Лица друзей 4 УК Джадж

Джеймс Морган Прайс
 (1859-1942)
 [«Путь», т.  IX, июнь 1894 г., стр. 90-1]
Джеймс Морган Прайс – наш главный типографщик, и он со своим братом Джоном должны остаться бессмертными в наших анналах.  Он приехал со своим братом в Нью-Йорк в июле 1888 года и предоставил возможность редактору журнала «Путь» открыть издательство Aryan Press для печати столь необходимой теософской литературы.
Брат Прайс родился в Нью-Лондоне, пригороде Цинциннати, штат Огайо, 14 августа 1859 года и имеет валлийское происхождение.  Его отец был пресвитерианским священником в Цинциннати, где Джеймс провел свое детство.
И отец, и мать родились в Уэльсе.  Можно отметить, что Прайсом также зовут последнего Великого Друида Уэльса.  Будучи сыном священника, Джеймс ездил с места на место по Америке, учась в средней школе и готовясь к поступлению в колледж в Крофордсвилле, штат Индиана, на факультет классических языков, латыни, греческого и других.  Плохое здоровье, чрезмерная занятия и попытки сделать работу трёх лет чуть больше, чем за один год, сорвали его планы, и брат Прайс начал изучать право.  В 17 лет он был готов к работе в суде, но, не желая работать четыре года простым клерком, он отправился в Ред Клауд, штат Небраска, на самую границу.  Некоторое время он содержал фото-студию, но продал ее и поступил в типографию, где изучил это дело, готовил к печати сельскую газету и вместе со своим братом Джоном публиковал другие газеты в разных городах.  Они открыли офис в Анаконде, штат Монтана, потом продали его и открыли газету в Прескотте, штат Мичиган, и Сент-Поле, штат Миннесота.  Оттуда он отправился во Флориду, а затем в Миннесоту, где в январе 1886 года перестал заниматься издательством и был принят в коллегию адвокатов Окружного суда восьмого округа штата.
Намереваясь заниматься юридической практикой, он отправился в Лакросс, штат Висконсин, но вместо этого занял должность редактора новостей, получаемых по телеграфу, в газете «Республиканский лидер».  Став человеком, кого американцы называют «недовольным» всем, он присоединился к колонистам-социалистам, направлявшимся в Синалоа, Мексика.  Год был прожил в Хаммонтоне, Нью-Джерси, печатая для этих колонистов и помогая им в организации.  Находясь там, он переписался с г-жой Вер Планк, сейчас г-жой А. Кейтли, и решил работать для T.О.  вместо социализма.  Брат Прайс никогда не придерживался какой-либо религии и никогда не был членом церкви, он был очень хорошо знаком с психическими явлениями, чтобы сочувствовать натурализму, но не интересовался обычным спиритизмом, так как его феномены бесполезны, а высказывания его духов бессмысленны.  Он изучал Фурье, придерживаясь пантеизма и учения о перевоплощении в тот момент, когда он встретился с теософией и понял, что этого он и искал.  Затем он стал изучать «Разоблачённую Изиду», статьи из журнала «Путь» и всё, что можно было найти по теософии, а также вёл бесценную переписку с г-жой Вер Планк.  В июле 1887 года он вступил в отделение Т.О. в Лос-Анджелесе и снова встретил там своего брата, к тому времени тоже увлекавшегося теософией.  Оттуда оба отправились в Перу и обратно в Панаму, а оттуда в Нью-Йорк.
В августе 1889 года брат Прайс отправился в Лондон, чтобы открыть там типографию под названием Е.П.Б. Пресс, при этом техника была американская.  Там он все еще трудится и днем, и ночью.  Он ездит по многим штатов США, стараясь не пропустить возможной работы на будущее.  Его и его брата нельзя вычеркнуть из памяти, и когда читают наши книги, хотя на них нет имени типографа, находят в них душу и труды Джеймса М. Прайса.  Никто не может отрицать, что он печатник высочайшего класса и человек, бескорыстно работающий ради Т.О., и  это записано в нетленных книгах кармы.  Приводим его стилизованное изображение.  [Ср.  Блаватская, Собрание сочинений, XII, 761-5.]

Изабель Купер-Оукли
 (1854-1914)
 [«Путь», Т.  IX, июль 1894 г., стр. 122-4]
Г-жа Изабель Купер-Оукли теперь лично известна теософам во всех секциях Общества.  Она дочь покойного Генри Купера, кавалера Ордена Бани, комиссара Лахора, Индия, который был назначен губернатором Дели на смертном одре.  Она родилась в Амритсаре, Пенджаб, Индия, в 1854 году. Ее отец, один из самых известных людей на государственной службе Бенгалии, был удостоен звания «кавалера Ордена Бани» в молодом возрасте, в двадцать восемь лет за выдающиеся заслуги, оказанные во время мятежа в Индии;  здания Купера в Дели названы в его честь, а в 1864 году индийское правительство отчеканило «Медаль Купера» в знак признания его огромных и постоянных заслуг в сфере образования Индии, особенно в отношении образования женщин.  Со стороны отца родословная г-жи Купер идёт от барона Купера из Полетта (графа Шафтсбери) и сэра Уильяма Бернаби, двух старинных английских семей.  Ее отец был племянником лорда Форбса из замка Форбс в Абердиншире.  Ее мать была дочерью генерала Стила (женатого на дочери принца Анджело Делла Тремемондо, изгнанного из Тосканы королевского рода), принадлежавшего к одной из старинных семей Стелс Западного Камберленда, а её матерью была Дороти Понсонби, племянница графа Бессборо.  Эти факты даны не для прославления, а для тех, кто хочет знать родословную.
Г-жа Купер-Окли и ее сестра Лора большую часть своей ранней жизни провели на континенте.  В возрасте двадцати трех лет личность на нашей фотографии попала в тяжелую аварию и в течение двух лет не могла ходить.  Этот вынужденный перерыв направил все ее интересы на учебу, и именно во время этой болезни в 1878 году ей принесли почитать «Разоблаченную Изиду», и она стала исследовать спиритизм и связанные с ним темы.  Затем жизнь приобрела более серьезный характер, и, выздоровев в 1879 году, она начала задавать вопросы обществу, интересуясь темами «Избирательное право женщин» и «Союз социальной чистоты».  Желая более глубоко изучать философию, г-жа Купер-Окли решила поступить в Гертон-колледж в Кембридже, чтобы пройти там систематический курс.
В 1879 г., когда Е.П.Б. проезжала через Лондон по пути в Индию, г-жа Купер-Окли не смогла встретиться с ней.  Продолжая учебу, она сдала «вступительные экзамены» в 1881 году и была зачислена в Гертон-колледж.  В 1882 году она встретила г-на Окли, который учился в Пембрук-колледже в Кембридже, вместе с д-ром Кейтли, и все они начали обучение вместе.  Вместе с семьей Кейтли они написали в Адьяр в 1883 году с просьбой о вступлении в Теософское общество, но не получили ответа.  Осенью 1883 г. услышав от г-на А. П. Синнета, что Е.П.Б. ожидают в Европе, они решили навестить её по прибытии.  Изабель Купер вышла замуж в начале июня 1884 года за г-на А. Дж. Окли.  В марте в Лондон прибыл полковник Олкотт, а тогда г-жа Окли, д-р Кейтли и г-н Б. Кейтли вступили в Общество.
Летом 1884 года было решено, что г-жа Купер-Окли и её муж будут сопровождать Е.П.Б. во время возвращения в Индию, так было и сделано.  Они сняли дом в Лондоне, где жили Е.П.Б., д-р Кейтли и мисс Лора М. Купер в течение сентября и октября, пока в ноябре они не отправились в Индию.  По дороге в Индию г-жа Купер-Окли провела с Е.П.Б. три недели в Египте и обнаружила, что этот период был очень насыщен, поскольку Е.П.Б.  была кладезем великих знаний.  Прибыв в Адьяр, г-жа Купер-Окли говорит, что у нее «были все возможности расследовать дело Кулона, а также она была очевидцем расследований г-на Ходжсона, помимо того, что видела несправедливость, с которой представитель Психического Общества относился к Е.П.Б.»  9
Затем Е.П.Б. заболела, и г-жа Купер-Окли вылечила ее от продолжительной и опасной болезни, после чего заболела сама и не смогла уехать из Индии, когда Е.П.Б.  было велено в феврале уехать.  В мае г-жу Купер-Окли отправили домой, куда она приехала летом 1885 года, и Е.П.Б.  послало ей теплое и ласковое приглашение приехать в Вюрцбург, но из-за плохого здоровья и дел г-жа Купер-Окли не смогла уехать из Лондона, но навестила Е.П.Б. только тогда, когда та приехала в Норвуд.  Летом 1887 года г-жа Купер-Окли проводила у себя небольшие собрания для интересующихся теософией, и сама постоянно её изучала.  Той же осенью она уехала в Индию на три месяца, а позже, в апреле 1888 года, вернулась и поселилась у Е.П.Б.  на Лэнсдаун-роуд на несколько недель, а в 1889 году она стала одной из домочадцев.
По-прежнему плохое здоровье не позволяет г-же Купер-Окли выполнять ту работу, которую она хотела бы делать.  В 1890 году штаб-квартира была переведена на 19 Aвенью Роуд;  в следующем году Е.П.Б. оставила нас, и ее последнее послание Обществу было передано через г-жу Оукли той ночью, за день до её смерти.  В три часа утра она неожиданно подняла голову и сказала: «Изабель, Изабель, следи, чтобы связь не разорвалась; не позволяй, чтобы моё последнее воплощение было бы неудачным».  В момент смерти Е.П.Б. г-жи Купер-Оукли не было дома, лишь позже она получила телеграмму с просьбой, срочно вернуться, она опоздала всего на десять минут.
С тех пор она побывала в Австралии, где работала среди теософов, вызывав большой общественный и личный интерес и сделав много доброго для Общества.  Оттуда в 1893 году она вернулась через Калифорнию, где остановилась, поработала и познакомилась со многими членами общества.  Она прибыла в Чикаго в сентябре 1893 года, как раз к Всемирному парламенту религий, и приняла участие в нем в качестве докладчика от Общества.  Оттуда она переехала в Нью-Йорк и в октябре вернулась домой в Лондон с английскими и индийскими делегатами, которые были на Теософском Конгрессе.  Мы обрываем запись на Лондоне, где она работает с тех пор, и надеемся, что в будущем можно будет записать и другие заслуги перед Обществу до тех пор, пока она будет жить.  [Ср.  биография у Блаватской, Собрание сочинений, XII, 730-3.]

Эмиль Август Нерешеймер
 (1847 - 1937)
 [«Путь», Т.  IX, август 1894 г., стр. 145-6]
Э. Август Нерешаймер в настоящее время является казначеем Попечительского совета Арийского отделения T. О. в Нью-Йорке.  Он –  баварец, родители его католики, он родился в Мосбурге недалеко от Мюнхена 2 января 1847 года. В Мюнхене он окончил экономический колледж, а затем изучал ювелирное дело в Швейцарии, Аугсбурге и Берлине.  В настоящее время он занимается в Нью-Йорке импортом бриллиантов и драгоценных камней.
В 1868 году он уехал в Австралию, а в 1870 году переехал в Калифорнию.  Через двух лет в Калифорнии, в 1872 году, он приехал в Нью-Йорк и с тех пор занимается там этим делом и часто путешествует по Европе.
В 1886 году г-н Нерешаймер услышал о теософии, прочитав книгу «Эзотерический буддизм», которую ему одолжил друг, и был особенно поражен информацией об адептах.  Основание для этой веры было заложено детскими сказками о великих и чудесных существах Индии.  Он всегда придерживался собственных теорий относительно учения о соответствиях и взаимоотношениях идеального космоса с видимой вселенной.  Он изучил Канта, Гегеля и Шопенгауэра, чтобы обрести духовную опору, но безуспешно.  Теософское учение стало ключом или откровением, чем-то вроде ранее известной и утраченной философии.  Непосредственная связь с Теософическим обществом началась с оскорбительной статьи в ежедневной газете, в которой были указаны имя и адрес секретаря в Нью-Йорке, которому он сразу позвонил, а затем он вступил в Т.О.  в январе 1889 г.
Впоследствии он встретился с Е.П.Б.  в Лондоне и беседовал с ней в её комнатах на Лэнсдаун-роуд, но не мог претендовать на большее знакомство с ней.  Он работал в Исполнительном комитете Американской секции, и благодаря близкому знакомству с его работой и с работой Генерального секретаря этой секции, он может знать, что это за Секция и от чего зависит рост теософии в Соединенных Штатах.  Хотя он и не является большим оратором или писателем, он один из тех сильных людей, которые придают силу тем, с кем они работают.  Его фотография помещена здесь, хотя он этого и не хотел, а потому, что те, кто знает о той огромной помощи Обществу не только в виде мудрых советов, но и во многом другом, хотят, чтобы читатели увидели портрет сильного друга, хорошего советчика, щедрого помощника, кого нелегко встретить на долгом пути.

Эрнест Темпл Харгроув
 (1870-1939)
 [«Путь», Т.  IX, сентябрь 1894 г., стр. 182-4]
В этом месяце мы помещаем фотографию Эрнеста Темпла Харгроува, который, хотя и не известен всему Т.О., но довольно хорошо знаком многим в Американском отделении.  Он приехал на восьмой съезд в Сан-Франциско в апреле 1894 года, путешествуя по континенту с Генеральным секретарем, а после съезда проделал весь путь до Сиэтла, читая лекции в разных местах.  По этой причине, а также потому, что он наш друг, мы приводим его стилизованное изображение.
Г-н Харгроув – второй сын Джеймса Сидни Харгроува, одного из самых известных лондонских адвокатов.  Его имя долгое время было связано с литературой, некоторые члены его рода упоминаются в Английском словаре национальных биографий как авторы с большой репутацией.  Семья его отца родом из Йоркшира;  со стороны матери он – шотландец, она была из Эрдри.  Самый известный представитель этого рода является в течение нескольких лет членом парламента от одного из лондонских округов.  В его жилах также течёт кровь воинов, таких как генерал-лейтенант Харгроув, губернатор Гибралтара во время войны в начале восемнадцатого века, и сэра Мартина Фробишера, который сражался против Армады.
Получив образование в нескольких подготовительных школах, он отправился в Харроу, где, как говорят, большую часть своего времени он проводил за чтением романов, но в настоящее время он не жалеет об этом.  В восемнадцать лет он покинул Харроу и поступил на дипломатическую службу. Затем ему предложили на выбор: поступить в Кембриджский университет или поехать за границу.  Выбрав последнее, он отправился в Австралию, посетил Тасманию, совершил длительное путешествие по Новой Зеландии, где некоторое время жил среди маори, и вернулся домой через Цейлон.  Значительное время он затем работал дипломированным государственным бухгалтером-ревизором, чтобы получить общее представление об экономике. Затем он решил стать адвокатом и теперь является членом правового общества «Миддл Темпл».
Г-н Харгроув впервые услышал о теософии во время большой дискуссии в лондонской газете Daily Chronicle.  Находясь на морском курорте, он увидел на стене плакат с большим заголовком «Теософия», рекламирующим лекцию г-жи Безант.  Он не пошел на лекцию, но при виде слова «теософия» изменилась вся его внутренняя и внешняя жизнь.  Затем были куплены книги на эту тему, и он был принят в члены, даже не будучи знакомым с другими членами.  С тех пор большую часть своего дня и немало ночей он проводит в лондонской штаб-квартире, помогая в Главном офисе с перепиской, с журналом «Вахан», с некоторыми рецензиями журнала «Люцифера», а также читает лекции в различных ложах.  Он был казначеем в Ложе Блаватской.  С девяти лет он много путешествовал по Европе и другим местам, и поэтому пообтачил такую отличительную черту характера, как «замкнутый англичанин».  Чтобы доказать это, он говорит, что часто читает журнал «Путь» и что узнал из него больше, чем из других источников.  Для Общества он писал под разными псевдонимами, но не под своим именем.  Без обуви он ростом шесть футов два дюйма, но, так как он довольно быстро вырос, он считает себя довольно худосочным, но надеется, что под действием кармы он сможет со временем поправиться.

Рангампалли Джаганнатхия
и
Т. А. Сваминатха Айяр
 [«Путь», Т.  IX, декабрь 1894 г., стр. 278-80]
В этом месяце дана фотография двух индийских сотрудников, живущих в Беллари, Южная Индия.  Рангампали Джаганнатхия сфотографирован сидя.  Он родился в мае 1852 года в Каттаке около Джаггернатхи, и поэтому его называют Джаганнатхия.  Его отец был местным офицером 30-го Мадрасского пехотного полка.  Маленький Джаганнатхия был зачислен в полк для получения пособия после смерти отца, когда мальчику исполнился год и оставался в списках шесть лет.  Образование ему дал двоюродный брат, и с десяти лет он жил в Куддапе и Беллари.  В 1872 году он был зачислен в государственный провинциальный колледж, а затем в течение восьми лет работал учителем в провинциальном колледже и колледже Вардлоу, а также вторым директором средней школы в Секундерабаде, Декан.  В религии он был строгим вайшнавом школы Вишиштадвайты, но много читал по науке и философии до 1874 года, прочитал «Историю цивилизации» Бакла, «Доисторические времена» Лаббока и других авторов; его вера пошатнулась, и в 1875 году общение с последователями материализма привели его, в конце концов, в Национальное светское общество Англии под руководством Чарльза Брэдлоу и г-жи Безант.  Затем был вступил в Мадрасский союз свободы мысли.
В 1882 году он впервые услышал о теософии и о Т. О. от друга, который был ведантистом и хорошим знатоком санскрита.  После прочтения первых номеров журнала «Теософа» он стал переписываться с Дамодаром К. Маваланкаром, который жил в штаб-квартире в Адьяре, а затем стал его посещать для обсуждения вопросов.  Там он познакомился с Е.П.Б., у которой были некоторые из его статей для газет.  Он также какое-то время работал в штате Адьяра.  Дамодар познакомил его с Е.П.Б., и она обсуждала с ним теософию три дня по три часа в день.  Он говорит: «Она ответила на все мои вопросы.  Я был восхищён ее гением и ее объёмом знаний в области науки, философии и религии.  Прежде всего, я заметил, что ее ответы на мои вопросы были полными, как на основные, так и на всевозможные побочные вопросы.  30 декабря 1882 года она спросила меня, остались ли у меня еще какие-нибудь вопросы.  Я сказал: «Нет», и она посоветовала мне исследовать древнюю арийскую религию и Упанишады, закончив тем, что предложила мне вступить в Т. О., и я согласился».  Затем он начал писать для теософии.
В журнале «Национальный реформатор» г-на Брэдлоу и г-жи Безант был поднят вопрос: «Может ли атеист быть теософом?», а затем г-жа Безант решительно выступила против его вступления в Т.О.  Тогда он написал г-ну Брэдлоу, спрашивая, связаны ли свободомыслящие люди диктатом г-жи Безант, на что г-н Брэдлоу ответил: «Нет». И г-н Джаганнатия ушел из Союза.
В 1885 году он был инспектором Т.О.  В 1887 году с помощью другого лица данной фотографии, он основал Санмарга Самадж по образцу Т.О., а затем объявил его частью Т.О.  Старые члены ушли, но упорная работа в Обществе продолжалась, и огромный объём работы был выполнен ими обоими в отношении проповедей на местных языках.  Г-н Джаганнатия продолжал работать в правительстве до июля 1894 года, когда был переведен на другую должность; он подал в отставку, доверившись интуиции, чтобы продолжать работу в Беллари со своим другом, потому что он не смог бы выполнить свое обещание, данное Е.П.Б. работать для Т.О., если бы не ушёл с работы.  Он сейчас живёт в Беллари, и, хотя о его работе штаб-квартира Т.О. может и не знать, он и его друг постоянно проповедуют людям, пытаясь объяснить им истины теософии, чтобы они лучше понимали свою религию.  Среди прочего они ведут школу, которая на хорошем счету у правительства.
Т. А. Сваминатха Айяр на фотографии стоит рядом с Джаганнатхой, своим другом и коллегой.  Он родился в июле 1868 года в Тирувади, Танджоре, на берегу Кавери.  Это один из самых сильных центров ортодоксальных брахманов в Южной Индии, известный своим ведическим знанием и знанием санскрита.  Сюда приезжают изучать Веды, и здесь около 800 учеников.  Все они бесплатно получают питание, одежду и образование.  Учитель этой школы – известный человек.  Существует также бесплатный санскритский колледж, где подобная работа ведётся на пожертвования Махараджи Танджавурского.  Величайшие астрологи и самые известные поэты – родом из этого небольшого района.  Брахманские обряды строго соблюдаются во всех домах.
Сваминатха принадлежит к подкасте вайдики, религиозной в отличие от мирских семей, известной своими религиозными приношениями и, поэтому, их называют Дикшит.  Его отец – местный врач и опытный мантрик, или тот, кто читает мантры, а старший брат известен как певец Яджур-веды.
На восьмом году его отправили в английскую школу, а затем в государственную среднюю школу, где он учился до 1881 года. В 14 лет он окончил среднюю школу для местных жителей Коимбатура, четыре месяца учился в колледже Св. Петра в Танджоре, и получил первую степень по гуманитарным наукам в Государственном провинциальном колледже Трихинополия.  В 1884 году, находясь там, он вступил в местное отделения общества Санмарга Сабха.  Преподавал в школе Трихинополе, потом стал клерком в налоговом управлении Беллари.  Естественная склонность к религии и мистицизму заставила искать общения с людьми, имеющими такие же мысли, что привело к знакомству с Джаганнатхой, с которым в 1887 году он познакомился в Санмарга Самадж.  За этим естественно последовало знакомство с Т.О.  После службы в Геодезическом бюро правительство перевело его в Мадрас, но он, как и его друг, решил остаться в Беллари, поэтому он ушел в отставку и попробовал работать пекарем, но неудачно.  Затем он нашёл работу в торговом доме и проработал там до 1893 года, когда активное участие в работе Т.О. явилось причиной его ухода с этого места, и теперь может служить делу всем сердцем.
И тот, и другой делают все возможное, в условиях большого напряжения, что напоминает нам о том, как нужно работать в Америке, имея небольшие средства и помощь.  Но невидимая огромная помощь великих Посвященных Т.О.  стоит за этой и за любой другой искренней работой на благо Т.О., и надо надеяться, что они скоро смогут сделать больше, и им не надо будет ущемлять себя и откладывать деньги ради простого существования.  Некоторая помощь присылалась им из месяца в месяц от американских друзей, которые верят в местную работу в Индии, поскольку Т. О., как английское движение не может охватить там массы.  Оно растёт, и, возможно, позже о нем можно будет услышать как о совместной работе Индии и Америки, которая помогала Индии во всех отношениях, от покупки редких ценных рукописей до более широкой поддержки Индии, чтобы та могла действовать сама.  [Ср.  Блаватская, Собрание сочинений, т.  III, 521-3.]
1 Исследование человека и пути к здоровью, Роберт Кларк и компания, Цинциннати, Огайо, 1889 г.
2 [Брат Харпер, Нью-Йорк, 1876;  доступны более поздние выпуски.]
3 [Издательство Чарльза Скрибнера, Нью-Йорк, 1882;  также онлайн.]
4 [См. Блаватскую, Сборник сочинений I, 459-61, для получения дополнительных биографических данных.]
5 Воспоминания о Е. П. Блаватской и Теософском издательском обществе «Тайная доктрина», Лондон, 1893 г.
6 [Дополнительную информацию можно найти Блаватская, Собрание сочинений, XIII, 393-7.]
7 [«Письма, которые мне помогли» (1891, 1905), Theosophical University Press, Pasadena, 1981, 1: 68-9, 2: 104.  Со страницы 104: «В течение первого года или двух лучшего руководства [чем W.Q.J.] не найти.  Поскольку, когда он «в духе», он хорошо знает то, что другие только подозревают и о чём «гадают»…”]
8 Особое значение этих титулов «Величайший из изгнанников» и «Друг всех созданий», употребляемых на Востоке, совершенно неизвестно на Западе;  последняя фраза не раз применялась, полушутя, к У.К.Д. его близкими из-за его часто навязываемой теории «принятия всех людей и всего сущего» - при условии, что они работают на теософию.  - Б.К.
9 [Ср.  «Люцифер», Т. VIII, июнь 1891 г., стр.  280.]


Рецензии