Кризис капитализма и становление разумности
Разум без благоразумия – двойное безумие.
Карманный оракул § 16 Б. Грасиан.
Расстанься с детством, друг, пробудись!
Жан-Жак Руссо.
Пока мы не вникнем мыслью в то,
что есть, мы никогда не сможем
принадлежать тому, что будет.
М. Хайдеггер.
Мироздание имеет всеобщую волновую природу. Это означает, что все окружающее, мы сами и наши представления обо всем есть только волны или вибрации и ничего более. Подобное понимание возникло в глубокой древности на интуитивной основе. Главное свойство Мироздания – наличие жизни, которое, в конечном итоге, позволяет ему осознавать самое себя посредством человека, являющегося биологическим носителем разума. Таким образом, разум, в форме человека, есть естественная ступень развития жизни и, тем самым эволюции Вселенной.
Известно, что развитие Мироздания есть смена эволюционных и катастрофических явлений. Основываясь на волновом принципе и мир-системном подходе всю известную историю можно представить как чередование волн упорядочения и хаоса, которые происходили в разных регионах мира в формах рождения и крушения цивилизаций (империй). К концу 20 века этот процесс синхронизировался и приобрел резонансный характер как единое глобальное явление, на что указывает однополярность возникшего мирового общества. Достигнута наибольшая упорядоченность мира при данном уровне разумности и данном типе политэкономических отношений – Мир Капитала. Однако движение жизни, как смены идей и форм, непрерывно и неостановимо. Поэтому Мир Капитала с неизбежностью должен исчезнуть в процессе смены упорядоченности хаотизацией, только уже в масштабе всего мирового общества. В ходе этого явления, несомненно, возникнет новый тип упорядоченности и антропосфера перейдет на следующую ступень эволюции. Следует рассмотреть этот процесс и возможные его результаты на основе существующей информации.
На данном этапе развития жизнь человека становится главным фактором эволюции Мира. Жизнь человека определяется триадой: человек – жизнь – общество и основана на тех же биологических принципах, что и жизнь вообще. Живой мир, как волновое колебание, построен на дополнении противоположностей взаимно притягивающихся и переходящих одна в другую. Для поверхностного взгляда подобное свойство жизни выражается в виде известной формулы «единства и борьбы противоположностей», придуманной марксистами. Это грубая примитивизация жизни, сводящая ее к всеобщему пожиранию низко организованных существ более высокоорганизованными существами и формировании пищевых пирамид. При этом полностью упускается из вида широчайшее распространение биоценозов, пищевых цепей и круговоротов энергоинформации, создающих биосферу, как единое живое существо в масштабе планеты Земля.
Подобный принцип самоорганизации переносится на организацию жизни человека и социума. В организации жизни человека он выражается в виде взаимного противостояния и взаимной эксплуатации мужчин и женщин. В организации социума он обосновывает всеобщность конкуренции и социальной эксплуатации. В таком понимании человек живет, по сути, неосознаваемой жизнью, уподобляясь сообществам других живых существ. Эти факты показывают, что человек стихиен и еще не осознал в необходимой мере свою разумную сущность, хотя и провозгласил себя разумным существом.
В отличие от животных, человек, как разумное существо, имеющее биологическую основу, принципиально отличается от всех прочих живых существ. Разум человека – самосознание и целеполагание делают его духовным существом, способным осуществлять свою жизнь в масштабах и смыслах существенно превосходящих его чисто биологическое предназначение. Как биологический вид человек является относительно молодым, возникшим около 7 – 5 млн. лет назад в прибрежной зоне мелководного экваториального моря. За этот период он прошел несколько этапов развития, которые можно уподобить этапам жизни отдельного человека.
Эмбриональный – этап, включающий существование в прибрежной зоне в животной форме акродельфидов, в которой сформировались все его антропоморфные признаки, включая основы самосознания. Это самый длительный этап, продолжавшийся приближенно до среднего палеолита, когда началось расселение палеоантропов вглубь континентов. Оно сопровождалось освоением способов добывания огня и изготовлением орудий труда. Время преобладания матриархата
Младенчество – этап, включающий верхний палеолит вплоть до возникновения первых неолитических цивилизаций освоивших основы аграрных технологий, массовое производство орудий труда и торговый обмен. Время первичного осознавания своей духовности в формах анимализма и анимизма. Появление племенных иерархий и патриархата.
Детство – этап великих цивилизаций Древности, Античности и Средневековья, основанных на массовых верованиях и насильственном принуждении к труду. Время военной конкуренции за территории и ресурсы, формирующей государство как способ существования этносов. Конец матриархата. Время первых республик и империй. Время религиозного, поэтического и философского мировосприятия.
Юношество – этап стремительного возникновения и развития капитализма, возникновения научного познания, индустриализация, формирование и кризис глобального капитала, появление информационных технологий, выход в космическое пространство, демографический взрыв. При этом развитие науки и промышленных технологий существенно опередило уровень разумности, который остановился на этапе массовых верований, в том числе вульгарного материализма и атеизма. Человек увидел весь окружающий мир и захотел овладеть им, не понимая сущности его и себя.
Каждый новый этап развития включал основные достижения предшествующего и вносил нечто новое, углубляющее и расширяющее картину мира, но не затрагивающее ее основу – принцип конкуренции. Однако материальный мир для человека ограничен и волны конкуренции, достигнув его пределов, отразились и ударили по самому человеку и его обществу, ставя под вопрос его разумность и саму необходимость его существования. Отсюда следует, что принцип конкуренции должен быть дополнен принципом сотрудничества, чтобы образовать гармоническое единство Действия во благо развития. Для этого человечеству надо перейти на принципиально новую ступень развития, которой еще не было в истории.
Эту социальную ступень можно уподобить Взрослению человека. Она характеризуется гуманизацией человека, освобождающегося от контроля капитала с идеей неограниченного потребительства, демифологизацией научного познания, освобождающегося от догматизма, существенным ростом разумности на основе принципиально новых форм воспитания и образования, ставящих человека в центр мироздания и сознательно готовящих его к осознанию своей роли и смысла в мире. Этот процесс должен сопровождаться созданием единой в многообразии Картины Мира, отсутствующей в наше время, переходом от хищнической эксплуатации планетарных ресурсов к обустройству планеты, как единого и единственного Дома Человека. Результатом должна стать ноосферная цивилизация с выходом на масштаб Солнечной системы.
Подобная 5-ти этапная схема эволюции общества близка к понятию общественно-экономической формации (ОЭФ), идея которой предложена К. Марксом в 1859 г и развита в советское время в виде 5-ти стадийной схемы взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Эта схема страдает неопределенностью характеристик и отсутствием идейного содержания каждой стадии, что ставит под вопрос ее достоверность.
Поэтому предлагается новое уточненное определение ОЭФ в виде единой духовно политэкономической модели этапов общественной эволюции [2]. Общественно – экономическая формация есть волновая система, включающая 4 фундаментальных энергоинформационных (ЭИ) фактора труда и 5 этапов их эволюции в цивилизационном цикле общества. Упрощенно, ОЭФ есть идейно социально политэкономические волны жизни антропосферы.
Труд есть осознанное целенаправленное ЭИ действие человека для обеспечения жизни и основной фактор производства в экономике. Фундаментальные факторы труда возникли в самом начале трудовой деятельности, когда, выделяясь из природной среды, человек начал специально изготовлять орудия труда. Основаниями труда являются:
1)Предмет труда – как личная собственность и одновременно технология или способ производства;
2)Стимул труда – получить Добычу (дичь) или Доход (собрать плоды);
3)Принцип распределения – старшим в роде или семье по социальной значимости (рангу социальных отношений);
4)Обеспечение устойчивости отношений распределения – традиция освященная богами (идеологическая система).
Основываясь на этих факторах получаем новое представление ОЭФ, начиная с времени первых цивилизаций.
1.Рабовладение: предмет технологии – личный труд раба, стимул – принуждение, распределение – минимум для выживания раба (воспроизводства технологии), обеспечение – военная сила и власть богов.
2.Феодализм: предмет труда – земля, стимул – остаток от налога, распределение – минимум для воспроизводства и расширения обрабатываемых земель, обеспечение – военная сила, власть и традиции бога.
3.Капитализм: предмет труда – промышленность, стимул – рыночная стоимость труда в зависимости от квалификации, распределение – по минимальному квалификационному уровню для воспроизводства труда, обеспечение – военная сила, власть конкуренции и денег.
4.Социализм: предмет труда – финансово-информационные технологии в системе планово – монопольной экономики, осуществляемой через картельный сговор, стимул – уровень потребления в зависимости от квалификации, распределение – по минимальному уровню планового поддержания спроса, обеспечение – скрытое (непрямое) управление путем идейной подтасовки (манипуляции) общественными приоритетами и военная сила.
5.Коммунизм: предмет труда – финансово-производственная гиперкорпорация или союз сверхкорпораций планетарного масштаба с единой системой экономики и власти, стимул – распределение по кастовым уровням, распределение – минимальное в касте для воспроизводства технологии, обеспечение – прямой контроль разума путем внедрения киберустройств и военная сила.
При этом социализм и развитый капитализм 60 – 80-х годов по структуре есть корпорации и практически одинаковы, различие лишь по идейно-политической основе и уровню личного потребления. Упрощенно, это этапы принудительного труда или типы рабства: рабство кнута, рабство остатков производства, рабство голода и конкуренции, рабство потребления (экономическое), рабство в разуме (иллюзия счастья). Реально осуществились уже 4 из них, а пятый этап теоретически возможен, но не по Марксу, а по воле капитала. Показателями приближения такого сценария будущего являются: 1) уровень глобализации рынков, 2) уровень обобществления производства, 3) уровень мировой коммуникации или информационной связности мира.
В основе смены ОЭФ лежит смена духовной идеи, создающей картину мира, а в современном представлении это смена глобального проекта (ГП). Глобальный проект – это наднациональная или надгосударственная идея, которая становится базой для личной системы ценностей любого человека при добровольном выборе [9]. Упрощенно ГП есть идея настоящего и будущего какой-либо цивилизации, которая поддерживается в данное время большинством населения. Противостояние различных ГП идет по трем направлениям: идеология (верование), экономика (технология), демография (численность).
Впервые ГП возник на заре цивилизации из идеи богатства и торгового обмена для обеспечения трудозатратных аграрных технологий. Он основывался на военной силе и привел к возникновению рабовладения – главной идеи власти человека над человеком на всю известную историю. Кроме силы для обеспечения устойчивости производственных отношений использовалась власть бога в виде традиции.
Размывание традиции, утрата веры, дополненные истощением ресурсов, геоклиматическими переменами, эпидемиями и войнами вели к крушению цивилизаций и смене ГП. Именно так произошло крушение Рима – вершины рабовладельческого этапа, когда всевластие множества языческих богов сменилось единобожием с четкой системой заповедей. Рабовладельческий ГП, сменился Христианским или Рабовладение – Средневековьем. Это означает, что стихийная порой несправедливая воля богов, сменилась идеей общественной стабильности по воле единого Бога, подтвержденной заповедями упорядочивающими жизнь.
Далее пандемия чумы в 14 веке, уничтожившая свыше половины населения Европы существенно изменила образ мыслей, породив сомнения в божьей справедливости усугубленное всевластью церкви, нехватка людей изменила феодальные отношения, выросла стоимость труда, возникли основы механизации труда, бедные наследники разбогатели, дав основание классу буржуазии. Эта ситуация дополненная климатическими переменами (малый ледниковый период) и географическими открытиями (плавание Колумба) привела к размыванию католического верования.
Все эти перемены позже проявились как эпоха Возрождения 15 – 16 в и Реформации 1517 – 1648 г. Эпоха Возрождения породила свободомыслие, гуманизм, антропоцентризм, интерес к античности, которые придали светский характер культуре. Реформация преодолела католическую монополию на истину, дала свободу чтения и толкования Библии, распространила грамотность. Возникли формы протестантизма со своей этикой, утверждавшей необходимость и добродетельность труда как богоугодного дела. При этом богатство считалось дарами Бога, данными чтобы «употребить их на благо Ему»[1]. Вместе с этим в подобной этике отсутствовала заповедь, запрещающая ссудный процент и тем, было, положено начало постепенному отказу от библейских ценностей.
Именно тогда в середине 16в (около 1530г) возник классический Капиталистический ГП с экономической базой на ссудном проценте, способствующий индивидуализму, социальному эгоизму и охоте за прибылью – новым видом Добычи современных дикарей. К началу 20в частный капитал достиг значительной концентрации и вплотную приблизился к пределу расширения рынков. С этого времени началась его трансформация в направлении создания единой меры стоимости (ЕМС) для укрепления финансовой власти и повышения нормы прибыли. В это время создана ФРС, произошел новый передел рынков, сформирована долларовая финансовая система, отменен золотой эквивалент доллара. Это привело во второй половине 20в к формированию Западного ГП, с идеей Материального Потребления охватившего всю мировую экономику.
Параллельно ему в России возник Красный ГП также основанный на ссудном проценте и идее коллективизма, с запретом частного присвоения доходов через обобществление предприятий и банков. Проект показал свою перспективность, подтвержденную в войне и в быстром восстановлении хозяйства. Большим достижением были широкие социальные технологии, вынудившие Запад к созданию среднего класса и общества потребления. Однако его идейная основа в виде «морального кодекса строителя коммунизма» не имела особой популярности. Новых идей сформировано не было, православная идея не создала социальной базы. Уровень жизни рос очень медленно из-за неповоротливости жесткой чисто плановой экономики, проявление личной инициативы было запрещено. Поэтому началось размывание проекта, возникшее в элите общества, которое охватило все общество в виде идеи «пофигизма». В конечном итоге все это и, прежде всего, предательство верхушки элиты, на фоне пассивности народа, привело к краху проекта, хотя СССР имел необходимый материальный ресурс для продолжения конкуренции. Однако в ходе конкуренции этих версий ГП капитал был вынужден нарушить принцип минимизации при распределении результатов труда. В результате идея Материального Потребления победила идею Созидательного Труда. Ценой этой победы стало падение эффективности капитала (ПЭК), достигшего своего естественного предела.
Идейной основой Западного ГП становится либерализм, абсолютизирующий свободу в рамках капиталистической идеологии, политике и экономике. В идеологии – упразднение всех базовых и прежде всего библейских духовных ценностей с заменой их на произвольный выбор и смену их набора. Для прикрытия этого создана концепция толерантности, которая есть лицемерие, ханжество и фарисейство, возведенные в идею терпимости.
В политике – демократия, которая есть власть народа над самим собой, что абсурдно, а реально является идейным прикрытием неравноправного распределения общественного богатства путем перераспределения власти [3]. Демократия есть система власти, при которой народу даровано право выбирать правителей из аристократов или их слуг. Она выведена из рабовладельческой греческой демократии, состоявшей из рабовладельцев и рабов, потому и выражает преимущественно интересы рабовладельцев-аристократов. Демократия прикрывает конституционный произвол под идеями свободы, прав и плюрализма. По сути, она является социальным призраком прошлого, оживленным массовым верованием в него или симулякром (иллюзией, брендом).
Право формализовалось и стало выше совести, справедливости и здравого смысла. Оно открыто встало на защиту интересов капитала. Плюрализм есть концепция равноправия любых мнений, взглядов, форм знания и познания и форм бытия, которая служить для прикрытия социального неравенства и эксплуатации.
Основным способом производства Западного ГП стала безудержная мультипликация финансовых активов и мировых долгов (спекуляция ценными бумагами). Либерализм в экономике основан на принципе невмешательства или минимального вмешательства государства в экономический процесс. Считается, что экономика является саморегулирующейся системой, способной самостоятельно достигать экономического равновесия. Регулятором этого процесс должен быть свободный рынок с его пресловутой «невидимой рукой». В реальности этого нет, и вся история капитализма наполнена периодическими и апериодическими кризисами разного масштаба.
Либеральная экономическая наука в форме экономикс есть микроэкономика, которая рассматривает экономику в масштабе отдельного предпринимателя или корпорации неспособна дать научного объяснения этим фактам. Она ищет объяснение этому в решении проблемы «фиаско рынка», безуспешно пытаясь решить вопрос, почему не достигается рыночного равновесия. Эта проблема не решаема на уровне микроэкономики и требует перехода к макроэкономике, которая во многом является научной абстракцией в виду отсутствия системного подхода. Основы системного подхода были заложены в марксистской политэкономии, но не получили развития после краха Красного ГП.
В самом общем виде Капитал есть концентрированная стоимость, способная к самовоспроизведению и росту в существующей политэкономической системе. Капитал служит для капитализации – вложения стоимости для получения прибыли или прибавочной стоимости по известной формуле: деньги – товар – большие деньги. В образном представлении капитал есть жизнь или душа экономики. Душа – это живой огонь, тогда натуральная экономика – это костер, капиталистическая экономика – это пламя, сжигающее ресурсы выживания людей, мировой или глобальный капитал – это пожар или катастрофа, уничтожающая всю экономику вместе с человеком. Поэтому, подобно древнему человеку, людям следует научиться управлять этим огнем экономики.
С начала 21в в макроэкономике возникают новые подходы, которые позволяют получить системное описание капитализма и его дальнейшей эволюции. Потому следует рассмотреть основные идеи этих подходов и возможность их осуществления. Мир Капитала реален, хотя считается абстракцией, но не имеет однозначного определения в силу интегральности его качеств. По универсальной философской системе (УФС), капитализм есть экономическая система, основанная на углублении разделения труда, частном управлении собственностью, производством и финансами с рыночным распределением результатов труда. Это определение является новым и основывается на работах А. Смита [8] и М. Хазина [9] в свете макроэкономического представления экономики, которое наиболее соответствует современному глобальному экономическому процессу.
Суть нового подхода заключается в том, что главным механизмом развития экономики является разделение труда, поскольку, чем глубже разделение труда, тем больше в ней образуется добавленная стоимость. Это эффект экономии масштаба производства за счет резкого сокращения времени отдельных операций. С другой сторон рост частного спроса создает ресурс углубления разделения труда и рост его производительности. Поэтому развитие экономики происходит при росте числа людей, росте транспортной сети, росте количества денег, дополненные обязательными инновациями. При этом действует главный закон экономики: общий объем производства должен быть ограничен объемом конечного спроса, а не неограниченной прибылью. В этом принципиальное отличие новой макроэкономики от предшествующей. В целом эволюция капиталистической экономики происходит по цепочке: углубление разделения труда, увеличение рисков производителя и инвестора, расширение рынков, единый глобальный рынок, остановка развития из-за размеров планеты и обнуления нормы прибыли.
Причиной обнуления нормы прибыли как раз и становится углубление разделения труда в замкнутой экономической системе. Разделение труда означает усложнение технологической цепочки и заключается в росте количества операций, профессий и фирм подрядчиков. При этом усложнение производства и риски производителя всегда опережают рост производительности труда. Распределение прибыли при росте числа участников технологии ведет к уменьшению прибыли каждого, а главную прибыль получает тот, кто гарантирует прибыль всей цепочке – банк. Научно технический прогресс (НТП) останавливается, поскольку инвестиции в него увеличивают риски производителя и не окупаются. Поэтому в определенный момент новый участник цепочки получает нулевую прибыль, и рост производительности также останавливается. Капитал, двигающийся по цепочке навстречу производству, перестает получать прибыль, то есть не воспроизводится и не растет, поскольку в замкнутой экономической системе спрос становится конечным. Об этом писал еще А. Смит в 18 веке, а примерно с конца 90-х годов это стало реальным фактом. Подтверждением этого являются попытки стимулирования спроса в виде потребительского общества на основе искусственно созданного среднего класса, массового кредитования и перекредитования под завтрашний спрос, а также уход большей части капитала в сферу финансовых спекуляций.
Для поддержания спроса происходит накачка населения необеспеченными деньгами путем массовой эмиссии и кредитования, которые означают, что расходы населения существенно превышают реальные доходы. В развитых странах происходит перекос экономики в сторону мирового долга и люди начинают жить не по средствам, возникает массовая миграция бедного населения в развитые страны.
Практическая остановка механизма развития капитала началась в 2008 г при достижении предела учетной ставки кредита ФРС и означает, что эмиссионная накачка экономики перестает работать. В данной экономической системе исчезает необходимость увеличивать производство, так как нет спроса, а инвестиции не окупаются. Поэтому становится неизбежным восстановление экономического равновесия путем обрушения всей экономической системы. Возникает классический кризис падения эффективности капитала (ПЭК), только в масштабе всей мировой экономики. При этом падение расходов составит для экономики в целом 30 – 35%, для Евросоюза около 50%, для США 55 – 60% или более. Это означает, что уровень жизни опустится примерно до уровня начала 70-х годов прошлого века, а может и ниже. С позиции разделения труда падение доходов равноценно сокращению числа потребителей и уменьшению уровня разделения труда. Произойдет распад однополярной долларовой зоны на регионы с населением не более 300 – 500 млн. человек. Глобальный рынок распадется, а эмиссия станет региональной, в которой каждый регион будет иметь свой эмиссионный центр и товарно-валютные барьеры, и который будет выходить из кризиса самостоятельно, согласно своей модели экономики. При этом если все регионы вернутся к прежней капиталистической модели то, после выхода из кризиса через 20 – 30 лет ситуация вернется к временам начала 21 века и вся история глобализации повторится только с новыми лицами. Так будет продолжаться до тех пор, пока не появится новая эффективная политэкономическая модель или не истощится воспроизводящий ресурс биосферы и наступит конец человека[9].
Поэтому наступающий кризис не является развитием постиндустриального общества, которое есть глупость, а представляет собой переходное время, которое можно назвать посткапитализмом. Это означает, что способ управления обществом посредством денег исчерпал свои возможности и требует дополнения в виде внеэкономических методов. Это время можно назвать Временем Сингулярности, когда появляется много возможностей для изменения пути дальнейшего развития и неизвестен оптимальный вариант[4]. Здесь возможны три основных сценария: инерционный, при котором в рамках перехода к 6-му технологическому укладу возможно возникновение нового рабовладения или Технофеодализма на основе прямого управления разумом путем массированной пропаганды, чипизации и тотального контроля населения с формированием асоциального общества неспособного к конфликту. Однако внедрение 6-го уклада в условиях всеобщего кризиса становится проблематичным. Полная роботизация производства и управления ведет к появлению массы «экономически бесполезного», с позиции бизнеса, населения, которое нечем занять и невозможно уничтожить. Людей слишком много чтобы удалось просто так их уничтожить, поскольку сила людей в многообразии их разума, а не только в количестве.
В дальней перспективе технофеодализм ведет ко второму сценарию. Разделению людей на две касты постлюдей: генетически совершенных долгожителей люденов-нелюдей и коротко живущих ГМО-существ аутистов или недочеловеков (по Стругацким и Уэллсу). Подобный сценарий представляется маловероятным, но теоретически возможным для отдельного региона.
Третий сценарий, пригодный для России, заключается в осознанном переходе к новому частно-государственному варианту управления обществом на основе переосмысленного опыта СССР. Он основывается на новом солидарном типе капитала и полном общественном контроле над его деятельностью, которая целиком направляется на обустройство среды обитания и повышение уровня жизни [9]. Проявление личной инициативы допускается в сфере личного хозяйства, а частная собственность ограничивается. Это позволит избежать прошлых ошибок и, возможно, построить эффективное социально ориентированное общество, в центре которого будет универсальный человек, освободившийся от власти капитала и биологических обусловленностей [2].
Вызов Времени или главная проблема заключается в том, что необходимо не только преодолеть кризис, но и сделать осознаваемый выбор сценария. Для этого требуется массово повысить уровень сознания-разума отдельного человека и на основе этого поставить капитал под контроль общества. В противном случае капитал поставит человека под полный контроль и приведет к уничтожению его и созданию кибернетической цивилизации биороботов. История человека и биологической эволюции на Земле будут завершены, однако неизвестно является ли подобный сценарий целью эволюции. Вопрос – человек или биоробот пока остается открытым.
Как самовоспроизводящаяся система, капитал сам не способен изменится, подобно Мюнхгаузену, вытащившему себя из болота за волосы. Мировая финансовая элита надеется поддерживать бесконечный спрос, безграничное потребление и вечный частный капитал при ограниченных ресурсах и частной собственности, игнорируя все остальное общество. Для своего спасения капитал переходит к внеэкономическим способам управления путем переформатирования сознания пропагандой, техническими средствами и сокращения населения через эпидемии и всеобщую сетевую войну всех против всех по теории Е. Месснера [5]. Этот способ в реальности разрушит всю систему стабильности Запада и приведет к возрождению идей фашизма, коммунизма и религиозного фундаментализма.
Таким образом, возникший кризис является принципиально новым и представляет понижающую ветвь волны капитала в целом и может закончиться только с переходом к следующему этапу ОЭФ. Понимание этого превышает возможности разума мировой элиты. Возникшие в мировом обществе общеземные геоклиматические, демографические, политэкономические проблемы не разрешимы внутри замкнутой системы Земли и в рамках существующей капиталистической системы. Выход в космос пока не реален и не решит эти проблемы, а так жить уже нельзя. Выход из ситуации возможен только на основе развития информационных технологий и заключается в переходе к новому мышлению. Происходящее сейчас объединение мозга с компьютером равнозначно возникновению третьего полушария мозга и прямо ведет к появлению планетарного мышления, которое является первой ступенью на пути к высшему разуму (ВР) космического уровня. Это главный путь взросления человека и общества.
Для перехода к новому взрослеющему обществу необходимы три основания: 1) идеологическое, в форме новой социальной идеи, которая доступна пониманию, дает новый смысл жизни человека и социума, и которая относительно приемлема для любых цивилизаций в условиях тотального кризиса;
2) экономическое, в виде теории объясняющей сущность реально происходящих экономических явлений, и которая намечает пути преодоления кризиса;
3) образовательное, в виде новой системы воспитания и образования, направленной на формирование Личности, которая обладает единой картиной мира и пониманием своего места в ней. Однако пока эти основания только намечены и не имеют широкой распространенности.
Проблема дальнейшего становления разумности осложняется существованием «немыслящего большинства», и означает, что большинство людей не владеет мышлением, как одной из функций мозга. Они образуют массовое мышление, которое случайно, эклектично, не способно к предвидению и развитию, легко поддается слухам, дезинформации и манипуляции. Овладеть мышлением самостоятельно или в процессе образования способны около 10 – 20% населения, поскольку отсутствует общепринятая теория мышления и образования. Поэтому проблему мышления можно рассмотреть на основе УФС, идей С. Б. Переслегина и Т. Лири.
В основе мысли лежит сознание – неосознаваемый комплекс оценочных реакций, поддерживающий и продлевающий существование любой живой системы [2]. Мысль – это всегда информация или сигнал для восприятия. Упрощенно, сознание есть рефлексия служащая выживанию живого существа на основе информации. Способность фиксировать и воспроизводить информацию основное свойство живых существ. Зафиксированная, в виде памяти, безусловного и условного рефлексов, символов и текстов, информация есть след мысли. Особенно наглядно это проявляется у человека, у которого мысль становится реальностью наряду с материей. Различие между материей и мыслью в том, что материя вещественна, а мысль образосоздающа в виде слово-образов или образо-слов. Упрощенно, вещество можно ощутить, а мысль почувствовать. Это две стороны единой дуальной Реальности человека понимаемые как вещество и поле (частица и волна одновременно).
Поэтому мышление есть волновой процесс перебора мыслей как информационных следов. Мышление есть волна мыслеполя, существующая между людьми и проявляющаяся в формах разума и думанья. Триада разумности: разум – мышление – думанье. Если мышление – волна, то мысль есть условная частица (квант) этой волны. Суперпозиция квантов-мыслей образует стоячую волну – Идею, которая может возникнуть только в процессе осуществления мышления, то есть при коллективном взаимодействии сознаний (на основе коллективного опыта).
Разум стремится к материальному контексту прост, утилитарен, логичен, эффективен, целесообразен. Разум создает механизм или Техносферу на основе преимущественно индивидуального мышления. Думанье стремится к социальному контексту приятно, красиво, эстетично, деятельностно. Думанье создает отношения общения или Социосферу на основе присвоения коллективного мышления (опыта) отдельной Личностью.
Мышление как таковое есть проживание своей мысли, создание личного иного (смыслов чего-либо), которое извлечено из вероятностного поля разума[7] . Мышление идеалистично, сложно, непрактично, неопределенно. Оно требует дисциплины мышления и последовательной онтологичности. Дисциплина мысли есть последовательность, концентрированность, логичность, направленность и обоснованность. Онтологичность есть наличие системных представлений о фундаментальных основах бытия в целом.
В практической жизни мышление не нужно, поскольку мешает рациональной практической деятельности. Мышление возникает в двух случаях, как кризисная технология в обстоятельствах катастрофы, чтобы выжить, и в очень благоприятной обстановке, чтобы выразить себя мыслью [7]. Суть разумности заключается в том, чтобы на основе принципа маятника или баланса между крайностями, находить «золотую середину» или грань меры смыслов (ГМС) в любом социальном явлении. Поэтому ответственное мышление во время сингулярного перехода становится жизненной необходимостью. Однако нельзя принудить людей к мышлению и остается только надеяться на то, что обстоятельства грядущих перемен направят аморфное массовое мышления к новой идее будущего.
Это означает изменение вектора социальной эволюции от стихийного направленного на концентрацию капитала на концентрацию идей разумности. Для этого необходим переход к новому качеству сознания – осознанному самоограничению частного и к равновесию личного и общественного. Это очень сложно, поскольку противоречит естественной стихийной природе человека. Однако это неизбежно и необходимо, ибо все подлинные человеческие законы были направлены против его природы и всегда революционны. Первой подобной революцией было возникновение матриархата, второй – переход к патриархату, третьей – переход к финансовому управлению. Сейчас требуется новый революционный переход к сочетанию стихийного и планируемого в управлении, вопреки всем сложившимся представлениям и природе самого человека.
Переход к уровню разумности обязательно должен сопровождаться реформой всей системы воспитания и образования. В предшествующем обществе учитель являлся одновременно воспитателем и в процессе учебы транслировал обучаемому весь комплекс информации, включающий конкретное знание, систему ценностей, картину мира и паттерны мышления, причем в беспрекословной императивной форме, что создавало устойчивую универсальную модель мировосприятия. Логика мышления строилась на основе мертвых языков греческого и латыни. Это Античный образовательный канон, по которому до сих пор осуществляется обучение в закрытых элитных школах, восточных школах философии, школах боевых искусств и тоталитарных сектах [6]. Он предназначен для подготовки высшей управляющей элиты как образование для господ, построенное на жестком господстве и подчинении.
В СССР образование строилось на основе Прусского канона, когда сложился уникальный Советский канон, включающий всеобщее бесплатное обучение, сложное мышление, диалектическая логика, единая картина мира, на основе марксизма, самодисциплина, уклон на физику, математику, русскую литературу и героизацию истории. Главными недостатками являются крайняя идеологизированность, низкая общительность, отрицание высшей духовности человека. Этот канон показал свою эффективность, но был полностью разрушен при крушении СССР.
В современном обществе в обстановке всеобщего кризиса и утраты единой картины мира произошел отрыв воспитания от образования. Воспитание во многом отдано на откуп СМИ. Образование строится на формировании мотивации к учебе с учетом личностных качеств и желаний обучаемого, с тем, чтобы он сам желал что-то получить от учебы. Это означает переход от жестких объектных способов к более мягким субъектным и переход, отчасти, к более игровым формам обучения. Образование из социальной необходимости становится платной услугой. Это более тонкий подход, перекладывающий большую ответственность за результат обучения на обучаемого. При этом формирование личности обучаемого остается за пределами учебы и перекладывается на общество. В целом образование остается 2-х типов для господ и для слуг.
Именно так построена болонская система образования, которая возникла как противовес американской системе для предотвращения утечки мозгов в США. Она сформировалась к 1999 г и охватила сейчас 48 государств. Болонская система включает два периода обучения обязательный 3 – 4 года, дающий степень бакалавра и не обязательный включающий еще 1 – 2 года и дающий степень магистра. Система оценок по условным баллам, называемым кредитами по которым оцениваются знания и участие в студенческой жизни, причем один кредит равен 25 учебным часам. По окончании обучаемый получает диплом единого образца действительный во всех странах, вошедших в эту систему. В процессе обучения осуществляется международный обмен студентами и накопительная система кредитов. Цель образования – достижения уровня компетентности в определенных узкопрофессиональных направлениях, востребованных на рынке труда.
Преимуществами системы являются: стандартизация и унификация обучения, расширение образовательной базы, расширение кругозора, возможность практического овладения иностранными языками и возможность работы за рубежом.
Недостатками являются: узкая специализация сужающая сферу видения вопроса и требующая переучивания, способствует утечке мозгов в развитые страны, бакалавр – это не полноценный специалист, а всего лишь имитация образования, при обучении делается избыточный идеологический упор на проблемах терпимости, гендера, прав человека, европейских ценностей. Вся педагогика основана на «мнениях», а не на фактах, что разрушает профессионализм и задает технологическое, а не инженерное мышление. Подобный подход удобен для так называемого постиндустриального общества основанного на информации, а не реальном производстве, которое никто не отменял.
В Болонской системе «знаниевый» подход подменяется «компетентностным», при котором знание подчиняется умению. Следовательно, объем знаний ограничивается способами умения, что делает специалиста беспомощным в критической ситуации, а в целом в таком подходе скрыто навязывается ограничение процесса познания. Это позволяет капиталу сэкономить на образовании и занять пустой учебой большое число активных невостребованных людей.
Все реальное знание поделено на полезное, бесполезное и запретное с позиции ТНК. Полезно все, что конкретно предназначено для поддержания спекулятивной экономики. Бесполезно все, что избыточно – множество юристов, экономистов, брокеров, риэлторов, искусствоведов и т.п. Запретно все, что относится к социальной эволюции и неизбежному краху капитализма, а также технологии закрывающие целые производства или отрасли экономики, технологии ликвидации болезней и существенного продления жизни. Основная цель подобного подхода в том, чтобы замедлить НТП, создать идеального послушного потребителя и навсегда сохранить существующий политэкономический строй.
При подобном подходе университет перестает быть источником знаний и становится рядовым исполнителем заказа ТНК по производству «болонок» – узких, отчасти декоративных, «специалистов», которые по заказу «научно» обоснуют все, что выгодно или не мешает ТНК. Основной принцип такого научного обоснования есть принцип очевидности, основанный на примативной форме мышления [6, 7]. Например: очевидно, что камни не падают с неба, поскольку оно не твердое, очевидно, что фреон вреден, ибо создает озоновые дыры, очевидно, что материки движутся, ибо контуры континентов совпадают, очевидно, что человек произошел от обезьяны, поскольку он на нее очень похож, очевидно, что глобальное потепление, вызвано человеком, поскольку средняя температура на Земле возрастает, и т.п. Это очевидные результаты компетентностного подхода в сфере науки, при котором полностью игнорируются реальные факты, полностью опровергающие все подобные мифы.
Все эти и другие придуманные «очевидности», типа «Большого Взрыва», делают наши знания и тем более умения не более чем набором мифов и магических способов действий. Это торжество аналитического подхода, создавшего около 72 тысяч научных дисциплин, но не создавших хотя бы минимально правдоподобной единой картины мира (ЕКМ), требующей единого научного фундамента и представления об эквивалентности понятий. Исключениями являются 8-ми контурный принцип эволюции мозга Т. Лири и, основанная на волновом принципе, УФС, которые являются эмпирическими и не вписываются в ортодоксальную науку.
Необходима системная междисциплинарность в науке и образовании. Особенно важна она в образовании, которое нуждается в принципиальной реформации всей его системы. Основанием для этого является факт снижения возраста потери познавательной активности школьников до 10 – 12 лет. Это означает, что к этому возрасту подростки через СМИ узнают о реальной жизни все, что знают взрослые и учить их надо как взрослых. В свою очередь «взрослые», достигнув определенного уровня представлений об окружающем и относительного достатка, не только теряют любопытство к жизни, но и переходят в состав «немыслящего большинства» или манипулятивного электората.
Эти факты требует изменения всей системы дошкольной подготовки и начального обучения с целью ее сокращения и повышения информационной емкости. С позиции перехода к 6-му технологическому укладу болонская система совершенно непригодна, поскольку она утратила инженерное мышление, не позволяет создать и сохранить свой образ мира, образ себя и овладеть технологиями самопознания. Новая образовательная платформа должна строиться в системе ученик – программист – родитель, а роль учителя становится чисто технической, поскольку ему уже нечего транслировать в информатизированном мире. Вместо узко специализированной профессии необходимо получать фундаментальные основы для направления деятельности. Обучение должно производится путем скилов – концентрированных конспектов на один курс или его часть (шпаргалок), который составляется самостоятельно и повторно неоднократно совершенствуется путем сжатия информации. Современный образовательный канон должен включать робототехнику, теорию управления, медицину и философию познания. Все остальные профессиональные навыки и умения, ценности культуры, психологии общения, лингвистики, истории Мироздания и т.п. должны быть центрированы на Судьбе Человека, как самосознающей сущности Вселенной. Нищие всех стран соединяйтесь и держитесь подальше от банков и магазинов. Растите Духом, а не Брюхом!
Литература
1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.
2 Мельников Г. Книга УФС ч.1,2, 3. Проза. Ру.
3 Мельников Г. Нужна ли народу власть? Проза. Ру.
4 Мельников Г. Эпоха Великой Сингулярности. Проза. Ру.
5 Месснер Е. Всемирная мятежевойна.
6 Переслегин С. Перспективы трансформации науки и образования. Ютуб. Ру.
7 Переслегин С. Практика мышления: справочник по дебютам. Ютуб . Ру.
8 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.
9 Хазин М. Воспоминание о будущем.
Свидетельство о публикации №221012900719
Реализация интересов общества и отдельных его граждан для удовлетворения своих потребностей, в процессе разнообразных связей и отношений, происходит функционирование и развитие общественной системы в целом.
При совокупности материальных и юридических средств обеспечивающих реализацию конституционных социально-экономических и политических прав и свобод членов общества в правовом государстве с правом на труд у граждан страны должно быть и гарантированное право на жизнь достойную труда, а не только на зарплату пропорционально труду. А также право на получение образования, на учёбу для повышения квалификации, на необходимую медицинскую помощь, право на занятия оздоровительным спортом, на отдых и прочее.
Но пока, согласно статье 164 ТК РФ, "…гарантии в России являются средством, способом и условием, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений», а не право жить достойно труда.
Что касается социальных прав, то социальные гарантии в правовом государстве должны обеспечивать право на выбор профессии, сферы приложения труда, формы экономической деятельности, получение общего и профессионального образования, право на реализацию своего трудового потенциала, на развитие своих способностей и на вознаграждение в соответствии с количеством и результатом квалификации своего труда.
Но в правовом социальном государстве вознаграждение за общественно необходимый труд на благо общества должно соответствовать набору необходимых человеку потребительских благ и услуг для жизни достойной труда! Поэтому для торжества социальной справедливости необходимо сделать так, чтобы относительно равное количество рабочего времени определяло не только относительно равное количество труда при его честном и справедливом нормировании на каждом рабочем месте в экономике страны, но и относительно равное количество производимых в обществе и ежедневно необходимых каждому базовых средств для жизни! То есть за добросовестный общественно необходимый труд людям должны предоставляться достойные человека нормы жилья, продуктов питания и фактуры для одежды от их общего производимого в стране количества, а вот качество благоустройства жилья, приготовления блюд питания, изготовления одежды пусть каждый организует для себя сам по зарплате от результатов своего труда! А рынок сохраняется только на производимое сверх необходимых норм для социально-экономического благополучия общества!
Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений как будущее население страны и её производительные силы, чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и в то же время должны иметь определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение. А старики должны иметь всё необходимое, как уже заслужившие достойный труда необходимый пансион по возрасту и заслуженную пенсию.
Именно в правовом социально справедливом государстве с целью реализации социальных гарантий в обществе поддерживается оптимальное удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей населения. А с целью социально справедливого распределения доли национального богатства в виде производимых в обществе и необходимых каждому средств для жизни, должен быть закон гарантирующий достойные человека их нормы. А зарплата чтобы определялась по результатам квалификации труда каждого для потребления благ и услуг доступных сверх необходимых норм потребления и на накопление для каких-либо расходов по удовлетворению интеллектуально-духовных и прочих потребностей. Потребление необходимого сверх необходимых норм может осуществляться через оплату по результатам квалификации труда на рабочем месте в экономике страны или по доходам от любого другого труда, не запрещённого законодательством государства.
Все общественные фонды потребления, которые определяются социальными гарантиями, обеспечиваются номинальными нормами от общего количества как населения, так и социальных благ производимых в обществе и должны формироваться для удовлетворения достойного уровня потребностей общества в здравоохранении, образовании или в оздоровительном спорте. Но все дополнительные доходы кого бы то ни было не должны ущемлять интересы людей в базовых средствах для жизни, то есть не должны мешать обеспечению достойного уровня жизни граждан страны в базовых средствах для жизни от количества и квалификации их общественно необходимого труда!
Система социально-экономических нормативов в правовом социальном государстве должна планировать уровень качественного производства жизненно необходимых средств для обеспечения необходимого количественного прожиточного минимума в жилье, продуктах питания и одежды! Должна определять нормы базовых средств для жизни, нижние границы минимальной зарплаты по результатам квалификации труда и уровень социального благосостояния общества от общего количества производимых в обществе социально-коммуникационных средств для жизни. А также уровень пенсий, стипендий, расходов на образование, дошкольного образования, охраны здоровья и получения образования. Эта система должна обеспечивать производство товаров и услуг, которые пользуются постоянным спросом и это минимальный уровень удовлетворения потребностей, гарантированный обществом для граждан, который зависит от достигнутого среднего жизненного стандарта. Общественные фонды потребления должны обеспечивать гарантированный минимум социальных гарантий всей нетрудоспособной части населения (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот), равное право для всех членов общества получить достойное образование, здравоохранение, для занятий оздоровительным спортом.
Социальные гарантии — это право на достойный уровень жизни граждан общества (гарантия сохранения достойного уровня жизни беременным женщинам и их детям до трёх-пяти лет), обеспечивать оптимальные условия воспитания и поддержания здоровья детей в первые годы жизни после рождения. Нет сомнения, что социальные гарантии зависят от количества и качества потребления средств для жизни и социальных услуг, предоставляемых населению за счет общества или в обмен на заработанные или накопленные денежные средства. Обеспечение условий жизнедеятельности индивидов и социальных групп включает в себя право выбора средств для жизни, потребительских товаров и услуг достойно своего социального статуса по заслугам перед обществом и прописанным в законодательстве. А также места проживания, пользования учреждениями здравоохранения, культуры, способов организации отдыха, для удовлетворения других материальных и духовных потребностей.
Но может быть кто-нибудь объяснит, почему правительство России подобное понятие социальных гарантий не применяет в нашей стране?
Аникеев Александр Борисович 29.01.2021 13:21 Заявить о нарушении
Геннадий Мельников 29.01.2021 16:35 Заявить о нарушении
Что, в России всё так безнадёжно в отношении социальной справедливости?
Каков народ, таков и приход?
Аникеев Александр Борисович 29.01.2021 20:40 Заявить о нарушении
Геннадий Мельников 01.02.2021 09:54 Заявить о нарушении
И не поддерживаете никакую новую идею?
Или вас до сих пор прельщает тоталитаризм СССР, или Северной Кореи с Китаем, где трудящийся честно народ до сих пор кое-где на быках пашет, работает по 12 часов и живёт в лачугах?
А ведь кроме как обирания своего и чужих народов, посредством отъёма у наёмных трудящихся прибавочной стоимости, миллиарды долларов не накопишь.
А ведь уже миллиардеров, живущих в роскоши в Китае, поболе, чем в России и даже в Америке!
Да и вообще в России кроме меня НИКТО НИЧЕГО ПОДОБНОГО ПОЧЕМУ-ТО НЕ ПРЕДЛАГАЕТ.
Выходит, что все стремятся разбогатеть каким-то волшебным способом и посредством своего капитала обирать других?
И это ГОЛУБАЯ МЕЧТА ВСЕХ РОССИЯН?
Кстати, китайцы пока тоже ничего подобного не предлагают...
У них, похоже, мечта такая-же, РАЗБОГАТЕТЬ!
Когда смотрю в ЮТУБЕ дурацкие шутки их молодёжи, то не удивительно, что у них "СОЦИАЛИЗМ" не лучше того, чо был в СССР...
Аникеев Александр Борисович 01.02.2021 12:36 Заявить о нарушении
Геннадий Мельников 05.02.2021 11:23 Заявить о нарушении
Свобода это возможность пользоваться своими правами согласно законов общества. Какие права, такие и возможности...
Справедливость это соответствие действий отдельных лиц требованиям законов принятых абсолютным большинством населения страны, даже если эти законы не все считают справедливыми. Какие законы, такая и справедливость.
Долго ждать придётся, ибо все идеи стары, как мир и лучше, чем развитие общинности типа канадской, швейцарской или финской ничего до сих пор не придумано -
http://proza.ru/2016/07/22/408
Аникеев Александр Борисович 05.02.2021 14:30 Заявить о нарушении