиды (вид сбоку).
7. При этом, если положить корпус блесны на плоскую
поверхность, то её головная часть должна
приподниматься на два миллиметра.
8. Внешнюю поверхность и боковые грани полируют
мелкозернистой наждачной бумагой, а внутреннюю -
более грубой.
9. Насыпают немного канифоли во внутренний выгиб
(или смазывают его кислотой).
10. Туда же аккуратно укладывают небольшие кусочки
150
припоя и свинца (пропорция 1 к 3) и разогревают
на плитке, обеспечивая должную вентиляцию. Можно
применять и газовую горелку. Остужать принудительно
нежелательно. Заливка должна быть обязательно ниже
кромок блесны.
11. Полируют только внешнюю сторону.
12. Продевают кольца.
13. На якорёк надевают красный кембрик (трубочку),
предварительно сделав на нём ножницами пару
симметричных надрезов (до середины длины трубочки).
14. Присоединяют якорёк к корпусу блесны.
Ориентируя его два крючка к внутренней поверхности.
15. К её головной части присоединяют дополнительный
карабинчик и дополнительное кольцо для присоединения
к карабинчику шнура (или лески).

   ***   Замечу, что никакие мельхиоровые ложки
             не годятся из-за размеров их ручек
             по толщине и ширине.
   **   Непосредственно перед рыбалкой можно
             потереть внешнюю поверхность
             о песок. Но в этом больше привычки
             и мистики. А вот подтачивать якорёк
             необходимо периодически, поскольку он
             притупляется о песок и ракушечник.   


ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НА РЫБАЛКЕ

   Астролог мне сказал: "Планеты и звёзды к вам
очень благосклонны и предсказывают большие достижения
и хорошее будущее, но если бы вы родились не 17
октября, а 16, то я бы почитал вас за гения".
Мне так и хотелось ему возразить, что я и родился
шестнадцатого поздно вечером, а потому на меня
151
оформили документы (по свидетельству матери) только
на следующий день, то есть семнадцатым числом. Но по
скромности промолчал.

   Итак, гостей я принимал в воскресенье, а в
понедельник решил устроить себе второй праздник -
взял спиннинг и отправился на озеро.
   Приближаясь к лодке заметил, что у берега вся
трава покрыта инеем, несмотря на солнце в зените,
видимо ночью был ноль, а в полдень температура
поднялась до семи градусов. Это обстоятельство меня
порадовало.
   Занёс в лодку весла, якорь, спасательный круг.
Проверил наличие в ведёрке единственной блесны,
запасную отдал в хорошие руки по предварительной
договорённости. Через пятнадцать минут плавно и тихо
опускал якорь в намеченном месте. Ветер помешал мне
стать по координатам точнее, а потому под лодкой
оказалось всего три метра глубины (обычно становлюсь
на пяти).
   Забегая вперёд скажу, что в знаменательный для
меня день было целых четыре поклёвки, хотя обычно
всё заканчивалось только одной.

   Щука взялась после второго заброса и всего в
трёх метрах от лодки! Несмотря на её яростное
сопротивление - быстро очутилась в подсачке.
Проглотила колеблющуюся мельхиоровую блесну жадно
и глубоко. На полтора кило потянет - оценил я
намётанным глазом.  Уже с рыбой - подумалось мне.
Вскоре добавился окунёк, аккуратно отпускаю его в
озеро. После него вытаскиваю большого окуня,
отправляю его вслед за первым. Щука недовольно
помотала головой, мол, её тоже надо отпустить.
Но по просьбе жены свободу получают только окуни.
152
Мнение хозяйки не обсуждается, поскольку это она
чистит только судаков и щук. Ради справедливости
отмечу, что нескольких щук по два-три кило она
отдала родственникам и хорошим знакомым. При
достаточном количестве судаков - это верное решение.

   И наконец - долгожданный подарок свыше! Но им надо
ещё уметь воспользоваться.
   При очередном забросе в глубокое место (более
десяти метров) случился зацеп, но я то знал - дно в
этом месте абсолютно чистое. Нечто стало всё же
передвигаться в сторону лодки не поднимаясь к
поверхности. Я ощутил мощные и достаточно редкие
толчки, что говорило в пользу не громадного судака, а
скорее всего сомёнка минимум килограмм на десять.
Протянуть добычу удалось только метров семь. Обидный
сход. Грешу на удилище, которое ослабило подсечку.
Надо всё-таки вернуть сыну его слишком гибкий
спиннинг, и вернуться к более жёсткому своему удилищу
"Корсар - 400". Для крупной рыбы, которая
осенью и не редкость, нужна и соответствующая снасть.
   Всё, гребу домой. Адреналина предостаточно, да и
не без рыбы.

ЛОВЛЯ БАРСКОЙ РЫБЫ

   На озере несколько дней дул сильный ветер, волны с
гребешками... Но шестого июня природа сжалилась над
рыбаками. Собрался на рыбалку только после обеда:
взял спиннинг, пару блёсен и - к лодке.

   На своё привычное место становиться стало труднее,
один из ориентиров (высокую трубу разобрали на
кирпичики, а маленькая газовая за деревьями совсем не
просматривалась). Опускаю плавно (с удержаниями)
153
якорь на склон подводного плата и начинаю исследовать
глубину, где теоретически должен находиться хищник, с
нулевым результатом.
   Подплыл знакомый опытный спиннингист, поговорили.
У него с утра ни одной поклёвки. Ловит он тоже на
самодельную приманку, но не на мельхиоровую
колеблющуюся, а на поролоновую с маленьким грузилом.
Я ему рассказал о том, что судак - рыба
непредсказуемая: может схватить блесну средь бела дня
и на мели, и даже тогда, когда ведёшь её против солнца.

   Вот мой коллега отплыл на своей резиновой лодке с
помощью электрического моторчика не далее чем на
пятьдесят метров, а я забросил блесну
"Кобра", нарушая все стереотипы, на мель с
глубиной около трёх метров и начал проводку против
солнца. Буквально через пару секунд ощутил судаковую
поклёвку. Окликать своего конкурента не стал, а
судака благополучно дотащил до подсачка. Вот тебе и
пять часов вечера!
   Спустя всего несколько минут проводка с того же
направления привела к резкому удару по приманке, этот
судак покрупнее: подумал я. И точно - он потянул на
полтора килограмма. Можно возвращаться засветло.
Барской рыбой (по Сабанееву) моя семья на неделю
обеспечена.

НЕОБЫЧНЫЙ ВЕЧЕРНИЙ ВЫХОД

   Любая рыбалка уникальна, непредсказуема - ни по
результату, ни по сопутствующим ей событиям. Это не
только добыча пропитания и отдых, это познание
скрытных особенностей окружающего нас мира.

   По своей занятости выплыл на озеро после
154
восемнадцати. Если верить записям в рыболовной
тетради, то вечерняя рыбалка на озере совсем
нежелательна.
   Мою вёсельную лодку сопровождает пара лебедей, это
итог не дрессировки птиц, а их периодического
подкармливания. Иногда их сменяет парочка уток.
Уровень воды чуть понизился, тепло и безветренно.
Забросы спиннингом в глубокие и мелкие места водоёма
оказались безрезультатными, а тут ещё объявился
конкурент, который на мощной моторке сделал два круга
вокруг моего деревянного судна. То ли он смотрел в
прибор наличие рыбы, то ли хотел распугать её - я так
и не понял. Вежливых рыболовов я наблюдал воочию
только в Германии (в ГДР), и то это было уже очень
давно. Щука такого шума не боится, иногда даже может
проследовать за мотором, чтобы подобрать оглушённую
или повреждённую рыбёшку. Но я то надеялся поймать
осторожного судака!
   Отложив спиннинг, я достал прихваченную с собой
вместо питья дольку арбуза. При этом присматривая за
водной поверхностью. Никакой активности хищника, ни
одного всплеска. Обычно на этом месте поклёвка
следовала после первых же забросов блесны.

   Время стремительно приближалось к восьми вечера, и
я уже подумывал поднимать якорь и грести к дому.
Решил сделать несколько забросов в глубокую яму. И
тут пригодилась рыбацкая выносливость и
внимательность. При падении приманки на дно я ощутил
мощный удар, который по леске передался в мою руку. Я
почти автоматически сделал короткую подсечку и сразу
понял - схватил блесну судак и не маленький.
   Хищник активно сопротивлялся пока я наматывал
сорок метров лески, и возле лодки уходил несколько
раз от подсачка на глубину. С такой добычей приятно
155
заканчивать рыбалку. Дома весы показали ровно два
килограмма, подтвердив мою предварительную версию.

ДЕНЬ РЫБАКА В ЛАТВИИ

   Дождь, ветер, лужи... Но - впервые в этом году
побывал на утренней рыбалке со спиннингом. Утром всё
было иначе: солнце, слабый ветерок, всплески мелкой
рыбёшки, а изредка - и крупной. Погода начала
ухудшаться, когда я был уже дома.

   Безрыбье в холодильнике подтолкнуло меня на этот
подвиг - встать вместе с ясным солнышком. Озеро в это
время выглядит очаровательно. Не расстроило меня и
то, что на моём привычном месте оказалась чья-то
моторная лодка. На пугливого судака могу уже не
рассчитывать - автоматически отметил я. При
приближении моей вёсельной лодки конкурент оживился и
отплыл в дальний конец большого озера, а потом
неоднократно всё же проплывал мимо, поглядывая с
любопытством в мою сторону. Видимо в курсе моих
успехов. Ловил он троллингом, и как мне показалось -
безрезультатно.

   У меня всё сложилось удачно. Первой поймал щуку,
которую приговорил к свободе за её малый размер.
Отмечу, что на склоне глубиной до десяти метров такой
невзрачный экземпляр был мой пойман впервые. С
глубины (на мели мой предшественник рыбу распугал
своим мотором основательно) вытащил судака на 2,5
килограмма. Ему была отведена почётная миссия быть на
кукане возле лодки. Затем отпустил небольшого
судачка, проглотившего крючки якорька целиком.
Пришлось деликатно и бережно освобождать. Четвёртым
был пойман ещё один мерный судак с чем я и отчалил в
156
сторону дома, несмотря на раннее время.
   Замечу, что спортивная ловля помимо отдыха и
удовольствия от общения с природой, имеет и бытовой
интерес, ведь барской рыбы (судака) нет на прилавках
магазинов даже в нашей столице.

   ***   Приманки никогда не меняю: мой успех
            обеспечила самодельная мельхиоровая
            "Кобра". И немножко умения,
опыта и
            знания о конкретном водоёме.

ЩУКА, ВЕЧЕР, ВЕТЕР...

   Вчера (16.7.2017) весь день дул сильный ветер.
По озеру мчались такие "барашки", что о
рыбалке и
не мыслилось, но мечталось. К вечеру давление на
барометре стабилизировалось, и появилась надежда:
ветер успокоится. И я стал собираться на водоём,
прикрепил спиннинг к подсачку, в ведёрко положил
две блесны, маленькую ёмкость с питьём и вторую
шапочку от ветра, первая (от солнца) уши не
закрывала.
   Скажу пару слов и о лодке. Чуть приподнял борта
(сантиметров на пять), выбрал вариант с плоским
днищем - и она приобрела устойчивость даже к боковой
волне. Деревянную лодку по моим чертежам мне
соорудили буквально за неделю. А известный
изобретатель и конструктор новых видов летательных
аппаратов Александр Ефимик лично изготовил для
плавучего средства силовые элементы и уключины.
Вёсла мне подарил бывший сослуживец Юдин.
   Через пару лет я самостоятельно снаружи обвернул
корпус лодки тонким оцинкованным металлом.
157
   Ветер не стих и к пяти вечера, и я - то порывался
выйти из дома, то остаться в уютной квартире у
телевизора. Жена соглашалась с обоими вариантами,
тем более, что в холодильнике имелся в наличии
большой судак, пойманный три дня назад, зажарили
только меньшего.

   Руководствуясь более интуицией чем здравым
смыслом, быстро одеваюсь и направляюсь к лодке. Из
заливчика выхожу бодро, а вот в громадном озере волны
то и дело норовят прижать меня к берегу. Очень
медленно продвигаюсь к проверенному месту, думая при
этом: пока буду якорь привязывать опять снесёт.
Зацепился удачно - достал до дна на полной длине
шнура - это где-то на глубине семи метров. Главное -
чтобы ветром не сорвало. Время уже 18 часов, пару
часов в запасе есть.

   Минут тридцать бросаю блесну впустую, в основном
на глубину до 15 метров (на судака), но
безрезультатно. Начинаю осваивать озеро по другую
сторону лодки - там мель до трёх метров. При таком
ветре - водоворот. Докучает и постоянный рёв водных
мотоциклов: воскресный день всё-таки. Щука к шуму
почти равнодушна, а более осторожный судак - нет.
   Вот ветер чуть начинает стихать, и вдруг нечто
резко останавливает мельхиоровую колеблющуюся
блесну. Неужели судак на мели и взял при протяжке
приманки против солнца!
   По характеру яростного сопротивления догадываюсь,
что это всё же большая щука. У лодки тащу её чуть
осторожнее, и реакция не заставила себя ждать:
хищница выпрыгивает полностью из воды в пяти метрах
от лодки и делает "свечку" тряся резко
головой. Такой резвости даже я от неё не ожидал!
158
Спасло только то, что зацепилась она надёжно, хотя
восьми сантиметровая блесна "Кобра" явно не
была в её пасти. Беря её подсачком, сомневался
влезет ли в него красавица, в которой оказалось
75 сантиметров длины и три килограмма веса.
   С трудом определил её на кукан. А вскоре взялся,
но уже на глубине судак, которого я отпустил
подрасти до сорока пяти сантиметров.

   В итоге состоялась великолепная рыбалка. Ветер
гнал лодку в обратном направлении, я собирал
спиннинг, а щука сопровождала нас за бортом.

ПЛОХАЯ СТАТИСТИКА

   В предыдущем году поймал 23 судака и 12 щук (всех
окуней отпускаю).
А в нынешнем сезоне - только 12 судаков и всего две
щуки. Хотя уже середина сентября. Если и дальше так
пойдёт, то придётся рыбу покупать в магазине.

   Основные причины:

- дальнейшее ухудшение экологии,
- неограниченное браконьерство даже в дневное время,
- низкая культура собратьев, проносящихся мимо
   лодки на расстоянии менее пятидесяти метров
   (и это на громадном озере!).

2017

ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА 2019

   Блесна "Кобра" удачно стартовала в этом
году уже первого мая. Поскольку вода прогрелась
159
раньше обычного, то я решил не только начать рыбалку
своевременно, но и рано утром. Жена завела будильник
аж на три часа! Но утро вечера мудренее.
   За окном - темно и неуютно. Посетила мысль: судака
надо отпускать, а щука так рано на охоту не выходит.
Перевернулся на второй бок и...
   Проснулся только в девять часов. Раз опоздал, то и
спешить некуда. Выглянул в окно - на озере восемь
рыбацких лодок только в обозреваемой части водоёма.
Оно и понятно: первый день разрешённой ловли на
спиннинг с лодки.
   Позавтракал к десяти, собрался к одиннадцати, но к
двенадцати уже был на своём любимом месте, где не
было зацепов за коряги. Не обошлось в первый день и
без курьёзов - забыл дома свою любимую колеблющуюся
блесну. Позвонил жене, чтобы принесла. Сосед,
загорающий на берегу, не преминул прокомментировать:
"Улова не будет".

   На озере ветер только намечался, температура плюс
шестнадцать, вода тёплая. Никак не мог зацепиться за
дно семиметровой якорной верёвкой: рельеф дна за зиму
изменился, да и береговые ориентиры - тоже. Начинаю
пробные забросы в разных направлениях. Поклёвок нет.
   Нарушаю всяческую логику: забрасываю приманку на
мелководное подводное плато и веду "Кобру"
против солнца уступами. Зацеп, но ведь дно там должно
быть чистым. Щука таилась только пару секунд.
К лодке она идти явно не хотела и пыталась сделать
"свечку", но я (быстрым погружением конца
удилища в воду и ускоренной работой катушки) не дал
ей это осуществить. В подсачке она запуталась
основательно, тем не менее оказалась на кукане, где
уже с опозданием, но дважды выпрыгнула из воды.
Полтора килограмма мощи!
160
   Делаю новый заброс в удачное место и почудилось,
что нечто (типа окуня) царапнуло по блесне. Прибегаю
к проверенному приёму "убегающая рыбка", то
есть ускоряю вращение "Невской" катушки.
Буквально через пару секунд последовал резкий удар.
Вторая щука оказалась чуть меньшей. Получается, что
всего за пятнадцать минут две щуки.
   Пока возился со второй хищницей, появился ветер и
усилился настолько, что сорвал мою вёсельную лодку с
якоря. Пора заканчивать рыбалку.

   ***   Позже узнал, что щук в тот день никто не
         поймал. Знакомый рыбак добыл с десяток
         окуней на малька. И тоже был очень доволен
         итогом.


ЗА ТРОФЕЙНОЙ ЩУКОЙ
********************

   В Латвии эта задача очень сложная. Одно дело
неосвоенные просторы, другое - густо населённая
территория, в которой большинство рек и озёр с мутной
водой.
   Каким образом подобраться к огромному хищнику и
поймать его?

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
 
   Это наиглавнейшее качество опытного рыболова. Он
обязательно запомнит место, где из воды вылетают
килограммовые окуни или лещи, спасаясь от зубов
подводного монстра. Выдать крупную щуку могут и
мощные всплески на поверхности водоёма, а также
161
всплывшие жертвы с крупными ранениями.
   Если вам не удалось справиться с трофейной щукой
с первого раза, сильно не расстраивайтесь. Через
недельку атака может повториться даже на ту же самую
приманку.

ВЫДЕРЖКА И ПРОДУМАННОСТЬ

   Поклёвка такой щуки резко отличается.
Первоначально вы ощутите подводное препятствие
(типа коряги), после чего никаких рывков, но нечто
стронется с места в направлении к лодке. Сразу
отмечу, что повадки сома иные - он будет стараться
залечь на дно. Трофейная щука даст большую нагрузку
на спиннинг, поэтому почувствовав на месте приманки
как бы пудовую гирю, надо контролировать нагрузку
на удилище.
   Далее возможны два варианта.

   Первый (предпочтительный). Щука отходит от лодки
метров на тридцать и останавливается. Вы осторожно
наматываете шнур (леску). Когда вы делаете попытку
приподнять хищника к лодке, она снова отходит от неё
на прежнее расстояние. В это время надо максимально
притормаживать, не забывая, что пасть хищника не
железная. Эта борьба может длиться около часа, и к
этому надо быть готовым психологически.

   Второй (экстремальный). Щука начинает идти в
средние глубины, а то и к поверхности, чтобы сделать
"свечку". Последнее надо всячески
исключить, погружая конец удилища в воду и сохраняя
натяжение шнура или лески. При этом, если у вас
инерционная катушка (типа "Невской"), то
срочно поставьте её на тормоз. Так как (увидев
162
рыболова, да ещё в ярко-красном жилете) хищник может
совершить резкий рывок такой силы, что катушка (а то
и спиннинг) может вылететь из рук.
   Надо ли при этом напоминать об устойчивости в
лодке! При этом забудьте о подсачке (он вряд ли
понадобиться), но помните о шнуре якоря.

ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ

   Лучшее время года - осень, особенно конец октября.
Желательна пасмурная погода с лёгким ветерком.
Давление - постоянное. Вероятнее всего атака хищника
с 9 до 11 часов утра. В основном такая щука
предпочитает глубокие участки водоёма, но
периодически может выходить и на мелкие места.
Взрослая щука очень нервно реагирует на шум от
лодочного мотора и на локацию. Поэтому поклёвки у
меня случались только тогда, когда до конкурентов
было 500 метров и более. У меня лодка вёсельная и
никакой современной гидроакустики. И идеальная
тишина в лодке.
 
   ***   Самокритично замечу, что не всё мне
            удалось выловить из того, что бралось.
            У таких щук богатый опыт побед
            в подобных ситуациях.

2020

ПОИМКА БОЛЬШОГО СУДАКА

   Обычно так поздно осенью я не рыбачу, но меняется
климат, а соответственно и привычки спиннингистов.

   Описываю подробно свой поход на озеро 12 ноября.
163
Спал долго настолько, что выдвинулся к лодке только
после обеда. На привычном месте был после 13 часов.
Даже слабый ветер воспринимался болезненно, поскольку
солнца не было, а термометр показывал всего шесть
градусов тепла.

   Поклёвка последовала далеко не сразу, а потому
неожиданно. Руки уже стали к тому времени замерзать,
поэтому, почувствовав сильное сопротивление и редкие
толчки неизвестного хищника, я всячески старался
удержать рукоятку "Невской" катушки, не
сдавая ни метра. Но уже у самой лодки, когда я увидел
громадного судака, он так рванул ко дну, что чуть не
сломал мой спиннинг. Мне даже не удалось рассмотреть:
надёжно ли он зацепился.
   Судак довольно чувствителен к резкому перепаду
давления при отрыве от дна до борта лодки.
Воспользовавшись его замешательством, подвожу свой
небольшой подсачек, с ужасом понимая пикантность
ситуации. Так и есть - влезла только половина его
туловища, а вторая (к счастью - хвост гораздо легче
головы) стала предательски выскальзывать наружу.
Счёт шёл на доли секунды, но мне удалось плавно
балансируя переместить подсачек с добычей в лодку.

   Домашний безмен показал около пяти килограмм. Это
лучший результат по судаку в моей пятидесятилетней
спортивной практике.

   ***   А на этом ВИДЕО тоже раскрываю секреты
своего мастерства:
             
https://www.youtube.com/watch?v=KCJjbWIbNag

2020
164
СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие от автора ...................3
Об авторе ....................................4

Приоткрылась душа .......................5
На рыбалке ...................................5
Белые островки ..........................6

Судак, щука и справедливость .................6

МОИ АФОРИЗМЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ .......8

ПОЯВЛЕНИЕ И ИСПЫТАНИЯ БЛЕСНЫ

История создания ............................10
Самый опытный рыболов ..................11
Русский умелец ..............................12
Подарок дяди Лёни ......................13
Рождение "Кобры" ..........................14
На  водоёмах Германии ..........16
Победа в Латвии ........................17
Дуэль с блёснами "Меррs" .............20
Выбор самой уловистой блесны .....22
"Кобра" - экспериментальная приманка ...24
О сбалансированности спиннинга ......... 25
Исторические хроники ......................26
Удачная рыбалка .............................32

БЕЗ КОНКУРЕНТОВ

Особенности "Кобры"
.........................36
Преимущества перед аналогами ................37
165
Проводка приманки ...........................38

ЛИДЕР НА СОРЕВНОВАНИЯХ

Выигрывает неравный бой .....................39
На окружных соревнованиях ...................41

ЧЕМПИОНАТ МИРА 2010

Почему появилась статья .....................42
"Кобра" начинает и выигрывает
...............43
Подробнее о рыбалке 17.10.2010 ..............44

Супер мастер-класс ..........................46

ОСОБЕННОСТИ ПРОВОДКИ

На мели .....................................50
На глубине ..................................50

СТИХОТВОРЕНИЯ О ПРИРОДЕ .....................54

РЫБАЛКА НА ВСПЛЕСК

На реке Десне, Россия .......................77
На реке Лиелупе, Латвия .....................78

Щучья атака .................................80
Блесна на судака ............................82
Универсальность .............................84
Рыбалка в полдень ...........................85
Сомы в Десне водятся ........................88
И такое бывает ..............................90
В абсолютно мутной воде .....................93
166
СОМ ЦЕПЛЯЕТСЯ РЕДКО И НЕОЖИДАННО

Россия, Десна 1974 год ......................94
Латвия, Киш озеро 2004 год ..................96

КРУПИЦЫ МАСТЕРСТВА

Узел рыболовный .............................99
Блесна "Кобра"
.............................100
География ..................................101
На выставке в Риге .........................102
Осторожно со щукой .........................102
О совместных рыбалках ......................104
Хитрая щука ................................107
Дублёр .....................................108

БЛЕСНА В РАБОТЕ

Прицельный бросок ..........................109
Обследование участка водоёма ...............110
Удачное время суток ........................111
Полезный совет .............................112
Сохранение щук в жаркую погоду .............113

С УДОЧКОЙ НА ДЕСНЕ

Ловля уклейки ..............................114
Мина под камнем ............................116
Рыба у берега ..............................117
Благодарность за чехонь ....................118
Русское гостеприимство .....................119

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ НА РЫБАЛКЕ
167
Берег сгоревшей канистры ...................120
Шляпа на воде ..............................123
Самая загадочная молния ....................126
В огненной плазме ..........................127
Яростная гроза .............................132
Море может утянуть безвозвратно ............136

НЕПРИЯТНЫЕ НЕОЖИДАННОСТИ

Двойное дно ................................139
Самое низкое давление ......................139
Падай от берега ............................140
Невидимый смерч ............................141
Лодка и плот ...............................142
Открытие охоты .............................143
Неудачный нырок ............................144
Спаситель ..................................145

Впервые пойман сом .........................148
Календарь спиннингиста .....................149

КТО ИЗОБРЁЛ БЛЕСНУ?

Сущность изобретения .......................151
Фото блесны с размерами ....................152
Последовательность изготовления ............152

День рождения на рыбалке ...................154
Ловля барской рыбы .........................156
Необычный вечерний выход ...................157
День рыбака в Латвии .......................158
Щука, вечер, ветер .........................160
Плохая статистика ..........................162
Открытие сезона 2019 .......................163
168
ЗА ТРОФЕЙНОЙ ЩУКОЙ

Наблюдательность ...........................164
Выдержка и продуманность ...................165
Погодные условия ...........................166
Поимка большого судака .....................167


Рецензии