7. Райское дерево с игрушками
Формирование современного рождественского ритуала произошло в немецкой традиции уже в конце Средневековья и начале Нового времени.
24 декабря западными христианами отмечалась память Адама и Евы. По этому случаю на церковных папертях устраивали предрождественские мистерии, посвящённые истории грехопадения Адама и Евы. В качестве декорации, учитывая зимнее время, использовали хвойное дерево, которое украшали яблоками (символ запретного плода) и вафлями или печеньем (символ причастия и искупления). Так райское дерево стало прообразом рождественской ели.
Существует предание о том, что начало традиции украшать ёлку положил немецкий реформатор Мартин Лютер. В 1513 году, возвращаясь домой в канун Рождества, Лютер был очарован и восхищён красотой звёзд - казалось, будто и кроны деревьев искрятся звёздочками. Дома он поставил на стол ёлочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.
Конечно, это легенда. Но известно, что протестанты, и в частности Мартин Лютер, активно поддерживали традицию рождественской ёлки. Сам Мартин Лютер неоднократно призывал к использованию этой традиции в семейном кругу во время рождественских праздников. Неудивительно, что ёлка была очень популярна у немецких протестантов (лютеран). Впоследствии эта традиция стала массовой и в Католической церкви.
После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали приобретать христианский смысл, и ель становится рождественским деревом, которое устанавливали в домах в Сочельник (канун Рождества, 24 декабря).
С этих пор в Сочельник праздничное настроение стало в Германии создаваться не только рождественскими песнопениями, но и елкой с горящими на ней свечами.
Свечи символизировали Христа, несущего миру свет.
И если поначалу в качестве украшений использовали фрукты (яблоки, груши) или орехи, то со временем убранство становилось всё разнообразнее и богаче.
С развитием ремесла стеклодувы придумали очень лёгкие и красивые стеклянные украшения.
С 1500 года в Германии рождественские ели стали освящать в церквях, появилась традиция накануне Рождества приносить хвойное дерево в дом.
Когда этот обычай только утверждался в Европе, в парадных залах ратуш немецких городов крупную ёлку подвешивали к потолку, причём макушкой вниз - так она олицетворяла лестницу, спущенную людям с небес. По мере распространения новой традиции горожане, ощутив неудобства потолочного крепления, стали ставить ёлки на пол.
Позднее в правобережье и левобережье Рейна стали устанавливать небольшие рождественские деревца, которые обычно размещали на столе либо подвешивали к потолку. В 1535 году такие деревца продавались на страсбургском рынке.
В большинстве справочных изданий утверждается, что первая рождественская ёлка (точнее сосна) была установлена в 1521 году в Эльзасе. Об установке рождественского дерева в Страсбургском соборе в 1539 году упоминает церковная запись.
Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесными орехами.
В первой половине XVI века вырубка елей в Германии была такой активной, что законодательно было запрещено рубить в лесу более одного дерева на человека.
Первое письменно зафиксированное свидетельство украшения елки относится к 1605 году: на Рождество некий немецкий путешественник пришёл в Страсбург, бывший в то время вольным городом империи, пересёк Рейн и увидел в домах тамошних жителей украшенные ёлки.
Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространён обычай дополнять украшение рождественской трапезы хвойным деревом. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, а позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую ёлку.
Продолжение http://proza.ru/2021/01/28/2046
Иллюстрация: гравюра Карла Августа Швердгебурдта (1843год) "Мартин Лютер в кругу его семьи в канун Рождества Христова в 1536 году."
Свидетельство о публикации №221012800131