С удовольствием из 1993 года

Иногда вижу почему люди страдают, почему им плохо.
Основной причиной появления стресса является ежедневный контакт с идиотами!  Так выразился Эйнштейн! А я думал, что от перенапряжения.
А иногда, думаешь. Почему этот человек умер прошлой ночью во сне, только из-за проблем со здоровьем. Или...Трагедия произошла в его собственной квартире. «Он умер из-за проблем со здоровьем. Его жена вызвала скорую помощь, но, к сожалению, врачи не смогли спасти его жизнь. Требуется экспертиза, чтобы точно определить причину смерти».
Согласен. Сообщается, что он перенес инсульт и что он работал в прокуратуре.
А раньше, лет 40 ведь были времена! И хорошие, и плохие, но вспоминать хочется...
Хочется вспомнить как я начал писать на русском. Это сейчас не оказывается большой головоломкой. Просто в том году спустились небесные силы волнами на меня и одновременно с поиском Веры я искал еще нечто другое. С первого января Чехословакия мирно распалась на два государства – Чехия и Словакия. Тем временем продолжалась Боснийская война, гражданская в Анголе а в Молдове смирились с прекращением огня у Днестра. А Президент США  Клинтон назначил свою жену Хиллари главой специальной комиссии по реформам системы здравоохранения. В день моего рождения, 2 февраля Президент Узбекистана  Ислам Каримов подписал «Указ о частной собственности на землю», согласно которому каждый узбекский гражданин имеет право получить в пожизненное пользование участок земли площадью до 500 гектаров. А Вацлав Гавел вступил в должность президента Чехии (до 2 февраля 2003 г.). Я, был принят на работу (по переводу) в  газете, которая выходила на румынском и на русском, на обоих языках. В этот же день была принята Конституция Андорры.   Потом 1 марта американская авиация провела операцию по снабжению восточных районов Боснии и Герцеговины, отрезанных от миротворческих сил ООН. В полном разгаре шла  война и в Нагорный Карабах. Aрмянские карабахские формирования после 40-дневных боёв, преодолев ожесточенное сопротивление превосходящего по численности и военной техники противника, заняли Агдам. В результате карабахским армянским силам в качестве трофеев досталось огромное количество военной техники и боеприпасов, которые были оставлены азербайджанской армией при отступлении.
Если смотреть хронологически то: 19 августа — три азербайджанских самолёта нанесли удар по городу Капан (юг Армении), убив при налете 10 человек. В последующие дни объектами атак стали населённые пункты Мартунинского и Гадрутского районов НКР.. А 22 августа — армянский батальон взял под свой контроль город Физули  Физулинском районе, как и в Агдамском, карабахские армянские силы, продвигаясь вперёд, окружали населённые пункты с трёх сторон, позволяя мирному населению заблаговременно покидать свои дома. Как отмечали армянские официальные лица, такой подход давал возможность избежать многочисленных потерь среди населения, но в то же время это привело к появлению огромного количества беженцев, что привело Азербайджан на грань гуманитарной и экономической катастрофы.
Однако вернемся к своим баранам, как говорят некоторые…
Ибо, в том году была Сахалинская поездка,   приключение или как её еще назвать?

Брал пару интервью.Записывал, вернее вел свой ежедневный журнал. Была и...
 Одна история из первых уст —  бахаи из Южно -Сахалинска, Евгения Почаевская о разумной вере, антинаучных догмах и о том, что религии не противоречат друг другу.

ОНА  призналась:
  - Я родилась на Сахалине. Правда потом уехала. Шестнадцать лет назад я переехала в Москву, а сейчас вернулась назад — нянчить внучку. Я росла в семье закоренелых атеистов, у меня только бабушка была верующей, она жила в Белоруссии. Даже когда были гонения на церковь, она была верующей. У неё там иконы были. И жила она по совести.
У нас тоже в семье все по совести жили. У меня мама была очень добрая, отзывчивая, помогала людям всегда. И я, как и она, была атеистом. Когда приехал на Сахалин один человек из Японии, правда иранского происхождения, я пришла на встречу с ним. У него переводчицей работала моя подруга и когда она рассказывала мне об этой вере, что она стала бахаи, я смеялась над ней. Я говорила: «Ну, Надежда! Ты то в партию вступишь, то вот в бахаи вступила». Но вот, когда я послушала этого человека, потом послушала других, я поняла одну вещь. Когда люди плохие объединяются, чтобы творить зло, то люди с добрыми намерениями тоже должны объединяться. Чтобы творить добро. Как можно больше добра. И тогда я вступила в веру бахаи. Это было в 1993 году.
Я изменилась. Мой характер очень изменился. Я стала более терпимой к людям. Именно учение навело меня на это. Есть такая цитата хорошая: «Если в человеке десять плохих качеств и одно хорошее, сосредоточь внимание на хорошем и забудь про остальные». Такая позиция способствует погашению всяких конфликтов.
Кроме этого у нас запрещено злословие. Это страшный грех — плохо говорить о ком-то. Мы вообще стараемся о ком-то не говорить за его спиной. Когда нужно характеризовать человека, его деловые качества — это другое. А так, лучше вообще не говорить о человеке, чтобы не скатиться в злословие.
Когда в России открылись границы для путешествующих учителей, сюда все хлынули. Поэтому… Люди наши «переели» немножко религий. Но такая реакция не останавливает нас. Мы распространяем свою веру и служим человечеству.
Бахаи — это мировая религия. Хотя, когда мы представляемся, мы говорим «вера бахаи». Может быть, потому мы так говорим, чтобы не раздражать представителей других конфессий, которые считают свою религию самой-самой и других не признают. Религия бахаи ставит своей целью объединение всего человечества в одном всеобщем деле и в единой вере. Когда-нибудь она будет — единая вера, когда человечество наконец вступит в пору зрелости и придёт к мысли о том, что мир должен объединиться.
О единстве религий
Мы верим, что в мире существует только одна религия. Религия Бога. Законы и истины, которые Бог даёт нам, они едины. Просто по мере взросления человечества Бог передаёт новые знания. Знания о том, как жить в этот день. Ну, «день», как мы понимаем — это не двадцать четыре часа, а где-то тысяча лет. Бахаулла принёс эту религию 160 лет назад где-то, но она рассчитана на тысячу лет. Потом придёт другой. Мы не знаем кто и как, но он придёт.
Каждое откровение, принесённое такими посланниками как Авраам, Мухаммед, Будда, Христос, Бахаулла, каждое откровение является развитием предыдущего и закладывает основы для последующего. То есть это можно представить, как главы одной книги, написанной творцом. Никакого противоречия между религиями нет. Они просто предназначены для разных времён.
Духовные законы и истины не меняются никогда. «Не убей, не укради, почитай родителей, не прелюбодействуй»… Это во всех религиях идёт красной нитью. И в вере бахаи тоже.
Вот эти десять заповедей, которые принёс Моисей от Бога, смотрите, как Христос их развил! Каждая религия вносит дополнения в эти главные законы. А меняются только законы социальные. По мере развития и взросления человечества. Вот например, Мухаммед когда-то запретил есть свинину. Это было вызвано тем, что тогда не было соли (она была на вес золота) и в жаркой стране не было ещё холодильных установок. И люди, питаясь свининой, которая была заражена гельминтами, вымирали целыми селеньями. И, чтобы спасти нацию, Мухаммед ввёл такой закон — запретить есть свинину. Люди, которые верят в Мухаммеда, до сих пор держатся за этот закон. Хотя, он сейчас абсолютно не согласуется с разумом. Потому что уже есть холодильники мощнейшие, соль даром почти что достаётся, а они всё равно держатся за догмы, которым уже тысяча лет.
Или почему многожёнство разрешил Мухаммед? Потому что в те времена, когда он жил, кочевые племена, которые составляли основное население Аравии, постоянно воевали. Мужчины убивали друг друга и женщины с детьми оставались одни, брошенные на голодную смерть. Тогда Мухаммед и ввёл этот закон, что тот мужчина, который может взять к себе несколько жён, пускай возьмёт. И пускай заботится о них. Сейчас, когда женщины наравне с мужчинами могут зарабатывать, получают образование, такой необходимости нет.
Об устаревшем
Почему людям так сложно отказаться от древних верований? Наверное, люди просто не хотят вникать в суть. Помню, одна молодая девушка, когда я ей сказала об этом, об откровении которое пришло для нашего дня, она ответила: «Всё это хорошо, конечно, но я не могу отказаться от религии моих дедов. Я считаю это предательством». Люди почему-то склонны держаться за прошлое.
Я отношусь к этому… нормально. Наше дело — говорить людям, что пришёл Бахаулла с новым откровением от Бога, а как люди принимают — это уже их дело.
О науке
В христианстве, например, помните там написано таким языком, что после воскресения Христос явится на облаке. И люди, особенно невежественные люди, так и ждут. А он пришёл — после Христа пришёл Мухаммед, которого надо было принять всему человечеству. Но они не приняли, христиане. После Мухаммеда пришёл Бахаулла и они его тоже не приняли. Они держатся за это. Ждут, когда он спустится на облаке. Но это ведь противоречит всем законам физики.
Вера бахаи, так как это пока последняя вера — она очень прогрессивная. Часто приводится такой пример: Если мы не верим науке, а занимаемся только религией, то мы как птица, у которой поломано одно крыло. Птица-человечество с одним крылом не взлетит. Наука и религия должны идти рука об руку. И если то, что кто-то может на облаке прилететь не согласуется с законами физики, значит этого не может быть.
Если религиозное учение расходится с наукой и разумом, то оно, несомненно, является суеверием. Господь наделил нас умственными способностями, чтобы мы могли проникать в суть вещей.
О роли женщины
В 1863 году Бахаулла объявил о своей миссии пророка. И вот в Иране, в этой отсталой стране, он сказал, что мужчина и женщина совершенно одинаковы в глазах Бога. На него такие гонения начались! О равенстве мужчины и женщины в учении сказано очень многое.
На одной из конференций, в которой бахаи принимали участие, было сказано, что для развития женщин необходимо изменить отношение мужчин к этому вопросу. Года три или четыре назад Барак Обама посетил Египет, Каирский университет. Я читала его речь. Меня там заинтересовала одна вещь — он очень много внимания уделил разговору о том, что девочек нужно образовывать. Потому что во многих мусульманских странах девочек вообще не учат.

Через пару месяцев работы я оставил редакцию газеты в которой работал еще один мой знакомый по Факультету Александр Филип. Мне было приятно работать там, ибо Рышканский район, это был тем самым регионом из которого вышли очень много писателей, знаменитых людей в Молдове и не только. К 8 марта подготовил очерк о матери поэта и писателя Анатол Чокану, позже написал очерк о земляке который погиб на войне развязанной РФ на Днестре против Молдовы, которая хотела вырваться из бывшего СССР обретая независимость. Короче, если прибегнуть к записям в блокноте журналиста и пройдясь по страницам газеты, описывал местные события, а не мировые. И еще, в то время как другие говорили и писали о войне я в газете «Независимая Молдова» от 31 июля утверждал, что «Бахаи говорят об искусстве мира», потом последовали другие заголовки: «Станем вдвойне богаче, зная язык страны в которой живём». Потому что с августа я перешел работать  в газету «Независимая Молдова» при редакторе Борис Мариан. Будучи знатоком сельской жизни, я вел сельскую жизнь, писал о людях земли из разных районов: Орхей, Унгень, Ниспорень, в основном из сел с населением говорящих на румынском языке. А мои коллеги Бородаев, Дубовой Владимир и Марина Бажутина писали про городскую жизнь.
 Я иногда использовал псевдоним Кобылянский, это когда в номере имел по две статьи из разных мест. Приведу пару заголовков: «трудно жить в деревне без любви» или «У соседей одни и те же заботы», «Хлеб насущный и др. (все же мне надо перелистать подшивку газеты того года). Писал также в том году не только о людях из центра страны, но и о тех, что жили на юге, из Комрата или о жителях из Чимишлии.
Ещё я помню, что в том году написал зарисовку про Зульфию Сэрэтилэ, татарке из небольшого городка Рышкань. Жена местного гиниколога. Позже я что-то добавил о ней, когда готовил к изданию книгу Имена и люди, издательства «Понтос», но уже в 2008 году. Смотрю на ту зарисовку смеясь. Тем временем много воды Днестр унес к Черному Морю. Другие, более бесчувственные и равнодушные не хотят знать язык страны, в которой живут, не знают его и упрямы как быки.
В ноябре или декабре подготовил одну зарисовку о людях села. Автор тех строчек Евгений Георгицэ давно покинул нас и этот мир. А в том году осенью мы прощались с поэтом Ионом Ватаману. Поэт, ученный химик и бывший депутат.
К нам заехал какой-то Антонио Вердероса из Сан-Франциско, и я с ним общался провел его по центру города, показал памятники истории и культуры. Был вроде бы туристическим гидом, следующий во многих вопросах, хотя английского языка я не знал на таком уровне, чтобы приятно общаться. С тех пор много лет прошло. С тех пор много лет прошло. Хотя и многое забыто, но Анну из Рышкань нельзя забыть. Благодаря ей забыл горе от ума, причиненное Ольгой, скажем просто Минчунэ согласно девичий фамилии, хотя и Морару ни о чем не говорит. Анна была на пару лет старше. Закончила факультет экономии по специальности бухгалтерский учет, но работала она заместителем начальника районного отдела социального обеспечения. Родом она была из одного отдаленного села на берегу реки Прут. Мы часто туда ездили в ту пору и не только туда, но и в село Друца с красивыми местами, с гостеприимными людьми. В ту пору всё было иначе, не как сейчас. И в городке Рышканы бывали по субботам или воскресениям в гости, то у Гриши, то у дяди Миши, водителя собственного автомобиля «Мерседес». Однажды с дядей Михаилом мы были и у меня дома в родном селе.  Там же состоялась свадьба у родственников Ионицэ Василия и Нины. Короче… И с бывшей коллегой Анна Караджов общались на той свадьбе. Все было вроде хорошо. Но, я всё же скучал по столице, по той прежней жизни, с которой привык. И после Сахалинской авантюры устроился на работу в редакции республиканской  газеты «Независимая Молдова», Кишинев. Случилось это то ли в конце августе того года 1993 то ли уже в сентябре.

    В этой газете написал  десятки всяких статьей, зарисовок, репортажей. Всех не стану перечислять сейчас. Но одного «героя» того времени, как было отмечено выше - Атонио Вердероса хорошо помню. С осени 1993 года. Остальных не хотелось особо выделить, хотя, в другой раз буду! Но когда это случится - не знаю.
С удовольствием!


Рецензии
Хотите похвалю, не хотите - не буду. Однако необходимо еще многое добавить из того что еще было.

Виктор Караман   18.02.2021 11:26     Заявить о нарушении
Да не надо просто так. Лучше напишите что именно... (о чем добавить,)

Валериан Чобану   19.02.2021 16:18   Заявить о нарушении
Догадался сам конечно. Сахалинская авантюра! О ней наверно надо отдельную статью!

Валериан Чобану   17.08.2021 14:51   Заявить о нарушении