Страна ста сражений и ста побед

     Вьетнам сегодня – одна из самых популярных стран, среди любителей экзотического отдыха. Это обстоятельство стало определяющим при выборе очередной поездки на двухнедельный отдых в сентябре 2016 года. Моё предложение познакомиться со страной поближе, было горячо одобрено и поддержано членами семьи: женой Валентиной, дочерью Татьяной и зятем Дмитрием.


     Мне было известно, что Вьетнам – социалистическая страна с развивающейся экономикой, играющая важную роль в Юго-Восточной Азии. Знал ещё, что Вьетнам – многонациональная республика, культура формировалась под влиянием местных племен, стран – соседей и колонизаторов на протяжении четырех тысячелетий. Слово Вьетнам в переводе с вьетнамского означает «народ Юга», а гордые вьетнамцы называют себя гражданами «Страны ста сражений и ста побед».


     Решили ехать на юг Вьетнама – в город-курорт Нячанг. Десятичасовой перелёт до Нячанга прошёл, как говорят космонавты: «В штатном режиме». При подлёте к аэропорту из иллюминатора открылась потрясающая картина – цепь небольших островов в обрамлении бирюзовых вод Южно-Китайского моря. Приятно удивил вид сверху на стройные ряды кораблей и подводных лодок у причалов военно-морской базы в Камрани. Невольно подумалось: «А ведь могли стоять здесь и наши корабли… Зачем ушли из такого прекрасного места…».
__________
*База Камрань — военная база ВС Вьетнама, в городе Камрань. База расположена на берегу Южно-Китайского моря, в бухте Камрань. Благодаря природным условиям порт Камрани считается одним из лучших глубоководных портов в мире.

     Вьетнам – государство с богатой историей. Вся история вьетнамского народа – это борьба за независимость и оборонительные войны с агрессорами. В начале ХV века Вьетнам добился фактической независимости. В начале ХVIII века вьетнамцы расселились по всей территории нынешнего Вьетнама. Во второй половине ХIХ столетия Вьетнам стал колонией Франции и оставался таковой вплоть до начала Второй Мировой войны, когда его захватила Япония. В сентябре 1945 года Япония капитулировала. Сформированные вооружённые силы во главе с Во Нгуен Зиапом взяли Ханой и 2 сентября 1945 года Хо Ши Мин провозгласил создание независимой Демократической Республики Вьетнам на всей вьетнамской территории. Франция этого не признала.

     В период с 1945 по 1954 год вьетнамский народ вёл народно-освободительную борьбу против Франции, закончившуюся разделением страны на Северный и Южный Вьетнам.

     С 1965 по 1975 год США вели во Вьетнаме самую жестокую и кровопролитную войну в Юго-Восточной Азии. Американцы бомбили территорию Вьетнама напалмом, фосфором и химическими отравляющими веществами. Война закончилась полной победой вьетнамского народа. С 1965 по конец 1972 года над Северным Вьетнамом были сбиты 4181 самолет и 5100 вертолетов. В этой войне американцы потеряли более 60 тысяч солдат и офицеров убитыми и 330 тысяч ранеными, более 800 человек попали в плен.

     28 апреля 1975 года в 11.30 над Дворцом в Сайгоне бойцы Народной армии Вьетнама по руководством генерала Во Нгуен Зиапа водрузили Красное Знамя. Это была Победа….
   
     Во Нгуен Зиап является создателем регулярной армии независимого Вьетнама, а также самым известным вьетнамским полководцем новейшего времени. Низкорослый даже по вьетнамским меркам (не более 150 см), чрезвычайно сдержанный, Во Нгуен Зиап получил прозвище «вулкан под снегом» за свои краткие, но предельно эмоциональные вспышки ярости.
 
     Генерал армии Во Нгуен Зиап – легенда вьетнамского народа, девять лет воевал с Францией и девять лет с США, поставил их на колени – и те и другие запросили мира. Впоследствии, Генерал армии Во Нгуен Зиап стал Министром внутренних дел правительства Хо Ши Мина, Главнокомандующим Народной армией Вьетнама, Министром обороны и членом Политбюро Коммунистической партии Вьетнама.

     Он прожил долгую и славную жизнь, отметив своё столетие в здравом уме и в твёрдом рассудке. Его жизненный путь – пример того, как вьетнамцы относятся к своей Родине, к собственной свободе. Такие люди вызывают только уважение и восхищение. Его талант, как  полководца, признавали даже его враги. В связи со смертью Во Нгуен Зиапа бывший участник Вьетнамской войны сенатор Джон Маккейн написал в Твиттере: «Ушел генерал Нгуен Зиап — отличный военный стратег, который как-то сказал, что мы, американцы, были для него „достойным врагом“».

     В 1979 году между Вьетнамом и СССР был заключен Договор, по которому СССР получил на двадцать пять лет в аренду базу Камрань*. В разные годы военно-морская база обеспечивала присутствие нашего флота в горячих точках в Индийском океане, Африке, Ближнем Востоке, Юго-Восточной Азии. Через службу в Камрани прошли многие достойные офицеры и адмиралы флота российского, в том числе и вице-адмирал Юрий Гавриллович Устименко.
 
     С 1983 по 1991 год, будучи начальником штаба, командиром бригады надводных кораблей, начальником штаба 8-й Оперативной эскадры он вложил много сил и энергии в поддержание сил ВМФ в Индийском океане в постоянной боевой готовности и успешное выполнение поставленных задач в регионе.
__________
*С 1979 года по 2002 год Камрань была крупнейшей военно-морской базой СССР за рубежом. В Камрани дислоцировались 17 и 8 оперативные эскадры Тихоокеанского флота, Авиационный полк в состав самолетов: Ту-95, Ту-142, Ту-16, Миг-25, Ан-24, вертолеты Ми-8.

     Распад СССР и последовавшие за этим «лихие» 90-е привели к развалу системы базирования соединений Военно-морского флота за рубежом. В 2002 году база Камрань была расформирована, вся военная техника выведена в Россию.
 
     Доброе отношение вьетнамских военных к русским остались, и по сей день, в этом я убедился лично. Однажды, гуляя по Нячангу, мы встретили вьетнамских матросов и я не смог отказать себе в удовольствии сфотографироваться с ними на память. С помощью жестов и отдельных английских слов, я объяснил, что тоже военный моряк и попросил их вместе сфотографироваться. Они с удовольствием согласились.

     Знаю, что ведутся переговоры, и уже достигнуто соглашение о том, что наши военные корабли смогут заходить в порты Вьетнама. Поживём – увидим…
 
     Разместившись в отеле и осмотревшись в округе, мы остались довольными увиденным: приличный пляж недалеко – буквально через дорогу, рядом большой сквер с русским рестораном «Парк Горького», на берегу моря масса спортивных тренажёров, причём совершенно бесплатных.

     Кстати о дорогах, во Вьетнаме, как и во всей Юго-Восточной Азии очень распространен такой вид транспортного средства как мопед. Так вот, здесь их видимо–невидимо. На мопедах ездят все и везде: на работу, на учёбу, в магазин, возят детей в детский сад и школу, перевозят грузы и строительные материалы.

     Причём ездят люди совершенно разных сословий и профессий, от бизнес-леди до чернорабочего. Порой было удивительно как на таком маленьком мопеде может вместиться вся семья, или такое количество грузов.

     Во Вьетнаме перейти улицу – большая проблема. На пешеходных переходах дорогу никто никому не уступает. Аварийность низкая только потому, что скорость движения мопедов невысокая: 30-40 км/час. Автомобилей на улицах очень мало, в основном такси.

     К отдыху мы решили подойти дифференцировано – совместить приятное с полезным. Приятное – это пляж, морские прогулки, полезное – экскурсии и изучение местных достопримечательностей.
 
     В качестве первой достопримечательности, которую мы решили посетить, стал город Далат. Далат — город в центральном нагорье Вьетнама, столица провинции Ламдонг. Расположен на высоте 1500 метров над уровнем моря в 300 километрах от города Хошимин, бывшего Сайгона. Город имеет множество неофициальных названий: «Маленький Париж», «Город вечной весны», «Швейцарские Альпы во Вьетнаме».

     Город был построен французами для спасения от знойного климата Сайгона французской знати, поэтому он совершенно не похож на другие вьетнамские города.

     Очень интересной и живописной оказалась дорога в Далат. Красивые лесистые горы, плантации кофе, огромное количество теплиц для выращивания цветов и овощей нас просто удивили. Раньше у меня представление о Вьетнаме было примитивным – аграрная страна с множеством рисовых полей и вьетнамцами в конусообразных шляпах на этих полях по колено в воде. На самом деле оказалось, что Вьетнам – развитая в экономическом отношении страна, причём развивается очень быстро и в этом ей никак не мешает ее политическое устройство – социалистический строй с коммунистами во главе государства.

     По пути в Далат посетили несколько культовых объектов – храмовых комплексов, один из них Пагода Линь Фуок* – уникальное культовое сооружение.

______________
*Пагода Линь Фуок – это культовое место, состоит из нескольких строений и очень сильно отличается от других. Уникальность заключается в том, что она построена из осколков стекла, керамики и фарфора. Именно благодаря этой интересной особенности вьетнамцы называют его «бутылочным храмом».

     Сам город Далат переворачивает все прежние представления о Вьетнаме. Это современный, элитный европейский город по архитектуре, по культуре, по инфраструктуре. Есть в городе интересные места, связанные с историей Вьетнама и современные достопримечательности: семь университетов, ядерный центр, шикарные виллы, железнодорожный вокзал, дом Крейзи Хаус и другие.

     Крейзи Хаус – это дом очень необычной архитектуры, входит в десятку самых необычных зданий в мире. Построен он в стиле «сказочного дома» и напоминает огромное дерево с переплетающимися ветвями, корнями, заросшее паутиной, поросшее грибами и живущими там животными. Крейзи Хаус – целый сказочный мир.

     В окрестностях Далата располагаются живописные памятники природы: водопад Датанла, парк и водопад Пренн, водопад Камли и много других интересных мест.

     От поездки в Далат остались очень приятные впечатления, если не считать обратной дороги – возвращались поздно вечером по горному серпантину, водитель автобуса гнал с большой скоростью, поэтому все были в напряжении. Но всё обошлось – до отеля добрались благополучно, а утром об этом уже никто не вспомнил.

     Еще одна достопримечательность, привлёкшая наше внимание – парк развлечений «Винпёрл». Парк находится на довольно большом острове Хон Че, где есть комфортабельные отели для туристов, рестораны, бары, кафе, то есть всё, что необходимо для качественного и комфортного отдыха. Доставляют туристов на остров с материка и обратно по канатной дороге или на катере.

     Канатная дорога, с проходящими по ней фуникулерами, сама по себе является местной достопримечательностью. Построена она в начале XXI века, после чего её немедленно внесли в Книгу рекордов Гиннесса, как одно из чудес света. Это самая протяженная на свете воздушная дорога, проходящая над морем. Длина канатной дороги – более трех километров, и это рекорд мира. Фуникулер от материка до острова передвигается за двенадцать минут. С семидесяти метровой высоты перед нашим взором открывались великолепные виды окрестностей Нячанга, а в морской глубине – прямо под нами мы видели огромных акул.

     Парк развлечений просто потрясающий, в нём много аттракционов: аквапарк, колесо обозрения, зоопарк, шоу поющих фонтанов и много чего ещё. Публика, отдыхающая в парке, разнообразная: много наших соотечественников, есть туристы из Европы, Америки, но больше всего туристов из Китая. Они везде, и их так много…

     Прибывают они на остров большими организованными группами, ведут себя достаточно раскованно и очень шумно. В воду практически не заходят, разве только для того, что бы сфотографироваться. Фотографироваться они любят, поэтому делают это везде, в любых позах и на фоне всего, что есть поблизости.

     Немного осмотревшись, мы решили поплавать в прозрачной и тёплой воде, пока солнце ещё не поднялось высоко, позагорать на песчаном пляже.
     Насладившись водными процедурами, захотелось получить острых ощущений, испытать что-нибудь необычное, так сказать: «поискать на свою голову приключений». Свой выбор мы с зятем остановили на аквапарке – на самой высокой горке. Решили так, что если уж испытывать судьбу, то по полной программе.

     Горка представляла собой довольно внушительное сооружение высотой метров в двадцать. Жёлоб, по которому нам предстояло спускаться – порядка двух метров в диаметре, и имел сложную конфигурацию с множественными зигзагами. Снаряд напоминал круглую лодку типа «ватрушка», с диаметром тоже около двух метров.
     Ватрушку нужно было сначала взять у того места, где они приводняются после спуска и поднести к лифту. Лодка рассчитана на четверых человек, поэтому она
достаточно тяжёлая, но это мелочи по сравнению с нашим желанием испытать себя.

     Дотащив лодку до лифта, мы передали её для подъема сотруднику аттракциона, а сами по лестнице поднялись на самый верх. С верхней площадки открывался удивительный вид на море, противоположный берег эалива, канатную дорогу, парк.
 
     Внизу, у бассейна, куда мы должны были приводниться, нас ожидали наши жёны. Они махали нам руками и подбадривали. Что именно они кричали, слышно не было, но по их улыбчивым лицам мы поняли, что они искренне желают нам счастливого полёта и благополучного приводнения…

     Наша лодка прибыла, её установили на стартовую позицию и инструктор, выпускающий лодки на трассу, начал что-то говорить нам, при этом показывая четыре пальца. Дима попытался с ним объясниться на английском, кое-что понял.
 
     Оказывается, спуск в лодке возможен только вчетвером, это в целях безопасности – чтобы не нарушалась центровка лодки при спуске. Наш общий вес с Димой составляет порядка двухсот пятидесяти килограммов, поэтому нашего общего веса с лихвой хватило бы на четверых вьетнамцев или китайцев. Дима попытался это объяснить инструктору, но тот оставался непреклонным. Никого из посторонних, кого бы мы могли пригласить в лодку, рядом не было – все поднимались на вышку уже сформированными группами по четыре человека. Мы уже сидели на дне лодки и настроились на полёт. Вылезать из лодки и спускаться вниз по лестнице на глазах своих жён и посторонней публики, нам было не к лицу. Проигнорировав бурные протесты инструктора, мы самостоятельно оттолкнулись, и неуправляемый снаряд полетел вниз….

     До первого поворота с нами ничего страшного не произошло, мы даже успели подумать, что так будет до конца спуска, но потом начался кошмар…. Лодка, имея большую инерцию, стремительно набирала скорость. На крутых виражах, которых становилось всё больше и больше, лодку разворачивало на сто восемьдесят градусов, она взлетала к верхнему краю и, казалось, что ещё мгновение, и она вылетит из жёлоба. Поскольку лодка стремительно летела вниз, появилось ощущение невесомости, как говорится в таких случаях – «дух захватывало».

     Неосознанно, то ли от страха, то ли от восторга, но мы громко, непроизвольно и неистово начали кричать. Что кричали непонятно, но у меня из уст вырвалось несколько неприличных фраз, об этом мне сказала жена после нашего приводнения.
 
     Думаю, что я не единственный из тех, кто, таким образом, выражал свои ощущения в полёте. Каким-то образом повлиять на ситуацию было невозможно – неуправляемый снаряд летел к своей конечной цели – небольшому бассейну в конце маршрута.
 
     Из за большой массы, снаряд летел с большей скоростью, чем расчётная, мы это поняли, когда вышли на финишную прямую. Нам казалось, что лодка не приводнится в бассейне, а перелетит его и приземлится там, где стояли наши жёны. Видимо они это тоже почувствовали и кинулись врассыпную от бассейна. Слава богу, но всё обошлось – лодка приводнилась, как раз в самом конце бассейна, обдав брызгами всех, кто не успел отбежать в сторону.

     Что творилось в душе у Зятя, я не знаю, но что творилось в моей душе, знаю точно – «Больше на такие испытания я не подпишусь, ни при каких обстоятельствах!»
 
     Поход в парк развлечений «Винпёрл» мы решили закончить просмотром шоу «Поющие фонтаны». И здесь Вьетнам нас удивил. Мы уже имели удовольствие видеть великолепное музыкальное шоу с фонтанами в Дубае, где струи фонтанов поднимаются в такт музыке на высоту до ста пятидесяти метров. То, что мы увидели здесь, было нисколько не меньше по впечатлениям, чем у арабов.

     Еще с одним очень необычным для нас явлением мы встретились на пляже. Рано утром, часов с пяти, на пляже собирались большие группы людей, сначала было не понятно для чего. Когда мы присмотрелись, то всё стало понятно – они занимались физической зарядкой, причём занимались коллективно – по группам.

     Интересно, что группы формировались добровольно, у каждой группы однообразная спортивная форма.

     Возраст участников разный – от юного до преклонного, как минимум лет до девяноста. Здесь они обсуждали все свежие новости, что-то наподобие политинформации.
 
     В вечернее время картина другая – на спортивных снарядах и тренажёрах одни старики, причём занимаются очень напряженно – нагрузки приличные. Сначала подумалось – вот молодцы, какие…. Расспросив знающих людей, мы узнали, что вести такой образ жизни их заставляет сама жизнь. Несмотря на то, что Вьетнам социалистическая страна, пенсии у них платят только тем, кто служил в армии и государственным служащим, поэтому заботится о себе в старости каждый самостоятельно. Кроме того, вся медицина у них платная и очень дорогая, поэтому дешевле не болеть. Вот они и ведут здоровый образ жизни с самого детства.

     Из Вьетнама мы уезжали отдохнувшими и с чувством полного удовлетворения. Богатая история, великолепная природа, доброжелательный вьетнамский народ значительно пополнили наш багаж знаний об этой стране.


Рецензии