Сказка о Мальчике и его Страхе

   Когда-то давным-давно (или, быть может, совсем недавно), в далёком-далёком городе (или в соседнем с вами подъезде?) жил маленький Мальчик. Впрочем, не так уж и важно, где и когда жил этот Мальчик. С самого рождения рядом с Мальчиком жил Страх. Страх был совсем крошечным, пушистым и очень мягким. Он целыми днями следил за тем, чтобы с Мальчиком не случилось ничего плохого: закрывал собой широкие промежутки между прутьями кроватки, чтобы там не застряла детская ручка, прыгал возле слишком высоких ступенек и самоотверженно оборачивался вокруг острых предметов. А по ночам Страх прикатывался Мальчику под бок и чутко следил за его снами: вдруг заблудится в мире грёз и не сможет вернуться в реальность? Мальчику нравился маленький Страх. Он в шутку боролся с ним и замечал, что Страх становится то сильнее, то слабее, в зависимости от того, насколько опасно вокруг. Иногда Страх сам говорил: «Давай, победи меня, попробуй! Проверим кто сильнее?» - и тогда Мальчик делал то, чего не делал ранее. Но он чувствовал, что Страх не даст ему совершить что-то действительно опасное.

   Мальчик подрос и ребята во дворе стали над ним смеяться. «Ты что, до сих пор ходишь за ручку со Страхом?» - говорили они. Другие мальчишки хвастались тем, что они уже давным-давно побороли свои страхи и стали бесстрашными. Они могли залезть на самую верхушку дерева, бегать по крышам и даже спрыгивать с гаражей. «Со мной никто не хочет дружить из-за моего Страха! Другие ребята смелые, и только я – трус. Я никогда ничего не добьюсь, если буду жить со Страхом!» - подумал Мальчик. И тогда он решил побороть свой Страх. Мальчик совершал безрассудные поступки, отодвигал Страх с пути, пинал его и топтался по мягкой шерстке. И тогда Страху стало страшно… Маленький Страх очень испугался, что с его Мальчиком что-то случится, что он не сможет вовремя оградить его от опасности. И тогда Маленький Страх вырос. С каждым днём он становился всё больше и больше, чтобы закрыть собой проход между Мальчиком и опасностями. Он отрастил клыки и колючки, чтобы Мальчику было не так просто его отодвинуть. Его ласковый тихий голосок сменился грозным рыком. Он позвал на помощь другие Страхи, и теперь они плотным кольцом окружали Мальчика день и ночь.

   Мальчик перестал стремиться к опасностям. Он начал бояться темноты и собак, громких голосов и высоты, оставаться в одиночестве и находиться в толпе… У него появилось очень много страхов, гораздо больше, чем он мог бы побороть. Однажды, увидев тот, первый Страх, он спросил:
- Зачем ты делаешь это со мной? Ведь я так хотел быть самым смелым! Я делал для этого всё, что мог! Почему ты не ушел, как ушли страхи других ребят? Почему я не смог тебя победить?
Страх погладил Мальчика когтистой лапой по голове, и ответил:
- Потому что я тебя очень люблю. 
- Да какая же это любовь? Ты не даёшь мне даже вздохнуть! Я ничего не могу делать теперь…
- Просто я очень за тебя боюсь – сказал Страх. – Думал ли ты о том, что случится, если я уйду?
- Конечно! Если ты уйдешь – я смогу делать всё, что угодно, как Мишка и Витька! Я стану самым смелым! – Мальчик был уверен в своей правоте.
- Не путай смелость и глупость! – Страх начал злиться. – Мишка и Витька – глупцы! Уничтожив свои страхи, они лишились лучшей защиты. Если ты не знаешь, то Мишка недавно свалился с дерева. Он сломал всего лишь ногу, а мог бы и свернуть шею. А Витька «бесстрашно» перебегал дорогу на красный свет и только чудом уцелел. Сейчас лежит в одной палате с Мишкой. А если бы рядом с этими глупцами были их страхи, то они бы этого не допустили!
- А что же, в таком случае, смелость? – спросил Мальчик. Теперь он уже не был так уверен в том, что поступал правильно.
- Смелость – это умение признать свой страх и принять его. Смелость – это умение двигаться вперёд вместе со своим страхом. Пока ты не начинал делать глупости – я не мешал тебе. Я помогал тебе изучать мир, подталкивал к тому, что не причинит тебе серьезного вреда. Я позволял себя побеждать до тех пор, пока ты не захотел меня уничтожить.
- Я не хотел тебя уничтожать! Я хотел прогнать тебя, чтобы ты не мешал мне делать то, что делают остальные!
- Страх нельзя прогнать, как нельзя отпустить на волю руку или ногу. Я – это часть тебя. Я не могу существовать отдельно. Но это не главное. Я пожертвовал бы собой ради тебя, если бы это могло как-то помочь. Но без меня ты не сможешь определить что опасно, а что - нет. Поэтому я буду рядом с тобой столько, сколько смогу. Даже если ради этого мне придётся всю жизнь быть большим и колючим.
- Страх, я помню, раньше ты был другим. Ты был маленьким, мягким и пушистым. Нам было так весело играть вместе! Почему ты стал таким? – с грустью спросил Мальчик.
- Ты сам меня изменил. Чем больше ты давил на меня – тем больше и сильнее я становился. Я скучаю по тем временам, когда мы были одной командой… И когда ты любил меня, а не ненавидел. Ведь я всегда хотел для тебя только добра.
- Я тоже скучаю по тебе… По тому тебе, который был много лет назад. Прости меня, Страх. Я и правда вёл себя глупо. Могу ли я что-то исправить?
- Просто прими меня. Я – часть тебя, и ты можешь сделать меня каким угодно.
- Я очень хочу, чтобы ты вновь стал прежним! Я больше никогда-никогда не буду обижать тебя! Ведь ты – это часть меня, я наконец-то это понял! – сказал Мальчик. И это пожелание было настолько искренним, что через секунду ему под бок прикатилось что-то маленькое, мягкое и пушистое. В этом теплом комочке Мальчик с удивлением узнал свой Маленький Страх. – А что же делать с другими страхами? Неужели и они все – это части меня?
- Нет, что ты! – засмеялся Страх. – Эти страхи не принадлежат кому-то одному. Они только лишь помощники, которые приходят по зову Страха, которому нужна помощь. Ты принял меня, и теперь в их помощи нет нужды. Скоро они сами разбегутся кто куда, и будут ждать того момента, когда другой мальчик, или, быть может, девочка, откажется принимать свой Страх.


Рецензии
Здравствуйте!
Я по образованию врач-психиатр, более того, я сама по своей сути тревожно-мнительный человек. И я очень часто сталкиваюсь в своей рабочей практике с тревогой. Страх - это тревога определённости. И очень часто я сталкиваюсь с болезненной, дезадаптивной тревогой. А вот адаптивная тревога (страх) - это нормально. Более того, такая эмоция помогала в древние времена нам выжить.
Когда я даю своим пациентам опросник GAD-7, ни у одного из них не получилось 0 баллов. И это хорошо!
Есть над чем задуматься. Спасибо!

Катерина Шатрова   29.02.2024 08:36     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.