Павел Петрович и Михаил Евграфович

 27 января. Календарь "Завтра"
 Сергей Белкин
https://zavtra.ru/events/27_yanvarya

Светлана
Вет
27 января 2021 в 11:05
Павел Петрович Бажов (1879 – 1950) – русский и советский писатель, фольклорист, публицист, журналист. Получил известность как автор уральских сказов. Депутат Верховного Совета СССР 2–3-го созывов.

Завершив учебу в 1899 году, стал работать учителем русского языка в годах преподавал русский язык в Екатеринбургском епархиальном женском училище, 1907—1913 Екатеринбургском духоаном училище.

Награды:
орден Ленина (03.02.1944)
Сталинская премия второй степени (1943) — за книгу уральских сказов «Малахитовая шкатулка»

Хочу предложить вашему вниманию отрывок из его сказа "Приказчиковы подошвы"

Приказчиковы подошвыП.П. Бажов
Был в Полевой приказчик Северьян Кондратьич. Ох и лютой, ох и лютой! Такого, как заводы стоят, не бывало. Из собак собака. Зверь.....

"- Гляди, Северьянко, как бы подошвы деткам своим на помин не оставить!

Приказчик схватился:

- Кто сказал? - Повернулся на голос да и повалился, чуть ноги не переломал. Они у него как прибитые стали. Едва от земли оторвал. А голос женский. Сумление тут приказчика и взяло, а все-таки виду не оказывает. Будто ничего не слыхал. Северьянова шайка тоже молчит, а видать - приуныла. Эти сразу сметили - сама погрозилась.

Вот ладно. Перестал приказчик в гору лазать. Вздохнули маленько руднишные, только ненадолго. Приказчику, вишь, стыдно: вдруг рабочие тот голос слышали да теперь и посмеиваются про себя - струсил-де Северьян. А это ему хуже ножа, как он завсегда похвалялся - никого не боюсь. Приходит он в прокатную, а там кричат:

- Эй, подошвы береги! - Это у них присловье такое. Упредить, значит, кто зазевался.

А приказчик свое думает: "Надо мной смеются".

Шибко его тем словом укололо. Не стал и человека искать, который про подошвы кричал. Даже никого на тот раз не избил, а стал посередке прокатной да и говорит своей-то ораве:

- Что-то мы давненько в горе не были. Надо там за порядком доглядеть.

Спустились в гору. И такая на приказчика злость накатила, как еще не бывало. Походя всех лупит. Все ему показать-то охота, что никого не боится. И вот опять тот же голос:

- Другой раз, Северьянко, тебя упреждаю. Пожаалей своих малолетков. Подошвы им только оставишь!

Приказчик на голос повернулся и повалился, как и тот раз. Ноги от земли оторвать не может. Глядит, а они чуть не на вершок в породу вдавились, хоть каелкой обивай. Вырвал все ж таки, только сапоги спереди оскалились - подошвы отстали. Притих приказчик, а как наверх поднялись, опять осмелел. Спрашивает своих-то:

- Слыхали что? в шахте?

Те говорят:
- Слыхали.

- Видели - как ноги у меня прилипли?

- Видели, - отвечают.

- Как думаете - что это?

Ну, те мнутся, понятно, потом один выискался и говорит:

- Не иначе, это Медной горы Хозяйка тебе знак подает. Грозится вроде, а чем - непонятно.

- Так вот, - говорит Северьян, - слушайте, что я скажу. Завтра, как свет, в гору приготовьтесь. Я им покажу, как меня пужать да бабенку в горе прятать. Все штольни-забои облазаю, а бабенку ту поймаю и вот этой плеткой с пяти раз дух из нее вышибу. Слышали?

И дома перед женой этак же похваляется. Та, женским делом, в слезы.

- Ох да ах, поберегся бы ты, Северьянушко! Хоть бы попа позвал, чтоб он тебя оградил.

И верно, попа позвали. Тот попел, почитал, образок Северьяну на шею повесил, пистолет водичкой покропил да и говорит:

- Не беспокойся, Северьян Кондратьич, а в случае чего - читай "Да воскреснет бог".


Дня через два отрыли приказчиковых-то слуг. И вот диво! Которые хуже-то всех были, те все мертвые, а кои хоть маленько стыд имели, то только изувечены. Всех нашли, только приказчика нету. Потом уже докопались до какого-то неведомого забоя. Глядят, а на середине глыба малахиту отворочена лежит. Стали оглядывать ее и видят - с одного-то конца она шлифована.

"Что, - думают, - за чудо. Кому тут малахит шлифовать?" Стали хорошенько разглядывать, да и увидели - посредине шлифованного места две подошвы сапожные.

Новехоньки подошевки-то. Все гвоздики на них видно. В три ряда.

https://lukoshko.net/story/prikazchikovy-podoshvy.htm

Ответить
 Светлана
Вет
27 января 2021 в 11:41
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин;(1826 – 1889) – русский писатель, рязанский и тверской вице-губернатор.

Не всякого в ссылку ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРОМ отправляют!
"Столичная служебная карьера Салтыкова неожиданно оборвалась весной 1848 года: его только что напечатанная повесть «Запутанное дело», описывающая в традициях Н.В. Гоголя и молодого Ф.М. Достоевского горькую судьбу «маленького человека», мелкого чиновника Ивана Самойлыча Мичулина, стала предметом пристального внимания со стороны III отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии и Комитета для рассмотрения действий цензуры периодических изданий под председательством князя А.С. Меншикова.
В повести была усмотрена мысль, что «богатство и почести – в руках людей недостойных, которых следует убить всех до одного», а император Николай I нашел в ней «вредное направление и стремление к распространению революционных идей, потрясших уже всю Западную Европу»
22 апреля 1848 года автор повести, к этому времени уже получивший следующий чин по Табели о рангах (титулярный советник) был арестован, а 28 апреля его высылали на службу в Вятку, куда он и прибыл 7 мая.
Ссыльный был определен в ведомство вице-губернатора (в Губернское правление).

Николай i, НИКОЛАЙ ПАЛКИН!, оказался. действительно, "ПАЛКИНЫМ"!

Из любимого, о счастьи:
"Самуил Давыдыч Бржоцский сидел за обеденным столом, окруженный всем своим семейством. Подле него помещался десятилетний сын Рувим Самуилович и совершал в уме банкирские операции.
— А сто, папаса, если я этот золотой, который ты мне подарил, буду отдавать в рост по двадцати процентов в месяц, сколько у меня к концу года денег будет? — спрашивал он.
— А какой процент: простой или слозный? — спросил, в свою очередь, Самуил Давыдыч.
— Разумеется, папаса, слозный!
— Если слозный и с усецением дробей, то будет сорок пять рублей и семьдесят девять копеек!
— Так я, папаса, отдам!
— Отдай, мой друг, только надо благонадезный залог брать!
С другой стороны сидел Иосель Самуилович, мальчик лет семи, и тоже решал в уме своем задачу: летело стадо гусей; далее помещался Соломон Самуилович, за ним Давыд Самуилович и соображали, сколько последний должен первому процентов за взятые заимообразно леденцы. На другом конце стола сидела красивая супруга Самуила Давыдыча, Лия Соломоновна, и держала на руках крошечную Рифочку, которая инстинктивно тянулась к золотым браслетам, украшавшим руки матери.
Одним словом, Самуил Давыдыч был счастлив..."
ПРОПАЛА СОВЕСТЬ
https://ilibrary.ru/text/1259/p.1/index.html

Ответить
 Сергей
Ужакин
27 января 2021 в 16:55 Оценить комментарий: 
Светлана, неожиданно для меня емкие иллюстрации к Хронографу. Спасибо!

Ответить
 Светлана
Вет
28 января 2021 в 12:00
Вам спасибо, милостивый государь. что не прошли мимо.
Бажов- земляк моих предков.
Дедушка и его сестра - учились у Павла Петровича.
Бажов женат на бабушкиной однокурснице.
Мама моя - редактор детской художественной литературы - работала в СВЕРДЛГИЗе, редактировала произведения Павла Петровича.

Ну, а Михаила Евграфовича. сам Бог - велел любить!
С признательностью, С.В.

Ответить


Рецензии