Апельсин. новогодний рассказ

                Предисловие.
  К сожалению я нашла этот рассказ совсем недавно. И хоть Новогодние праздники прошли, поздравить еще раз можно всегда. Читайте Новогоднее поздравление от Юрия Юровского!
                Алиса Юровская


 В тот год хрущевского правления на Севере было весьма плохо с продуктами. Хлеб был только черный, из какой-то ужасной муки, да и то с перебоями. Например, когда пекарь уходил в запой, приходилось печь лепешки. Вот за этим хлебом 31 декабря я направился в единственный в поселке магазин – кособокую избушку на крутом берегу Алдана. Нешуточный даже для этих мест мороз, где-то под минус 55, заставил до глаз закутаться шарфом. Отодрав примерзший шарф в магазине, я с безмерным удивлением уставился на прилавок. На нем горкой лежали крупные оранжевые апельсины. Ассортимент товаров в этой торговой точке весь поселок знал наизусть. Завоз-то был раз в году, летом. И хотя деньги у людей водились, зарплату платили вовремя, покупать в нем было нечего. Далее состоялся диалог с продавщицей:
- Откуда?
- Вчера был спецрейс, по санавиации. Сюда летели порожняком, вот и пригрузили.
- Как насчет пары килограммов?
- Не положено. Апельсины только детям. По списку. У вас вроде бы детей нет.
Продавщица знала точно. В маленьком таежном поселке все знали друг о друге если не все, то почти все. А я к тому же был маленьким начальником, значит на виду.
- Детей нет. А с таким снабжением вряд ли будут.
И тут же перешел в атаку, одновременно делая умоляющие глаза.
- Вы же их продаете по штукам. Если в семье пять детей – получи пять апельсинов, а получали груз по весу. Что, я нашу авиацию не знаю? Значит, будет у вас остаток.
- Остатка не будет. Все учтено.
Конечно, я знал, остаток будет. И кто съест этот остаток. И что с полным карманом денег я не куплю апельсинов. Правильно сказал наш известный сатирик: У нас есть все! Но не для всех. Опять же, дети. Им надо дожить до обещанного вождем светлого коммунистического будущего. Когда будет все и для всех. Иначе, зачем мы все уродуемся в этой тайге, в этом диком климате, мерзнем и голодаем.
В итоге, выпросил я один апельсин к новогоднему столу. Понес его домой, упрятав под полушубок и под свитер. Чтобы не замерз. Сам видел в Якутске на базаре: перемороженные фрукты при ударе разбиваются как стеклянные. Не дай бог уронить. Донести бы домой это оранжевое чудо. Положить под елку, собственноручно срубленную вчера в тайге…
Прошло много лет. Дожив до светлого будущего, правда капиталистического, стою перед симферопольским прилавком. Апельсинов навалом. Бери, не хочу. Хочу, но не могу. Нет денег. Приехали! Ну не можем мы жить без дефицита. Обязательно должно чего-то не хватать. А в Крыму, как в Греции, есть все. Даже конституция. Нет денег.
Черт с ним, с этим капиталистическим фруктом. Ведь не картошка. Жили без него и проживем. Будем бороться за светлое будущее с утроенной энергией. С Новым Годом вас дорогие товарищи!
Рассказ написан в 90-е годы

На фотографии папе 70 лет. Фотограф В.В.Юдин


Рецензии
Да, апельсины и Новый год - устойчивая советская ассоциация. Получишь на детском утреннике подарок, принесешь его домой, откроешь... И первое, что бросалось в глаза - оранжевый шар. Или один, но большой (марокканский апельсин), или несколько меньших по размеру (абхазские мандарины). Наверное, потому, что наши вкусовые пристрастия формируются в детстве и юности, абхазские мандарины до сих пор предпочитаю всем остальным. Они с легкой кислинкой. Именно такими, так мне кажется, и должны быть настоящие(!) мандарины. А турецкие или марокканские - сладкие.

Константин Кучер   12.02.2021 10:48     Заявить о нарушении
У меня тоже такая ситуация. Был забавный случай на работе. Коллега летом угостил меня мандарином. Я жутко удивилась и сказала:" Неужели, мандарины продаются летом?". Он очень удивился и решил, что я хожу по магазинам закрытыми глазами. " А когда же их есть? На Новый год?" - недоумевал он. А я в 30 градусную жару вдыхала запах зимы и новогодней елки. Увы,коллега был намного моложе меня.

Алиса Юровская

Юрий Юровский   12.02.2021 11:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.