Из театральной онтологии

Хронотоп театра



Всякое явление театрально. Бытие является. Поэтому бытие театрально, театральность бытийственна. Театр это все, что является; все, что предстает. Театр есть представление.
Еще и слово не произнесено, а театр уже есть. Слово рождается из представления.
Поэтому самые волнующие минуты спектакля – когда открывается занавес и зажигается свет на сцене. Они напоминают о самом Явлении. О явлении бытия. О явлении света. Они играют Явление. Собственно, это так всюду и называется: «Явление Первое». Можете проверить, открыв любую пьесу.
Театр легко возвращается к своим первоосновам. К довавилонскому языку. Когда не было непонимания. Язык театра – язык действия, понятен всем.
Театр есть представление... Товтологичность появляется потому, что театральные слова “явление”, “представление” перестали восприниматься в своем первоначальном онтологическом смысле. Но стоит слово “явление” взять из пьесы (где этих явлений множество в каждом из действий), и перенести на любую вещь, и повесить на нее в виде таблички, как сразу же из всех вещей полезет на нас театральность. Вещи начнут являться, и начнется театр.
Современная музыка говорит, что всякая вещь звучит. А современный театр говорит, что всякая вещь является.
Никто не возьмется отрицать, что всякая вещь, даже умозрительная, есть явление. А если табличка с этим словом будет прикрывать пустоту (повесить ее правда здесь будет не на что), то, сколько бы мы не ожидали какого-нибудь явления, которое обещает табличка, не дождемся его. И пустота останется пустотой, из которой ничего не появится. Но мы не обманемся, если применим объявленное на табличке к самой пустоте. Несомненно, что и сама пустота есть явление. Хотя пустота вещь абсолютно умозрительная, и на самом деле никакой пустоты нет. Не в том смысле нет, что всякая пустота заполнена, - если бы пустоты не было бы, то мир бы потерял свою вместительность, - а в том, что и пустота есть явление. И пустота есть вещь. И еще короче: пустота – есть. Если бы не было пробелов, то не было бы и букв.
Несомненно, что и пустота является, как и всякая вещь. Пустота есть самая ценная вещь, потому что она все содержит. Содержит все вещи. Если бы не было пустоты, то вещам негде было бы являться, чередоваться и действовать.
Театр — это та пустота, в которой вмещается и действует весь мир.
Мир видимый и невидимый. Невидимый, а только мыслимый. Все что мыслимо - уже и представлено, уже явлено... А что представлено, то и есть суть – театр.
Театрально пространство, потому что оно есть явление. Явление самое существенное, самое вещественное. Но пространство оглядывается не все сразу, а постепенно. Вот эта постепенность, очередность тоже театральны. Для того чтобы что-то происходило, нужно время.
Явление обнаруживается во времени. Явление не стоит на месте, а происходит. И все, что происходит – театрально. Театрально само происхождение вещей. Явление обнаруживается в происхождении. Вещи происходят и исчезают. В этом и есть театр.
Если явление не будет воздействовать, то мы не увидим его, не обнаружим, не оценим. А для того, чтобы явление проявило себя, нужно время. Нужно подождать.
Говорят, что театр есть времяпрепровождение. Это совершенно точно. Любая очередность, смена, протяженность – театральны.
Время течет между пальцев, идет по дороге, проходит мимо... Время представлено нам, мы обладаем им, так же, как и пустотой и пространством. Чтобы что-то сделать – нужно время. Время у всех одинаково. И у занятых и у бездельников – одно и то же количество времени. Время - является, как любая вещь, так же, как и мы являемся во времени. Мы обладаем временем, смотрим на него (не только на часы) и время обладает нами, старит нас.
Последовательность явлений есть драма.
Пролистаем пьесу. Что у всех пьес общее? Последовательность, очередность событий, явлений. Если листать страницы быстро, то мы усвоим из пьесы только мелькание явлений: явление № 1, явление № 2, явление № 3 ... и конец. В этом и есть смысл театра. И неважно в принципе, что там является между началом и концом. Увлекаясь подробностями, мы пропускаем главное. А главное – это само явление и очередность явлений от начала до конца. Вот эта череда, эта последовательность явлений и есть драма.
Череда явлений - это время. Значит, драма есть время. Показ времени, - вот что главное в театре. Поэтому обвинение театра в том, что это пустое времяпрепровождение, - верно. Верно, хотя и обидно для зрителя. Ведь только в театре можно увидеть время со стороны.
Протяжение, время – драматичны. Драма есть само время.
Чтобы театр себя обнаружил, он должен воздействовать на нас. Поэтому верно, что главное в театре это впечатление, успех. То, что не оставляет впечатления, можно считать и не явившимся, несостоявшимся.


Рецензии