Безнадега

Наша долговременная память полнится днями вёдренной погоды, когда природа пронизана солнцем, а небо – ярко-синее.
 Но меня часто посещает воспоминание одного гнилого  лета начала пятидесятых годов, когда дождь не прекращался в течение  нескольких недель, и дневная температура не поднималась выше двенадцати градусов. Наша семья жила на даче, где я размещался  в большой не отапливаемой комнате, и, так как высунуться  из дома было невозможно, а дома было холодно, как снаружи, целыми днями не вылезал из кровати. Переносясь воображением в то время, я  через окно вижу бесформенные серые тучи, быстро бегущие по низкому небу, слышу натужный шум ветра в ветвях деревьев; его сильные порывы, заставляющие дребезжать в рамах стекла, бросают на них гроздья дождевых капель, затем медленно стекающих, как по лицу слезы.
Так как ничем другим заняться было невозможно, я целыми днями читал. Мне попалась книга из библиотеки деда – дореволюционное издание романа Салтыкова-Щедрина «Помпадуры и помпадурши». Это - первое крупное произведение писателя о жизни русской провинции, где она обличена в своей безнадежной тоскливости, и атмосфера романа идеально сливалась с настроением, царившим в окружающей природе.
Так в моем сознании с ранних лет сложился и до сих пор бытует образ одной из ипостасей моей Родины – безнадеги, - унылой, вязкой, и неодолимой.
Конечно же, у нее в запасе имеются ипостаси иные, в которых она любит покрасоваться, им соответствует яркое солнце и синее небо, но наступает момент, и безнадега возвращается…
                Октябрь 2020 г.


Рецензии