Человек и общество

Вначале, наверно, стоит уточнить некоторые моменты. У Петрова уже в самом названии книги «Субстанциональный монизм как диалектика материального и идеального основополагающий принцип саморазвития реальности» присутствует определённая несогласованность, поскольку то, что обычно называют материальным и есть то, что в книге определяется как субстанция. Субстанция, как некий материальный объект (материальное) представляет из себя: с количественной стороны, некую массу материи, а с качественной (идеальной), структуру этой массы, включая и внешнюю форму, как всю историю её движения, представленную в результате этого движения. Поэтому между материальным (субстанцией) и идеальным никаких противоречий быть не может, поскольку идеальное субстанции, это только качественная сторона субстанции в целом. И для субстанции в целом, как итог движения всей её составляющей материи в наличном её состоянии, это идеальное единственное, а противоречия могут быть только между парой и именно качественных сторон субстанции (идеального). И таких пар в субстанции может быть не одна, в совокупности входящих в идеальное субстанции в целом.
С позиции материализма, существует только материя в непрерывном движении её частей относительно друг друга. Всё остальное, все материальные образования (субстанции) с их массами, формами и качественными характеристиками, это только результат этого движения. Таким образом, и любые противоречия есть только результат определённого вида движения, т.е. идеальны по своей сути. Но поскольку противоречия выступают и как побудительная основа движения то получается, что формирование новых противоречий, это этап смены побудительных основ движения, влекущие за собой и изменения соотношений внутренних видов движения в субстанции. С позиции диалектики это выглядит как переход количества (одного вида движения) в качество (в другой вид движения).
Петров в своих рассуждениях о человеке и обществе, по сути, игнорирует им же предложенный принцип субстанционального монизма и рассматривает идеальное только как отражённое в сознании субъекта.  Он вполне обоснованно основу общественных противоречий видит в противоречиях между потребностями и возможностями их удовлетворения, но совершенно не обоснованно определяет их как противоречия между материальным, как субстанции (общество, человек) в целом и идеальным (в этом контексте, как отражённым в их сознании).
Потребности субстанции, это необходимые условия её существования и развития. Не только для человека и общества, и даже не только для любого живого организма, а вообще для любой открытой термодинамической системы, условием их существования является возможность обмена материей и энергией с окружающей средой. Для живых организмов, в том числе и человека, и общества, это базовое, фундаментальное противоречие, которое должно постоянно разрешаться. И от степени разрешения этого противоречия зависит будет ли организм хотя бы просто существовать, или будет способен и развиваться. Но обмен материей (а в конечном счёте и обмен энергией сводится к движению материи) происходит не обменом материи в каком-то чистом виде, как некой абстракцией, а материей в виде конкретных субстанций со вполне определёнными качественными характеристиками. И именно этой, качественной стороной, т.е. идеальным, определяются те виды субстанций, которые потребляются ли утилизируются живыми организмами (как субстанциями-потребителями), количественно определяемые той массой материи, которая в них содержится.
Но потребности, это не только питание, это и условия обитания, включая и жилище и т.п, а в более общем выражении - комфорта в целом (в конечном счёте вплоть до эстетических наслаждений), и безопасность. Но, как уже упоминалось, человеком не рождаются, человеком становятся в процессе (каждый своего) общественного бытия, которое формирует сознание. Именно это, сформированное в рождённым животным, его персональным общественным бытием сознание и превращает животное в человека, во вполне конкретного индивидуума. Любой индивидуум, по сути, есть только носитель этого, определённым образом усреднённого его персональным бытием, сознания той части общества (в том числе и опосредованно, через источники информации) в котором он формировался. И в процессе формирования сознания могут развиваться или приглушаться те или иные естественные потребности и формироваться новые, в том числе и иррациональные, удовлетворение которых ведёт не к благу, а во вред как непосредственно носителю этого сознания, так и обществу в целом. Но в любом случае эти потребности требуют разрешения, на что и направляется вся мыслительная деятельность их носителей, рождая соответствующие идеи и волю к их реализации. Таким образом, человека, именно как человека, рождает не человек, его рождает общество, как и любой живой организм свою клетку, и реализуя свою волю, реально он реализует волю, сформированную в нём его бытием, и в первую очередь общественным.
Петров в своих рассуждениях исходит из бытующих ныне представлений об обществе, как исключительно о сообществе людей («Общество как субстанция, состоящая из множества взаимодействующих индивидов и их сообществ …»), а о всём созданном человеком как о некой искусственной природе (Результатом является создание искусственной среды обитания, искусственной природы), но при этом он общество всё же определяет, как субстанцию. Но субстанция, это нечто цельное, имеющее как количественную (масса материи), так и качественную (идеальную), как форму организации этой массы, стороны. А живые организмы, как открытые системы, к которым относится и общество, как нечто целое, могут существовать и развиваться только, обмениваясь с окружающей средой материей и энергией, а, следовательно, такая субстанция должна быть соответствующим образом организована и иметь для этого все необходимые элементы, а это далеко не только люди. Таким образом, общество, как субстанция, это не только люди, но и всё остальное, необходимое для его существования и развития, т.е. все людьми созданное, и в первую очередь, материальная составляющая его производительных сил. То есть, всё созданное людьми, это никакая не искусственная природа, это неотъемлемая часть общества, как субстанции, как цельного организма, элементом которого является и человек.
Любая субстанция возникает (нарождается) в определённой среде и если эта среда не бесконечна, то значит это среда некой более крупной субстанции. И, соответственно, новая субстанция зарождается в условиях и на законах функционирования этой более крупной субстанции. Возникновение новой субстанции всегда происходит на основе случайных столкновений элементов той среды, в которой она образуется. И если в результате столкновения образуются устойчивые в той среде соединения, то они сохраняются, и общество в этом не исключение. Таким образом, зарождение общества началось с зарождения стада. Это в стада некоторые виды животных сбивались стихийно, но получив стадным образом жизни определённые преимущества в удовлетворении своих потребностей, становились стадными животными навсегда, закрепляя это генетически. Как новая субстанция общество начало зарождаться именно как стадо и только в развитии стадо постепенно обретала все атрибуты самостоятельной субстанции, как организма, открытой системы, с существованием за счёт обмена материей и энергией уже не непосредственно его членов (частностей), а субстанции в целом. И завершение становления общества как самостоятельной субстанции, вероятно, надо отнести к периоду окончательного установления разделения труда и товарообмена.  Именно с этого периода люди стали удовлетворять ощутимую часть своих потребностей не напрямую от природы, как это было в стаде, которое только повышало их возможности в этом, а опосредованно через общество, всё более и более увеличивая эту часть с развитием общества. Общество становилось всё более и более самостоятельным потребителем природных ресурсов, и утилизатором отходов своей жизнедеятельности (обмен материей и энергией с окружающей средой) и всё большим и большим посредником в этом для людей как для частей своего организма. 
Развитие любого организма осуществляется в результате его естественного стремления к более полному удовлетворению своих потребностей (каковы бы они не были) в условиях окружающей его среды. Ещё с образования стада для его членов оно начало становиться частью среды их обитания, а развитие стада вело к повышению его значимости и степени воздействия на их развитие. Человеком также движет стремление к более полному удовлетворению своих потребностей (базовая основа всех живых организмов), а общество создаёт такие условия, при которых их удовлетворение содействует дальнейшему развитию самого общества (потребности общества в целом). Более того, развиваясь общество всё большую и большую часть потребностей человека само формирует в нём через формирования его сознания и таким образом обеспечивает своё развитие, обеспечивая более полное удовлетворение своих потребностей и свою устойчивость в среде своего обитания, среде более крупной субстанции – планета Земля.
Все разговоры о взаимном влиянии друг на друга человека и общества малопродуктивны. В любом организме его клетки выделяют отходы своей жизнедеятельности и утилизация их, это функция организма. Пока организм здоровый, успешно функционирует и развивается, для него это не проблема, а просто условия его существования. Если же это становится проблемой (кризис), то значит начинается смена качественного состояния организма или его гибель. Направленность развитие любых частностей определяется общим, это общее своей средой создаёт условия, под которые приходится подстраиваться частностям, определяя, таким образом, направленность их развития. На основе этого (и всего ранее изложенного) следует исходить из первичности развития общества (по отношению к человеку), а развитие человека рассматривать только как развитие элемента (частного) общества, направляемое обществом путём формирования его среды обитания, под которую он вынужден подстраиваться, в том числе, и в первую очередь, и через формирование сознания и воли самого человека.
Истоки формирования обществом сознания человека лежат ещё в образовании стада его далёкими предками. Именно стадо создало потребность в общении и совместных действиях, как условие своего существования и развития, что способствовало развитию речи и мышления. То есть, ещё стадо, как общее, начало формировать сознание своих особей, как частностей его составляющих. А в обществе, практически всё развитие идёт через формирование сознания и воли людей. И чем более развито общество, тем более осознанно оно пытается формировать сознание и волю людей (формируется мораль, создаются экономические стимулы, побуждающие к той или иной конкретной деятельности и т.п.).
Таким образом, развитие общества в целом продолжается стихийно, в соответствии с его сущностью, как самостоятельной саморазвивающейся субстанции, поскольку сознание каждого индивидуума формируется не воспитанием в виде наставлений, а его реальным (конкретно его) бытием. Разница бытия отдельных членов общества обуславливает и разницу их сознания, которое формирует и идеи обеспечения более полного удовлетворения их потребностей, и волю по их реализации. И если эти идей объединяют достаточную часть общества для их реализации, то они реализуются.
Только это вовсе не значит, что реализация этих идей обязательно обеспечивает возможность дальнейшего развития общества, может быть и совсем наоборот, чему есть и исторические примеры. Знания человека и общества, как о природе в целом, так о них самих всегда ограничены, что всегда вносит определённую ошибку в реализацию сформированных сознанием идей и весь вопрос только в значимости этих ошибок. Чем меньше глубина теоретической проработки вопроса, тем существеннее ошибки и тем меньше результат соответствует породившей его идеи. Но именно этот результат и формирует новое бытие, при этом весьма разное для разных людей, включая и бывших единомышленников, которое, в свою очередь, формирует и их новое, и, соответственно, разное сознание. В результате такого формирования сознания может формироваться воля достаточного количества людей (в зависимости от их положения в обществе) способного на свершение таких изменений в нём, которые могут вести как к его дальнейшему развитию, так и к деградации и гибели. Но любые изменения ведут к изменению бытия членов общества и, соответственно, к изменению их сознания. И если идёт деградация общества, то ухудшается положение его членов, формируя соответствующим образом и их сознание, генерирующее идеи противодействия этому, формирующие и волю достаточного количества членов общества для противодействия этому процессу.
Таким образом, направленность развития общества от воли и желания человека не зависит, идёт по своим внутренним законам саморазвивающейся субстанции, и чтобы иметь возможность осознанно воздействовать на его развитие (в рамках его естественной направленности) в интересах большинства членов общества, необходимо осмыслить эти законы. А просто благими намерениями, как говорится, выстлана и дорога в Ад.


Рецензии