Учиться на ошибках

     Кто не учится на собственных ошибках – тот дурак.
Кто учится на собственных ошибках – тот обычный, заурядный человек.
Тот же, кто учится на ошибках других – мудрец.
     В годы Советской власти один юноша так написал в своём школьном сочинении:
«Ленин был умён и мудёр». И, по сути, школьник был прав. Вот только форма выражения мысли у него оказалась небезупречной.
     «Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом»,
- писал М.Лермонтов. «Мои года – моё богатство», - поётся в популярной песне. А не транжирим ли мы это в муках нажитое богатство? Как можно отказываться, например, от многотысячелетней истории своего народа и попугайски повторять «Нам тысяча лет». В.Маяковский, поддаваясь маразму тогдашней идеологии, даже утверждал: «Моя страна подросток». Возраст страны он определял всего в 10 лет. Однако страна (территория) существовала миллионы лет тому назад, Сотнями тысячелетий её населяли люди. Не только ящеры, но и наши пращуры. Неправ поэт, когда приравнивает понятия «страна», «народ» и «государство». Россия, Русь не моложе Рима, Греции, Китая или Египта. Она обретает внушаемый ей «младенческий» возраст, только тогда, когда от неё, скажем, отнимают всё прожитое до 988 года, бесценный опыт предков. Рождение церкви или политического режима ещё не рождение народа. "Тощая корова ещё не газель". Так теряется связь судьбы русского народа с судьбой Трои, Этрурии, Карии, Палестины, Вавилона, Бактрии, Индии и Китая. Сама постановка такого вопроса объявляется дикой, неуместной, а на такие произведения, как «Велесова книга» наклеивается ярлык «подделка».
     «Русский мужик задним умом крепок». Но достаточно ли  выводов, сделанных  после того, как печальное уже свершилось? Не лучше ли планировать будущее, опираясь на опыт далёких и не столь далёких предков? 
«Каждый человек в меру понимания работает на себя, а в меру непонимания работает на того, кто понимает больше».
«Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией».


Рецензии