Наташа Мороз

   Наташа Мороз это моя одноклассница, по первому классу. Я запомнил пожалуй ее одну, и тому были причины. Не хочется домысливать, того чего я не помню, ведь было это сорок пять лет назад. Но для этой истории достаточно будет и того, что я хорошо помню.

   Ни когда не забуду ощущение того восторга, который испытал весь наш класс, когда Наташа выскочила  из-за парты, и прямо, как в мультиках про плохую девочку, стала спорить с учительницей, переходя на крик, и впадая в истерику, упала на спину продолжая кричать, дергала при этом ногами и руками.  Этот «цирк», забавлял нас раза два, может быть три. И каждый раз, наша учительница Ирина Фоминична, совсем не спешила прекратить это «выступление», словно на потеху классу еще и провоцировала ребенка на совершение неадекватных действий.

   Этот случай мог бы так и остаться просто ярким воспоминанием из далекого детства. Если бы не продолжение, кажется после новогодних каникул, Ирина Фоминична проводила в классе словарный диктант, и по его итогам выговаривала одному из моих одноклассников за допущенные ошибки. Последними ее словами были: «Садись за первую парту» - и указала на свободное место рядом с Наташей. Наташа сидела за партой с прямой спиной и руками сложенными друг на друга, глазами она поедала учительницу, казалось готовая выполнить любой ее приказ.  «Наташа, научи его правильно твою фамилию писать» - в ответ Наташа не произнесла ни слова, лишь слегка пододвинулась к краю скамьи.  Класс еле слышно засмеялся, Наташа слегка повернула голову в сторону мальчишки, и я увидел ее строгий взгляд. Не хотел бы я тогда оказаться на первой парте, Наташа была наголову выше своего нового соседа и наверняка раза в два тяжелее. В нашем классе был матриархат.

   Интересно, стали бы по другому вести себя люди, если бы знали, как на долго остаются в памяти других их поступки?

   Согласитесь не всякий современный учитель рискнул бы повторить опыт Ирины Фоминичны. Больше чем уверен в том, что такой опыт очень быстро бы стал достоянием общественности, интернет об этом бы позаботился. И это немаловажный аспект, решиться на такое мог только или очень опытный, или безответственный учитель. Мне приходилось наблюдать детей в состоянии истерики, я видел, как у них закатываются глаза, синеют губы, как они задыхаются. А если бы это все произошло с Наташей, сумела бы Ирина Фоминична вывести свою ученицу из неконтролируемого состояния, хотя бы успокоительной укол поставить была ли возможность? Я спрашиваю себя: «Имела ли право Ирина Фоминична, видя перед собой психически неуравновешенного ребенка, так смело провоцировать его, подвергая опасности здоровье и жизнь человека»?

   Казалось бы ответ прост –  применение физического и психического насилия над ребенком недопустимо. Все!!! Это закон.

   Я не сторонник экстремальной педагогики, но меня не устраивает и хождение по кругу, что-то мешает мне окончательно и бесповоротно встать на сторону гуманизма. Как часто бывает, что мы уходим от решения проблем, прячась за требованиями законов, инструкций, регламентов. Казалось бы, все сделали по науке, и план в наличие и хронометраж не нарушен, а результата нет. Хорошо когда дети белые и пушистые, а если нет? Если вдруг потребуется от учителя не только ласка внимание и забота, но и проявить характер, настоять на своем, пойти на обострение, довести до слез маленького негодника, дать физический отпор зарвавшемуся подонку… И детки видя бессилие учителя с удовольствием садится ему на шею.

   Сколько в наших школах учителей, которые каждый день из года в год отбывают свой сорока пяти минутный номер, длинною в жизнь. И обвинить-то их рука не поднимается. Где методички, где семинары, тренинги, где обсуждение этой проблемы? Педагогическое сообщество закрывает глаза и простирает руки к небу: «Не всем дано. Учитель – это от Бога».

   Вот на такие размышления наталкивают иногда воспоминания из далекого детства. А я смог бы…? Ирина Фоминична смогла, причем сделала это не задумываясь, ни с кем не советуясь, не консультируясь со школьным психологом. Сделала это, видимо потому, что не видела для себя другого пути.   

25.01.21 г.


Рецензии