Лица друзей 2 УК Джадж

Т. Субба Роу
 (1856 - 1890)
 [«Путь», Т.  VIII, июль 1893 г., стр. 102–3]
Покойный Т. Субба Роу, BA , B.L. , был брахманом из высшей касты, хорошо известным в теософском движении и близким другом Е.П.Б., полковника Олькотту и других теософов в Индии.  Редактор журнала «Путь» познакомился с ним в Адьяре в 1884 году и знал, как высоко его ценят все, кто его знал.  Он умер 24 июня 1890 года. Очень интересные воспоминания о нем, напечатанные в июле 1890 года в журнале«Теософ», были написаны полковником Олькоттом и публикация их была одобрена семьей покойного.  Т. Субба Роу не оставил каких-либо значительных литературных сочинений, учитывая его несомненные способности.
Его лучшая работа – серия лекций по Бхагавад Гите, прочитанных на съезде 1886 года в Индии.  Но его имя тесно связано с нашей работой, и Е.П.Б.  часто обращалась к нему.  Нет ни малейшего сомнения в том, что он был лично знаком с теми же Учителями, о которых Е.П.Б. так часто упоминала.
Он был из Нийога принадлежал к касте брахманов Смарта .  Родился 6 июля 1856 года и прожил всего тридцать четыре года.  Его воспитывал дядя, который был премьер-министром раджи Питхапурама.  В первые годы его никто не считал очень образованным или обладающим мистическими знаниями, но позже он стал примером тех случаев, когда прежние знания, полученные в прошлой жизни, возвращаются.  Это касалось философии и индийских религиозных книг, которые он, как известно, цитировал так, как будто прочитал их все.
Как личность он был добродушным, но сдержанным человеком, проявляя признаки внутренней силы;  и, как сказал полковник Олькотт, тот факт, что он вёл оккультную жизнь в полном одиночестве, придает силу таинственным заявлениям перед своей семьёй и друзьями.  У него были большие, темно-карие и блестящие глаза, и хотя я всего несколько раз разговаривал с ним, впечатление было приятным и памятным.  Один маленький стих, который он мне процитировал, навсегда остался в моей памяти, и я всегда буду вспоминать о нем с благодарностью и хорошим чувством.  Он был другом Т.О., а также его членом, и хотя он когда-то спорил относительно теории строения человеческого существа, он достоин быть в нашей галерее дружеских лиц.

Бертрам Кейтли
 (1860-1945)
 [«Путь», Т.  VIII, август 1893 г., стр. 143-4]
Имя Кейтли, вероятно, так же тесно связано с теософской деятельностью Е. П. Блаватской, как и имя любого другого человека, оба Кейтли всегда неустанно работали во всех сферах Общества.  В данной статье представлена фотография Бертрама Кейтли как одного из наших старых друзей.
Бертрам родился 4 апреля 1860 года в Биркенхеде, Англия.  Его отец был нотариусом в Ливерпуле, и он также является членом коллегии адвокатов.  Он говорит, что на обоих его родителей в определенной степени повлияло мышление Сведенборга.  Его образование началось в известной школе Чартерхаус, затем продолжилось в Германии и Франции и закончилось в Тринити-колледже в Кембридже.  Там он получил степень магистра искусств, сдав экзамен для получения отличия по математике.
Он пришел в теософию совершенно естественно.  Изучив месмеризм в Кембридже, он прочитал сочинения Элифаса Леви, а затем средневековых мистиков и авторов неоплатонизма.  Позже, прочитав «Эзотерический буддизм» г-на Синнетта и найдя в нем схему системы, которая могла бы координировать предыдущие исследования и создать законченную философию, он решил познакомиться с автором.  Это еще одно доказательство ценности этой книги.  Кейтли познакомился с г-ном Синнеттом и посетил собрания местной Ложи, а затем, в начале 1884 года, он был принят в Общество вместе с Арчибальдом Кейтли, г-ном и г-жой Купер-Окли бывшем в то время в Англии полковником Г.С. Олкоттом.
Он впервые встретился с Е.П.Б.  на особом собрании лондонской ложи в номере г-на Гуда в гостинице Lincoln’s Inn, где Е. П. Б. появилась совершенно неожиданно, к всеобщему удивлению, так как все думали, что она находится в Париже.  Могу добавить, что Е.П.Б.  была в Париже как раз перед самой этой встречей, она внезапно сообщила мне, что ей приказали срочно отправиться в лондонскую ложу, хотя тогда она чувствовала себя весьма плохо.  Брат Кейтли провел большую часть весны и лета 1884 года в компании Е.П.Б. в Париже и Англии, и сопровождал её в Германию.  В то же время в Англии он впервые увидел меня, когда я ехал в Индию.
В 1885 году брат Кейтли был почётным  секретарем Лондонской Ложи до образования Ложи Блаватской после возвращения Е.П.Б.  в Лондон.  В 1887 г. в Остенде Е.П.Б. очень болела, и он дважды ездил в этот город, чтобы убедить ее переехать в Лондон, чтобы помогать им, и сопровождал Е.П.Б. до одного из пригородов Лондона после второго её посещения.  В том же году он вместе с Арчибальдом Кейтли и графиней К. Вахтмайстер нашёл знаменитый дом на Лэнсдаун-роуд, где Е.П.Б.  прожила весьма долго.  Потом он вместе с Арчибальдом Кейтли помогал Е.П.Б. с «Тайной доктриной» с мая 1887 года до ее публикации.
По просьбе Е.П.Б брат Кейтли поехал в Нью-Йорк осенью 1889 года и посетил большую часть отделений в Соединенных Штатах, присутствовав на съезде в Чикаго в 1890 году в качестве специального делегата, а в 1890 году вернулся в Европу. Затем, через месяц, снова по просьбе Е.П.Б., он отправился в Индию, где был избран генеральным секретарем Индийской секции, которую и занимает с тех пор.  Находясь в Индии, он посетил все ее области, а некоторые места несколько раз.  В 1891 году он приехал с кратким визитом в Лондон после смерти Е.П.Б., вскоре после этого вернулся в Индию и снова уехал из Индии в январе 1893 года. Из Лондона в апреле 1893 года, он снова отправился в Америку и был делегатом от европейской и индийской секций на Американском съезде того же месяца.  Таким образом, и Бертрам, и Арчибальд Кейтли были связаны с Обществом в течение нескольких лет, и хотя Арчибальд не был в Индии, где Бертрам бывал весьма часто, он был в Австралии, где Бертрам никогда не бывал, и оба они были несколько раз в  Америке, и оба были не только на восточном, но и на западном побережье американского континента.  Поэтому брат Кейтли хорошо известен очень многим членам, которым, возможно, захочется еще раз увидеть его лицо или показать его фотографию тем, кто много слышал о нем.  Он крепкого телосложения, очень энергичен, и его способность разбираться с теософских доктринах никогда не вызывала сомнений со стороны тех, кто слышал его выступления.  Как он сам говорит, никто не может предсказать будущее, поэтому это будущее он предоставляет самому будущему.
Уильям К. Джадж
 [Более полное и современное описание жизни Бертрама Кейтли можно найти в Собрании сочинений Блаватской, IX, 432-5.  Есть очерк о его пребывании в Индии, о его позиции в «деле Джаджа», а также о его более поздним разочаровании в Т.О.  - Составитель]

Д-р Арчибальд Кейтли
 (1859-1930)
 [«Путь», Т.  VIII, сентябрь 1893 г., стр. 177-8]
В прошлый раз мы поместили фотографию Бертрама Кейтли, а теперь следует фотография Арчибальда Кейтли.  Доктор Кейтли родился в Уэстморленде, Англия, 19 апреля 1859 года. Его отцом был Альфред Дадли Кейтли из Ливерпуля, последователь Сведенборга, и Маргарет Уэйкфилд, родители которой были квакерами.  Как и Бертрам, он начал свое образование в Чартерхаусе, затем закончил Пембрук-колледж в Кембридже, где получил степень бакалавра, сдав экзамены по естественным наукам.  Затем он получил степень бакалавра медицины, лицензиата Королевского колледжа врачей в Лондоне и стал членом Королевского колледжа хирургов в Англии, а также магистром гуманитарных наук и доктором медицины Кембриджа.  За последние два гола он также сдал экзамен, необходимый для штата Нью-Йорк, и получил квалификацию врача в соответствии с нашим законодательством и некоторое время практиковал в этом городе.  Он также много путешествовал, как по Европе, так и по Америке, и совершил длительное путешествие в Новую Зеландию.
Во время учебы в колледже он стал интересоваться феноменами спиритизма, указывающими на невидимые и неизвестные силы, и изучать мистические философские труды в местной библиотеке, а также философию неоплатонизма.  Занимаясь этим, он обратил внимание на анонс книги «Эзотерический буддизм», купил её и после прочтения обратился к этой теме.  Затем последовало знакомство с г-ном Синнеттом в 1884 году, с другими теософами он также встречался для изучения некоторых писем Махатм, полученных г-ном Синнеттом, а затем в доме последнего он встретил брата Джаджа, который был в Лондоне проездом в Париж.  Доктор говорит, что впервые увидел Е.П.Б. на собрании Общества, организованном для разрешения вопросов, возникших в отношении руководства движением в Лондоне, она неожиданно появилась на собрание, никому неизвестная;  это та же встреча, на которой Бертрам Кейтли видел ее в номере г-на Гуда.  Позже он с группой других людей провожал Е.П.Б. в Индию.
Позже, чувствуя как и другие, что присутствие Е.П.Б. необходимо, а она была тогда в Остенде, он вместе с другими теософами просил её в письме приехать в Лондон и помочь в их работе, и, в конце концов, он сопровождал её во время переезда в столицу, где она, Бертрам Кейтли, доктор Кейтли и графиня Вахтмайстер обосновались в доме в Норвуде, а позже на Лансдаун-роуд, 17.  Это было в 1887 году, и тогда он почти все время было занимался редактированием и корректурой «Тайной доктрины».  Ложа Блаватской и журнал «Люцифер» появились, когда они жили в Норвуде, но большая часть работы была сделана на Лэнсдаун-роуд.  Весной следующего года по просьбе Е.П.Б. д-р Кейтли отправился на первый американский съезд в Чикаго, куда он отправился тот час же, прибыв немного раньше времени и, таким образом, имел возможность поработать на Восточном побережье Америки для общества.  Сразу после съезда он вернулся в Европу.
В следующем году ему предложили снова отправиться в путешествие, но Е.П.Б.  был против такой долгой поездки.  Однажды воскресным вечером она высказалась против неё, но на следующий день в половине седьмого утра она позвала к себе доктора Кейтли и спросила: «Когда вы сможете выехать в Америку?»  на что он ответил: «На ближайшем пароходе», и во вторник вечером он снова отправился в Америку.
Во время этого визита он побывал в Чикаго, Цинциннати, Бостоне, Вашингтоне и Филадельфии, и в том числе впервые познакомился со своей будущей женой.  В конце следующего года он путешествовал по миру вместе со своей сестрой, чтобы поправить здоровье, и провёл шесть месяцев в Новой Зеландии.  Оттуда он поехал в Сан-Франциско и посетил отделения на побережье, где много раз читал лекции.  Пересёк континент, посетил Бостонский съезд в 1891 году и вернулся в Англию летом того же года.  Он опять поехал в Америку незадолго до женитьбы на г-же Дж. К. Вер Планк и поселился в Нью-Йорке, где занимался медициной и читал лекции для Общества.  Весной 1893 года он вернулся в Англию и начал медицинскую практику в Лондоне.
Доктор Кейтли хорошо известен очень многим теософам в Америке и всеми любим, так как его добродушие и искренний характер вызывают симпатию у всех, кто знакомится с ним.  Несомненно то, что имя Кейтли неразрывно связано с нашим движением.
 [Исчерпывающее описание доверенного друга и последователя Е.П.Б. дано в его биографии на шести страницах, помещенной в томе.  IX, стр. 427-32, Собрания сочинений.  Оно включает в себя период после его брака с Джулией Вер Планк, их взаимную поддержку Джаджа во время лондонских процессов и последующую литературную работу в США в течение многих лет после ухода Джаджа.  Даже при выходе из реорганизованного Т.О.  в Америке он публиковал статьи в Theosophical Quarterly, и успешно продолжал медицинскую деятельность.  Он скончался 18 ноября 1930 года, примерно через 15 лет после его смерти жены.
Биографию доктора Герберта Корина, сидящего рядом с Арчибальдом Кейтли на фотографии, см. в Собрании сочинений, IX, 410-11.  - Составитель]

Г. Н. Чакраварти
 (1863-1936)
 [«Путь», Т.  VIII, октябрь 1893 г., стр. 204-6].
Фотография Гьянандры Натха Чакраварти представлена в этом месяце немного не по порядку из-за его посещения Парламента религий в качестве делегата Конгресса Теософского общества, и, конечно же, в большей степени для западных читателей, чем для индийских.  Он является членом Отделения в Аллахабаде, Индия, он заинтересовался движением через своего дядю и вступил к Общество в марте 1883 г. в Канпоре, в отделение Т. О. «Чохан».
Брат Чакраварти посетил практически все места поклонения в Северной Индии, но не в качестве паломника.  Он был в Хардваре, Хришикеше [Ришикеше] и Таповане; в последнем, где, как говорят, Дхрува совершал тапас.
Он родился в Бенаресе (Каши) 6 июля 1863 года и является брахманом касты Сандилья Готра.  Его день рождения совпадает с днем рождения аватара бога Вишну, Вамана (карлика).  Это означает, что его брахманское происхождение восходит к мудрецу Сандилья.  Его образование началось в миссионерской школе в г. Бенарес.  Позже он сдал вступительные экзамены в Калькуттский университет в 1877 году, заняв первое место в списке, а затем поступил в Центральный колледж Мьюир в Аллахабаде, лучший колледж в Северо-Западной провинции.  Он получил степень магистра гуманитарных наук с отличием в области физических наук и получил медаль и приз в размере 100 рупий.  В настоящее время он заведует кафедрой математики Центрального колледжа Мьюир в Аллахабаде.
В течение семи лет он был профессором естественных наук в колледже Барейли.  В январе 1893 года он получил степень бакалавра права, заняв первое место и получив высшую степень, полученную кем-либо с момента основания университета, и вошёл в коллегию адвокатов в Аллахабаде в апреле 1893 года.
Когда на апрельском съезде американской секции оформился проект участия Т.О.  в Парламенте религий в Чикаго, встал вопрос о том, как добиться того, чтобы брахман представлял там Индию и теософию одновременно.  Брат  Бертрам Кейтли был тогда в Нью-Йорке и предложил спросить у профессора Чакраварти.  Это было и сделано, но сначала казалось, что он не сможет приехать;  действительно, был получен удручающий ответ.  Но в июне он согласился, рискуя быть исключенным из касты, и отправился в Лондон.  Там он встретил брата Дхармапалу, Анни Безант и мисс Ф. Х. Мюллер, которые все собирались на Конгресс, и он отправился с ними в Нью-Йорк, куда прибыл 2 сентября.  Он не только был делегатом от Индии на Конгрессе, но руководители парламента попросили его участвовать на его официальном открытии 11 сентября.  Это придает вес Теософскому Конгрессу как части Парламента, поскольку, как нам известно, он единственный брахман, которого попросили выступить на общих вступительных мероприятиях парламента.
Поэтому очень удачным и действительно уместным является тот факт, что перед отъездом из Индии три ортодоксальных брахманских общества назначили нашего брата Чакраварти в качестве своего специального представителя для представления брахманизма в парламенте.  Это касалось и нашего Теософского Конгресса, так как знали, что он был теософом, и, как мы полагаем, брахманские религиозные организации впервые поступили подобным образом.  Хорошо известно, что брахманизм составляет исключение и не занимается миссионерством.  Названия обществ, которых он представлял: Хари Бхакти Продайини Сабха из Канпура;  Варнашрама Дхарма Сабха Дели;  Санатана Дхарма Ракшани Сабха Мирута.
Поскольку многие западные члены захотят узнать, что еще можно сказать о профессоре Чакраварти лично, мы скажем, что у него светлый цвет лица для жителя тропиков.  На вид он выше среднего роста и отнюдь не худощавый, а довольно полный.  Его манеры мягкие, хотя в них чувствуется скрытая сила и спокойное достоинство.  Черные наблюдательные глаза говорят о человеке, который видит все, что происходит; а когда он наедине говорит с вами о метафизике, его слова, произносимые твердым, но не громким голосом, впечатляют и обладают значительной энергией.  Он говорит на прекрасном классическом английском языке, без изъянов, с небольшим акцентом, и в публичных выступлениях отличается красноречием.  Речь его слегка ритмична, а его очевидная искренность придает силу всем его публичным теософическим речам.  Мы можем с уверенностью сказать, что многим теософам, которых он встретил здесь, он понравился, и вряд ли есть такие, кто бы не восхищался им.  [Ср. «Отзвуки теософии», Т.  I, стр. XLIV-V, 476]

Графиня Констанция Вахтмайстер
 (1838-1910)
 [«Путь», Т.  VIII, ноябрь 1893 г., стр. 246-7]
Констанс, графиня Вахтмайстер, - имя, настолько хорошо известное членам Общества во всем мире, что ее фотография, несомненно, вызовет большой интерес.  Ее полное имя - Констанс Джорджина Луиза де Бурбель де Монпенсон.  Ее родителями были маркиз де Бурбель, ранее бывший на французской дипломатической службе, и Констанс Балкли, которая родила её 28 марта 1838 года во Флоренции, Италия.  Род де Бурбель – один из самых древних во Франции.  Их далёкие предки жили на юго-востоке Франции, потомки которых перебрались в Нормандии примерно в 936 году нашей эры и, таким образом, у них длинная родословная, некоторые личности которой оставили след во французской истории, особенно Рауль де Бурбель, который жил во времена правления Людовика XIV.
Потеряв родителей в раннем возрасте, Констанс де Бурбель была отправлена в Англию к своей тете, г-же Балкли, в Линден-Хилл, Беркшир, где она получила образование и жила до 1863 года, когда она вышла замуж за своего двоюродного брата, графа Вахтмайстера, бывшего тогда шведско-норвежским посланником, аккредитованным при Сент-Джеймском дворе.  Там она прожила три года, когда ее мужа вызвали в Копенгаген в качестве министра Датского Двора, а затем, через два года, когда граф был назначен министром иностранных дел, они поселились в официальной резиденции в Стокгольме.  Король пожаловал графине титул «статс-дамы» и она была последней, получившей это звание, поскольку титул затем исчез.  Граф Вахтмайстер умер в 1871 году, и она оставалась в Швеции ещё несколько лет, живя зимой в более теплом климате из-за проблем со здоровьем.  У нее есть сын, граф Аксель Вахтмайстер, который родился в 1865 году. Он также является членом T.О. и уже хорошо известен членам общества в Калифорнии и других местах.
В 1879 году графиня начала изучать спиритизма, но после двух лет упорных исследований обнаружила, что он опасен и ни к чему не приводит.  В 1881 году она вступила в Теософское общество и с тех пор трудится в нем круглый год, несмотря ни на что.  Е.П.Б. как-то назначила её секретарём по переписке, но Совет Адьяра объявил это назначение недействительным; тем не менее, это была для неё большая честь.  Она также была секретарем и казначеем ложи Блаватской, но передала эти должности другим теософам. В течение долгого времени она на свои деньги содержала  T.И.О., пока оно не смогло себя содержать.  Всегда будет жива память о графине, как близком друге Е.П.Б., который был рядом с этой благородной женщиной во время тяжелых страданий и тревог.  Ей выпала честь в присутствии Е.П.Б.  а также, когда её рядом не было, наблюдать много раз необычные проявления оккультных способностей Е.П.Б. и её знаний, что мало кому было дано.  На каждом собрании Ложи Блаватской можно было видеть знакомую фигуру графини;  на съездах ее присутствие всегда напоминало нам о времени нашего учителя;  в личных беседах она часто рассказывала о Е.П.Б., что представляет наибольший интерес и ценность;  и теперь она едет с Анни Безант в Индию, где, вне всякого сомнения, ее присутствие принесет пользу всем, кто может встретиться с ней.  Вся ее обширная и непрерывная деятельность ради Т.О., она не занимает никакой официальной должности, поскольку предпочитает работать в его рядах рядовым.  Она написала несколько статей и эссе для Ложи, но книга, благодаря которой она станет ещё известней, сейчас находится уже в работе, в ней рассказывается о том, как Е.П.Б. писала «Тайную доктрину».
Графиня Вахтмайстер уже четырнадцать лет вегетарианка.  Она среднего роста, со светлыми волосами, голубыми глазами, приятным голосом и необычайно милым выражением лица.  Как постоянно действующий сотрудник, ей нет равных, за исключением Анни Безант, и нет большего, чем она, друга Т.О. и  преданной ученицы Е.П.Б. , которая не стыдится своего учителя и не боится убеждений, которые привил ей учитель; во всем этом она всегда будет примером для любого члена Общества.
 [Преданность графини наиболее ярко проявляется в ее собственных воспоминаниях, которые Джадж упоминает выше как воспоминания о написании Е.П.Б. «Тайной доктрины».  Подробности ее жизни кратко изложены на странице 448 Т. VI Собрания сочинений.  - Составитель]

Х. Дхармапала
 (1864-1933)
 [«Путь», Т.  VIII, декабрь 1893 г., стр.  273]
Хевавитарне Дхармапала является членом Индийской секции Теософского общества и посетил Чикагский парламент религий в качестве буддийского делегата по просьбе его руководителей.  Заодно он представлял цейлонскую секцию T.О. на Конгрессе Теософского общества в сентябре, а затем он дважды выступал с нашей трибуны, последний раз на большом дополнительном собрании для представления теософии в парламенте, когда присутствовало 4000 человек.  Он также является секретарем Общества Маха Бодхи в Индии, целью которого является восстановление буддистского храма Будда Гая в Индии, где, однако, буддистов не так много.
Визит брата Дхармапалы позволил многим теософам завязать с ним личное знакомство, поскольку он останавливался в Бруклине, штат Нью-Йорк, посещал собрания теософов и выступал в Арийским отделении Т.О.  в тот же вечер вместе с профессором Чакраварти, г-жой Безант и г-жой Мюллер.  После закрытия парламента он отправился домой в Японию, остановившись в Сан-Франциско, где еще раз встретился с членами Т.О.  и прочитал им лекции, что вызвало много положительных отзывов в газетах Побережья.  Оттуда он отплыл домой и в своем последнем письме, в самом конце он выражает надежду снова оказаться здесь через два года.  На всех, кто его встречал, он производил впечатление мягкого, искреннего и надёжного человека.  Он худощав, глаза черные, цвет лица очень смуглый.  Своим восточным лицом и цейлонским костюмом он везде привлекал к себе большое внимание, а на Парламенте был одной из самых заметных фигур.


Рецензии