Слова пленного русского солдата рассмешили

Редко, но встречаешь такие истории о войне, которые определенно выпадают из общего ряда - там нет подвига, но есть нечто необычное, о чем стоит рассказать.

Этот случай произошел в 1941 году. Житель деревни, которая недалеко от Сергиева-Посада, вчерашний выпускник школы, разумеется, комсомолец, решил, не дожидаясь повестки, пойти на призывной пункт. Мать стала уговаривать его взять с собой крестик.

-Не могу! Я ж комсомолец.

-Сынок, послушай меня, возьми, спрячь куда-нибудь, если не хочешь на шею вешать, от тебя не убудет. Кому какое дело, что у тебя в кармане.

Уговорила. Сын взял простой медный крестик, сунул в карман и забыл о нем.

Когда выдали гимнастерку, начал переодеваться и чуть было не забыл про крестик в кармане. Вовремя спохватился, одежду еще не унесли. Крестик вытащил, стал думать, куда бы его. Положил в карман гимнастерки. Потом снова чуть не потерял его. Когда обмундирование отдавал в стирку, крестик ему вернула женщина-прачка.

- Ты б надел, как полагается и не переживал, что потеряешь. А так точно посеешь. С таким не шутят. Наверняка мать дала. Береги, он тебе спасет жизнь.

Парню было неудобно, что его секрет обнаружен, но реакция женщины была спокойной и он сделал так, как она посоветовала - повесил крестик на шнурок и надел на себя. Сослуживцы крестик заметили, но ничего не сказали. Но однажды крестик попался на глаза политруку.

-Рядовой! Вы у нас в дьяки записались?

-Никак нет!

-А крест откуда!

-Мама дала, - опустив голову, ответил солдат.

-Мама дала.. - передразнил политрук. - А патронов она тебе в мешочек не насыпала?

Послышалось хихиканье.

-Никак нет, только крест!

Политрук внимательно посмотрел на солдата, в голосе которого прозвучало что-то особенное.

- Ну, раз мама дала, тогда можно.

Повезло, политрук не стал раздувать из этого проблему - знал - завтра первый бой и с этим пареньком он может быть видится в последний раз.

На следующий день началось наступление на их участке фронта, которое закончилось неудачно. Оставшиеся в живых попали сначала в окружение, потом в плен. Из подразделения, в котором служил солдат, уцелело не больше двадцати человек. Они с политруком уцелели, даже не были ранены. Оставшиеся в живых с пониманием отнеслись к тому, что политрук снял с себя свою гимнастерку и переоделся в ту, что была на погибшем солдате.

Пленных построили. Подошло двое немецких офицеров.

-Среди вас коммунистен, комисарен! Шаг вперед!

Никто не вышел. Немец подождал, потом снова скомандовал тоже самое. Было видно, что ему нравилось демонстрировать свое "знание" русского. Шеренга осталась стоять без движения. Немец повернулся и что-то сказал своему спутнику. Солдат с крестиком немецкий учил в школе, смог разобрать, что сейчас начнется лотерея.

-Каждый второй - шаг вперед. Это есть коммунист!

В эту шеренгу попал и солдат с крестиком. Переодетый политрук остался в общем строю.

Потом произошло то, о чем все, кто был в той шеренге запомнили на всю свою жизнь.

Парень с крестиком, понимая, что сейчас их расстреляют, поднял руку и изо всех сил сжал свой крестик сквозь гимнастерку. Охрана заметила движение, вскинула автоматы. Немец-офицер резко шагнул, отбросил руку солдата, рванул его за ворот и замер.

- Что есть это! Ты христианин!

Парень перепугался насмерть, молчал, не зная, что сказать. Немец разорвал ворот гимнастерки у стоявшего рядом переодетого политрука, потом еще у нескольких пленных. Ни у кого больше креста не было. Парень молчал. Фашист истолковал это по своему, заулыбался.

-Я понял. Ты хочешь сказать - они все есть коммунистен!

-Нет! - выкрикнул солдат. Это был, как момент истины - промолчит, будет предателем. Лучше умереть со всеми.

-Нет..? Ты есть комиссар?

Терять уже было нечего, страх ушел, он почувствовал непонятно откуда взявшуюся эйфорию и сам удивился, услышав свой голос, который произнес по немецки:

-А у вас есть крест?

Немец опешил. Ситуация необычная. Этот солдат такой смелый. Может он сумасшедший?

- Ты угадал. У меня нет креста. Но я христианин!

-У вас нет креста, но вы... НЕ коммунист.

- О, да..

Второй немец, который все время прислушивался и молчал, расхохотался во все горло. И что-то сказал. После его слов оба развернулись и пошли к автомобилю, который их ждал в стороне.

-Что он сказал? Что с нами будет? - шептали с разных сторон. А парень стоял и смотрел на небо - какое же оно...слов, чтобы описать мир, каким он его увидел сейчас, в эту секунду, не было. Все какое-то новое, хорошо знакомое и в то же время другое. И он другой.

-Все хорошо, все хорошо, мы не умрем. Не сегодня. Фриц сказал: "Если не хочешь быть комиссаром, стань для них богом".

В этот день никого не расстреляли.

Всех загнали в пустой барак. К солдату подсел политрук.

-Хотел тебя попросить.. покажи крестик.

Солдат разжал кулак - когда немец дернул за ворот, шнурок, на которой крестик висел, оборвался.

- Можно потрогать?

Солдат положил крестик на протянутую ладонь. Политрук прижал крестик к губам.

- Он мне жизнь спас. А я тогда чуть было не заставил его снять, дурак..


Рецензии