Репортаж от стен Белого Дома

Сценарий курсового фильма с таймингом и раскадровкой.
Жанр - психологический триллер. Длительность 15,5 минут.
Проблематика: Личность и высшая власть.
Действия, мотивировка и фабула фильма:

Первый кадр.

Телевизионная хроника о криминале.  (1/3 минуты)
В прессе нагнетается психоз о криминализации общества, о заказных убийствах, о новом переделе собственности и т.д.

Второй кадр.
 
Знакомство зрителя с героиней, возвышенной и романтичной девушкой. (1/2 минуты)
Для героини фильма - молодой выпускницы журфака МГУ, криминал где-то там - далеко в стороне, чужой сон. У неё свой мир, своя радость - красный диплом отличника и должность тележурналиста в одной из редакций канала центрального телевидения. Героиня сбегает со ступенек здания МГУ к стайке подруг.
- Ну как с работой?
- В Останкино тележурналистом.
- По блату!
В ответ героиня машет красным дипломом выпускника МГУ: "Вот мой блат!"

Третий кадр.

Первое задание. (1/2 минуты
Тематика первой работы ненавязчиво подсказана начальником (редактором канала). Тот тайно получил заказ на передачу сверху, и отрабатывает его. При этом, однако, делает вид, будто бы тема выбрана журналисткой самостоятельно ("К нам обратились ...Вот тебе телефончик. Разберись и решай что делать"). На самом деле предложение начальника для журналистки - императив, от которого нельзя отказаться.

Журналистка должна провести серию репортажей о громком конфликте (банкротство крупного московского завода, отстранение директора, увольнение рабочих, захват рабочими территории завода и объявление ими бессрочной забастовки). В репортажах следует рассказать о ходе конфликта, о действиях Правительства, брать в студии интервью у высокопоставленного чиновника Правительства и бывшего директора завода.

Журналистка получает репортёрскую сумку, видеокамеру и выносной микрофон на шнуре. Руководитель канала даёт напутствие: "Гони вовсю. Это телевидение. Здесь главное - успеть подать информацию вовремя. Опоздаешь - и ты уже никому не интересен! Для начала нужно взять интервью у чиновника Правительства. Вот его телефон".
Далее действия фильма стремительно разворачиваются.
 
Четвёртый кадр.

Встреча с властью. (2 минуты)
Героиня встречается с чиновником у Белого Дома для обсуждения будущего интервью. Он на мерседесе, с личным шофёром везёт её на Воробьёвы горы для спокойного разговора. Они гуляют на фоне МГУ и Лужников, беседует. Выясняется, что оба - выпускники МГУ.
Весь разговор не слышно. Звучит лирическая музыка, соответствующая характеру сцены. Идут мимо бюстов великих учёных. Он церемонно им кланяется и представляет им героиню.

Пятый кадр.

Телехроника. Первый репортаж героини. (3 минуты)
На экране мелькают кадры цехов завода, лица рабочих... Диктор называет цифры убытков бюджета от остановки завода....

На экране героиня, чиновник и директор завода. Идёт разговор. Опытный чиновник "ловит" директора на низкой инициативности и "выставляет" его как главного виновника неудач завода. Тот невнятно отпирается, что мол вокруг завода - сговор с целью захвата собственности и т. п.

Чиновник делает вид, что стоит горой за завод, коллектив. Высокопарно заявляет о необходимости прекращения "беспредела", защиты интересов России. Произносит туманные фразы о верховенстве закона.
На самом деле чиновник выполняет заказ - путём организации телепередачи прикрыть чьи-то жёсткие действия по захвату завода-банкрота, создать впечатление объективности власти, "выпустить пар". Героиня догадается об этом лишь в конце фильма.

Настроения героини формировались спонтанно. Она не вникала в детали проблем завода, да и не могла бы их понять. Но она настроена радостно и по-женски счастлива. Она оказалась в эпицентре значительных событий. Она восхищена своим контактом с высшей властью. Деловитый и уверенный чиновник Правительства кажется ей значительным и даже загадочным, как сама власть. Глядя на него, героиня искренне верит в мудрость власти и её способность защитить справедливость. Она верит, что проблема завода вот-вот будет решена по-крупному, по государственному, в духе распространённых иллюзий о торжестве демократии, интересов страны, отечественной промышленности и личности. 

Шестой кадр.

Текущая работа в студии. Новости (1 минута)
Следующий репортаж откладывается из-за занятости эфирного времени - трансляция внеплановой поездки Президента. А тем временем проблемы завода не решаются. Наоборот, они становятся запутанней, подвисают. Ожидаемые решения властью не принимаются. А телевидение и газеты   уже увлечены политическими сенсациями и новыми происшествиями. (В фильме все это должно быть изображено серией коротких кадров, обрывков телефонных разговоров и т. д.)

Темп фильма замедляется. На лице героини задумчивое выражение. Она бродит по кабинетам телецентра, слушает, листает газеты. И вдруг узнает, что что конфликт на заводе усиливается, что на его территорию ворвались люди в масках, разогнали забастовщиков. Есть раненные.
Героиня искренне негодует. Почему власть бездействует? Нужно срочно продолжить передачи. Для неё правота коллектива завода очевидна. Она взволнована судьбами людей.
Героиня вдруг ощущает, что в редакции вокруг неё давно уже возник вакуум. Начальство от разговоров уклоняется. Очередной репортаж не назначается.
Нужно немедленно выяснить с начальством отношения.

Седьмой кадр.

Выяснение отношений с начальством. (1/3 минуты)
Героиня навязывает руководителю редакции разговор. Тот делает ей замечание о том, что отзывы на передачу нелестные, "Вы что-то там напутали...". Но она горячо настаивает на продолжении репортажей. Руководитель туманно обещает ей это.

Восьмой кадр.

Телефонный разговор с чиновником (1/3 минуты)
Героиня договаривается с чиновником о скорой встрече для обсуждения следующей передачи. На самом деле тому следующая передача уже не нужна. Заказ выполнен и это определяет последующие события фильма. Но от встречи чиновник не отказывается. Он относится к героине снисходительно. В конце фильма выяснится, что он - товарищ её отца и что он сделал три дела. По просьбе друга пристроил девушку к большому делу и выполнил заказ на ТВ-передачу. И лишь некоторые случайные обстоятельства раскроют его истинное лицо перед героиней и зрителями.

В телефонном разговоре с героиней чиновник откровенно замечает, мол, "что случилось с заводом это и есть демократия. Она к нам пришла, а мы её не узнаём."

Девятый кадр.

Угрозы. (1 минута)
Незадолго до назначенного часа встречи с чиновником героиня выходит из телецентра.  Вдруг звонит её мобильный телефон. Ей угрожают, советуют остыть. Грозят и в адрес чиновника. (Как выяснится позже, этот звонок - незапланированная акция. Чья-то самодеятельность. Может друзей Виктора Ампилова...)

Героиня - в шоке и столбенеет. С ней такой впервые. Очнувшись, она звонит чиновнику чтобы предупредить об опасности. Того нет на месте. Героиня думает, что он уже вышел на встречу и начинает торопиться к нему.

Десятый кадр

Несостоявшаяся встреча. (3 минуты)
Героиня несётся по городу на встречу с чиновником. Подбегает к проходной Белого Дома.  Мечется, смотрит на часы... Но чиновник не приходит на встречу.

Героиня звонит ему в приёмную. Там отвечают, что тот занят. Звоните чуть позже. В следующий звонок ей говорят, что чиновник уехал в командировку и просил передать, что, скорее всего, в передачах принимать участие не сможет.

Героиня обескуражена. Она пытается рассказать секретарше чиновника об угрозах в адрес её шефа. Та смеётся, мол, “что Вы несёте, милочка! Вы разве не знаете кому звоните?" и советует не принимать угрозы всерьёз.

Героиня звонит редактору на телевидение. Тот возмущается: "У тебя "крыша" есть? Ах, нет! Ну тогда зачем ты полезла в эту кашу и всех нас подставила? Сворачивай передачу, верни камеру."

Героиня продолжает телефонные звонки. И вдруг узнаёт, что директора после его участия в передаче арестовали и "шьют" организацию беспорядков. Следующий её звонок - домой маме – узнать, как дела. А та вдруг взволнованно говорит, что младшая сестрёнка героини слишком долго гуляет на улице и уже два часа как не пришла домой. Мама очень волнуется.

Героиня в полном отчаянии. В памяти всплывают сцены насилия.... Появляется унизительный страх за маленькую сестру, родителей... Нужно немедленно что-то делать. Она бегло рассказывает маме по телефону об угрозах и обещает немедленно приехать домой искать сестрёнку и рассказать все отцу.

Одинадцатый кадр.

Героиня всё узнаёт (3 минуты).
Героиня влетает в квартиру и застывает в изумлении. За столом сидят мама, отец и ... чиновник. Весело беседуют. Сестрёнка прыгает рядом.

Её встречают, начинают успокаивать. Чиновник рассказывает, что положение завода безнадёжно, директор неправ, телепередача была нужна для выпуска “пара”, что без банкротства плохого директора не снимешь, что завод нужен новому владельцу с финансами, что вместе с отцом они придумали ей новую тему для карьеры на телевидении и договорились об этом с другим редактором. "Раз уж ты журналистка и играешь во взрослые игры, то будь беспристрастной и готовой ко всему. А угрозы – это чья-то самодеятельность. В случае чего - разберёмся.

И вновь героиня в шоке. Она отчётливо поняла, что взрослые обманули её, одурачили, использовали и бросили один на один с неизвестной опасностью. Что она стала пешкой в чьей-то игре.

"Значит Вы всё подстроили? Может и звонок с угрозами тоже придумали в воспитательных целях! Я к Вашим играм никогда не привыкну!".

Героиня плачет. Мужчины продолжают весёлый разговор. Мама из стеснения перед важным гостем молчит, хотя и сочувствует дочке. Сестрёнка прыгает по комнате.

Двенадцатый кадр

Личная вендетта. (1/2 минуты).
В раздумье героиня приходит на место, где недавно пережила стресс - к зданию Правительства. На плече её репортёрская сумка с видео камерой и микрофоном. Она идёт вдоль ограды Белого Дома и сквозь решётку видит неприступное, мощное и помпезное здание с круглой башней, попирающей само небо.

Героиня опускает голову и видит гранитный цоколь забора. Лицо её становится суровым, сосредоточенным. Она поняла, что эта власть для неё чужая, к ней безразлична, ничего у неё не попросит, а если захочет – прикажет или все отнимет. Перед властью она беззащитна. За всё нужно платить самой и сполна.

Героиня размахивается и бросает микрофон как гранату в гранит. Это - решение. Это – ответ, это - вызов.


Рецензии