Прогулки по Бел Городу. Соборная площадь

Прогулки по Бел Городу. Соборная площадь

/по материалам Александра Крупенкова/
Часть IV

Продолжаем читать книгу «Пройдёмся по старому Белгороду» известного нашего историка и краеведа, научного сотрудника Пушкинской библиотеки-музея, председателя Пушкинского клуба А.Н. Крупенкова (1951-2013) об исчезнувшем и исчезающем Белгороде, или Бел Городе, так его называют в XVI, XVII и XVIII веках.

«Что в имени тебе моём?»

Главная площадь города носит сегодня имя «Соборной», на плане Бела Города XVIII века в 1768 году она обозначается как «Большая площадь», в XIX веке площади и улицы назывались по месту своего нахождения, и она именуется ещё и «Площадью перед женским монастырём».  «Торговой площадью» она никогда не была и не называлась, хотя так принято считать сегодня.

В 1920 году революционные власти Белгорода дают площади название «Жертв контрреволюции», что весьма неудачно, поскольку в обиходном языке, с его неизбежными сокращениями, это название и слышится, и произносится как площадь «Контрреволюции». Примерно в 1926 году площадь переименовывают в «Жертв революции», и опять неудачно: новое имя оказывается двусмысленным. Наконец, в начале 30-х годов её называют просто площадью «Революции», которое она носит около 70 лет, после чего получает сегодняшнее своё имя - «Соборная».

Новый сквер
 
Во времена Белгородской губернии во второй половине XVIII  века на Большой площади находились присутственные места, архивы, казённая кладовая и гауптвахта. Позже, где-то в XIX веке, в центре её был разбит сквер, который назвали Новым, поскольку перед Покровским храмом уже был Старый сквер. Южная сторона сквера походила по линии нынешнего Гражданского проспекта, северная – перед сквером у Дома правительства, восточная – ограничивалась улицей Попова, а западная – гостиницей «Белгород».

В центе сквера появляется красивый фонтан, который впоследствии, при реконструкции площади, перенесли в горсад, с западной и восточной стороны от фонтана были разбиты большие клумбы. От широкой центральной аллеи сквера расходились дорожки, стояли скамейки. Под Новый год в центре сквера устанавливалась праздничная ёлка.

В начале ХХ века в Новом сквере появилась необычная по архитектуре, выполненная в китайском стиле кофейня «Манчжурия»: её хозяин открыл своё заведение в таком виде из патриотических чувств в честь китайской провинции Манчжурия, за которую сражалась в русско-японскую войну 1904-1905 годов царская Россия. Эта кофейня пользовалась у белгородцев большой популярностью, потом куда-то исчезла, а уже при советской власти вплоть до начала войны в сквере, переименованным в «Ленинский», имелся небольшой ресторанчик мест на 25, уже без музыки, но там можно было выпить и хорошо закусить. 

Площадь Революции

В первые годы советской власти самый большой праздник – день Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября проводился гораздо скромнее, чем потом. В 1924 году, накануне праздника, комиссия по проведению Октябрьских торжеств обращается в Белгородский уисполком с просьбой выделить средства для проведения на площади Жертв контрреволюции театрализованного представления с установкой вышек. Уисполком отвечает:

«1.В виду того, что расход сметой не предусмотрен, поэтому и выдачи быть не может, с одной стороны, и устройство вышек считать ненужным, с другой. 2. Считать излишней роскошью украшение домов государственными флагами из новых материалов, а продолжать использовать имеющиеся флаги. Довести до сведения укомиссии, что никаких денежных средств на праздник Октябрьской революции отпустить не можем».

Однако уже в 1925 году Белгородский уисполком рекомендует финотделу «отпустить на украшение города в дни Октябрьской революции 50 (пятьдесят) рублей из параграфа проведения революционных праздников». Праздничные демонстрации и митинги в те годы снимал на фотокамеру белгородский фотограф Татаринов. 6 октября 1925 года на заседании уисполкома впервые поднимается вопрос об установке памятника В.И. Ленину, место памятнику единогласно определяется в городском сквере на площади Жертв контрреволюции. Комиссии под председательством члена уисполкома Шурана поручено к 15 октября «представить практические мероприятия».

Летом 1929 года окружной Осоавиахим строит на площади Жертв революции стрелковый тир с военным уголком. В 1932 Белгородское общество «Друг детей» открывает уже на площади Революции мастерскую по ремонту струнных музыкальных инструментов, настройке роялей и пианино.  Однако  в 1934 году «Белгородская правда» с тревогой пишет:

«Возьмём хотя бы сквер, находящийся около памятника Ленину. Он совершенно не использован и является местом сборища только хулиганов. За этим сквером нет даже никакого ухода и его портит скот. А разве нет возможности у Горсовета благоустроить сквер? Для этого надо только провести штук 15-20 электрических лампочек по всем аллеям, сделать маленькую эстраду для оркестра. В сквере можно организовать киоски с продажей прохладительных напитков и упорядочить надзор над сквером».

В 1935 году напротив памятника Ленина построили показательный павильон с парикмахерской, фотографией, обувной и портняжной мастерскими, чисткой обуви и одежды. Однако уже в следующем году он приходит в негодность и сносится, а на его месте открывает свой павильон пивзавод.

В 1937 году по постановлению правительства на площади Революции должно было начаться строительство звукового кинотеатра на 750 мест, по утверждению архитекторов, самого красивого здания в городе. Этого почему-то не происходит, но выделяются средства на реконструкцию Ленинского сквера: он был благоустроен, - высажены липы, клёны и белая акация, - он значительно расширился, до здания почтамта. В сквере начала работать читальня, в которой можно было взять газеты, журналы, шахматы, шашки и домино.

Площадь областного значения

С образованием в 1954 году Белгородской области, принимается Генеральный план развития областного центра, предусматривающий кардинальную перестройку центральной части города и главной площади. В северной части площади планируется возвести Дом Советов, с западной стороны – гостиницу «Белгород» и пятиэтажный жилой дом с магазином, в юго-восточном углу – многоквартирный жилой дом с магазином, в южной части, где когда-то был женский монастырь, а потом Рабочий городок, - областной драматический театр. Из старых домов не подлежал сносу только двухэтажный клуб железнодорожников (бывший дом Самойлова). Перед зданием Дома Советов планируется установить памятник В.И. Ленину, а по обе его стороны разбить новый сквер.

30 января 1954 года Белгородский облисполком принимает решение о начале застройки главной площади города: размещении на ней Дома Советов, драматического театра, гостиницы и  Дома связи. «С этого времени начинается планомерный снос красивейших старинных  зданий на площади», -сожалеет А.Крупенков.

10 июня 1954 года закладывается фундамент Дома Советов по проекту архитектора Ленинградского института «Гипрокоммунстрой» В.В. Васильева; возведение монументального здания поручается Белгородскому строительному тресту № 149 под руководством Н.И. Саенко. В связи с реконструкцией площади Революции, праздничные демонстрации и массовые гулянья на несколько лет переносятся на Вокзальную площадь.

Первый секретарь обкома партии Н.Ф. Васильев в своих воспоминаниях восхищается: «Площадь стала украшением всего города, одно из её красивейших зданий -  Дом Советов, который является ведущим архитектурным сооружением, определяющим ансамблевую застройку центральной площади…» 

«Жаль только, что на площади не осталось ни одного (!) старинного здания и великолепных храмов, украшавших её в прошлом, которые сегодня мы можем видеть только на старинных открытках», - сожалеет А. Крупенков. 

(Гостиница «Белгород», видимо, спроектирована ленинградскими архитекторами: она выполнена в хорошо узнаваемом «питерском» стиле, с характерным куполом и «адмиралтейским» шпилем. На наш взгляд, она нисколько не уступает монументальному дворцу правительства области, но придаёт площади своеобразный «классический» вид.– В.К.)

Драматический театр

В 1950-е годы оставшиеся монастырские постройки и кельи снесли, а на их месте в 1959 году начинается строительство областного драматического театра. 5 ноября 1962 года трест «Белгородпромстрой» сдаёт здание театра по проекту белгородского архитектора В.М. Лимаренко. Для своего времени он был очень хорошо оснащён: имел 768 мест посадочных мест, отлично оборудованную сцену, свой радиоузел, АТС и специальную площадку для ретрансляции спектаклей по телевидению. По обеим сторонам театра установили фонтаны, разбили сквер, по проекту предполагалось также установить бронзовые бюсты А.М. Горького и М.С. Щепкина.  Однако… «он не идёт ни в какое сравнение с тем архитектурным ансамблем великолепных храмов, часовен и построек, которые находились здесь в прошлые века», - заключает А. Крупенков.

В 2005 году у драматического театра был установлен памятный знак: «На этом месте до 1923 года находился Рождество-Богородицкий женский монастырь. Основан в 1622 г.»

Женский монастырь

Рождество-Богородицкий женский монастырь первоначально находился на левом берегу Северского Донца на окраине современного Старого города. В 1650 году Белгородская крепость переносится из Старого города на новое место на правый берег, при впадении в Северский Донец реки Везеницы, где сегодня находится центр Белгорода, и для женского монастыря отводят землю на пустыре на левом берегу Везеницы.

В 1717 году по прошению игуменьи Марфы к женскому монастырю была приписана Логовская часовня с чудотворным образом Корсунской Божией Матери (ныне это Монастырский лес), и монастырские дела стали улучшаться: помолиться и приложиться к иконе приходят  многочисленные паломники и белгородцы, они приносят щедрые подаяния. В монастыре строится каменная Рождество-Богородицкая церковь, в 1804 году – колокольня. К началу XIX века главный монастырский храм сильно обветшал, и в 1820 году на средства горожан строится новый каменный храм с главным престолом во имя Рождества Пресвятой Богородицы и двумя приделами. В 1838 году купец Николай Иванович Чумичов на свои средства возводит с восточной стороны колокольни тёплую Аннозачатьевскую церковь с тремя престолами: главным – во имя зачатия святой Анны, южным – во имя Корсунской Божией Матери, и северным – во имя великомученицы Екатерины.   
   
В Белгородском Рождество-Богородицком женском монастыре «затворялись» отрекшиеся от мирской жизни женщины, сюда же «заточались»  - ссылались на покаяние и замаливание грехов вероотступницы и преступницы. Первой известной узницей монастыря была Ульяна Андреевна Татищева, сосланная в 1718 году после телесного наказания за то, что вместе с мужем Данилой Михайловичем вошла в тесный контакт с первой женой Петра I царицей Евдокией Фёдоровной Лопухиной в Суздальском Покровском монастыре. В 1736 году в монастырь были сосланы 26 раскольниц Ветковского согласия. В начале ХIХ века в монастыре томилась семь лет грузинская царица Мария Георгиевна с детьми по подозрению в убийстве русского генерала И.П.Лазарева. В 1813 году сюда сослали грузинских дворянок, княжну Екатерину Чалокаеву и дворянку Марию Наталову. В конце 1880-х годов в церковном хоре монастыря пел мальчик Ваня Равенских – отец известного режиссёра, народного артиста СССР Б.И. Равенских. 

В первые годы после Октябрьской революции монастырь и храмы при нём ещё продолжали работать, но  в августе 1923 года монахини выселяются в урочище Лог (Монастырский лес), церкви закрыли и опечатали, в монастырских кельях размещается детский дом-интернат, и бывший монастырь стал называться Детским городком. Затем стали разрушать храмы, весь монастырь был завален битым кирпичом. Вскоре детский дом закрывается, в монастырских кельях поселились рабочие и железнодорожники, и он надолго становится Рабочим городком.

Через 10 лет жилищная комиссия, обследовавшая Рабочий городок, констатирует, что он далеко «не рабочий»: в нём проживают большей частью торговцы, безработные и люди «свободных профессий», причём в ужасных условиях. На 50 корпусов с населением в несколько сот человек имеется только два общих туалета и одна помойная яма. 25 мая 1929 года «Белгородская правда» сообщает: «В центре Рабочего городка всё как будто благополучно, навоза, мусора и отбросов не видно, но и здесь по всем проходам выбоины, лужи воды, нет стоков. На окраинах дела уже несколько хуже, здесь расположены отхожие места, помойная яма и мусорные ящики. Зловоние – особенно в жаркое время – невероятное и приходится только удивляться, как могут всё это терпеть трудящиеся ближайших квартир».

Во время немецко-фашистской оккупации в августе 1942 года Рабочий городок называется «Монастырским двором».   

Площадь воинской славы

В первые годы советской власти Новый сквер превращается в революционный и военный некрополь. В декабре 1919 года здесь были похоронены около 100 защитников советской власти, казнённых белогвардейцами при отступлении из Белгорода. Ответственным за захоронение был М.А. Попов:

«Перед нами открылась жуткая картина: трупы повешенных и расстрелянных деникинцами валялись в кюветах шоссейной дороги, в овраге городского питомника (ныне парк им. Ленина) и в дальнем парке (севернее завода «Энергомаш»).  По решению уездного комитета партии меня назначили председателем комиссии по захоронению жертв произвола деникинцев, которые при отступлении зверски расстреляли и зарубили за городом в районе нынешнего стадиона «Энергомаш» около четырехсот томившихся в застенках активистов советской власти, рабочих, крестьян, пленных красноармейцев. На многих из них были следы пыток, истязаний. Тела около ста человек, неопознанных населением, были захоронены на площади Жертв контрреволюции (ныне площади Революции).   

В память о погибших было решено построить на площади перед женским монастырём на братской могиле памятник, площадь  назвать - «Жертв контрреволюции», присвоить это наименование одной из школ города и «создать при ней музей, в котором собрать всё, что  относится к этому ужасному времени». Отделу народного образования было поручено объявить конкурс среди художников на лучший проект памятника, победителю присуждалась премия в размере 5.000 рублей.

Был проведен сбор средств на памятник погибшим по проекту местного техника Филоненко, торжественная закладка состоялась в сентябре 1923 года, открыли памятник  7 ноября 1923, в шестую годовщину Октябрьской революции. На площади прошёл военный парад с участием 16-го Тульского стрелкового полка имени Коминтерна, 195-ой Белгородской роты ЧОН, 16-го территориального полка, конвойной команды ГПУ и железнодорожного всеобуча.

В 1927 году к 10-летию Октября на месте захоронения воздвигли новый, более монументальный памятник, который представлял собой разноступенчатую пирамиду из серого гранита, установленную на площадке с двумя ступеньками. На памятнике была прикреплена металлическая пластина с надписью о тех, кто здесь похоронен, без фамилий.

7 августа 1943 года на площади Революции был похоронен замкомандующего Воронежским фронтом генерал армии Иосиф Родионович Апанасенко, погибший  5 августа под Томаровкой. Гроб с телом покойного был установлен в ДК железнодорожников на углу улиц Попова и Ленина, два дня прощались с генералом воины и военачальники Красной армии, местные жители. В Белгородском краеведческом музее хранится редкая фотография: у могилы генерала Апанасенко с простеньким памятником в скорбном молчании стоит Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.

8 августа 1943 года в южной части Ленинского сквера (бывшего Нового) похоронены в братской могиле солдаты Красной армии, погибшие при освобождении Белгорода.

Согласно завещанию И.Р. Апанасенко, он был перезахоронен на родине. Через 10 дней, 17 августа, останки генерала со всеми воинскими почестями были переправлены на военном самолёте в Ставрополь, где преданы земле при большом стечении народа, об этом подробно написала  «Ставропольская правда». 

В 1944 году, во исполнение приказа Министерства обороны об увековечении памяти генерала армии И.Р. Апанасенко в Белгороде, в Ленинском сквере на месте прежнего захоронения генерала Апанасенко устанавливается временный памятник со звездой и двумя знамёнами наверху. В 1949 году на Вокзальной площади открыли новый памятник генералу Апанасенко, а старый убрали.

В Ленинском сквере был похоронен также генерал-майор М.П. Лебедь, в отдельной могиле с небольшим кирпичным памятником со звездой наверху. Генерал-майор Михаил Петрович Лебедь, замкомандира 5-го гвардейского механизированного Зимовниковского корпуса был смертельно ранен, по устоявшейся версии, в бою за Харьков 22 августа 1943 года, и перед смертью якобы успел попросить, чтобы его похоронили в Белгороде, который он освобождал.

Однако ветеран 5-го Зимовниковского корпуса генерал А.П. Рязанский в своих  мемуарах «В огне танковых сражений» рассказывает подробности о бое 5 августа 1943 года под сёлами Грязное и Таврово, в котором погиб генерал Лебедь:

«…В бою на подступах к Белгороду погиб смертью храбрых замкомандира корпуса генерал-майор М.П. Лебедь, при следовании на командный пункт 12-й гвардейской механизированной бригады. Этот мужественный генерал, воевавший с первых дней войны, был похоронен на центральной площади Белгорода».

В Архиве новейшей истории Белгорода хранится уникальная фотография: по улице Ленина от кинотеатра «Челюскин», где проходило прощание с генералом Лебедем, к площади Революции движется похоронная процессия с гробом. На оборотной стороне фотографии имеется надпись: на ней сняты похороны М.П. Лебедя.

Считается, что надпись сделана зампредседателя Белгородского горисполкома того времени М.Л.Сороколетовым. Ниже тем же почерком, но более яркими чернилами, стоит дата – 24 августа 1943 года, видимо, сделанная позднее. Если это день похорон, то генерал Рязанский ошибся в своих воспоминаниях, если эта дата относится к чему-то другому, то прав Рязанский, и генерал Лебедь погиб под Белгородом. «Видимо, дата на фотографии и породила версию, что генерал-майор М.П. Лебедь погиб в боях под Харьковом, который был освобождён 23 августа 1943 года», - считает А. Крупенков. Добавим, что похожа на легенду просьба генерала Лебедя похоронить его в Белгороде, с которым он был связан боевой судьбой не больше, чем с Харьковом.

Фамилию М.П. Лебедя увековечили в 1959 году на новом памятнике у Вечного огня на мемориальной плите, когда все воины были перезахоронены с площади Революции в сквер по проспекту Мира. «При этом 8 июня 1957 года у стадиона был торжественно открыт бюст генерал-майора М.П. Лебедя, но был ли он перезахоронен на это место? Никто не мог мне ответить на этот вопрос», - замечает А. Крупенков. Белгородская пресса, писавшая об открытии бюста генерала Лебедя, ни словом не обмолвилась о перезахоронении.  Жена погибшего генерала Анна Андреевна и сын Борис Михайлович, приезжавшие из Днепропетровска на открытие бюста, уехали из Белгорода якобы расстроенные.    

28 сентября 1943 года горисполком принимает решение: «В целях благоустройства города, считать необходимым архитектурно оформить оставшийся единственным после оккупации и находящийся в запущенном состоянии городской сквер. В центре, по его оси запроектировать и установить монументальный памятник героям Отечественной войны, туда же перенести и могилы героев войны, похороненных в разных местах города Белгорода».

В братскую могилу начали перезахоранивать из небольших братских и одиночных могил, которых было много по всему городу, над нею был сооружён новый памятник – высокий обелиск из кирпича со звездой и табличкой с небольшим списком воинов, фамилии которых удалось установить.  На тыльной стороне памятника выбили надпись: «Память о вас, отдавших жизни за Советскую Родину, не умрёт в веках».

Почти через три месяца после освобождения в этой же братской могиле похоронили воинов, погибших на станции Белгород при налёте фашистской авиации 25 октября 1943 года. Это были последние похороны на площади Революции. 
 
9 июля 1956 года горисполком принимает постановление: «О переносе останков захоронений участников гражданской и Отечественной войны, похороненных в сквере имени Ленина». На новое место в начало сквера по проспекту Мира была перенесена небольшая часть останков погибших воинов, произвести перезахоронение полностью в то время было невозможно по санитарным причинам.

5 августа 1959 года, в годовщину освобождения, при большом стечении ветеранов войны, участников боёв за Белгород и белгородцев, на братской могиле был открыт новый памятник «Слава героям!» скульптора Г.В. Нероды и зажжён Вечный огонь. У подножия памятника уложены мемориальные плиты, на одной из них выбиты фамилии 9 борцов за советскую власть, на остальных, а также на двух стелах  – советских воинов. Большинство фамилий погибших солдат установить не удалось.

9 мая 1945 года на площади Революции состоялись грандиозные торжества, посвящённые долгожданной победе над фашистской Германией, собравшие более 15 тысяч человек. Областная газета «Курская правда» сообщает:
«Рано утром на всех зданиях были вывешены портреты руководителей партии и правительства, флаги, лозунги, плакаты. Широкая площадь Революции не вмещала людей. Жители города пришли сюда, чтобы ещё раз услышать слово, возвестившее о долгожданной Победе».

Общегородской митинг открыл председатель горсовета М.П. Арсентьев, выступили
первый секретарь горкома партии А.И. Александров, инвалид войны подполковник Ильиных, рабочий-стахановец Кравец. Белгородцы поклялись отдать все силы, чтобы скорее восстановить родной город.

С началом горбачёвской перестройки, когда началось шельмование нашей истории,  стали усиленно муссироваться и старые слухи о том, что никто в братской могиле не похоронен, что пора даже потушить Вечный огонь.  В 1989 году Совет ветеранов поручает Е.Я Горелик, участнице войны, много лет проработавшей врачом железнодорожной больницы, установить, было ли действительно перезахоронение на площади Революции в 1956 году и как оно проходило. Горелик написала письмо Д.И. Каплинскому, возглавлявшему в 1950-х годах городское коммунальное хозяйство, а потом переехавшего в Москву.  Каплинский ответил,  «это письмо Евгения Яковлевна любезно разрешила мне переписать»,  - сообщает  А. Крупенков и приводит его текст из своего архива:

«Милая Евгения Яковлевна.
Только что получил ваше письмо и сейчас же отвечаю. С полной ответственностью за точность сообщаю, что (было) в бытность мою зам. председателя по плану благоустройства. В связи с предстоящим асфальтированием площади Революции  возникла необходимость переноса захоронений. На площади была большая братская могила и отдельная могила генерала Лебедя. Бюро ГК КПСС создала комиссию (председатель – я, военком, начальник городского отдела милиции и др.) и решили перенести прах генерала Лебедя на аллею у стадиона, прах из братской могилы в сквер на проспекте Ленина (где в дальнейшем была установлена скульптура Нероды и зажжён Вечный огонь).

Переноса чьего-либо праха из захоронения на кладбище по ул. Попова не было (во всяком случае при мне). В братской могиле захоронения были без гробов, судя по останкам, примерно 20 человек. В 4 часа утра мы переложили прах в гробы и перенесли. Список похороненных в братской могиле уточнили и указали на мемориальных плитах у Вечного огня».    

Памятник В.И. Ленину

Открытие на площади Революции памятника Ленину сначала намечается на 21 января 1926 года, вторую годовщину со дня смерти Ленина; для фундамента было решено использовать остатки каменных плит от мужского монастыря. Однако 18 декабря 1925 года Белгородский уисполком отмечает:

«Имея ввиду, что устройство памятника в зимнее время потребует излишних затрат на устройство тёплой защиты (теплицы), а также и то, что работа по бетонированию фундамента  в зимнее время является почти невозможной и непрактичной, постановление своё… отменить, определив открытие памятника 1-го мая 1926 года».

Впрочем, самая большая проблема была в том, что московский исполнитель Госиздат запросил за памятник Ленину огромные деньги, поэтому  26 февраля 1926 года городские власти принимают решение:

«Принимая во внимание, что полная установка памятника тов. Ленину обойдётся не менее как в 18.000 руб., что должно лечь значительной тяжестью на бюджет УИКа и Горсовета при наличии более неотложных нужд по благоустройству города и поддержания культурных учреждений, считать постановку памятника в текущем году несвоевременной, просить УИК возбудить ходатайство перед Госиздатом об расторжении договора по приобретению за статую Ленина и о возвращении задаточной суммы УИКу».
   
Памятник Ленину был открыт на площади Революции только 7 ноября 1927 года, к 10-летию Октябрьской революции. Старейший краевед И.Н. Орёл записал воспоминания участника открытия памятника Ленину комсомольца из села Сажного Терентия Захаровича Селюкова:

«На углу бывшего городского сквера все выстроились в колонны. Люди устремили свои взоры к трибуне, рядом с которой возвышалось сооружение, покрытое белой материей.  Когда прогремел оружейный салют и покрывало опустилось, заиграл оркестр и все запели «Интернационал». Под яркими лучами солнца сверкала новенькая бронзовая скульптура Ильича. Ленин стоял на высоком постаменте, устроенном в виде суживающейся к верху трибуны. Он словно собирался заговорить с людьми. Его полусогнутая правая рука придерживала борт пиджака, левая была в кармане брюк, а взгляд был устремлён вдоль улицы, которая к тому времени уже называлась именем В.И. Ленина. Ограда была обрамлена толстыми цепями, разорванными в одном месте, что символизировало разрыв цепи империализма в одном звене – в России. 

Потом мимо памятника Ленину прошли колонны демонстрантов: в первых рядах были рабочие-железнодорожники, красноармейцы, участники Октября и гражданской войны, крестьяне из соседних сёл. Некоторые шли в своих излюбленных кожанках и будёновках, матросских тельняшках, с винтовками, пулемётами, маузерами и патронными лентами через плечо. В последующие годы все митинги и демонстрации белгородцев проходили на этом же месте. Нередко к памятнику Ленина люди  приезжали из самых отдалённых деревень. Даже зимой у памятника появлялись живые цветы».

Эта скульптура Ильича была отлита в Москве по проекту известного московского скульптора Г.Д.Алексеева, он бывал в кабинете Ленина, сделал более десятка его зарисовок. На задней стенке низенького пьедестала было выбито: «Скульп… Лит. фабрика Гиза №  9 Мос… 1925 год». Луначарский назвал памятник Ленину, выполненный Алексеевым, самым удачным из всех, которые он видел.

Памятник Ленину установили в сквере со стороны улицы Юных пионеров (Танкиста Попова) лицом к клубу железнодорожников (бывшему дому купца Самойлова). Новый сквер стал именоваться Ленинским, пионеры установили над сквером шефство и периодически его убирали, в 1930-х годах в праздничные дни у памятника Ленину демонстрировались фильмы.

Когда в октябре 1941 года Белгород заняли фашисты, они начали с того, что расстреляли памятник Ленину из автоматов и винтовок, следы от пуль видны на нём и сегодня.  Потом скульптуру с помощью техники стащили с пьедестала и, в конце концов, по одной из версий, она была отвезена на угольный склад и там зарыта.

По сведениям краеведа И.Н. Орла, сброшенный с пьедестала памятник какое-то время валялся поблизости от тротуара, и это взял на заметку некий Мерников, до войны он заведовал в  Белгороде коммунальным хозяйством. Фашисты оставили Мерникова на прежней должности, вменив ему в обязанности уборку города, в том числе от разбитой техники и трупов. Мерников «убрал» памятник на склад райпотребсоюза, бывший на месте гостиницы «Центральной» и забросал его от посторонних глаз всяким хламом, где он и пролежал всю оккупацию. В июле 1943 года гитлеровцы при отступлении собирались вывезти памятник в Германию как цветной металл, он был даже погружен в машину, но случилась воздушная тревога, потом началась суматоха отступления, и фашистам было уже не до памятника. Рабочие убрали памятник обратно в сарай и чем-то прикрыли.

Судьба Мерникова сложилась печально: он был осуждён на 10 лет лагерей «за сотрудничество с немецкими оккупантами».

После освобождения Белгорода горисполком принимает решение:
«Включить в ансамбль улицы Ленина и сквера также памятник Ленину, для чего использовать бронзовую фигуру Ленина, запроектировав для неё постамент». Памятник был установлен на прежнем месте, на высоком пьедестале со ступеньками. По углам пьедестала были установлены кубы из кирпича, соединённые между собой тяжёлыми чугунными цепями.

Потом бронзовый памятник Ленину почему-то незаметно убрали, установив вместо него гипсовый (который стоял потом в парке имени Ленина), а бронзовый отправили на склад горкоммунхоза. Там его обнаружил директор кинотеатра «Челюскин» Семён Яковлевич Натаров, и, забрав скульптуру без всякого разрешения, установил в фойе кинотеатра, задрапировав красными полотнищами. Когда «Челюскин» снесли, памятник Ленину был перенесён в фойе кинотеатра «Родина», потом он долго стоял в краеведческом музее, а после августовских событий 1991 года его убрали в фонды. Там памятник Ленину работы скульптора Алексеева, представляющий историческую и культурную ценность, находится по сей день.
(Продолжение следует)

Виктор Каменев
27.01.2021


Рецензии