Русские в Казахстане

Казачьи лампасы раздора: В Казахстане хотят поставить русских на колени?
Русский сенатор был прав: Казахстан по гроб жизни обязан России
"Это не твоя историческая родина!" Казахстан выдавливает русских и сажает в тюрьмы защищающих Россию
Россия своих не бросает. Казахстану преподнесли имперский урок
19 января 2021
Фото: Alexey_Arz/Shutterstock.com

В Казахстане готовятся судить блогера, выступившего за сближение Москвы и Нур-Султана. Помощь ему пришла из России.

Автор: Владимир Хомяков

"Русские на войне своих не бросают"! Эта известная фраза из культового фильма "Брат-2" давно стала частью русского фольклора. Но не только. После "лихих 90-х", когда каждый был за себя, после нулевых, когда преобладала "групповая" солидарность, сегодня мы постепенно приходим к традиционному для Русской цивилизации "цивилизационному" подходу, когда недопустимо бросать ВСЕХ "своих". Причём не только русских...

В этом лишний раз убеждаешься, узнав историю казахского блогера и предпринимателя Ермека Тайчибекова, которого арестовали и вот-вот отдадут под суд за... его "излишнюю" любовь к России, хорошее знание истории и призыв к возможно более тесной интеграции России и Казахстана.

Тайчибеков был арестован казахстанскими правоохранителями 23 сентября 2020 г. после того как в СМИ попал ролик с его интервью украинскому(!) СМИ. В котором блогер критикует политику Казахстана за её русофобию (в частности, очередные планируемые ущемления русского языка), говорит о решающей роли России и русского народа в становлении Казахстана как советской республики, а затем - суверенной государственности (а что, разве будущий Казахстан не был до 1936 года АВТОНОМНОЙ республикой в составе РСФСР?!). Кроме того, он призывает Казахстан к диалогу со странами постсоветского пространства, к улучшению экономических и политических отношений между Россией и Казахстаном.

Право же, надо было обладать полётом фантазии казахского акына, чтобы усмотреть во всём этом "разжигание розни" и возбудить уголовное дело по ст. 174 уголовного кодекса Казахстана. Но у казахстанских правоохранителей, действующих по очевидному заказу властей, это получилось.
Поверивший в Конституцию

Как сказал один из героев "Горя от ума",

    В мои года не должно сметь

    Своё суждение иметь.

Тайчибеков - посмел. И поплатился. Ибо во вполне, казалось бы, современном государстве Казахстан доселе живут и процветают (более того - прорастают всё активнее и в разных форматах) средневековые подходы казахских жузов, когда степень дозволенного человеку - его прав, слов и даже мнений - зависит не от того, прав он или нет, а от возраста или от положения.

Ермек, полагавший, что Конституция современного государства всё же приоритетнее этих унаследованных от феодализма привычек, ошибся. Причём уже во второй раз. Однажды, в 2015 году он уже был приговорён к 4 годам тюрьмы (в 2017 г. вышел по УДО) за крамольные с точки зрения властей призывы к максимальной интеграции с Россией. Но ни сломать его, ни "отрихтовать под стандарт" у властей тогда не получилось: парень оказался из тех, кого "можно поломать, но не согнуть". И вот - второй арест по формальному поводу и угроза нового срока, на сей раз гораздо большего - как "политическому рецидивисту".

Возможно, с неудобным "инакомыслящим" расправились бы по-тихому. Но тут вдруг оказалось, что, в отличие от практически "построенного в две шеренги" Казахстана, в России нашлось множество людей, которым судьба этого казахского сына нашей общей Русской цивилизации оказалась совсем не безразличной.

Сначала 10 декабря 2020 г. "нацболы" устроили шумную (в своём стиле - с петардами и приковыванием себя к ограде) протестную акцию солидарности с Ермеком у посольства Казахстана в Москве. Потом к теме активнейшим образом подключился "Царьград-ТВ", публиковавший один за другим материалы в защиту Тайчибекова. Поддержали эту тему и другие интернет-ресурсы. И вот теперь важнейшие шаги в том же направлении сделал Правозащитный центр движения "Царьград".

    Мы не могли остаться равнодушными к судьбе человека, который искренне и не щадя себя борется за Русскую цивилизацию и наше единство. Таких людей нельзя бросать без помощи, и мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы ему помочь.

(Александр Молчанов, глава Правозащитного центра движения "Царьград").

Первыми шагами в этом направлении стало подготовленное Правозащитным центром открытое письмо президенту Токаеву и его предшественнику Назарбаеву от представителей российской общественности и известных российских политиков, которое вскоре будет передано по дипломатическим каналам. В обращении подчёркивается, что уголовное преследование Тайчибекова

    носит ярко выраженный политический характер и связано с его общественной деятельностью, а также с отстаиваемой им точкой зрения на российско-казахстанские отношения.

И более того - совершенно очевидно нарушает пп.1 и 2 статьи 20 Конституции Республики Казахстан, где чёрным по белому написано, что "свобода слова гарантируется", что "цензура запрещается" и что "каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым не запрещённым законом способом". Или всё же - "не каждый" и "не любую" информацию, а лишь получившую одобрение сверху и соответствующую идеологическим установкам власти?!

Кроме того, Правозащитный центр уже вступил в контакт с адвокатом Тайчибекова Галымом Нурпеисовым, который считает дело однозначно сфабрикованным и политическим (как будто нормальный человек может считать иначе!) и очень просил помочь с проведением в России независимой комплексной судебной лингвистической экспертизы злополучного интервью. Каковую сделать в Казахстане просто невозможно физически, ибо все экспертные структуры дружно от этого отказываются, опасаясь вызвать неудовольствие власти. Такая вот "свобода с казахской национальной спецификой".

Что ж, и с этим Правозащитный центр адвокату Нурпеисову помог, и теперь качественная российская экспертиза станет серьёзным аргументом в будущем суде над Тайчибековым. И это только начало - будут и другие шаги, ибо "железный Ермек" для нас, безусловно, свой, и надо сделать всё, чтобы не позволить с ним расправиться. Говоря "свой для нас", я имею в виду не только русских, и даже не только россиян, но всех детей нашей полиэтнической Русской цивилизации, к какому бы народу они ни принадлежали. Всех, кто готов встать на пути геополитических хищников, стремящихся разорвать это наше веками сложившееся единство, чтобы сожрать нас поодиночке. И не умеющих считать даже на ход вперёд национальных этнократий постсоветских республик, вольно или невольно им в этом помогающих.
"Свой-чужой"

Есть такая система в современных военных самолётах, позволяющая без долгих размышлений понять, кто перед тобою - друг или враг. К сожалению, под болтовню об "общечеловечности" мы (в отличие от геополитических противников России) в последнее время значительно утратили это чувство, что резко снизило нашу адекватность восприятия мира, а значит - способность к выживанию и победе в мало-мальски сложных условиях. Ведь даже в природе гораздо более жизнеспособна популяция животных, в которой царит внутренняя солидарность, невозможная без умения определять "своих" и "чужих".

Именно поэтому дело Ермека Тайчибекова важно не только для Казахстана, но и для нас, России. Ибо оно является своеобразным индикатором жизнеспособности и нашего общества тоже: его способности и готовности отстаивать "своих" всеми доступными средствами - вплоть до того, чтобы, как учит Писание, "душу свою положить за други своя". За своих не по крови, даже не по вере, но - по духу и мировоззрению. Да, Ермек - этнический казах и мусульманин. Но разве не стократ он более "свой" для нас, чем иные чистокровные русские, презрительно именующие Россию "Рашкой" и готовые сделать её хоть протекторатом, хоть колонией, лишь бы в этой колонии лично их посытнее кормили?! А коли так, то давать его в обиду, а тем более отдавать на расправу "полит-баям" недопустимо. Своих бросать нельзя - иначе в итоге одни останемся.

Как известно, наиболее явственно деление "свой - чужой" проявляется на войне. Когда бандеровские каратели в 2014 году шли умыть кровью восставший Донбасс, на защиту его отовсюду поехали добровольцы. Не только из России - из самых разных стран, причём не только "постсоветских", но и вполне "западных". Ехали "правые" и "левые", православные, мусульмане и атеисты, русские и нерусские. И все находили общий язык, ощущали своё единство... и очень быстро учились отличать "своих" от "чужих", потому что на войне иначе не выжить. Я достаточно много общался с донбасскими добровольцами, чтобы понять, насколько эти люди духовно повзрослели на той войне, научившись воспринимать этот мир гораздо правильнее огромного числа не вылезающих из телеэкрана "диванных" экспертов и "политологов", оценивающих "своих" и "чужих" по совершенно иным критериям.

Мне могут возразить, что в фильме "Брат-2" слова "русские своих не бросают" относились именно к войне. Но, во-первых, это не так (вспомните фильм!), а во-вторых - разве сейчас против Русской цивилизации не ведётся самая настоящая война? Да, на ней по большей части не стреляют, хотя жертвы появляются регулярно. Идёт битва прежде всего за сознание людей. Ибо стоит кому-то подчинить это сознание (а также ментальность, культуру, образование) народа себе, и свою свободу, а также территорию с ресурсами он отдаст сам.

К казахскому народу это, кстати, относится так же, как и к народу русскому. И горе тому государству, вожди которого этого не понимают.
Заигравшиеся в "многовекторность"

    Не хотелось бы думать, что увлечённый своей "многовекторностью" Казахстан начинает копировать Запад во всём. В частности, копировать США, где вопреки всяким конституциям и правам человека сегодня пришедшими к власти демократами (в данном случае слово это звучит как издевательство) вводится самая натуральная идеологическая цензура. Когда все альтернативные мнения и точки зрения блокируются на уровне руководства ведущих СМИ и соцсетей.

Так или иначе, но исход дела Ермека Тайчибекова вскоре станет для руководства Казахстана своеобразным тестом на цивилизованность. А для России - ещё одним аргументом в пользу выстраивания или сворачивания двусторонних отношений.

Новости партнёров
Димитрий из Самары
8 д
Когда разговариваешь с нынешними жителями Казахстана в России, то сразу заметна их ненависть к местным новым баям, дышащим злобой на Россию. А уж про переименования и национализм вообще говорят только русским матом.
Ещё 5 ответов из 18
РодНик Род
8 д
Казахская элита давно уже " на крючке " у Запада, как только начала хранить "свои честно заработанные"
Ещё 5 ответов из 30
РодНик Род
8 д
миллиарды долларов в заморских банках. А остальное- как по писанному, стали чуть-чуть подтанцовывать под дудку Западных "демократов", и потихоньку развивать национализм, и как следствие усилилась русофобия, пережитки старых… Читать ещё
Ещё 5 ответов из 10
Ещё 10 комментариев из 213
Казачьи лампасы раздора: В Казахстане хотят поставить русских на колени?
13 января 2021
Фото: Nina.G / Shutterstock.com

На днях в Казахстане произошёл мерзкий случай. Местный житель, казах, начал приставать к шедшему с детьми в храм семиреченскому казаку Ивану Громову, негодуя по поводу того, что тот, как это у казаков принято, в праздничный день одет в казачью форму. Да ещё – о ужас! – пуговицы у него с двуглавым имперским орлом. В общем, полная поруха всего казахстанского суверенитета и национальной казахской гордости, что вызвало у аборигена приступ праведного гнева и крик: "Это Кокшетау, казахская земля!"

Автор: Владимир Хомяков

То, что сам Иван Громов - такой же местный житель и гражданин Казахстана, в глазах бесноватого нацика ничего не значило: перед ним был русский, посмевший разгуливать по "суверенной казахской земле" в русской (казачьей) униформе, пусть даже и прошлого века.

Кстати, сам город Кокшетау (называемый так с 1993 года) был основан 28 апреля 1824 года сибирским казаком Михаилом Казачининым как военное укрепление. И носил имя Кокчетав - по названию стоящей рядом горы Кокшетау (по-казахски - Синеватая гора). Соответственно, давшая начало городу станица называлась Кокчетавская и лишь в 1868 году - в связи с переселением множества русских крестьян и казаков - стала полноправным городом Кокчетавом. Так что, говоря "Кокшетау - казахская земля", местный националист весьма ошибался. Земля казачья, хотя и казахи здесь тоже периодически кочевали.
Казахи не знают своей истории?

Впрочем, не будем осуждать не шибко грамотного аборигена с завышенной национальной самооценкой. В нынешнем Казахстане оптимальный гражданин именно таким и должен быть: искренне верящим, что "всё вокруг казахское, всё вокруг моё", наученным в школе "правильной" истории, в которой казахи - древний великий народ, а русские (и казаки в частности) - лишь колонизаторы и пришельцы на "исконно казахских землях".

Если вспомнить реальную, а не написанную по мотивам песен казахских акынов историю, то казахский этнос образовался лишь к середине XV века. Тогда, отколовшись от распадавшейся Золотой Орды, два чингизида Жанибек и Кирей образовали в южной части нынешнего Казахстана собственное ханство, назвав своих подданных "казаками", что по-тюркски означает "вольного человека". До революции 1917 года этнографы казахов называли "киргизами". Точнее, "киргиз-кайсаками", в отличие от нынешних киргизов - "кара-киргизов".

В апреле 1920 года создана была Киргизская АССР (автономная республика в составе РСФСР) со столицей в Оренбурге. В её состав включили многие территории Уральского, Оренбургского и Сибирского казачьих войск. А большую часть земель Семиреченского казачьего войска отдали в Туркестанскую АССР. В 1925 году, уже после создания СССР, произошло новое "размежевание" территорий: из Киргизской АССР и части Туркестанской АССР образовали КазаКскую АССР (именно так она называлась, чтобы о "контрреволюционных" казаках и памяти не осталось). В 1936 году появилась КазаХская ССР (союзная республика), названная так, чтобы отличать казахов казаков. В Казахской ССР остались почти все территории Уральского казачьего войска с городом Уральск, большинство земель Сибирского казачьего войска с русскими городами Петропавловск, Павлодар, Семипалатинск и Усть-Каменогорск, а также территория Семиреченского казачьего войска с русским же городом Верный - это впоследствии Алма-Ата, с 1929 года столица республики.

Так что кто из двух, казаки или казахи, чужие земли оттяпал - это даже не вопрос...
"Сон разума рождает чудовищ" (Франсиско Гойя)

Казахских националистов всё это не волнует: для них это и многое другое - "исконно казахские земли". К таковым они относят не только бывшие казачьи территории, но также ряд "спорных" земель, принадлежащих Узбекистану (более трети территории, включая Ташкент), Китаю и... России. Тут размахнулись: им подавай часть Самарской, Саратовской, Оренбургской, Челябинской и Новосибирской областей и почти всю Омскую. Это при том, что не только на правобережье Урала, но и на правом берегу реки Иртыш казахов исторически не было, а жили там сибирские татары и джунгарские калмыки.

Поборников казахстанского величия подлинная история не интересует - тем более что учат они её, судя по всему, по то и дело выпускаемым в Казахстане "историческим" фильмам о великой культурной цивилизации казахов, задавленной "русским колониализмом".

Однако история - дама капризная и требует не киношек, а фактов. Когда в российское подданство первым вошёл казахский Младший жуз, российский дипломат и чиновник оренбургской администрации А. И. Тевкелёв описывал образ жизни новых подданных Империи так: "...всё их имение состоит в лошадях и овцах, на которые потребные себе товары, яко то сукна, ножи и железные котлы, холст и протчую конскую сбрую выменивают". Естествоиспытатель И. П. Фальк (по происхождению шведский врач) свидетельствует о том же: "Общепринятым и едва ли не единственным занятием киргизов (т. е. казахов) является животноводство".

О письменном казахском языке можно говорить самое раннее - на рубеже ХIХ - ХХ веков. В 1870-1882 годах в Ташкенте появилась первая газета на казахском языке в виде приложения к официальному печатному органу туркестанского генерал-губернаторства "Туркестанским ведомостям".
Каково казакам в Казахстане

Когда в конце 1980-х годов в СССР началось возрождение казачества, оно с первых же шагов ощутило противодействие националистически настроенной (хотя формально ещё коммунистической) казахской республиканской верхушки. С созданием суверенного Казахстана в СМИ то и дело вбрасывались откровенно провокационные статьи про то, что казаки якобы мешают "демократизации" и "модернизации" молодого государства.

    Казачество - это русские люди, исторически проживавшие на землях нынешнего Казахстана и имеющие право на национальную самобытность и культуру. Поэтому права их власти Казахстана обязаны защищать так же, как и права всех своих граждан (Александр Молчанов, руководитель правозащитного центра "Царьград").

Да, сам "отец казахской государственности" Нурсултан Назарбаев говорил про казаков:

    Казаки - наши земляки. Пусть возрождают свои традиции и обряды. Но по законам нашей суверенной республики недопустимы автономизм, экстремизм и территориальные претензии.

В общем-то, всё верно сказал: живёшь в стране - выполняй её законы. Но при этом, разумеется, семиреченские казаки властями Казахстана, взявшими курс на формирование Казахстана не как многонационального, а как унитарного национального казахского государства и "ползучую дерусификацию", не могли не восприниматься как чужеродный, а потому потенциально опасный элемент. Так их и воспринимают до сих пор.

Действуя по старому принципу "разделяй и властвуй", власти Казахстана способствовали созданию максимального количества разнообразных "казачьих" организаций, как правило конфликтующих между собой. Тем не менее именно семиреченские казаки продолжают оставаться наиболее организованной русской силой и хранителями имперских русских традиций в Казахстане. Не случайно именно "семиреки", несмотря на резкое неприятие этого факта властями, отправлялись воевать за Русскую цивилизацию в Приднестровье и на Донбасс. Не случайно именно казаки ещё в 2000 году направили коллективное письмо только что пришедшему к власти президенту Путину об истинном положении русских в Казахстане, где говорилось, что "в результате агрессивной национальной политики казахских властей" идёт выдавливание русского населения и казачества за пределы Казахстана. На начало 2000 года уже выехало 25% всего населения - около трёх с половиной миллионов человек... Сейчас уже, разумеется, гораздо больше.
Форма и содержание

Конечно, "не всяк казак, у кого лампасы". Но что же касается формы, то её семиреченские казаки носят начиная с 1990 года, и поскольку форма эта "дореволюционная", она никоим образом не может трактоваться как униформа запрещённых в Казахстане военизированных организаций. Для казака, тем паче - в инокультурном окружении, форма является фактически национальным костюмом, говорящим о принадлежности её владельца к казацкому субэтносу русского народа. Что ни в Казахстане, ни в России никаким законом никому не запрещено.

Согласитесь, трудно себе представить, чтобы в той же Москве киргиза или казаха остановили за ношение национальной шапки и потребовали её снять - на том основании, что она, мол, вызывает у русских людей неприятные ассоциации... скажем, с "монголо-татарским игом". Представить подобное в России крайне сложно. Зато нет никаких сомнений, что гражданин, совершивший подобное, у нас запросто может угодить под печально известную 282-ю статью "за разжигание".

Но то - Россия, а то - Казахстан, где "русофобия (пусть даже в весьма завуалированном и "мягком" варианте) является частью государственной политики". И где за эти самые слова, сказанные в интервью, честный казах (!) - блогер Ермек Тайчибеков ныне находится под судом и с высокой вероятностью может быть брошен в тюрьму на несколько лет.

Репрессии против него - далеко не единичный случай: так в 2014 году русскую гражданку Казахстана осудили на 4 года условно за высказанное личное мнение о том, что северные "русские" области должны когда-нибудь вернуться в состав России. А блогер Игорь Сычёв из города Риддер за проведённый в Сети опрос земляков, хотят ли они, чтобы их город был в составе России, получил реальные 5 лет тюрьмы. Таковы современные казахстанские реалии...

    Мы давно и с тревогой отслеживаем ситуацию с казачеством в Казахстане - на территориях Уральского, Сибирского и Семиреченского казачьих войск. Думаю, нынешнее обострение психоза у казахских националистов связано с выборами в Казахстане, на которых отдельные политики не прочь разыграть национальную карту. Чем подобные заигрывания с национализмом могут закончиться - хорошо видно на примере Украины, и у казахстанского руководства сегодня есть реальная возможность наступить на те же самые грабли (Николай Дьяконов, верховный атаман "Союза казаков-воинов России и зарубежья").

Принципиальный вопрос: есть ли непреодолимый антагонизм между казаками и казахами как таковыми? Нет его. Зато есть неприятие гнусной русофобской национальной политики властей, играющей на самых низменных ксенофобских инстинктах. Такая политика одинаково омерзительна для любого нормального человека - будь он хоть казак, хоть казах.

Любопытно, что в ряде станиц казахи, проживавшие там поколениями рядом с казаками, не только всегда праздновали вместе с ними Рождество и купались в крещенской проруби, но и весьма неодобрительно реагировали на переселение в свои края вчерашних кочевников из южного Казахстана, встречая этих "единокровных и единоверных", хорошо известных нам "понаехали тут"...

Недавно, 22 сентября прошлого года, в Омской области открыли дорогу Милоградовка - Алабота, связавшую Омск с Русской Поляной в обход территории Казахстана. Ещё в 2015 году омский губернатор Виктор Назаров предлагал казахам обменяться равнозначными территориями, чтобы строить дорогу напрямую, но понимания, мягко говоря, не встретил. Ну что ж, дорога обошлась бюджету почти в 800 млн рублей, зато теперь она есть и никоим образом не зависит от прихоти новых казахстанских баев.

Согласитесь, есть в этом какая-то символичность. Мы, Россия, давно и упорно пытаемся договориться с "союзным" нам Казахстаном. Казахстан демонстрирует "многовекторность". Однажды Россия может отнестись к этому жёстче, чем сейчас. Ни на что не намекаю, но вот выступления сенатора Никонова и депутата Государственной думы Фёдорова о Казахстане вызывают в обществе двух стран серьёзный резонанс...


Рецензии