С блесной Кобра на судака и щуку. Часть 1

ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ АВТОРА

   Трудно представить себе отдых лучше рыбалки:
тут и полная релаксация, и близкое общение с
природой, и месячная норма адреналина от поимки
судака или бойкой щуки, и выработка терпения и
обязательной наблюдательности.
   То есть помимо восстановления нервных клеток
перед трудовой неделей, вы ещё приобретаете
целый набор качеств, которые повышают
эффективность вашей деятельности. К тому же
гребля на вёсельной лодке нагружает все группы
мышц. Легко заметить, что активные рыболовы не
только не болеют, но и дольше живут, сохраняя
цепкую память, логику и ясность ума.

   Не стоить забывать в наш практичный век и о
том, что свежая ценная рыба украсит любой стол.
Кроме того - именно ловля спиннингом позволяет
вылавливать таких крупных хищников, как щука, сом и
судак.
   Важна и соревновательная часть увлекательного
спорта. Воспитывается умение ценить время; выбор
блесны (приманки) и места ловли - определяет успех
по количеству и качеству выловленной рыбы.
   А проблема отцов и детей? До сих пор с теплом
вспоминаю совместные рыбалки со своим отцом
Антоном Даниловичем - почётным гражданином
тысячелетнего города Трубчевска.

   В этой книге - крупицы моего пятидесятилетнего
опыта. Она будет полезна не только молодым
спиннингистам. Удачи всем на природе и дома.

2021                Владимир Юденко

О КНИГЕ ПРО РЫБАЛКУ

   Передо мной лежит необычная книга Владимира Юденко
о премудростях рыбной ловли. Обладая богатым опытом,
автор знает о чём пишет.
   Чередование активного отдыха и плодотворной
творческой деятельности принесло и приносит хорошие
плоды. Владимир проявил себя как значимый поэт и
писатель, завоевал признание на Всемирном и
Международных литературных конкурсах, став их
лауреатом.
   К тому же, автор успешно проявил себя в качестве
редактора трёх международных сборников.
   Невозможно не упомянуть об ещё одной важной
ипостаси Владимира: он – изобретатель (дипломант
премии ГОСКОМИЗОБРЕТЕНИЙ), Почётный доктор
Ассоциации русских учёных Латвии, президент Клуба
интеллектуалов, активный член МАП.
   О рыбацких успехах Владимира ходят легенды не
только среди местных рыболовов, но и в интернете.
Писать об этих мужских рыболовных секретах
женщине сложно, заинтересованный читатель сам сделает
немало открытий в области ловли на спиннинг или на
поплавочную удочку.
   Стоит отметить, что аналогичные издания типа
«Рыболов-спортсмен», раскупались при тиражах более
ста тысяч экземпляров. В наше время они весьма
ограничены, и потому предлагаемая книга станет
долгожданным подарком для любителей активного отдыха.

   Президент Международной ассоциации писателей
   Татьяна Житкова

2

ПРИОТКРЫЛАСЬ ДУША

Осень гонит меня
под листву одинокого дерева.
Дождик - лодку скрывает
и хлещет о сеть камыша.
Ветер лист обрывает...
И падает тот, как и велено.
Перед небом сгустившимся
чуть приоткрылась душа.
Что удалось разглядеть ей? -
мне даже неведомо.
Долог её нескончаемый, в сущности, путь.
Вот почему так молчит одинокое дерево,
корни скрестив, что водою подмыты чуть-чуть.

2011


НА РЫБАЛКЕ

Там фарисеев нет.
Есть Бог по воде идущий,
по-прежнему вездесущий,
вечную жизнь дающий
и любящий рыбаков.
Там - льётся с неба свет.
Солнца ли луч скользящий,
дождик ли моросящий...
Мир вокруг - настоящий,
стоящий сотни веков.

2013
3

БЕЛЫЕ ОСТРОВКИ

Вечером светятся клевера островки,
дождик шепчет, касаясь твоей руки.
Дерево нас укрывает... А две строки -
вновь зарождают родник для большой реки.

К дому шаги - и привычны нам, и легки!
Окна светят призывно, как маяки.
На пламя любви слетаются мотыльки:
клевера запах и белые лепестки.

2014


СУДАК, ЩУКА И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

       Частенько философствуем о высшей
справедливости, понимая её как благо в свою
пользу. А природа её – глубока и не всегда понятна.
       Вчерашняя рыбалка была удачной: судак и
два окуня – за одно утро. Окуней – отпустил на
волю, и это было очень справедливо по отношению
к ним.
       Захотелось повторить рыбалку и
сегодняшним утром. Жена уехала в соседнее
государство, никто не помешает полноценному
отдыху!

       Проснулся без будильника (это при моём-то
богатырском сне). Умылся, оделся, взял
спиннинг, подсачек, ведёрко с провиантом и
термосом, вёсла и накидку от дождя, жилетку
4
надел на куртку. Как хватает двух рук? Опыт,
сноровка и тренировка. Благо до озера - всего
сто метров.
       У воды меня ожидали две неприятности:
туман и лодка на суше из-за резкого спада
уровня... Пришлось поднатужиться, чтобы её
столкнуть.
       Выбрал по корме ориентир и стал грести
вёслами, но из-за тумана приходилось косить
глазом и по курсу, чтобы никого не таранить. Вот
лебедь выдвинулся сбоку, показывая, что рядом
граница его гнездовья. Умная птица. Понимает,
что рыбак не опасен, но этикет надо соблюдать.

       А вот и большое озеро. Туман начал
рассеиваться... Через пятнадцать минут осторожно
и тихо выхожу по четырём ориентирам на точку.
Отсутствие ветра облегчает мою задачу.
       Вдалеке, ближе к противоположному берегу
замечаю огонёк другой лодки, хотя в пять утра
довольно таки светло. Вот-вот солнце выкатится
на горизонте. Аккуратно опускаю якорь и делаю
первые забросы. Иногда хищник атакует блесну с
первых же забросов, поэтому не теряю бдительности.
Но прошло пять минут - и не последовало ни одной
поклёвки! Стал на подводном уступе вроде правильно,
бросаю от берега в сторону мелководного подводного
плато. Слабый удар по блесне - быстро подматываю
леску, в подсачек попадает небольшой судак. Измеряю -
две моих четверти. Надо отпускать, а по старым
правилам такой экземпляр можно было брать. Самое
обидное, что поплывёт прямо в браконьерские сети
- коих здесь великое множество.
       Отпускаю барскую рыбу (прощай уха).
Четырёхлетний судачок явно обрадовался такой
5
справедливости... Рыбы стало так мало, что на
вторую поклёвку можно и не рассчитывать. Но
буквально через три заброса - резкий удар, и
становится сразу ясно: этого судака отпускать не
придётся.
       Но у второго судака тоже было своё мнение
насчёт справедливости, он срывается возле борта
лодки и хочет отправиться на свободу вслед за
отпущенным собратом. Поскольку мой небольшой
подсачек был уже опущен в воду, то я каким-то
чудом дотягиваюсь до судака, и он попадает в
лодку.
       "Есть всё же справедливость на
свете" - подумал я: "Меньшего отпустил -
поймал большего".
       Разве мог я предположить, что самое
необычайное приключение меня ждёт впереди?!

       Солнце стремительно оторвалось от
горизонта, и приятная прохлада (+14) сменилась
ласковым теплом (+18), а вся последующая
активность светила вызывала беспокойство за
судьбу нежной рыбы на кукане. Да и козырёк белой
кепки, и поднятый воротник рубашки - уже недостаточно
предохраняли мою кожу от жёстких лучей. Мобильник
показывал восьмой час утра. Великолепный отдых, но
надо спасаться в тень.
       Решил так: ещё три заброса и домой.
Блесна смотала почти сорок метров лески и с
малым всплеском врезалась в водную гладь.
Опускаю её до дна (всего метра три глубины) и
веду короткими уступами (на судака). Половину
пути приманка  прошла без приключений. Но вот -
едва ощутимый удар: либо окунь попытался
неудачно скушать большую приманку, либо
6
промахнулся более крупный хищник. На всякий
случай придаю блесне плавное ускорение - режим
убегающей "рыбки".

       Зацеп?! Быстро отбрасываю эту нелепую
мысль, поскольку дно здесь идеально чистое.
Нечто сильно упирается, но трогается с места и
вдруг быстро направляется в сторону лодки,
продвигаясь возле дна. До этого момента думал,
что тащу громадного судака, а теперь засомневался.
       Рыбина шла со стороны опущенного якоря
лодки, и мне стоило больших усилий оттащить её
чуть в сторону. Адреналина при этом выделилась
месячная норма! Хорошо, что удилище не
сломалось, здесь похвалю фирму.
       Затем она прошла вдоль лодки в глубину,
полностью игнорируя мои попытки приподнять её к
поверхности. Руки непроизвольно крутили катушку
и уже в обратную сторону. В азарте я несколько
перестарался останавливать хищницу. Скорее
всего, это была громадная щука. Судя по
сопротивлению - побольше, пойманной мной пару
лет назад.
       Наконец она остановилась. Хорошо, что
недавно сменил леску на более прочную! Далее я
грубо ошибся. Когда подвёл её к лодке, стал
брать подсачек. Во-первых, в него бы она и не
поместилась, во-вторых, из-за этой возни я даже
не смог в мутной воде чётко рассмотреть ни
размер "крокодила", ни разновидность -
судак или щука. А может сом? Попытка приблизить
хищника закончилась крайне неожиданно. От мощного
удара хвостом образовался водоворот, а хищник исчез в
глубинах озера.
       Но самое удивительное было в том, что
7
блесна оказалась не только без крючков якорька,
но и без заводного заднего кольца! За мою
полувековую практику это второй такой случай. Но
сом в Десне оставил на блесне хотя бы разогнутое
кольцо.

       С учётом всех обстоятельств, мною выдвинута
следующая версия: кольцо блесны оказалось
недостаточно прочным. И я бы справедливо разделил
своё поражение с производителем колец. Что касается
упущенного трофея, то надеюсь, что громадное озеро
ещё скрывает много тайн и сюрпризов. Ещё не осень.
Ещё есть желание улучшить свой личный рекорд. У
моего отца трофеи были солиднее: и сом на 25
килограмм, и пара пудовых щук. Рыбачил он на
реке Десне возле тысячелетнего города Трубчевска
Брянской области.

       Остаётся только добавить, что с точки
зрения рыбины, боровшейся за свою свободу до
последнего, - справедливость восторжествовала
полностью и окончательно.

2014


МОИ АФОРИЗМЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ
**********************************

Правда истине к лицу.

Мир - войне не помеха.

Солнце и пятнами греет.

8
Обидчивость - сестра глупости.

Девиз писателя: "Каждому - моё".

Не люби ушами - осликом станешь.

Стукач в лесу чрезвычайно полезен!

Когда приспичит - спички не помогут.

Зло не сильнее добра, но оперативнее.

Что гению легко, таланту - тяжкий труд.

Деньги из воздуха - предтеча апокалипсиса.

Хорошо научились бороться с жизнью, а не за жизнь.

Если гений сказал глупость - не спешите записывать.

Загадывайте не на падающую звезду, а на восходящую.

Вопиющая безграмотность себе подобных не отпугивает.

Бедных грабят систематически, богатых - периодически.

Ступени вниз преодолеваются легче, но заканчиваются
быстрее.

Точку зрения желательно расширить до окружности
понимания.

Политика - недопущение войны или мира
дипломатическими методами.

9
Бездарность обладает удивительным талантом -
обличать себя каждым словом.

Пока отцы пытались создать искусственный интеллект -
примитивным компьютерам удалось поработить их детей.

Запредельная глупость вызывает восторг большинства,
которому тоже хочется почувствовать своё превосходство.

Рождённая мысль -
либо быстро умирает,
либо медленно обретает бессмертие.


ПОЯВЛЕНИЕ И ИСПЫТАНИЯ БЛЕСНЫ
*************************************

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

   Обладать блесной "Кобра" мечтает каждый
рыболов, и не только потому, что она всесезонная и
всепогодная, а потому, что она - и самая уловистая.
   Она мной запатентована ещё в 1992 году
(приоритет от 1990 года), как именное изобретение
"Снасть В.А.Юденко для ловли рыбы",
Авторское свидетельство СССР №1768100.
   К сожалению, её и по сей день нельзя приобрести
в магазине и не только моя в том вина.

САМЫЙ ОПЫТНЫЙ РЫБОЛОВ

   Им был Леонид Николаевич Желтоножский. Слава о
нём достигла и столицы. Профессора из Москвы
записывались к нему в очередь на рыбалку, чтобы
отдохнуть на живописных берегах реки Десны и
10
подышать воздухом брянских лесов и лугов.
Маршрут большинства гостей: Москва - Брянск -
Трубчевск - Сагутьево.

   Хозяйка, Анастасия Романовна, рыбу готовила
настолько вкусно, что невозможно было отличить
щуку от судака, разве что по количеству
косточек. Да и первичная обработка щук вызывала
всеобщее удивление. Щуки (по два-три кило)
выкладывались рядком и выпускались курочки,
которые попарно, дружно и довольно синхронно
склёвывали с рыб чешую, начиная с хвоста, затем
рыбины переворачивались на другой бок и операция
повторялась. После чего жена Леонида Николаевича
мыла и потрошила уже почищенную рыбу.

   Леонид Николаевич был дружен с моим отцом
Антоном Даниловичем, лучшим спиннингистом города
Трубчевска, поэтому мы созвонились и договорились
о совместной рыбалке без всяких проблем.
Познакомились они на берегу большой незнакомой реки.
Стала тонуть девушка и только два человека бросились
её спасать. Спасли, хотя нашли её уже в глубине
водоворота...

   Дядя Лёня встретил нас приветливо. А я приехал
очередной раз уже с амбициями: обловить его.
Психолог он был отменный! После привычного:
"Батька свет!", что означало у него всё что
угодно в зависимости от интонации, он вдруг
неожиданно спросил: "Сколько поймать щук?"
"Десять!" - сразу выпалил я, думая, что
поставил невыполнимую задачу. Вода в Десне была на тот
момент мутная от дождей и быстрая. "А рыбу
понесёшь?" - спросил он, и широкая улыбка озарила
11
его смугловатое от загара лицо. "Понесу" -
ответил я опрометчиво.

РУССКИЙ УМЕЛЕЦ

   Первую щуку поймал я. Дядя Лёня стал спрашивать:
как, да что... "Один - ноль" - подумалось
про себя.
   Я так и остался с одной щучкой. А рядом
происходило такое, что приходилось то и дело
поглядывать в сторону Леонида Николаевича.
Ловили все трое на спиннинги с берега. Даже не
помню: поймал ли мой отец хоть одну щуку в
незнакомом месте.
   Запомнился один эпизод. Как раз в тот момент,
когда я заметил, что удилище дяди Лёни опять
согнулось в дугу, оно неожиданно выпрямилось.
"Сошла?" - спросил я об очевидном факте.
"Сорвалась" - ответил дядя Лёня: "Но
чуть ближе вторая стоит". Только успел сказать -
удилище спиннинга опять солидно напряглось, и вскоре
трёхкилограммовая красавица оказалась на берегу.
Через пару часов дядя Лёня намекнул, что пора
заканчивать. Я догадался: на кукане уже десять
щук помимо моей малышки. И это практически в
полдень!
   Деревня Сагутьево располагалась на крутом
правобережье, и уже через пять минут ноги мои
стали подкашиваться под тяжестью хищниц и вёсел.
Компаньоны вскоре сжалились надо мной и тоже
подхватили добычу. За что я был очень признателен:
и отцу, и особенно дяде Лёне, как я его называл
по-свойски.

   Блёсны для Желтоножского изготавливал местный
12
умелец, который работал на расположенном
неподалёку в Белой берёзке заводе. Он сам
изготавливал пресс-формы для заготовок. Внешне
они были похожи на "Атом", но раза в два
крупнее
по габаритам. К сожалению я забыл его имя,
но именно с него и начинается история создания
современной "Кобры", а это 1960 год.
Тридцать лет от опытного образца до патента! Такое
возможно только в России. Хорошо ещё, что заявку
подал я, а не иностранец.

ПОДАРОК ДЯДИ ЛЁНИ

   Рыбаки - все наблюдательны. Основные выводы
после совместной рыбалки напрашивались следующие:
- надо знать повадки хищников,
- чётко представлять рельеф дна водоёма,
- иметь хорошую, сбалансированную снасть (удилище,
   катушка, леска, блесна),
- виртуозно владеть этой снастью,
- правильно выбирать характер проводки блесны.
   И тут я сразу же споткнулся на последнем пункте.
Заметил, что Леонид Николаевич вращает катушку
попеременно то от себя, то к себе. Изумление моё
было настолько сильным, что я даже не спросил
его об этом. Но поклёвки у него чаще происходили
во время отпускания блесны (от себя). Забегая
вперёд скажу: поклёвки и у меня стали чаще при
отмотке катушкой, но подсекать я не успевал.
Реакция у дяди Лёни была исключительная! Чтобы
избежать лишних расстройств, остановился на
золотой середине: стал останавливать проводку не
только после заброса, но и в процессе подмотки.
Результат не заставил себя долго ждать -
13
несколько килограммовых окуней.

   Перед самым отъездом из Сагутьева дядя Лёня
подарил мне на память одну из своих блёсен. Шёл
1972 год. Уже не помню: сказал ли он что при
этом. Через семь лет я привёз ему из Германии
металлическую настенную тарелку (писк моды в те
времена) на которой в полный рост был изображён
человек со спиннингом в момент заброса приманки.
На тарелке по моему заказу выгравировали надпись
"У такого рыболова - не бывает без улова".

РОЖДЕНИЕ "КОБРЫ"

   Рыбачил как-то на Десне не возле Сагутьево,
расположенного ниже по течению от Трубчевска, а
выше по течению - возле Гнилёво. Поклёвок не было
и я решил испытать подаренную блесну. Почему
долгое время не обращал на неё внимания? Уж
больно была неказистой: кусок меди или латуни,
щедро измазанный припоем по всей внутренней
поверхности с залитой слегка ложкообразной
хвостовой частью. Тонула она сразу на дно и
практически от него почти не отрывалась во время
проводки.
   В совершенно незнакомом месте буквально за
несколько забросов с берега поймал двух судаков,
щуку и леща на два килограмма. Последнего зацепил
за нижний плавник. Но мой триумф как быстро
начался, так и закончился. Коряга на дне оказалась
такой, что не помогли ни немецкая леска 0,6, ни
все мои ухищрения, а никакой лодки поблизости не
оказалось. Вот тебе и невзрачная приманка. У
хищников о ней было явно иное мнение. Расстройству
моему не было предела.
14
   Прошло несколько лет. Служба в казахстанских
степях к рыбалке не располагала. Но вот посылают
служить в Грузию. Река Риони и маленькая речка
Циви были окружены многочисленными мелкими
водоёмами и каналами, в которых щука ловилась
круглогодично (самый холодный день в году +14
градусов). Грузины рыбу не ловили вообще, а моё
владение спиннингом они воспринимали как цирковой
номер.
   Тогда я и вспомнил про оторванную в Десне
блесну. Достал кусок радиотехнического волновода
(латунь покрытая с одной стороны слоем серебра)
и по памяти изготовил две приманки. Ради чистоты
эксперимента: одну блесну выгнул серебром наружу,
а вторую - вовнутрь и замазал припоем. Обе залил
свинцом, которого было маловато, и заливка
получилась ниже кромок блесны, то есть не такой
как у прототипа.
   Так были изготовлены в 1977 году две
современные "Кобры". Серебряную я вскоре
зацепил
за куст на второй стороне водоёма и оторвал, а
на невзрачную ловил 12 лет. Средний улов на неё
составил семь щук за одну рыбалку. Рыбу всегда
раздавал бесплатно, как и мой отец.
   Вывод - серебряная поверхность блесны не влияла
существенным образом на азарт хищника, её игра
более существенна.

НА ВОДОЁМАХ ГЕРМАНИИ

   Успешно рыбачил в мелких озёрах и каналах.
Вспомнил один эпизод. Выбрались на коллективную
рыбалку, командир даже машину выделил ГАЗ-66.
15
Чтобы скоротать время в дороге - пошли в ход
анекдоты. Когда они закончились я бросил реплику:
"Кому понадобится щука - поднять руку".
Быстро поднялось только две, но затем к ним
присоединились ещё пятеро. "Итого - семеро"
- подвёл я итог.
   Обещание выполнил, и себя не забыл - восемь щук
выловил. Ай да "Кобра"! И что в ней
особенного?

   Представьте удлинённый атом, но грани не
выпуклые а вогнутые. Боковой профиль - затухающая
синусоида. Частичная заливка "ложки". Вот
почти
все её конструктивные секреты. Подробнее можно
узнать в любой патентной библиотеке. Однако все
(известные мне) попытки её копировать - пока не
увенчались успехом.
   Основной изобретательский эффект удивляет даже
бывалых рыболовов. Этого не было у прототипа.
Обыкновенно блесну утяжеляют, чтобы она быстрее
тонула и держалась у дна при проводке. А
"Кобра" - всплывала к поверхности и тем
быстрее, чем выше скорость вращения катушки. Таким
образом, она могла равно эффективно работать и на
мели, и на глубине. Играет она хорошо при любой
скорости проводки.

   И ещё один забавный случай. Вытаскиваю из канала
двух щук, а у немца по нулям. Подходит ближе и не
скрывает своего изумления. Его поразил не мой улов,
а моя снасть: советское алюминиевое удилище,
"Невская" катушка и самодельная блесна.
   Поговорили жестами и выяснилось, что его снасть
в тридцать раз дороже. У меня только леска немецкая.
16
Когда я перешёл на английский, узнал гораздо больше,
даже о возрасте его дочери. Меня в тот момент его
спиннинг мало интересовал, я считал - главное
результат.
   Как это ни удивительно, за три года пребывания
в Германии я не приобрёл немецких снастей. Первое
импортное удилище купил уже в Риге для сына,
случилось это в 2008 году. Пока его испытывал в
ближайшем озере - поймал на "Кобру" щуку на
восемь килограмм (чистого веса).
   Удилище марки "Корсар 400" себя
оправдало полностью. Особенно если учесть вес
"Кобры",
точно летящей и против ветра.

ПОБЕДА В ЛАТВИИ

   Запомнился самый первый выезд на озеро Энгури.
Автобус битком: многие рыбаки не только со
снастями, но и с жёнами. Ещё бы! Озеро славилось
богатыми уловами, вода - прозрачнее стекла, а
вокруг сосны и морской воздух (до Рижского залива -
рукой подать). А грибов - больше чем деревьев!
   Путь дальний: от Риги через Юрмалу - чуть
больше ста километров. И через некоторое время
зашёл разговор об искусственных приманках для
спиннинга. В 1985 году импортные блёсны были в
диковинку, поэтому когда кто-то достал несколько
миниатюрных вращалок фирмы "Mepps" -
послышались восторженные отзывы.
   Не удержался и я. Самодельная "Кобра"
быстро
пошла по рукам. После сарказма комментариев,
сопровождаемых дружным смехом, меня успокоили тем,
что пару вращалок выделят. Основная претензия:
17
моя блесна будет ловить только траву, поскольку
озеро мелкое и заросшее, а блесна большая и тяжёлая.
Мне было сказано: в первый выезд никто не ловит, а
просто знакомится с озером.
   От растерянности я даже забыл сказать о
плавучести моей блесны. Более того "Кобра"
не только может идти ближе к поверхности чем
импортные вертушки, но и выйти вровень с ней,
то есть осуществить всплеск.

   Озеро встретило нас неприветливо: сильным
ветром и волнами. Но опытных рыбаков это не
смутило, лодки одна за другой выходили на
оперативный простор через узкий проход в камышах
длиной до ста метров. Пригодилось умение управлять
лодкой. Вскоре мы рассеялись как на соревнованиях.
Я заметил, что в озере всё же попадались участки
с глубиной до двух метров, а изредка и до трёх.
Но большая часть водной поверхности прикрывало
метровое и менее мелководье, иногда с выступающей
из воды плотной растительностью. Кстати, от чужих
блёсен я отказался.

   Вода была настолько прозрачной, что даже волны
не мешали видеть дно озера под лодкой и в
радиусе пяти метров. Первый же заброс против
ветра, и быстрая проводка через три секунды
закончилась резким столь знакомым и каждый раз
столь неожиданным ударом... Подведя щуку к
лодке, привычно перехватываю леску, а другой
рукой беру хищницу за голову и она в лодке.
Подсачком я не пользуюсь принципиально уже два
десятка лет. "Уже с рыбой" - подумалось мне.
   Трёх щук я поймал тихо. А потом, вспомнив
всеобщее неприятие моей блесны в автобусе, стал
18
хулиганить. Каждый раз громко орал: "Опять
эта щука! Сколько можно!" И щуки стали
срываться... Тем не менее, спустя час я погрёб к
базе. Итог: шесть щук и столько же ушли расти
дальше, но это меня не огорчило.

   Отсутствие мужчин немного озадачило. Я отдал
три щуки покрупнее в общий котёл и три оставил.
Женщины сразу принялись за дело, и вскоре
ароматный запах ухи стал притягивать всех всё
сильнее к импровизированному столу. Рыбаки
подходили, как призраки: бесшумно-незаметно.
Дело в том, что никто из них не поймал ни одной
рыбки. Мысль у всех была одна: егерь проявил заботу.
Но когда один из них всё же спросил: откуда рыба? -
то поварихи хором ответили, указывая в мою сторону:
это чернявенький поймал шесть щук и нам отдал три.
   После такого ответа возникла неловкая пауза, а
по возвращении в Ригу начальник строевого
отдела положил мою блесну на некоторое время в
свой служебный сейф с непонятной целью.
   Здесь поясню для начинающих рыболовов. Никакого
чуда - при больших волнах щуке затруднительно было
обнаружить мелкие вертушки, а у рыбаков не хватило
сообразительности перейти на крупные приманки, а у
многих их просто не было принципиально.

ДУЭЛЬ С БЛЁСНАМИ "MEPPS"

   Рыбаки РВВАИУ не смогли мне простить столь
сокрушительного своего поражения. В июне того же
1985 года состоялось негласное соревнование
"Кобры" с вертушками "Mepps" при
штилевой погоде. Чтобы исключить фактор случайности
мы с конкурентом
19
сидели в одной лодке. Более того, я дал ему фору
тем, что делал меньше забросов, поскольку сел за
вёсла на всё время эксперимента.
   Конкурентом у меня был Пономарёв. Очень опытный
спиннингист, победитель окружных и республиканских
соревнований, а самое главное - обладатель супер
снастей, включая удилище, катушку, шнур и набор
вертушек.
   Погода на озере Энгури на этот раз была хорошей.
   Для дилетантов поясню, что фирма Mepps и сейчас
является лидером мирового производства.
   Рыбалка шла с переменным успехом, но довольно
удачно у обоих. Заметил только некую нервозность
у Пономарёва, когда он без всякой видимой причины
менял "Mepps" из-за размера или окраски.
   Запомнился один эпизод. Сделал дальний заброс,
но поклёвки не последовало и тогда чуть разгоняю
кобру, а она выскакивает на поверхность и делает
всплеск. Над травой - всего двадцать сантиметров
воды! Оба наблюдаем атаку крупной хищницы: волны
расходятся по обе стороны, а щука идёт с
ускорением наперерез "Кобре", атакуя её
сбоку.
Удар и яростное сопротивление, но мой улов
увеличился сразу на два килограмма.

   Общий итог:
у Пономарёва - 10 щурят,одна щука и несколько
окуньков - общий вес пять килограмм,
у меня - семь щук, окунь - общий вес - девять кГ.
   По новым правилам, когда щуку можно вылавливать
только свыше пятидесяти сантиметров, я бы его
облавливал не в два раза, а в шесть раз! Тут
неожиданно выявилось такое новое свойство
"Кобры"
20
как избирательность. То есть она не перехватывалась
мелким хищником, которого необходимо отпускать. На
это тратится и время, что очень существенно при его
дефиците.
   Из дуэли "Кобра" вышла победителем, да и
на соревнованиях, в которых я начал принимать
участие, она выручала неоднократно.

   То, что мне сказал после совместной рыбалки
Пономарёв сыграло в дальнейшем существенную
роль. "Знаешь, какой есть недостаток у твоей
блесны?" - спросил он и не дожидаясь ответа
продолжил: "Вот ты её оборвёшь, зацепив за корягу
и всё."
   Приехав домой, я тщательно снял все размеры со
своей самодельной колеблющейся блесны в трёх
плоскостях, а также взвесил её на чутких весах с
точностью до одного грамма.
   Вскоре я зацепил лодочную острую заклёпку, но
не проверил леску и блесна улетела в озеро. Найти
я её так и не смог. Но её точные размеры известны,
и "клонирование" даёт отличный результат.
Хорошо играет только мельхиоровая "Кобра",
все остальные металлы (даже серебро) не пригодны по
целому ряду причин. Вид у неё весьма привлекательный.
Можно увидеть и дополнительное кольцо с
карабинчиком - это вместо поводка.
    Леску лучше использовать немецкую (японская
слаба на узлах). Шнуры не применяю. Китайской катушки
(с подшипниками) еле хватило на месяц рыбалок. Не
рекомендую приобретать.

ЭПИЛОГ

   Упомянутые события и привели к подаче в 1989
21
году заявки на предполагаемое изобретение, а в
1992 году после небольшой переписки я получил
положительное решение экспертизы, а вскоре и
Авторское свидетельство, которое действительно
на всей территории Союза ССР.
   Последнее время ловлю на "Кобру" в
основном
только судаков за их гастрономические достоинства
и уже не удивляюсь тому, что частенько они хватают
блесну непосредственно под лодкой и даже без
всякой проводки.
   "Кобра" - неотразима и  не имеет
конкурентов в любую погоду. Проверено на практике
неоднократно.

ВЫБОР САМОЙ УЛОВИСТОЙ БЛЕСНЫ

     Мой отец ловил за сезон до 200 щук,
применяя только два вида блёсен (обе тяжёлые).
Я пользуюсь вообще только одной – самодельной
мельхиоровой «Коброй» (одна в работе, вторая
запасная).
     Рыболовы с коробкой, в которой около
десятка искусственных приманок всех видов и
расцветок, - вызывают у меня чувство недоумения.
В недоумение впадают и они, видя, что я опять с
рыбой, а у них – ничего.

     В чём причина? Объяснение простое: в рыбных
местах и заказниках можно поймать почти на любую
блесну. Оттуда заблуждение и расхваливание (а то
и реклама) приманок совершенно непригодных в
обычных реках и озёрах с мутной водой (с
видимостью до двадцати сантиметров после
дождей), где и хищной рыбы меньше, а имеющаяся –
22
уже не раз срывала мальков с крючков и
откусывала хвосты поролоновым и резиновым рыбкам.

***  Решил дополнить статью. Чемпионат мира по
ловле спиннингом (16.10.2010) совпал по месту с
моим рыбацким полигоном. Подтвердилось на
третьем мировом первенстве абсолютно всё, что я
отметил в этой статье. Российская команда и даже
польская (чемпионы в Риге) - не смогли поймать
ни одной щуки. В заблуждение их ввёл предыдущий
(второй) чемпионат мира, который проводился в
месте, где рыбы больше, чем в кастрюле с ухой. В
результате - щук поймали только украинцы, что и
вывело их команду на второе место. По этой же
причине и хозяева (Латвия) заняли только третье
место.
   Зато в "Salmo" отказались производить
"Кобру", первоначально проявив интерес. А
она щук
и судаков ловит отменно - достаточно посмотреть фотки
над моими статьями в интернете.

     Кратко скажу так: предложи мне в магазине
сотню блёсен на выбор бесплатно – откажусь.
Зачем мне портить собственную рыбалку плохим
настроением. Хоть и говорят: не за рыбой ездим,
но приятнее, когда в садке или на кукане -
крупный экземпляр, и не важно щука или судак.
Судак вкуснее, но щука – активнее во время
спортивной борьбы. Подсачком я долгое время не
пользовался, чтобы победа была весомее. Но из-за
судаков стал его брать – уж больно они колючие.

"КОБРА" - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРИМАНКА

23
       Появление этой заметки вызвано тем, что
даже википедия не даёт ясных и чётких определений.

       Искусственные приманки – устройства,
имитирующие внешний вид и движения естественных
приманок, снабжённые крючками.
       Они подразделяются на подвиды:

- блёсны (колеблющиеся, вращающиеся, пассивные),
- рыбки (колеблющиеся, погружающиеся, плавучие),
- мушки (тонущие, плавучие),
- резиновые с утяжелителем (вибрирующие и прочие),
- экспериментальные приманки (с новым эффектом).

       Блесна «Кобра» - экспериментальная
искусственная приманка, которая объединила
лучшие качества блёсен (колебание без вращения),
рыбок (плавучесть при определённом темпе
проводки) и резиновых изделий (вибрации
хвостовой части).
       Только за второе из перечисленных качеств
с учётом улучшения управляемости (привлекательность
игры сохраняется при любом темпе проводки и даже
в момент падения и погружения) – «Кобра» признана
изобретением.

О СБАЛАНСИРОВАННОСТИ СПИННИНГА

     Удилище (при минимальном весе) должно
обеспечивать:

- прочность и гибкость,
- дальность заброса приманки,
- удобство захвата рукоятки и установки катушки,
- оптимальное размещение пропускных колец и
24
элементов их крепления,
- прохождение карабинчика через наименьшее
пропускное кольцо.

     Кончик удилища должен реагировать:

- на остановку проводки,
- на падение блесны на дно,
- даже на слабый удар по приманке,
- на ослабление лески (атака хищника по ходу
движения блесны).

     Катушка должна обеспечивать:

- надёжность,
- дальность заброса,
- запас лески после дальнего заброса.

     Леска (шнур) должна быть:

- прочной (для конкретных размеров и видов рыб),
- мало парусной (как на ветру, так и на течении),
- прозрачной или малозаметной.

     ***   Приманка подбирается с учётом выбора
вида рыб, их повадок, а также
            применительно к конкретному водоёму
(глубина, течение, прозрачность).
            Сам я присоединяю к леске через два
карабинчика и два кольца (что
            позволяет обходиться без поводков) -
самим же изготовленную из
            мельхиора блесну "Кобра"
(уже более сорока пяти лет).
            Блесна должна быть сбалансирована с
25
кончиком удилища (по прочности и
            гибкости).

   **   При смене приманок (особенно на
         соревнованиях) - целесообразно иметь в
         лодке два снаряженных полностью спиннинга:
         один на окуня, второй на щуку. Только так
         можно достигнуть сбалансированность.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ

             ***   В статье рассматриваются только
                колеблющиеся блёсны.
               
        На судьбе этого простого изобретения
показываю – почему мы так часто уступаем своё
неоспоримое первенство иностранцам. А хронология
такова.

1850 – Ждулио Т.Бьюил (Нью-Йорский мастер) изобрёл
            первую колеблющуюся блесну.

1880 – знаменитый Сабанеев упоминает в своей книге
            о «Сердобской щучьей блесне», которую
            изготавливали местные умельцы, и
            приводит её рисунок. Жаль, что он не
            привёл сведений о приоритете. Не
            исключаю первенства россиян.

1926 – Патент США № 1589258. Действительно заложен
            способ плавучести при проводке блесны.
            Поэтому эту блесну в 1990 году ВНИИГПЭ
            противопоставил мне, что было мной
            опротестовано, поскольку она оказалась
            не более чем аналогом.
26
1959 – наши изобретатели бескорыстно делятся с
            рыболовным миром своими идеями и
            находками. Так, в альманахе «Рыболов-
            спортсмен (12)» приводятся рисунки
            очень уловистых блёсен. Замечу, что
            если у блесны «Сибирская» перецепить
            тройник (якорёк) с хвостовой части
            на головную и придать ей несколько
            иную форму, близкую к «Атому» (см.
            рис.9 а и рис. 8 б), то вы уже
            получите почти «Кобру».  Только надо
            чтобы заливка (подгрузок) не превысила
            требуемых размеров.
               В этом же альманахе приводится
            импортная блесна Флеш-орено с
            правильным расположением подгрузка в
            хвостовой части (рис. 4 а, стр. 181).
               Обе упомянутые импортные блёсны
            значительно уступают тяжёлому
            "Атому" (стр. 183) в уловистости
            (особенно ленинградского производства).

1962 -  моя удачная рыбалка на спиннинг с другом
            Юрием Соиным: я поймал 4 щуки и окуня,
            он - одну (большую) щуку. Пойманы в
            заливе "Гоголь", что в четырёх
            километрах от Трубчевска (вниз по реке
            Десне). Рыбачили с лодки в дневное
            время.

1965 - мой отец, Антон Данилович, опытным путём
            выделил две самые уловистые блесны
            "Атом" и "Норич" (обе
тяжёлые),
27
            предпочитая последнюю, чтобы исключать
            поимку мелких хищников.
               Примерно в это же время русский
            умелец из Белой Берёзки (низовье
            Десны) не только изготавливает копии
            "Норичей", но и создаёт свои
варианты
            блёсен, в том числе и прототип
            "Кобры".
               Некоторые из них (видимо через
            Желтоножского) попадают к моему
            отцу, и он всё чаще применяет их
            на рыбалках.

1972 - знаменитый рыболов Леонид Николаевич
            Желтоножский (в то время вряд ли кто
            мог соревноваться с ним в мастерстве)
            подарил мне из самых добрых побуждений
            блесну, сделанную упомянутым умельцем
            (его другом). Она в дальнейшем и стала
            реальным прототипом современной
            "Кобры", продемонстрировав свои
            изумительные возможности.

1975 - поскольку прототипом желательно иметь
            печатный источник, то им выбрана
            блесна, предложенная В.Крыловым
            (Альманах "Рыболов-спортсмен,
35",
            стр.95, рис.2). Её профиль весьма
            близок, но практически она почти не
            отличается от "Атома". Этот
аналог
            был выбран прототипом в 1990 году.

28
1977 - из отрезка радиотехнического волновода
            мною изготовлены две приманки, которые
            и являются первыми экземплярами
            современной блесны "Кобра".
            При этом я использовал воспоминания
            о первом прототипе, второй - отыскал
            гораздо позже.
                Блесна неожиданно даже для меня
            показала эффект плавучести (при
            ускоренной проводке поднималась на
            поверхность воды) - это основной её
            изобретательский парадокс. Сохраняя
            привлекательность игры при проводке
            на любых глубинах, она показывает себя
            самой уловистой блесной среди не
            только колеблющихся, но и других типов
            искусственных приманок (вертушки,
            виброхвосты и т.п.).

1980 - ловлю исключительно только на свою блесну.
            Одна в работе, вторая - запасная.
            Изготавливаю их из радиотехнического
            волновода списанного самолётного
            оборудования.
                Блесна всепогодна, показала
            превосходные результаты в реках и
            озёрах России, Белоруссии, Германии,
            Грузии и Латвии.

1983 - меня постоянно начинают включать в команду
            спиннингистов от РВВАИУ им. Алксниса
            для участия в окружных и
            республиканских соревнованиях,
            проводимых в Латвии.
                Это заслуга блесны "Кобра".
29
1985 - "Кобра" побеждает вертушки
"МЕРРS".
            Опытнейший соперник. Ловим с одной
            лодки. Даю фору - только я гребу
            вёслами. У него - всё импортное,
            у меня - только леска (немецкая).

1990 - имея положительный опыт подачи изобретений
            в области радиоэлектроники и
            космической медицины, а также
            окончив Высшие Государственные Курсы
            по изобретательству и патентоведению
            на отлично, подал заявку на
            изобретение "Колеблющаяся симметричная
            блесна (блесна Юденко)".
            Захотелось таким образом увековечить
            отцовскую фамилию.

1992 - мною получено Авторское свидетельство
            № 1768100 под названием "Снасть
            В.А.Юденко для ловли рыбы". Оно
            зарегистрировано в Государственном
            реестре изобретений СССР 15 июня 1992
            года (приоритет 9 февр. 1990 г.).
                От опытного образца изобретения
            (1977) до патента (1992) прошло 15 лет!
            Такое возможно только в России.
            В других странах этот срок на
            порядок меньше.

1995 - своё изобретение за внешний вид стал называть
            "Коброй".

2000 - стал изготавливать (штучно) свою колеблющуюся
30
            блесну из мельхиора, с учётом
            теории подобия блёсен и своих
            практических соображений. Пришёл к
            выводу, что только мельхиор подходит
            в качестве материала для корпуса
            блесны.
                Недавно с удивлением при
            внимательном прочтении обнаружил у
            Леонида Павловича Сабанеева:
            "...самые лучшие блёсны... -
сделанные
            из чайной ложки (мельхиоровой, польского
            серебра)".

2006 - уловистые колеблющиеся блёсны практически
            исчезли с прилавков магазинов, как
            трудозатратные и малопривлекательные
            с точки зрения торгового бизнеса.
            Чем ещё оправдать отказ фирмы
"Салмо"
            от сотрудничества со мной при
            проявленном первоначально интересе
            и покупке двух опытных образцов.

2010 - кормлю щедро своё семейство судаками и
            щуками (окуней жена не терпит
            настолько, что отнёс одного и отпустил
            обратно в озеро - на 700 г. весом).
            Впредь отпускаю их сразу после поимки.
                А главное - испытываю огромное
            удовольствие от неповторимых и ярких
            рыбалок. Приятно получать отличные
            отзывы и от других опытных рыболовов
            на свои кустарные изделия (под заказ).

31
2015 - решил издать книгу, в которой будут указаны
            все размеры и весовые характеристики
            запатентованной блесны, что позволит
            всем желающим изготовить эту
            эксклюзивную приманку самостоятельно.

УДАЧНАЯ РЫБАЛКА

     Середина осени. На воде - прохладно. Судаки
отошли с моего любимого места: то ли в море, то
ли в самые глубокие ямы.
Но есть вероятность поймать крупную щуку. Тем
более, что несколько дней назад - она выдавала
своё присутствие: то мощным всплеском, то
большой окунь буквально пролетел над водой
несколько метров, явно спасаясь от громадной
хищницы.
     Однако, в субботу вместо намеченной рыбалки
пришлось поехать на творческий вечер одной
поэтессы - не хотелось обидеть человека, который
чем-то напоминал мне о матери. Но мероприятие
сорвалось, и я решил всё-таки выехать на озеро.
     Было около пяти часов вечера, и знакомые
рыбаки уже возвращались домой, показывая мне
свой улов (по одной - две килограммовых щуки) и
говоря: "Володя, рыбалка уже закончилась,
ты куда?!" А я отшучивался: "Щука
позвонила, что ждёт!"
     Пятнадцать минут удовольствия - погрести
вёслами, и я всё тише и осторожнее подплываю к
месту, поглядывая на берегу на четыре ориентира,
которые мне и дают точку пересечения двух прямых
линий с точностью до двух метров. Поправка на
ветер - и опускаю якорь, придерживая за шнур
таким образом, чтобы избежать резкого удара о
32
дно озера.

     Вокруг - полная тишина и живописные
очертания берегов, до ближайшего - метров
двести, а до противоположного - километра два.
Очень редко до лодки долетают комары или иная
мелкая живность. Становлюсь на скат между
глубиной до десяти метров и мелью - всего до
трёх. Под лодкой четыре - пять.
     Буквально на пятом забросе в сторону
мелкого места - моя "Кобра" была
атакована. Такой слабенький ударчик вдогон, с
дальнейшим ослабеванием натяжения лески. В такой
ситуации не подсечёшь, но я ускорил обороты
катушки, думая: и окунёк для начала сгодится. А
ещё удивился его хитрости: плыть в сторону
лодки, даже щуки редко так делают. К лодке, а
потом резкий разворот с ускорением... Рыболов,
думая, что нечто сорвалось, расслабляется и
спиннинг иногда от резкого неожиданного рывка
падает в воду, а когда его выловят, то там уж
точно ничего нет.

     Быстрая проводка дала неожиданный результат
- зацеп. Тут же отгоняю эту мысль, зная, что дно
в этом месте абсолютно чистое. Видимо моего
окунька проглотил крокодил! Натягиваю немецкую
леску 0,5 (более тонкую никогда и не ставлю),
готовясь к самому неожиданному повороту событий.
Нечто сильно упирается, смотрю чтобы не
сломалось удилище. Леска начинает сматываться
чуть уже от меня и в сторону. Вывод: это не сом,
а большая щука. Пикантность ситуации в том, что
мне всегда не везло с такими экземплярами. Я
разводил руками, а рыбаки в ответ - иронично
33
посмеивались.
     Нагружаю снасть до предела - щука
останавливается, а я начинаю отвоёвывать
сантиметры и метры в свою пользу. Метров за
пятнадцать до лодки, хищница всплывает и после
шумного всплеска уходит уже на глубины, где всё
же останавливается, почувствовав себя в
безопасности. Рассмотреть я её не смог, но
завихрение воды напоминало мне о крутом нраве
"крокодила". Меняю тактику и стараюсь
тащить более нежно, чтобы не вырвать крючок
якорька из зубастой пасти. Лишь бы леска не
попала на зубы, поводками не пользуюсь
принципиально, как и подсачком. Ставлю
дополнительный карабинчик с колечком.
     Второй раз наблюдаю бурун уже всего в
десяти метрах от лодки, супротивник снова уходит
на глубину и, смотав метров тридцать лески,
опять останавливается.
     Осторожно укладываю леску и вот вижу то,
что явно превзошло все мои ожидания. Подвожу
щуку к борту лодки, перехватываю леску рукой,
протягиваю вторую, чтобы взять хищницу за
голову, и только тут понимаю, что моя кисть
может оказаться недостаточным по размеру
захватом. Моего секундного замешательства
оказалось достаточно для того, чтобы щука
скрылась под лодкой. Еле успел снова схватить
спиннинг и прижать рукой китайскую катушку
(сразу скажу - никуда негодную). Леска не
спуталась просто каким-то чудом.
     Очередной раз ещё нежнее тащу щуку к лодке,
сам отклоняюсь так, чтобы она меня не смогла
увидеть раньше времени. Понимаю: если не сейчас,
то уже никогда.
34
     Очень быстро проделываю, отработанный за
многолетнюю практику приём:
- левой рукой перехватываю леску,
- правой беру щуку за надглазные выступы...
Понимая, что для такой хищницы надо
подстраховаться, - иду на рискованное новшество:
полностью отпускаю леску и помогаю левой
забросить щуку в лодку. За что цеплял левой
рукой - не могу вспомнить и до сих пор... Такая
и из лодки может выпрыгнуть. Проталкиваю её в
кормовой отсек - еле помещается в скрученном
состоянии, и за вёсла. Упираюсь ногами так,
чтобы она не выскользнула. Выбираю момент для
поднятия якоря. Полный вперёд! Даже не
посмотрел: за что и как зацепилась
"Кобра". Сколько по времени длился
этот поединок трудно сказать, мне показалось,
что не более десяти - пятнадцати минут. Щука
потянула на восемь килограммов чистого веса.

     Я спиннингист во втором поколении. Мой
отец, Антон Данилович, ловил и пудовых щук на
реке Десне в России. Борьба с крупным хищником -
это не только адреналин, но и в какой-то степени
стресс. Через пару дней мне приснилось: будто
снова тащу эту щуку к лодке. Её возраст
приблизительно мог быть около двадцати пяти лет.
Если поймаю ещё одну такую щуку, не исключаю,
что отпущу опять в водоём. Лишь бы на тот момент
озеро не было всё перекрыто сетями, как этой
осенью. Вот такая рыбацкая история.
"Кобра", которую я умудрился даже
запатентовать как изобретение, не подвела и на
этот раз.
35

БЕЗ КОНКУРЕНТОВ
********************

                К сожалению, моей блесны
                пока нет в магазинах.
                Впервые в мировой практике
                повышается уловистость
                за счёт улучшения управляемости.

ОСОБЕННОСТИ "КОБРЫ"

     С удивлением узнал, что это название
используется применительно и к иным искусственным
насадкам. Сразу скажу: ничего общего с настоящей
"Коброй" они не имеют. Исходя из теории
подобия блёсен, изменение любого параметра приманки
(длины, ширины, толщины, формы, веса, плотности
металла) нарушит характер её игры.
     Более того, существует оптимальная длина
для конкретной формы, а все детали блесны
(корпус, утяжелитель, кольца, якорёк, хвостовик)
должны быть сбалансированы, что является очень
сложным делом. Только оригинальная
"Кобра" напоминает капюшон грозной змеи.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРЕД АНАЛОГАМИ:

 - превосходные аэродинамические качества
     обеспечивают дальность и точность заброса,
 - стабилизация в полёте и обтекаемость снижают
     шумность приводнения,
 - оптимальные гидродинамические характеристики и
     сбалансированность гарантируют ВЫСОКУЮ
36
     УЛОВИСТОСТЬ, которая достигается игрой и
     управляемостью,
 - гидродинамические колебания формируют
     информативное поле вокруг блесны, которое
     дополняется гидродинамическим следом,
     что в совокупности вызывает азарт даже у
     сытого хищника,
 - плавучесть и малая зависимость игры от скорости
     проводки позволяют эффективно облавливать как
     мелкие, так и глубокие участки водоёмов,
 - "Кобра" практически не
проворачивается при
     проводке вокруг горизонтальной оси, исключая
     скручивание лески (шнура),
 - относительно большой размер блесны в сочетании
     с её оптическими свойствами создают
     избирательность, то есть "Кобра" не
     перехватывается мелкими хищниками,
 - мельхиоровый корпус блесны создаёт
"звучание",
     которое распознаётся хищником на большом
     расстоянии.

ПРОВОДКА ПРИМАНКИ

     Она отлично зарекомендовала себя на
соревнованиях. С ней легко работать и
начинающему спиннингисту. Ловятся судаки, щуки,
жерехи и крупные окуни (на фото: три судака за
час рыбалки. Это, когда у других не клюёт).
Известны мне одиночные случаи и подлёдного
успешного лова на "Кобру".
     В Прибалтике судак наиболее интенсивно
берёт утром и вечером, щука утром начинает
ловиться на час позже, а то и на два - в
37
зависимости от температуры воды.
    
     Судак ловится при проводке уступами, при
этом желательно "чиркать" по дну.
Посылать блесну с берега лучше там, где есть
поблизости глубокие места. На лодке -
целесообразно опустить якорь на уступе с выходом
не на береговую мель, а на озёрное плато с
относительно меньшей глубиной озера.
     В реках судак любит коряжистые места, что
чревато частыми зацепами. Щука берёт и в средних
и верхних слоях воды, может схватить и возле
лодки, поэтому не расслабляйтесь. Судак клюёт
обычно у самого дна и может схватить даже
неподвижную "Кобру", приподнятую на 20
- 30 сантиметров выше дна (при глубине более
трёх метров). Такие хватки часты и не нашли ещё
должного объяснения.
     Судак, схвативший блесну пассивен, щука -
активна. Но вкусовые качества приготовленного судака
приносят ему пальму первенства. Им и я отдаю
предпочтение. Довольно агрессивен к "Кобре"
и судак
меньшего размера, поэтому каждого четвёртого
приходится отпускать.
     Очень существенно, что игра блесны не
зависит от скорости проводки. Остроту якорька
желательно проверять перед каждой рыбалкой.
Судаков лучше брать подсачком, чтобы исключить
травмирование рук. Удачи, успеха!


ЛИДЕР НА СОРЕВНОВАНИЯХ
*****************************

38
       О неофициальных (более жёстких) турнирах
я уже упомянул в мемуарах: «Блесна «Кобра» -
запатентована».  В организованных мероприятиях –
равноправия больше, но не всегда, поэтому я не
любитель в них участвовать. Расскажу только о
двух давних эпизодах.

ВЫИГРЫВАЕТ НЕРАВНЫЙ БОЙ

       Моя единственная блесна (другими не
пользуюсь вообще) быстро завоевала мне
авторитет. И вот ночной автобус везёт сильнейших
спиннингистов Латвии в верховье Даугавы в районе
Плявинского водохранилища.
       Инструктаж закончился с восходом солнца.
Организация республиканских соревнований явно
хромала: одеты были, кто во что смог – от
гидрокостюмов до болотных сапог. То же
относилось и к снастям, и к насадкам. Только
одно правило всех уравнивало: пять кило и сразу
на судейские весы. И по времени.
       Судя по тому, как некоторые ринулись к
воде, место им было (в отличие от меня) явно
знакомо. Речка в этом месте была быстрой (явно
не щучьи места) и узкой: блесну при желании
можно было добросить почти до противоположного
берега.
       Обратил сразу внимание на двух человек:
они старались идти всегда первыми – ясно, что у
второго, а тем более третьего шансы на улов
соответственно уменьшались. Убедившись, что их
никак не обойти, пристраиваюсь третьим и иду по
берегу вслед за ними, но стараюсь делать точные
забросы под травку, а «Кобре» это великолепно
удаётся.
39
      
       Поклёвки были очень редкими, поэтому
соперники легко отслеживали успех конкурентов.
Не остался без внимания и я. Нервы одного из
впереди идущих рыболовов не выдерживают поимку
мной третьей щуки, он подходит вплотную и
таинственным голосом предупреждает: эту спрячь и
не показывай судье. Как я потом понял – это был
напарник Яниса Стикутса, который уже был
легендарной личностью в рыболовном мире, но я
его увидел тогда впервые. Дома я убедился: щука
была на один сантиметр даже длиннее. Так я
лишился возможности завоевать красивую медаль, а
уважение к Стикутсу с его дружком – пропало
начисто. Уж у них-то медалей хватало.
       Сегодня Стикутс – Президент Латвийской
Федерации рыболовного спорта. И его богатый
рыболовный опыт, которым он щедро делится в
печатных источниках, сомнению я ничуть не
подвергаю.

НА ОКРУЖНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ

       Энгуре – озеро мелкое и прозрачное,
поэтому, выдерживая положенную дистанцию между
лодками (50 метров), подходим одновременно вдоль
камыша к более глубокому месту. В одной лодке я,
в другой - Суриков, очень опытный спиннингист и
много старше меня, да и полковник.
       Поэтому жду его заброса. Он вынимает
блесну, а я - забрасываю практически туда же, но
у меня килограммовая красавица, которую беру
тихо, без подсачка. Далее всё повторяется: у
него холостой заброс, а у меня опять такая же
щука. Он не выдерживает и говорит: "Володя,
40
скажи в чём секрет, а то я последние седые
волосы вырву на голове". Я ему говорю на
ходу сочинённую байку, и он верит. Вообще-то я
со всеми делюсь всем, что имею, в том числе и
наработанным опытом.

       Чтобы не быть голословным.
   На соревнованиях держите в лодке запасной
спиннинг, но полностью снаряженным и с более
мелкой, окунёвой блесной. Этим экономится время
при смене приманки и лески (шнура), если за
"Коброй" выходят окуни или бьют её.
Она мелким окунькам не по зубам (великовата).
На обычных рыбалках я это не делаю
(жена за окуней ругает), но на соревнованиях, где на
кону честь команды - другое дело.
   Следите за своей физической подготовкой: к
судье (на взвешивание улова) надо доплыть
своевременно.

       На соревнованиях любого ранга
мельхиоровая блесна "Кобра" ручной
работы - выручала меня неоднократно.
Были: и призовые места, и кубки в командном
первенстве, и личные грамоты.


Рецензии