Лица друзей 3 УК Джадж

Джордж Р. С. Мид
 («1863 - 1933) 6
 [«Путь», Т.  VIII, январь 1894 г., стр. 305-6]
Джордж Роберт Стоу Мид - генеральный секретарь Европейской секции TО, целыми днями трудится в штаб-квартире на Авеню-роуд в Лондоне.  Он англичанин и родился в 1863 году. Его отец, полковник Р. Мид, бывший заместитель уполномоченного комиссара артиллерии Ее Величества, является выдающимся офицером артиллерии.  Поэтому детство Джорджа прошло среди солдат, моряков, пушечных выстрелов, снарядов, ружей и штыков.  Он получил образование в основном в школе Кинга в Рочестере.
В колледже Св. Иоанна он выиграл школьную стипендию, а также почётную стипендию в Кембридже.  Затем он «сдал экзамен» по математике, которая должна была быть его сильной стороной.  Пасторы и учителя говорили, что он, вероятно, будет «студентом, особо отличившимся на экзамене по математике».  Но он немного отведал от математики и за ненадобностью бросил; потом сдал экзамен по классическим языкам (греческому и латыни).  За что удостоился звания по этому предмету.  Пока что жизнь была бесцельной и неосознанной, но бессознательно он искал что-то реальное в жизни.
Став полноценным бакалавром гуманитарных наук, он очутился перед  вопросом «что делать?»  Ему предложили обычную практику адвоката.  Он отказался от неё и, пока осматривался, преподавал в большой подготовительной школе.  В 1884 году, когда он отправился в Кембридж, он прочитал «Эзотерический буддизм», а затем написал Б. Кейтли, встретился с Мохини, и когда встал на путь индийской философии, почувствовал себя как дома.  Затем он прочитал все, что смог найти по этой теме, не испытывая особого интереса к феноменам, но и последние он изучал по необходимости.  После трех лет преподавания его охватило беспокойство, и он решил вступить на новый путь, поступить в Оксфорд на факультет классических языков и изучать там философию, чтобы получить должность в университете, предполагающую исследовательскую работу, а затем перейти к теософии.
После напряжённой учёбы по четырнадцати часов в день в течение пяти месяцев, потребовался отдых, и, поскольку рисковать было нельзя, он поехал во Францию в Клермон-Ферран и поступил там в небольшой университет, где шесть месяцев ходил на лекции по литературе и философии.  Находясь там, он смог многое прочитать по теософии и спиритуализму, а также сборник дискуссий, изданных на французском языке.  Он вызвал небольшой бунт, проповедники выступали против спиритизма.  Оттуда он вернулся в Лондон, где продолжал преподавать в течение года, но затем опять уехал, после этого он познакомился с Е.П. Блаватской.
Спустя два дня после того, как Е.П.Б.  приехала в Лондон в 1887 году, он приехал к ней в Норвуд.  Она, как обычно, пригласила его погостить;  ему все казались знакомыми, как будто он знал их всю свою жизнь.  Он проводил весь отпуск в доме на Лэнсдаун-роуд, работая во всю силу.  В июле 1889 года он перешел на работу к Е.П.Б., навсегда оставив всё остальное.  С тех пор он жил там, и там он потерял великого и доброго друга, которого нужно было хорошо знать, чтобы восхищаться и почитать.  Больше нечего сказать, так как перед ним вся жизнь, и, возможно, ему суждено ещё долго и усердно работать ради старого Т.О.
Речь и манера у Мида энергичные; взгляд ясный, чистый и искренний; голос вполне обычный;  его преданность несомненна.  Он среднего роста, его телосложение говорит о выносливости.  Мы с сожалением замечаем лишь то, что его волосы тёмно-рыжие, как некий отсвет заката.

Клод Фолс Райт
 (1867-1923)
 [«Путь», Т.  VIII, февраль 1894 г., стр. 351-2]
Клод Фолс Райт родился 18 сентября 1867 года в Дублине, Ирландия.  Его мать – англичанка из старинного чеширского рода.  Его отец был племянником известного генерала крымской кампании по имени Фолс.  Он получил образование в Средней школе на Харкорт-стрит в Дублине, где также обучались многие известные ирландские теософы.  Готовясь поступить на государственную службу в Англии, он окончил один класс, но, ожидая назначения, работал бухгалтером в страховой компании.  В восемнадцать лет он поступил в Королевский колледж хирургии изучать медицину, но уже на первом курсе услышал о теософии от Чарльза Джонстона.  Затем этот предмет привлек его внимание, и в возрасте двадцати лет он поехал в Лондон, чтобы познакомится с Е.П.Б., после чего попросил ее посоветовать ему относительно поездки в Индию, на что она ответила: «Ехать не надо, приходите ко мне, я научу вас», но заявив, что сначала он должен создать отделение, если это возможно, в Дублине.  Действуя в соответствии с этим, он собрал людей и, наконец, появилось отделение, которое открыли братья Джадж и А. Кейтли.  С тех пор он всецело посвятил себя Обществу.
Он был с Е.П.Б.  в течение трех лет, был рядом с ней во время ее ухода с этой земли.  Одно время он был одним из ее секретарей, а в другое – администратором издательства Duke Street Publishing Company, ныне T.P.S.  Почти все фотографии и всякие вещицы в комнате Е.П.Б. он повесил по ее просьбе, а также соорудил для них множество полок.  Во время первого и последнего посещения Е.П.Б. дома № 17 на Авеню-роуд, рядом со штаб-квартирой, она опиралась на руку брата Райта, когда он показывал ей это место, и в момент ее смерти он стоял на колени рядом с ней, держа ее левую руку, и когда она скончалась, снял кольцо с её безымянного пальца.  Долгое время он также был секретарем Ложи Блаватской в Лондоне.  После смерти Е.П.Б.  он уехал в Америку, прибыв в Нью-Йорк день в день спустя семь месяцев после того знакового событиям.  Потом он путешествовал по Соединенным Штатам, на север до Миннеаполиса и на юг до Нового Орлеана, а находясь в городе Нью-Йорк, трудился в штаб-квартире на Мэдисон-авеню.  Очень многие члены Общества теперь лично знакомы с братом Райтом, и его усилия по работе с отделениями принесли огромную пользу не только ему, но и всей организации.  Его усилия в области теософии в Америке дают ему право на место в этой галерее, поскольку он посетил большинство отделений на восточном побережье и далеко на западе, читая в разных городах лекции, которые собирали много слушателей, а также помогал всем центрам в планировании и  организации с целью дальнейшего изучения теософии.  Его работа в этом направлении бесценна, и его не только ждут, но и постоянно зовут к себе в гости.  Хотя Клод Фолс Райт ещё молод, он выглядит старше своих лет из-за небольших залысин;  голос у него приятный и внушающий доверие, а вследствие своего происхождения обладает чувством юмора, которое оживляет даже самый скучный предмет.
 [Для получения подробной информации о жизни Клода Фолса Райта после описания, данного в статье Джаджа до его смерти, когда он утонул 8 января 1923 г. обращайсь к Собранию сочинений, XI, 593-4.  - Составитель]

Джордж Эдвард Райт (1851-)
 [«Путь», Т.  VIII, март 1894 г., стр. 376-7]
Джордж Эдвард Райт – американец, который в настоящее время является президентом Чикагского отделения Т.О. и Комитета центарльных штатов Т. О.  Он родился в Перрисбурге, штат Огайо, 13 апреля 1851 года. Его отец, видный деятель в области образования и автор нескольких школьных учебников, умер в 1853 году, оставив вдову с четырьмя маленькими детьми, на собственном иждивении.  Она зарабатывала на жизнь, давая уроки, и всем своим детям дала хорошее образование.  Джордж окончил курс классической литературы в Белойт-колледже и Корнельском университете.  После окончания колледжа он занялся журналистикой, а в 1871 году отправился в Чикаго, где работал репортером в нескольких городских газетах, получив повышение и признание, наконец, в газете Chicago Tribune.  Он представлял эту известную ежедневную газету в Филадельфии на Всемирной выставке в 1876 году, а в следующем году отправился в Европу в качестве военного корреспондента, представляя газеты Chicago Tribune, New York Times и Cincinnati Commercial во время русско-турецкой войны.  Вернувшись, он работал в редакции газеты «Chicago Tribune».  В 1879 году он женился и, недовольный работой в газете, навсегда ушел из журналистики.  В 1882 году он основал Чикагскую фондовую биржу и был избран ее первым секретарем.  Это учреждение, идущее в ногу со значительным ростом Чикаго, было чрезвычайно успешным, и с тех пор он остается его активным членом.
В 1886 году трагическая смерть брата с сопутствующими ей необычными явлениями привлекла его внимание к оккультизму, и он начал читать книги на эту тему, собрав таким образом одну из крупнейших и наиболее ценных оккультных библиотек в стране.  Взявшись за изучение хиромантии, физиогномики, астрологии и родственных им наук, он вскоре перешел на теософскую литературу и впервые нашел там действительно правильное решение жизненных проблем.  Он сразу же вступил в Теософское общество и предан ему до сего дня.  В течение1889–1890 годов, когда газеты, особенно в Чикаго, писали пасквили на мадам Блаватскую, брат Райт держал на своем столе в своем рабочем кабинете броское объявление:
Е. П. БЛАВАТСКАЯ!
Пусть журналисты-алкоголики продолжают клеветать, и все гончие псы и гады продолжают нападать!  Придет время, когда её имя будет оправдано, а её философия оценена по достоинству.
Сильно сказано, и вызов был брошен резко.  И как скоро пророчество подтвердилось!
В 1892 году брат Райт вместе с Генеральным секретарем предпринял попытку обеспечить место Т.О. на Всемирном парламенте религий, и наши читатели знают, каким успехом это увенчалось.  Он был назначен председателем организационного комитета и добросовестно работал, пока наш Конгресс успешно не завершился.  Во время наших съездов он усердно трудился наравне с остальными.  Мы подумали, что члены общество, живущие далеко отсюда, захотят увидеть фотографию председателя местного комитета нашего Конгресса, и вот она.

Джаспер Ниманд
Г-жа Арчибальд Кейтли
 (ок. 1850-1915)
 [«Путь», Т.  IX, апрель 1894 г., стр. 14-17]
 [Очерк предоставлен Бертрамом Кейтли]
Среди «Друзей», лица которых «Путь» представляет своим читателям, немногие, если таковые имеются, претендуют на видное место больше, чем «Джаспер Ниманд».  Для большинства это – неизвестный, но дорогой друг, дорогой из-за добросердечной помощи и света, которые для многих исходили от сочинений за этой подписью – псевдонима, как все, вероятно, догадывались.  Личность, скрывавшаяся под этим именем до сих пор, является человеком, очень дорогим для многих серьезных сотрудников Т.О. по личному знакомству: г-жой Арчибальд Кейтли, более широко известной, возможно, в рядах Т.О.  под именем Дж. Кэмпбелл Вер Планк.
В девичестве её звали Джулия Уортон Льюис Кэмпбелл, она – дочь достопочтенного Джеймса Г. Кэмпбелла, известного юриста из Пенсильвании.  Жизнь ее отца была выдающейся.  Он командовал полком во время войны;  несколько сроков был членом Конгресса США;  был членом двух дипломатических комиссий под руководством президента Линкольна в качестве министра США в Швеции и Норвегии, а затем в Боготе, в Южной Америке.  Ее матерью была Джульет Льюис, дочь председателя Верховного суда Пенсильвании Эллиса Льюиса, поэтесса, обладающая большим поэтическим очарованием и талантом.
Детство г-жи Кейтли прошло в основном в горах Пенсильвании, а затем и на европейском континенте, где она получила образование и вступила в общество международных судов в раннем возрасте, в шестнадцать лет.  Уже тогда у нее уже развился литературный талант, которым были отмечены члены ее семьи, со стороны отца и матери, и который из поколения в поколение проявлялся в занятиях в часы досуга.  Ее ранние сочинения состояли из переводов стихов нынешнего и прошлых королей Швеции, собственных стихов, рассказов и описаний, публиковавшихся в журнале Harper's Magazine, The Galaxy и других периодических изданиях под ее собственным именем, а также под псевдонимом «Эсперенс».  То, что сочинения были хорошего качества, подтверждается тем фактом, что за них всегда охотно платили по высокой рыночной цене;  в то время как более глубокие тенденции в натуре автора проявляются в её желании отдавать другим часть того, что она сама наработала, а не просто излишек того богатства, которое происхождение - или карма?  - предоставили ей.  Ребенок действительно является отцом мужчины или женщины;  и как она должна была быть счастлива, когда так рано поняла, что можно своими собственными усилиями сделать что-то для облегчения страданий других людей?
Мисс Джулия В. Л. Кэмпбелл вышла замуж в 1871 году за г-на Филипа В. Вер Планка из Нью-Йорка;  и шесть лет спустя, в течение одного года, она неожиданно потеряла мужа и обоих сыновей в результате ряда трагедий, включая угрозу для жизни и разного рода потери.  За этими внезапными ударами последовала долгая и страшная болезнь.
В период выздоровления г-жа Вер Планк написала две свои успешные пьесы: «Пуританская горничная» и «Запечатанные наставления», последняя имела заметный успех в течение двух сезонов в театре Мэдисон-сквер в Нью-Йорке, а также по всей стране.
Обращение от внешней жизни к внутренней.  По давнему семейному обычаю г-жа Вер Планк принадлежала к епископальной церкви - «Англиканской церкви», но не нашла там духовной жизни.  Более того, она перестала искать такую жизнь, очевидно довольная идеалами литературы и искусства, в счастливом семейном и социальном кругу, где досуг и изысканные условия позволяли развивать личные таланты.  Но все же внутренняя потребность то и дело давала о себе знать.
Однако однажды, как бы совершенно случайно, во время обеда со своей близкой подругой, г-жой Анной Линч Ботта, было упомянуто имя мадам Блаватской, и упомянуто в связи с разоблаченным мошенничеством.  Оттуда до теософии был лишь шаг; г-жа Вер Планк никогда не слышала ни о том, ни о другом, и г-жа Ботта, в кружок которой входили почти все выдающиеся члены этого общества в стране и за границей (этот широко известный кружок, уникальный для американской жизни), пригласила свою подругу к себе домой, чтобы послушать, как г-н Артур Гебхард рассказывает о теософии г-же Оле Булл, г-же Селии Такстер и другим в её гостиной.  Впечатление, произведенное на г-жу Вер Планк, было настолько глубоким, что она вступила в T.О. спустя две недели, и с тех пор она непрерывно трудится для теософии.
Живя с родителями вдали от Нью-Йорка, она писала для журнала «Путь» под псевдонимами «Юлиус», «Август Вальдензее», «Дж.», а позже как «Джаспер Ниманд», а также статьи без подписи, а также письменно отвечала на вопросы, присланные Т.О.  В те дни в Обществе было так мало писателей, что им приходилось писать под разными псевдонимами, и часто бывало так, что приходилось дописывать заметку или статью другого автора.
В ответ на вопросы некоторых корреспондентов, интересующихся сочинениями «Джаспера Ниманда» г-жа Кейтли пишет: «Когда я начала писать статьи в таком духе, Е.П.Б. прислала мне ручку, которой я и писала.  Статьи писались и пишутся в полном объективном сознании, но в это время возникает чувство вдохновения, большой душевной свободы.  «Письма, которые мне помогли» были получены в моем доме в Пенсильвании.  Они были написаны г-ном У. К. Джаджем мне и д-ру Кейтли явно по предложению Е. П. Блаватской, а позже они принесли пользу и другим людям. Письмо, о котором идёт речь, и которое подтверждает пригодность г-на Джаджа в качестве наставника, предположительно было написано через мадам Блаватскую (оно начинается со слов «Учитель говорит») 7, и является одним из тех писем, которые так хорошо описаны полковником Г.С. Олькоттом в журнале «Теософ» за июль 1893 г., где он пишет, что сообщения из высших оккультных источников, полученные через Е.П.Б.  всегда напоминали её почерк».
В вышеупомянутом письме вызывает интерес явное изменение почерка Е.П.Б., которое полностью подтверждает стиль, о котором говорится в предисловии Ниманд в отношении буквы «z».  Более того, Е.П.Б.  называла своего друга г-на Джаджа «изгнанником», а Анни Безант позже писала: «Вам действительно повезло, что вами руководит У.К.Д..  Теперь, когда Е.П.Б.  ушла, у американцев непосредственным лидером является величайший из изгнанников» 8.
Остается надеяться, что редактор журнала «Путь», столь неразрывно связанного с теософскими сочинениями на предмет данного очерка, из-за каких-то личных сомнений не уберёт со своих страниц информацию, которая на самом деле является сдержанным заявлением от имени «Джаспера Ниманда» в ответ на вопросы, поступающие со всех концов света.  Это зявление было бы сделано раньше, если бы Джаспер Ниманд не пожелала продолжить полезную частную переписку со многими людьми, которым она писала под прикрытием псевдонима.
После ухода Е.П.Б. г-жа Вер Планк время от времени становилась штатным сотрудником в Нью-Йорке, когда требовалась помощь во время продолжительного отсутствия г-на Джаджа.  В один из этих периодов она познакомилась с Анни Безант на Бостонском съезде 1891 года, и так завязалась дружба, которой суждено было развиваться по мере того, как звено за звеном образовалась цепочка совместной работы.  Тогда же была образована Лига рабочих Т.О., впоследствии открытая в Европе.
Г-жа Вер Планк продолжала жить со своими родителями в Пенсильвании до осени 1891 года, когда вышла замуж за д-ра Арчибальда Кейтли из Олд-Холла, Уэстморленд.  Прожив год в Нью-Йорке, они были вызваны в Англию по состоянию здоровья матери д-ра Кейтли.
Во время отсутствия Анни Безант, бывшей в Индии, г-жа Кейтли временно взяла на себя часть её работы в лондонской штаб-квартире и, как следствие, прожила там несколько месяцев.
На этом очерк пока заканчивается.  Не мне говорить ещё что-то или подробно останавливаться на том уважении и любви, которые она заслуживала в новой сфере своей деятельности.  Но я знаю, что выражаю искреннее желание и надежду всех теософов, что впереди у неё еще много лет столь же плодотворной и важной работы ради нашего любимого Дела.
Бертрам Кейтли.
 [Под её новым именем, Джулия Уортон Кейтли, можно найти её прекрасное описание приключенческой жизни Блаватской, Сборник сочинений, IX, 435-8.  Дата ее рождения неизвестна, но она умерла в 1915 году, примерно за пятнадцать лет до своего мужа.  Очерк Джаджа появляется ранее в этом разделе, тогда как заметка о Джаспер в «Лицах друзей» появилась за подписью Бертрама, а не Джаджа.  Тем не менее, мы включаем её, так как она касается Джаджа и упоминает его загадочный титул «величайший из изгнанников».  - Составитель]

Тукарам Татья [Падвал]
 (1836 - 1898)
 [«Путь», Т.  IX, май 1894 г., стр. 37-40]
Тукарам Татия - индус, член индийской секции T.О., один из самых серьезных и преданных наших сотрудников.  Он родился в Бомбее в 1836 году и принадлежит к группе касты шудр, известной как класс бхандари.  Члены общества, читавшие статьи Департамента Востока, помнят, что индийские касты делятся на множество групп, причем первоначальные четыре касты значительно увеличились;  как, например, у брахманов сейчас восемьдесят четыре подразделения.  Родители Тукарама приехали с западного побережья Индии, из местности недалеко от Ратнагири.  В возрасте семи лет у него умерла мать, а в десять лет он потерял отца.  После этого они жили в крайней бедности, так как один родственник промотал семейное достояние.  Его усыновила жена двоюродного брата в возрасте тринадцати лет, которая работала, чтобы обеспечивать себя и Тукарам.  В миссионерской школе его учили родному языку, а затем в английской школе он очень хорошо учился.  Когда он стал уделять больше внимания библейским урокам, миссионеры решили, что он станет христианином, и поэтому назначили ему ежемесячное пособие в размере двух рупий.  Так обычно они поступают.  Они хорошо относились к Тукараму, и он стал благосклонно относиться к христианству и был на грани принятия этой веры.  Но наступил поворотный момент в его жизни.
В аукционном зале он случайно встретился с английским джентльменом, который работал учителем в миссионерской школе в Бомбее, но ушел в отставку, потому что то, чему он учил, противоречило его совести, и ушёл на государственную службу.  Миссионеры преследовали его за такое решение и навредили ему.  Он много раз беседовал с Тукарамом наедине, говоря ему, что его христианские взгляды являются заблуждением, и если он «примет христианство, его положение будет хуже презренной собаки, а после крещения он не получит и крошки с их стола стола; они будут проявлять к нему внимание и заботу, пока он не станет христианином».  Это так шокировало Тукарама, что заставило его задуматься, а добрый друг читал ему статьи о свободомыслии и разным вопросам относительно Пятикнижия.  Затем миссионеры начали ругать Тукарама и прекратили всякую помощь, оставив его без средств к существованию.  Но добрый друг устроил его работать в муниципалитет.  Затем он примыкал к разным индийским обществам, но уходил из них.  Одним из таких обществ было общество Парамахамса Сабха, которое распалось из-за предательства одного из членов, а другим обществом было общество Прартхана Самадж из Бомбея.  Последнее было молитвенным обществом, но, поскольку Тукарам проникся агностическими взглядами, он покинул его.
Несколько лет спустя, наблюдая за смертью своей приемной матери, он начал размышлять о том, что же оставило ее тело.  Это привело его к размышлениям о прошлом и о будущей судьбе.  В таком настроении пребывал Тукарам, пока случайно не прочитал журнал «Теософ» и не узнал, что Е.П.Б.  и полковник Олкотт были в Индии.  Он прочитал о том, о чем думал, и у него возникло желание встретиться с ними.  По рекомендации своего друга, г-на Мартина Вуда из газеты «Times of India», он навестил их, а г-н Вуд просил их не «позволять Тукараму слишком погружаться в тайны Т.О. из-за опасения, что он может отвлечься от местной политической жизни, в которой он уже участвовал, получив муниципальные права города».
Он навещал Е.П.Б. и полковника Олкотт каждое воскресенье, и более тесная связь, установившаяся между ними во время этих частых посещений, не подтвердила тех зловещих слухов, которые в то время ходили о них, и он решил узнать о них больше, считая, что лучше всего можно было сделать это, вступив в Т.О.  После того как он стал членом Общества в Бомбее, его отношения с ними стали ещё более близкими, он ссужал им деньги под статьи, наблюдал за их действиями в ссоре Уимбридж-Бейтс, ссоре Дамодара с его отцом и т. д.  Росло его убеждение в их невиновности  и духовной миссии.
Оба основателя общества покинули Бомбей в большим разочаровании, увидев, что Теософское общество не может там процветать;  Тукарам подумал, что причиной этого шага было то, что они попали в плохие руки.  К несчастью, они выбрали в качестве своих сотрудников Харичандру Чинтамона, Мулджи Такерси и других;  первые испортил себе репутацию вследствие нудачной судьбы, а многие все еще придерживались мнения, что Е.П. Б. и Олькотт были иностранными шпионами (русским и американским).  По этой причине в Общество не вступали уважаемые, образованные люди.
Когда основатели решили сделать Мадрас штаб-квартирой движения, Е,П,Б.  боялась, что Бомбейский филиал прекратит существование после того, как они уедут оттуда, и, желая предотвратить столь катастрофический результат, она попросила Тукарама поддерживать хотя бы подобие Отделения, повесив вывеску на двери его офиса, даже если участники не будут приходить на собрания.  Он так и сделал, потому что был полон решимости сделать все возможное, чтобы отделение в Бомбее окончательно не развалилось.  Вскоре после этого члены отделения сняли комнату в Форте и перевели отделение из Вороньего Гнезда (резиденции Е.П.Б.) в эту комнату и с тех пор проводят собрания в Форте;  таким образом, им удалось сделать своё отделение одним из самых активных в стране.
Он сходил в Комитет по расследованию заявлений Куломбов и миссионеров Мадраса относительно Махатм и священной сокровищницы, и был совершенно убежден, что мадам Куломб,  играя эту роль, руководствовалась низменными эгоистичными мотивами и вошла в сговор с мадрасскими миссионерами с целью разрушить теософское движение.  Тукарам также присутствовал в Мадрасе, когда г-н Ходжсон прибыл туда для личного расследования, «и обнаружил, что он действовал вовсе не беспристрастно».
Когда в Форте было создано Бомбейское отделение, Тукарам за свой счет открыл благотворительный диспансер под названием «Теософский гомеопатический благотворительный диспансер», в котором он раздавал лекарства, лечил с помощью месмеризма большое количество пациентов, страдающих разными неизлечимыми заболеваниями.  Этот диспансер сделался известным, и в настоящее время ему пожертвовано около 12 000 рупий, переданных пациентами и благотворительными лицами в знак признания данному учреждению.
Со временем, когда теософия стала более широко известной и в общественном сознании появился всеобщий интерес к знаниям индийских древних священных писаниях, Тукараму пришла мысль организовать издательство по выпуску теософской литературы, задолго до того, как аналогичная идея возникла и была реализована в Европе и Америке, с единственной целью привить читающей публике вкус к чтению легко доступных сочинений по древним философиям и религиям.  Так, он смог опубликовать Веды и другие великие труды по древней философии, метафизике, йоге, Упанишады с английскими переводами, а также многие другие труды величайших садху и адептов на местном языке.
У Тукарама есть и другие идеи по продвижению теософского движения в Индии, и он надеется со временем претворить их в жизнь.  Мы верим, что он добьется полного успеха.


Рецензии