Бабушкины часы

     Луч солнца подбирается к моей подушке. Я уже давно проснулась, но лежу в кровати тихо, не открывая глаз. Мерно отбивает свой загадочный ритм маятник в часах.
     Тик-так, тик-так.
     Часы у бабушки необычные - большие, в тёмно-коричневом деревянном футляре с открывающейся дверцей, в которой есть два стеклянных окошечка. Вверху - циферблат, а к часовому механизму на длинной ножке-палочке внизу прикреплён большой и круглый, как блюдце, маятник.   Тик-так, тик-так.
   Сбоку в дверце есть маленькая неприметная кнопочка. Нажимаешь на неё, дверца открывается.  Внизу под маятником ключик лежит, но ключик этот не простой, а волшебный. Ведь именно им время от времени бабушка заводит свои часы.  Это дело не такое уж и простое. Кажется, ну что тут такого - вставил ключик в специальное отверстие и поворачивай себе. Да только, если повернёшь ключик лишний раз, пружина в часах распрямится и вылетит, больно ударив по пальцам. Уж я это точно знаю.
    Тик-так, тик-так.
     Бабушка у печи хлопочет, готовит нам завтрак. Маленькая, худенькая, с седыми волосами, убранными под ситцевый платочек. Думаю, что сегодня к столу не будут поданы варёные яйца. Накануне бабушка в кладовке наткнулась на мои недельные "запасы". Ну, не люблю я эти варёные яйца, давлюсь ими. Кашу съедаю, а яйца, уже очищенные, потихоньку выношу и прячу в бидончик в кладовке.  Вчера бабушка  там учуяла неприятный запах.
   Тик-так, тик-так.
    Ну, побранила меня немножко.
    - Что ты, девка, делаешь-то? Пошто добро-то изводишь? Ну, не нравятся тебе варёные яйца, так я бы тебе селяночку в печи поставила.
   Тик-так, тик-так.
   Сейчас бабушка  будить меня будет.
   - Вставай, Надюшка, каша готова, я водицы тёпленькой в рукомойник наладила.
   Рукомойник у бабушки медный с красным отливом и на цепочку подвешен. К нему приноровиться нужно: аккуратно наклонить его, чтобы вода через носик полилась. У меня раньше ничего не получалось, всю воду через верх спускала, а потом ничего - привыкла.
    Тик-так, тик-так.
  Позавтракаем, пойдём в магазин по хлеб. Интересно в бабушкином доме дверь закрывается. Снаружи -  кольцо железное, к нему через просверленное отверстие привязана верёвочка, а внутри она соединена со щеколдой. За колечко потянешь - щеколда поднимается, а отпустишь кольцо - дверь закрыта. А, чтобы знали, что дома никого нет, батог наискось к двери подставят.
    Тик-так, тик-так.
  Поход в магазин - целое событие. Бабушку здесь все знают, уважают, здороваются. Интересуются, что за гостья к ней пожаловала, приглашают заглянуть на чай. 
    В магазине витает запах свежеиспечённого хлеба. Пекарня рядом - за стеной. Буханки большущие, я таких ещё не видела. Хлеб горячий с хрустящей корочкой, так и просится, чтоб его отломили и в рот отправили.
    Тик-так, тик-так.
  На обратном пути привернём к бабушкиной подружке. У той самовар поспел, трубу уже убирает. Ну, точно, час, не меньше, просидим в гостях. Вот и соседка заглянула. И пошли бабушки разговоры разговаривать да чаёк "пошвыркивать". Чай из чашки наливают в блюдце, чтоб не горячо было, сахар вприкуску грызут, тут же его специальными щипчиками от глыбы сахарной откалывают. С этими щипчиками тоже поаккуратней надо обходиться.  
   Тик-так, тик-так.
   И ведь выпивают-то не по одной чашке, кончиком платка пот со лба утирают. Но хозяйка всё угощает да угощает, пока гости свои чашки вверх дном не опрокинут на блюдца. Верный знак - напились чайку.
   Тик-так, тик-так.
Ещё мне очень нравится, когда бабушка открывает свои сундуки. Достаёт вещички, раправляет, встряхивает, разглядывает, развешивает на просушку. Здесь и постельное бельё, и узорные подвесы к кровати, и вязанные салфетки, и сарафаны домотканые. В отдельном узелке "погребальное".
- Вот эти платочки вам с сестрёнкой будут на память, когда помру. Тебе какой нравится - красный? Значит, тебе красный достанется, а Верочке - синий.
   Тик-так, тик-так.
  В огороде у бабушки широкая калитка-ворота. Я часто забираюсь на неё и смотрю вдаль, на линию, не идёт ли мотовоз, не едут ли родители за мной. На этой калитке здорово кататься! Скинул крючок - и, оп! Выезжаешь на перекладине ворот прямо на улицу.
  - Вот ужо, крапивой я тебя! - раздаётся голос бабушки. - Петли сорвёшь, проказница, нарушишь калитку-то!
    Тик-так, тик-так.
  И уже давно нет бабушки Ани, но память не даёт её забыть, возвращает в то солнечное летнее утро, где едва проснувшись, я слышу её лёгкие шаги и мерный ход часов.
  -Тик-так, тик-так, тик-так.


Рецензии
Надежда, славное, светлое повествование Ваше!
Спасибо, по душе...
Очень понравилось!
С весною Вас!
pismo mame 1 - You Tube
Может Вам понравится эта моя песня "Письмо маме"
(с фото пожилой женщины).

Тёплый Сергей   02.03.2023 17:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.