Размер имеет значение

Я неоднократно задумывался о том, как численность населения государства влияет на его характеристику, и под конец пришел к следующим выводам.
Порог численности населения, при котором возможна полноценная современная государственность, лежит, по крайней мере, не выше 350 тысяч (таково население Исландии, имеющей полный набор высококачественных государственных институтов).
Возможность обладания государством самобытной национальной культурой, чьи достижения во многих областях достигали бы мирового уровня, требует более высокой численности населения - не менее 5-6 миллионов человек (я ориентируюсь на Данию с населением 5,7 млн.). В более мелких странах местная культура, как правило, примыкает к какой-нибудь  зарубежной.
Следующий количественный порог отделяет государства, которые позволяют себе геополитические амбиции, и взгляд, брошенный на современную международную обстановку, невольно останавливается на цифре 80 миллионов. Выше нее располагается численность населения таких амбициозных стран, как Германия (83 млн.), посредством Евросоюза подчинившая себе большую часть Европы; Иран (84 млн.), чье влияние простирается на Ирак, Сирию, Афганистан, и Йемен;  Турция (83 млн.), в которой президент Эрдоган приступил к воссозданию Османской империи. Подпороговые страны, как правило, к кому-нибудь, да льнут: Великобритания (67 млн.) – к США;  Франция (69 млн.) – к Германии. Именно поэтому геополитические потуги Польши (38 млн.),  способны вызвать лишь презрительную усмешку.
Численность населения, превышающая 80 млн., является необходимым, но не достаточным условием геополитических амбиций, примером чему служит Бразилия (212 млн.), в них, покуда, не замеченная.
Вопрос о  пороговой численности  мировой державы пока остается открытым, - по крайней мере, с точки зрения россиянина.
                Октябрь 2020 г.


Рецензии