Фуэте судьбы. Глава 6

               

                Глава шестая

                ПЕРВАЯ КИНОРОЛЬ

     Однажды  на улице Душанбе Курбан случайно встретил Баходура Джурабаева, который шёл по своим делам на киностудию «Таджикфильм».  Б.Джурабаев   в 1964 году,  был уже известным артистом  не только по  балетным партиям, но и киноролям.
 
     В 1959 году вышел фильм-балет «Лейли и Меджнун» (реж.Татьяна Березанцева, Гафар Валамат-Заде), где он исполнил главную роль, в 1963 году роль Тахира в музыкальном фильме «Любит – не любит» (реж. Али Хамраев), сделала его очень популярным.

      Баходур, или Боря, как его все называли, взял Курбана с собой на киностудию просто так, что называется «за компанию».  И в коридорах «Таджикфильма» они встретили  будущего режиссера, известного актера Марата Арипова. Он учился во ВГИКе, на режиссерском факультете, в мастерской С.Герасимова и Т.Макаровой. Для своей дипломной работы  М.Арипов  выбрал повесть Павла Лукницкого "Ниссо" о первых годах становления советской власти в горных селениях Памира.  И искал актеров для своего фильма. Он увидел Курбана и  позвал его на фотопробы.  Потом, спустя какое-то время,  Курбана пригласили на кинопробы.
 
     Вся эта «киношная кухня», как он сам говорил, была ему абсолютно неизвестна. Он – танцовщик, но по предмету «Актерское мастерство» в его дипломе была пятерка. Прекрасные природные  внешние и актерские данные очень помогли ему разобраться в этой «киношной кухне» и не растеряться.
 
     В отборе актеров принимал участие писатель  Павел Лукницкий, который  вместе с Леонидом Рутицким был и автором сценария.  Курбан  на роль председателя сельсовета  Бахтиера  был утвержден.  И стал ждать начала съёмок.

                …………………………………….

    

      Фильм "Ниссо"  снимался больше полугода,  и вся съёмочная группа жила на Памире.   
В главной роли снялась молодая актриса Галина Пулатова.  Об этом фильме написано в журнале «Советский Экран» в № 2 за 1966 год:

«Впервые эта история была рассказана в романе П.Лукницкого , выдержавшем много переизданий и переведенном на многие языки. Потом по мотивам романа композитор С. Баласанян написал оперу «Бахтиор и Ниссо», а П. Лукницкий и Л. Рутицкий написали сценарий художественного фильма «Ниссо».

Картину поставил режиссер Марат Арипов. Он окончил мастерскую С. А. Герасимова во ВГИК, и «Ниссо» — его дипломная работа. Но зрителям Арипов уже известен как своеобразный, даровитый актер. Он играл роль Авиценны в одноименном фильме, Рудаки — в «Судьбе поэта», фокусника — в «Знамени кузнеца».

Романтическая повесть о Ниссо, по словам режиссера, привлекла его и интересным характером главной героини, и остротой конфликта, и возможностью показать природу и людей «крыши мира». К таким людям относятся председатель сельсовета Бахтиор (К. Холов) и его мать Гюльриз (М. Касымова), в доме которых нашла приют и дружбу Ниссо; учительница Мариам (М. Аминова), демобилизованный красноармеец шофер Александр Медведев (Ю. Назаров) — Шо-Пир, как его называют местные жители. Он один из тех русских, которые первыми завоевали доверие жителей гор.  Медведев воевал на Памире, выжил один из всего отряда и решил «здесь остаться революцию делать».

Главную роль сыграла Галина Пулатова. У многих зрителей, начитавшихся рассказов о том, как помреж встретил на  улице безвестную девушку, ставшую назавтра кинозвездой, может создаться впечатление, что в выборе профессии актрисы только случай играет роль. Что касается Гали Пулатовой, то помреж действительно увидел ее на улице, пригласил на студию, она же сниматься отказалась, и пришлось идти к ее родителям, уговаривать. Но не только случай, не только способности и обаяние дали Гале возможность исполнить главную роль в картине, создать образ забитой и голодной сироты, а затем суровой и своенравной девушки. Потребовался еще и огромный, подчас опасный труд. Полгода провела съемочная группа на Памире. Были кадры, которые снимались на узких, головокружительных тропинках, на краю пропастей. Галя— так нужно было по сценарию — ходила босиком по снегу, выбегала из горящей крепости. И, несмотря на напряженную работу, на усталость, она каждый день посещала школу, сдав на Памире экзамены на аттестат зрелости...
Из сюжетных линий романа выбрано то, что относится к Ниссо и ее судьбе, то, что помогает раскрыть ее характер, показать, как возникла у нее первая, чистая любовь к Шо-Пиру. Съемочная группа точно восстановила быт памирцев тех лет. В группе ни разу не прибегали к бутафории, к муляжу. Одежда, предметы быта — все подлинное.
Оператор Борис Середин (он, кроме того, играет в фильме роль председателя ревкома Швецова), выпускник ВГИК, снимал «Разгром», вместе с В. Юсовым — «Лейли и Меджнун». Работа Середина в фильме «Дети Памира» была удостоена республиканской премии имени Рудаки.

— Спокойная, мужественная природа Памира,— рассказывает Борис Середин,— суровая графичность пейзажей заставляют снимать предельно просто. Я добивался этой простоты в «Детях Памира», добивался ее и на съемках «Ниссо».
С. Марков

«Советский экран» № 2, 1966 г.»
                ............................

           Курбан всю свою жизнь  был благодарен Марату Арипову, что он в свой первый фильм взял никому неизвестного тогда артиста, который в кино до этого никогда не работал. На этом фильме Курбан познакомился с артистом кино Юрием Назаровым,  который стал его другом на всю жизнь. Я помню, что папа восхищался актерской игрой Юрия Назарова в фильмах "Кавказский пленник" и "Андрей Рублёв", вместе с папой мы смотрели фильм "Земля Санникова", где Юрий Назаров сыграл доктора.   

     Во время съёмок фильма «Ниссо» познакомился и подружился  с молодым Алишером (Александром) Ходжаевым.  Алишер, в то время  был студентом  педагогического института и приезжал к своему отцу – известному артисту Алиназару Ходжаеву, который также принимал участие в съёмках этого фильма. Алишер (Александр) Ходжаев – очень яркая, многогранная личность. Он стал  известным артистом, журналистом, педагогом и радиоведущим, но всегда упоминает в интервью или в личной беседе, что у него в таджикском искусстве есть два кумира. Это Марат Арипов и Махмуджон  Вахидов.
                ………………………

         Премьера фильма «Ниссо»  в г. Душанбе состоялась 13 августа 1966 года. Осенью этого же года на Смотре-Соревновании кинематографистов Центральной Азии в г. Ашхабаде  были присуждены  почётные  дипломы  «За лучший режиссерский  дебют»  - Марату Арипову и «За лучший актерский дебют» - Галине Пулатовой.  Московские зрители увидели эту картину в марте 1967 года. Потом этот фильм стали часто показывать по телевизору и Курбана стали узнавать на улице. Молодому  артисту это очень нравилось, он был счастлив! Появились поклонницы.

     Но, всё-таки, не кино было главным в жизни Курбана, а балет!

               ............................................
На фото из личных архивов семьи Холовых: Курбан Холов в роли Бахтиора, Юрий Назаров в роли Александра Медведева (Шо-Пира) (1964 г)


Рецензии