Избранные комментарии к стихотворениям. Го-Гу

Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 1. «А» - «К» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 314 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4158/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/jreo/
------------------------------------------------

Голос
https://stihi.ru/2002/05/06-437

Пустынный мир… Пустыня позади.
И впереди – бескрайняя пустыня!
Куда идти?.. А слышу я: «Иди!» -
И не стоять же, правда, посредине?

Как мало в этой жизни знаю я!
Откуда шёл? Что сделал я доныне?
И кто зовёт настойчиво меня
Искать предел проклятой «середине»?

1980
_________________________________________

Правда, правда!.. «Предел середине» - это, по сути, выход за пределы обыкновенного, расширение сознания, творчество… Конечно, в любви. И всё такое!..

Иногда кажется, что ты один в центре мира, а вокруг тебя пустота. Но это неправильно. Таких «центров» - бесконечное множество, и вокруг нас – живое.
Однако, стихи – фотографии нашей души, а у нее бывают и неправильные настроения и состояния. Ведь жить все-таки – больно! :)



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Голоса
https://www.stihi.ru/2002/03/01-322

Авторское чтение:
http://www.stihophone.ru/works.php?ID=7246

Посвящается памяти убитых поэтов

- Куда пропал?
.....................Куда пропал?
Ну, ты,
............ на-
.....................хал!..

- Ты мне сверкал?
Нет, не сверкал.
А я свер-
.................. кал!

Ты свет кому-нибудь дарил?
Ах,
......  не да-
..................  рил?
А я светил тебе,
...........................светил,
что бы-
...............ло
.....................сил!..

Я раздавал стихов лучи,
когда в но-
.....................чи
ты на меня свой нож точил…
Точил,
............ мол-
.....................  чи!

Ты в мире властвовать хотел.
А я всё
...............  пел…
И я «бороться» не умел,
А ты -
………у-
………….мел!

Мне нравилось
                светить для всех,
дарить
             всем
                смех.
Своих стихов и песен цех
дарить
            всем
                сверх!

Я радовался жить для вас!
И что ж?
...............И что ж?..
Мне прямо в сердце
................................. каждый раз
вонза-
.........  ли
...............  нож!

И вот я песню оборвал…

- Каков нахал!

- И свет гасил,
.....................  и угасал…
Я –
......  у-
............  ми-
.....................рал!

1975
_________________________________________

Может быть, вы насчёт этого места и правы. Поищу варианты.
Хотя любую строчку можно понимать в меру своей испорченности и притянуть к ней вне контекста всё что угодно.
Тут звуковые ассоциации, вроде, совершенно не очевидны, и «сверх кал» или «сверх клал» может прочесть только, кто ищет и очень хочет найти у автора нечто такое.

Написано довольно давно и долго у меня вызывало сомнения. Однако с годами начинаешь смотреть на то, что натворил в юности, молодости, как бы со стороны и понимаешь... может быть, и не было, нет ничего чище и искренней, лучше того, что было когда-то создано сердцем - с ним Бог!.. - без какого-либо профессионализма.
И вот задумываешься… что же нужно оставить и в чём тайна подлинного и настоящего – в холодном мастерстве зрелости или картинке открытой настежь юной души, которую удалось запечатлеть – как получилось. И как совместить?!



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Голубое, розовое, алое…
https://www.stihi.ru/2002/03/23-227

В глубине голубого сада
Голубые купались цветы.
Голубая кормила прохлада
Их росинками синей мечты.

      Розовый ветер лизал губы.
      Розового сердца искрился бокал…
      Алые лебеди, в трубы
      Пели заре облака!

Я был, как в небе дневном бирюза;
Услышал сказку о вечной любви…
И радость плескалась в моих глазах,
И столько  а л о г о  было в крови!..

1976
_________________________________________

Первое четверостишие – классический трехстопный анапест.
В первой строке пропущен один слог, что вполне допускается.
В глубинЕ голубОго сАда
ГолубЫе купАлись цветЫ.
ГолубАя кормИла прохлАда
Их росИнками сИней мечтЫ.

_ _ _’_ _ _’_ _’_ (9)
_ _ _’_ _ _’_ _ _’ (9)
_ _ _’_ _ _’_ _ _’_ (10)
_ _ _’_ _ _’_ _ _’ (9)

Второе четверостишие – дактиль 4-х и 3-х стопный. В первой строчке – спондей (подряд два ударных слога, пропуск двух безударных слогов). Во второй – в первой стопе дополнительный слог, аранжировка еще более растягивающая размер, подчеркивающий розовое искрение бокала. Учесть и спондей в 1-й строке. Всё это вполне допускается и является оригинальной, индивидуальной музыкой стихотворения.

РОзовый вЕтер лизАл гУбы.
РОзового сЕрдца искрИлся бокАл.
Алые лЕбеди - в трУбы
ПЕли зарЮ облакА!

_’_ _ _’_ _ _’_’_ (9)
_’_ _ _ _’_ _ _’_ _ _’ (11)
_’_ _ _’_ _ _’_ (8)
_’_ _ _’_ _ _’ (7)

Третья строфа – четырехстопный классический амфибрахий. В 1-й, 2-й и 4-й строках – пропуск ударения во второй стопе, в 3-й строке – в 4-ой стопе.

Я бЫл, как в нЕбе дневнОм - бирюзА;
Я вИдел скАзку о вЕчной любвИ…
И рАдость плескАлась в моИх глазАх,
И стОлько Алого бЫло в кровИ!..

_ _’_ _’_ _ _’_ _ _’ (10)
_ _’_ _’_ _ _’_ _ _’ (10)
_ _’_ _ _’_ _ _’_ _’ (10)
_ _’_ _’_ _ _’_ _ _’ (10)

И что же тут плохо читается? В каком-то слове есть неправильное ударение? Наоборот! Удивительная музыка стихотворения. Надо свободно читать, расставляя ударения согласно русскому языку – и всё! Так надо подходить, собственно, ко всему мною написанному – и вопросов не будет.

Первое четверостишие – холодное, голубое и синее. Второе – тёплое и горячее, розовое и алое. И третье – смешение, сталкивание горячего и холодного, голубого и алого.
Поэтому и различные ритмы. Здесь можно говорить долго, однако, я не люблю стихи пересказывать. Если читатель не понимает, объяснять бесполезно.

Это – находка волшебная. Жаль, что так мало людей чувствуют музыку… Меня это просто-таки удивляет и, честно скажу, расстраивает. Как же так, для чего писать, если не понимается даже и очевидное, что на слуху, причём, даже поэтами? Что же говорить о других, ещё более сложных вещах?!..

У Вас же у самой есть чудесные ритмы, выходящие за рамки стандартного. Прочитайте ещё раз, не спеша и расставляя правильно ударения, мне кажется, должно Вам понравиться. :)
____________________

- Красиво, знаете!..
«И радость плескалась в моих глазах,
И столько а л о г о было в крови!..»
Прочла и показалось, что это про меня.. какое-то радостное настроение и душа сегодня танцует... :)

Jasmine
---------------

- И у меня настроение поднялось. Не знаю, что теперь делать… :)

Виталий Иванов
---------------
____________________

- Цветы-мечты, губы-трубы, любви-крови!
Как свежи рифмы! Сколько розового в них!
Какие краски! Посмотри: там - голубой!
Он лижет губы, но не бойся, ты - со мной!
:-)

Борис К
---------------

- Что ответить? Видимо, это не Ваше стихотворение. :)
- А чьё же тогда????????????
- Это МОЕ стихотворение, и оно мне нравится ТАКИМ именно! :)

Виталий Иванов
---------------
____________________

- А как не хочется старые стихи править? Правда?
Все прочиталось как зарисовки, но последняя строка просто супер. Там столько многоточий видно...... Дмитрий

Дар
---------------

- Одни только такие строчки редко писать получается. :) Именно поэтому – переделываешь и переделываешь, все кажется, - может ведь получиться! И, действительно, иногда – получается :)
Поэтому не скажу, что мне не нравится править старые стихи, наоборот, с ними возвращаешься в свою юность. :)
Конечно, это не сравнить с тем, когда рождается что-то новое совершенно, но тоже неплохо. Без этого ощущения радости от редактирования бесполезно, наверное, им заниматься.
Кстати, найти новую хорошую строчку для старого стихотворения так же не просто, как новое написать.

Виталий Иванов
---------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Город одиноких мышей. Поэма
http://www.stihi.ru/2002/11/02-333

1989
_________________________________________

- А как я заторчал, все образы такие родные!

Синдром Стендаля
------

- Ничего удивительного, кругом много мышей… :)

Виталий Иванов
------
________________

- В электронном варианте, конечно, читать весьма непросто. Придется, по-видимому, скачать и распечатать, потом уже выдать более качественную рецензию. :))) Серый мышиный образ достаточно точен для ваших идей... Иногда меня, правда, сбивают некоторые языковые огрехи: осушить вместо иссушить, к примеру. Но не в том суть. Вы, кстати, к биологии не имеете профессионального отношения?

Елена Сироткина
------

- Буду очень признателен, если Вы найдете время остановиться на моей поэме подробнее. Этого, по сути, не делал еще никто. :))
К биологии профессионального отношения не имею, как и ко многим другим вещам, которыми я живу. Например, к философии, теории эволюции, информатике, поэзии или прозе… По специальности я технарь, хотя и являюсь членом СП. :)
«Осушает» - в смысле собирает и выкачивает все живое, не просто «иссушает», а именно вытягивает все соки, сознательно или же бессознательно. Т.е. город одиноких мышей – конкретная сущность, именно осушающая.
Насчет «моих идей» - это Вы об идеях конкретно этой поэмы или более широко? :)))

Виталий Иванов
------

- Что ж, так и сделаем - чуть позже пришлю рецензию на мыло, если не возражаете. Со всеми вашими идеями я, разумеется, не знакома, но те, что гуляют по этой поэме, кажутся частью чего-то большего (во всяком случае, есть такое ощущение после прочтения «Города одиноких мышей» и «Коллектиллекта»).
Интервью с Алексом По (кто это вообще такой?) тоже скачала, пусть поможет моему копанию в вашей авторской позиции. :)

Елена Сироткина
------

- Не только не возражаю, но жду с нетерпением. :)
Сегодня моя авторская позиция совпадает с мировоззренческой. :) Некоторые ее моменты можно найти в интервью Алексу По. Подробнее – на Проза.Ru.
Алекс ведет раздел прозы на сайте СтихиЯ. Там же ток-шоу Алекса По, где, в частности, интервью некоторых участников сайта, в том числе и мое.

Виталий Иванов
------
________________

- Здравствуйте, Виталий!
Поскольку по одному из своих образований я философ, ваши высказывания не могли пройти мимо меня. Впрочем, дело не в образовании, а в стремлении как-то объяснить для себя устройство мироздания - из этого стремления, наверное, все философы и вырастают.:) И мне показалось, что человек вы искренний, работающий над собой и желающий добра человекам - эти обстоятельства тоже сподвигли меня на отклик.
А теперь несколько моих соображений после прочтения «Города одиноких мышей». Есть такое ощущение, что лучше бы она называлась «Город одинокой мыши», ведь все, кроме ее центрального героя поэта-мыши, вряд ли могут претендовать на звание одиноких. Хотя я могу здесь заблуждаться, вам виднее. Кстати, не очень понятно, этот поэт - изначально мышь, или он в нее превращается по ходу повествования?
Языковые неточности все-таки встречаются. Осушить-иссушить в русском языке, действительно, отличаются по смысловому окрасу. Осушить - устранить влагу из сосуда, осушить чашу, сделать ее не мокрой, а сухой. Иссушить - как раз сделать сухим что-либо внутри, как бы вытащить все соки не с поверхности, а из самых глубин. Может быть, вы по-прежнему со мной не станете соглашаться в данном случае, но таковы лексические требования. Странным мне показалось и употребление просторечных слов типа «заместо» и «послабже» - конечно, должно быть «вместо» и «послабее». Если бы они выскочили в речи персонажей для подчеркивания каких-то их свойств - другое дело, но тут несколько иной случай. Слово «жареный» - отглагольное прилагательное (есть еще «бешеный», «раненый», «вязаный» и др.), у него суффикс с одной буквой «н». Суффикс «енн» пишется в «прожаренный», «израненный», «вязанный мамой» - то есть тогда, когда есть приставка или некие зависимые слова, считается, что тогда все это причастия, а не отглагольные прилагательные. Это, конечно, из области лингвистической казуистики, не все знают, но поскольку вы человек симпатичный и думающий, считаю своим долгом рассказать.
Думаю, что многие согласятся со мной в том, что вы пишите несколько... длинно. Большой текст или небольшой - решать, конечно, автору, он один знает, какое пространство ему необходимо, чтобы высказаться сполна. Но здесь нет-нет да и возникает чувство какого-то повтора уже прочитанного. Или это мое отдельное ощущение? Не знаю.
Впрочем, я решила написать вам разные подробные слова не для того, чтобы заострять внимание на формальностях. В целом, поэма мне понравилась. Разумеется, сравнение человека с мышью довольно часто используется в литературе (да и в живой жизни), когда речь идет об утрате личностного, духовного начала, откровением такой ход назвать нельзя. Но в данном случае он как нельзя лучше подчеркивает ваше несогласие, и даже возмущение отказом от этого самого личностного начала. Серость, пожирающая все движущееся, а значит, живое, может произвести только пустоту, дыры. Так я поняла прочитанное. Так я сама мыслю.
Извините еще раз за то, что не написала серьезную рецензию - действительно, туго со временем, могу только такие заметки выдавать.

Елена Сироткина
------

- Здравствуйте, Елена!
Большое СПАСИБО Вам за рецензию или, как Вы назвали, «заметки». Для автора важно внимание. Если произведение того стоит, «серьезные рецензии» придут позже. Первая, какого бы объема она ни была, - самая дорогая. :)

Очень рад, что поэма понравилась в целом. Да, наверное, сравнение человека с мышью не ново, но для меня это не было литературным приемом. Текст написался естественно недели за две, почти на одном дыхании, не задумываясь о приемах… В 1989-ом, когда все разваливалось и в магазинах практически ничего не было, а в головах был полный разброд, казалось, действительно живешь в городе одиноких мышей. Наверное, вещь не выстроена философски с полной определенностью. Она писалась чисто на уровне подсознания, интуитивно, потоком ассоциаций. Как написалось, так и сложилось. Не было никакого плана заранее, никакой осознанной центральной идеи. Целостность сложилась по завершению произведения, когда я вдруг понял, что сказал все, что хотел. Что хотел я сказать? Может быть, и сейчас до конца сам не знаю… :)

Да, поэма длинновата немного. Но как из нее что-то убрать? Убрать можно только какую-то главу целиком. А в каждой главе – свой взгляд на тему. Мы как бы смотрим с разных сторон на одно и то же явление. Можно убрать какие-то главы, и количество граней уменьшится. Станет ли после этого качественней описание? Добавить еще? Наверное, можно. Но, Вы правы, и так длинно. Мне кажется, в таких случаях объективная мера – внутреннее ощущение автора. Авторская вещь – мера, соответственно, авторская. Я вижу так эту поэму. :)

Кстати, от самых разных людей, читавших ее (пока таковых, правда, немного), как от профессионалов, так и людей далеких от литературы и философии, чаще я слышал мнение, что поэма читается легко за один раз, не смотря на объем. Значит, скорее всего, мера все-таки выдержана.

Конкретно по замечаниям. Насчет «заместо» и «послабже» - трудно с Вами не согласиться. Мне уже говорили об этом. Подумаю как исправить. «Жареный» - вроде, с одним «н» у меня. По крайней мере, в компьютере и изданной книге. Проверю, как - на Стихире. Насчет «осушить»… Внутренне чувствую, что именно это слово на месте. Еще подумаю.

Вы говорите в своих заметках, что «мои высказывания не могли пройти мимо Вас, как философа по образованию». Интересно, какие высказывания? Именно в этой поэме или где-то еще?
Сам я по специальности не философ. Мое философское образования – два года в технической аспирантуре. :) Но философию нам давали на кафедре философии Академии наук в СПб. Очень неплохо, как мне представляется. В частности, благодарен Замалееву Александру Фазлаевичу, зав кафедрой истории философии ЛГУ СПб. Мы с ним потом много лет поддерживали отношения… Он даже что-то публиковал из моих философских трудов. :))

Согласен с Вами, «философы вырастают из стремления как-то объяснить для себя устройство мироздания». Вот у меня из такого «стремления» сложилась достаточно целостная, на мой взгляд, собственная мировоззренческая система – оптимистическая философия, утверждающая возможность бесконечного развития мира. Некоторые основные ее положения изложены в статье «Проект Вселенная». Если Вам интересно,
http://proza.ru/2001/12/31-26

А в целом философские трактаты объединены в книгу «Свободный полет». Довольно много из нее я уже выставил на Прозе.Ru. Моя страничка –
http://proza.ru/avtor/ivanov_v

Вот некоторые названия трактатов:
«Диалоги с самим собою»
«Методология зла и добра»
«Самораскрывающаяся свобода»
«Этика»
«Религия разума»
«Философия развития»
«Категории и сознание»
«Эволюция информационных систем»
«Человек»
«Законы»
«Государство»
:)

Я не рассчитываю, что Вы будете это все изучать… :) А «Проект Вселенная», может быть, прочитаете все-таки. В статье изложена целостная мировоззренческая система, достаточно коротко. Если, конечно, найдется время… Со временем у всех занятых людей плохо, это я очень хорошо понимаю! :)

Еще раз огромное Вам спасибо!

Виталий Иванов
------
________________

- Это ещё более величественное произведение. Буду думать.

Александр Тагаев
------

- Александр. Все серьезное – не требует суеты. Рад, что ты прочитал.

Виталий Иванов
------
________________

- Виталий, очень сильное впечатление,
придавлена.
Распечатала, хочу перечитать внимательно.

Happy Lady
------

- Лена, эта вещь выстрадана. Я тоже не умею обманывать...

Виталий Иванов
------
________________

- У кого - праздник каждый день, а кому - каждый день по кошмару... Ничего, бывает.
Все люди предстали крысами подлыми, мышами жадными, грызунами хитрыми. Убийцы коварные вместо отражений...
Страшновато... :))) Питер, Питер...

Антон Ли Круковский
------

- Да, эта поэма (ты прочел ее последнюю главку) в Питере написалась… :) Впрочем, как и все остальное. Нет, вру. Многое – в Ленинграде. :)))
Как бы самому убийцей не стать… души собственной… Вот что - страшно!

Виталий Иванов
------

- Теперь, после того как я прочитал всю поэму, скажу больше.
Да, это ужасно, человек поддаётся влиянию общества. Но что ещё хуже, человек не способен противостоять этому влиянию, и даже просто его замечать, хотя бы сопоставляя себя прошлого с собой нынешним.
По всей поэме хочется сказать следующее:
1. Как я уже говорил, аллегория с мышами получилась прекрасная; множество чётких и тонких образов дополнили мрачность картины, а где нужно - нелепость сложившегося положения; все средства худ. выразительности хорошо соответствуют главной мысли и идее произведения; нет ничего лишнего и нет неточностей.
2. Все изложенные в произведении мысли и идеи я разделяю, более того - многие из них меня приводят в восторг ввиду того, что их жизненность не оставляет сомнений. Особенно понравилась глава про Сталина, в которой сказано, что его лютость заключалась в изувечении душ, а не тел.
3. Я считаю, что мышиность - это синдром человечества, а не эпохи и даже не времени. Именно поэтому мне кажется, что эта поэма не утратила своей актуальности с распадом СССР, и, к сожалению, не утратит её ещё долго...

В заключение хочется сказать, что такие произведения, как это, заставляют чувствовать безысходность.
Творческой Вам плодовитости!

Антон Ли Круковский
------

- Что сказать, Антон?
Очень меня порадовал заинтересованным разбором своим. Не так много людей читало эту поэму от начала и до конца. А высказался по каждой главе в отдельности – ты первый! :) Причем очень осмысленно, в некоторых местах с развитием темы – весьма перспективным и неожиданным.

Большое человеческое СПАСИБО!

Насчет жизни поэмы – время покажет. Конечно, автор надеется на долгую жизнь. :) Хотелось бы только, чтобы в данном случае жизнь произведения в большей мере была виртуальной, нежели повторялась, и повторялась в реальности.

С уважением и признательностью.

А вот безысходности быть не должно. Нас ждут великие дела, Антон! Ты моложе меня, значит, тебе больше дано жизнью. :)

Виталий Иванов
------
________________

И среди мышей, может, бывают поэты, ведь среди поэтов – полно мышей!
Само написалось… Но нет, это неправда, наверное. Мышь и поэт – категории не совместные.

Выход через дыру. Революцию и разруху тоже можно назвать «выходом». Из России – неизвестно куда. Побегом!
Да, дыры для нас, действительно, - образ жизни теперь. Носимся по ним… откуда, куда - не знаем. В дырах вся наша культура и вся земля. И наше больное «я» - тоже все в дырах.
Кстати, хорошее может стихотворение получиться на эту тему, подумай. Вот, как думаешь, так и записывай. А потом еще раз надо подумать через некоторое время, и еще раз… поправить.

Неприятные мыши и крысы повсюду встречаются, и в Академии наук - тоже, наверное, бегают и сидят. Ясно, что их не меньше, чем академиков. Ничего конкретно не имею против ученых, сам – бывший научный сотрудник. Однако главка вырисовалась в поэме, и, вроде, на месте.
Не терплю бюрократов! И мышей, умеющих только грызть.
Ясно, есть такие вопросы, в которых без «большой науки» не обойтись. Например, как рассчитать минимальную оплату труда, не достаточную для жизни? Или наилучшим образом организовать сокращение населения в самой огромной стране, где и так плотность людей мизерная?..
Вот о таких на-вуках и речь. Нельзя все валить на «пол-итиков», есть еще и «ву-чёные»…
Жаль только, что, если так пойдет дальше, в России кроме крыс и мышей может никого не остаться.

Студентами, в моем первом из стройотрядов делали мы капитальный ремонт свинарника, в котором ничего не чистилось 40 лет. Снимали несколько полов, постеленных один на другой, как гамбургер со слоями навоза… все вывозили. В Карелии было дело… Да… Так там этих мышей… Живых, мертвых…
И сейчас в Питере по улицам бегают миллионы настоящих крыс и мышей.
Но поэма совсем не о них.
Все живое жалко, конечно. Мышей тоже, и маленьких, и больших.
Суть в том, что человек должен быть больше мыши. Не только внешне, и - внутренне.

Единственный таракан тоже может быть драгоценен.
Мыши в поэме, конечно же, существа условные. Мы привыкли к мышам так относиться. Скажем, на даче крайне неприятно, когда спишь, а они бегают, скребутся за стенкой. С другой стороны, у дочки была белая мышка – дома, да и на той же даче, вывозили летом.
Конечно, любое живое существо жалко… Но, реально, ведь у нас есть и враги. Среди животных и даже людей… Это жизнь. Пока она такова…
Главное – самому не быть мышью, не стать врагом собственным. СТАТЬ человеком – пусть в несколько условных критериях… рядом с условною мышью.
____________________

в шекспировском стиле.. восьмидесятники. настрадались.. Осталось немного ждать.. и начнется дележ-грабеж.. нужна команда.. к которой так привыкли.. ТОлько теперь команда.. на демократию!
Вы думаете перестройка произошла потому что так все говорят? так написано в учебниках?
На самом деле, это было сделано ради детей и внуков партноменклатуры.. РОдительская любовь к детям.. внукам.. Они - эти прожжённые.. члены политбюров.. горкомов и обкомов понимали.. что их дети не смогут так жить, как они.. Сидеть на миллиардах и есть сухари.. И что.. новая смена.. идейных коммунистов сметет и их и их потомство..
Вот почему началась перестройка - чтобы спасти себя и свое потомство.. успеть наворовать.. и принять законы, чтобы это стало нормой..
Вот так перестройка.. уничтожила тех.. кто мог уничтожить.. перестроечников.. Классный был ход.. классический..

и вы принимали в этом участие..)) судя по поэме.. Вам повезло.. вас не забыли..)

Сергей Лесненко
------

- Я, Сергей, ни в чем участие не принимал никогда. И не принимаю. Это я вам предложил… принять посильное «участие» в многообещающем, хорошем проекте. :) Но вы почему-то отказываетесь…
На этот счет есть только два варианта. Либо у вас – свой план. У вас плана нет, вариант отпадает. Либо вы не в силах осмыслить грандиозность и уникальность сделанного вам предложения. Значит, по сути, вы его не достойны и с делом все равно бы не справились. Поэтому я ни о чем не жалею.
Вот Наполеон смог использовать свой единственный шанс. Вы не смогли.
Наполеон не был Пушкиным (талантливым от рождения) – ему нужен был шанс. Вы тоже не Пушкин. Вам тоже нужен был шанс. Но вы оказались еще и не Наполеоном. Да… и Наполеонов… не так, в общем-то, много рождается… Особенно в нынешней сложной экологической обстановке. Так что довольно-таки трудно встретить на своем пути что-то типа Наполеона. И я пока не встречал…
А ведь вы могли стать фактическим наместником глобальной звездной империи… Меня интересует только духовная власть. Тем более, никто не понимает чего я хочу… Поэтому должность моего Заместителя… могла бы дать вам… весьма широкие полномочия! Без каких-либо особенных обязательств…
Всего-то надо было руководить реальным строительством, в основном в сфере материальной. Ничего больше… С вашим умом! Опытностью! Талантами! … это было б не трудно… для вас.
Ну, в общем, что говорить… вы свой шанс упустили.
Склонен, действительно, сменить тему. Не вижу, правда, пока… о чем с вами еще можно поговорить. После по-настоящему крупной темы все кажется мелким…

А вы еще пытались шутить, что выше меня… :))) Сочиняете сказки для внуков? :)
Запомните и всем расскажите… не было и нет на Земле и не будет никогда во Вселенной кого-нибудь выше Председателя Центра!

Виталий Иванов
------
____________________

- Горе тому месту, которое покидают крысы...

Ааабэлла
------

- Мыши одни из самых умных животных. Вы правы, Александр.
Они могли быть друзьями людей. Но, наверное, люди не поняли их. Пока. :)
На самом деле, чудовищно, что мы, и даже лучшие из нас, не понимают, что мир един, и создан никто не напрасно.
Каждый вправе на собственный домик. Рядом со всеми. Но, увы, происходит междувидовая борьба и борьба внутри видов. Зачем?
Я склонен считать, что на нашем уровне высших мировых взаимосвязей, нет зла, нет добра – есть разум и глупость.
Увы, с нею мы всё чаще встречаемся.

Виталий Иванов
------
____________________

- Может быть, пора дать поэме другое название – «СТРАНА ОДИНОКИХ МЫШЕЙ»?

Виталий Альбертович Иванов
------

- Возможно, вы правы.

Виталий Иванов
------
____________________

- Дааа.... мощнейшая же, конечно, картина. Какое отражение! Какие страсти...
Крысочеловеки? Вообще-то... симбиоз крысы и человека естественен, только я не понимаю, почему человек так ненавидит крысу? Ведь он на неё так похож! И вот ты, Виталий, это здорово показал. И страстей... шекспировских нам показал немало. Да, но крыса! весьма живучее существо - прямо как человек. И умеет выкручиваться, выживать в катаклизмах.
Я как-то... убил совершенно фантастическую мышь - с длинным носом и прямо шариком на конце – один в один микки-маус мультяшный. Таких я в жизни не видел. При странных обстоятельствах убил. Стала приходить к нам с женой в спальню эта мышь по ночам. И пищать. Надоела - и так знаешь жалобно пищит, что, кажется, хотела сказать - у меня горе, послушайте! Как будто жалуется. Ну, как бы не жалобно, а ведь раздражает же по ночам, ведь просыпаемся мы с женой, не спим. А у меня под подушкой по кавказскому обычаю всегда нож лежит - я его на заказ покупал из нержавейки 95ха18 - в ножнах. И вот в очередной раз пришла эта мышь и не только пришла, а вышла на середину комнаты! И пищит. Я ей - пошла вон! а она не уходит. Пошла вон! Не уходит, хотя ведь слышит в голосе угрозу. Ну, тогда я нож вытащил и с кровати привстал. Она и тогда не ушла, хотя видела намерение. Ну, тогда я бросился на пол и одним(!) ударом сверху вертикально прибил её к полу, насквозь. Удивляюсь, как так попал притом, что темно было. И вот когда свет зажёг, тогда и увидел этого мыша - никогда не забуду какой красивый. И зачем он хотел смерти? А он хотел, я знаю - именно за этим и приходил, чтобы его убили. Господи, жена уж на что мышей боится, а этого увидела - говорит жалко.
Это давно было. Тогда я ещё не знал что такое гороскоп и влияние его на человека. Но вот после этого случая стал интересоваться. И вот что выяснил: я - крыса. Да-да, родился в год крысы. Так что сейчас мой год, Виталь -). Поэтому - спасибо тебе за эту философскую поэму!

Владимир Сачков
------

- Интересно, интересно Володя. Может, это был инопланетянин? Контакт пробовал осуществить… А ты не понял его. Может быть, тебе предлагалось нечто такое, что больше НИКОГДА не предложат.
Может, это был Крысиный король, желающий предложить тебе дружбу? Вместе со своей армией!
Извини, но на фотографии ты немножко похож на большую, умную мышь. Может, им нужен был духовный руководитель? Нечто типа Учителя?..
Конечно, это шутка Володя. Но… Что ещё я могу ответить на твой комментарий?
Запомню.
Рад, что понравилось! Дружески, Вит

Виталий Иванов
------
____________________

Что сказать? :) Главное?- Кто мы. Какие. Внешне можем походить на людей… А внутрь заглянешь… настоящие крокодилы. Раньше так говорили. :)
Можете представить себе одиноких крокодилов?
И одиноких мышей не бывает. А вот ощущающих себя непонятно кем – сколько угодно!

У человека должны быть друзья. Мы же не мыши. :)

Слово человечье дорогого стоит. И дешевле разве что человеческих дел. :)
А у писков мышиных нет стоимости.
____________________

- даже стррашно.. Виталий..

Н
------

- Есть у меня стишок, вспомнился вот:)
Страшилы

Ты страшная.
И я страшный.
Нам вместе хорошо. -
Страшно!

И на самом деле, страшно, конечно…
Не то слово! Особенно в Новогоднюю ночь или другой какой Праздник, когда по Невскому одни мигранты кучками ходят… И свет на улицах как будто чуть припогашен. А на стенах – тени мышиные… в несколько этажей... от кого - не сразу поймешь...

Виталий Иванов
------
____________________

- Виталий! Нора-то хоть двухкомнатная?.......)))))))
А ваще - мыши очень славные существа. И умные..........

Николай Лобанов
------

- Ага, ага… Спасибо. «Славные существа»… :) Жить с ними не пробовал?
Когда на даче внутри стенок шуршат… осенью в дождик. Или ночью, зимой...
А нора наша – трехкомнатная. :)

Виталий Иванов
------
____________________

- Виталий, так может потому, что ты -- крот?))
Ночь… нора… кошмарики прям шастют…
Не горит ни свечка, ни лампОчка…
Но творит, творит шедевр-ужастик
Академик Мышкин-Одиночко))

Василий Тюренков
------

- Печальный крот
Среди мышей живёт.
Он не такой, как все,
Но вовсе не урод.

Да, он слепой,
Не видит ничего.
МышИ не признают
За своего.

Да, он смешон…
Иной мир видит он -
Любви, добра...
А не кошмарный сон!

Страшно и больно жить… Но что же поделаешь?
Преодолеть в себе Великую Мышь – не просто. :)
Как раз читаю сейчас Виктора Пелевина – «2013 Betman Apollo». :)

Виталий Иванов
------
____________________

Да уж… Но когда начинают стрелять, все пули почему-то попадают в людей. Может быть, потому что мыши совсем небольшие по сравнению с человеком. Хитрей и живучее.

Наша реальность действительно похожа на фантасмагорию. И всё труднее отличить одно от другого.

Позитивные стихи у меня есть. Меня даже частенько обвиняют в неоправданном позитивизме. :) Особенно рядом с реалиями.
Ну, а что больше отражает их – «Волшебная ночь», «Звёздный замок», «Купола», «Свидание с пушкинской осенью» или «Город одиноких мышей», «Время и обалдеть» - судить читателям. :)

Что сказать… Испокон веков, а видно, что и всегда быть людям и мышам вместе. Хорошо, что не с крысами! А мышки, что ж, их детям даже покупают специально, держат рядом в клеточке, выпускают на ручки. Чтобы детки с детства привыкали к мышам. Это нормально. :)
Есть уже и виртуальные мыши, кроты, крысы… слоны, медведи и волки. :) Чему ж удивляться? Это наш разум рождает чудовищ. И чем изощрённее ум, тем страшнее чудовища!

Вот некоторые считают мышей умными, симпатичными животными. То же самое говорят и о людях. Т.е., говоря о мышах, вспоминают людей. Что же удивительного, когда, рассуждая о человеке, невольно вспоминаются мыши?
____________________

- Виталий, у меня крысы были, про мышей ничего не могу сказать. Крысы все разные по характеру, как и люди )

Н
------

- Возможно, даже и комары разные, если проявить к ним достаточный интерес. Всё живое имеет отличия, на этом построены естественный и понятийный отборы.
Мы не замечаем отличия тех, кто нам не нужен и не опасен. Значит, ты любила своих крыс или боялась.

Мыши не умеют говорить слишком правильным размером и ритмом.

Виталий Иванов
------
____________________

- «культурный уровень наГода» - специально скартавил, или описка?

Р.
------

- Немного картавости проскакивает у оратора. Это же очевидно. :-)
Образ собирательный.

Виталий Иванов
------

- Виталий, я с любовью! )
Вам спасибо! Я уже без Ваших мышей скучаю, жду их через каждые 48 часов.

Р.
------

- Беда, когда больше некого, нечего ждать, кроме мышей на экране своего монитора. :)
А если серьезно… Вы благодарный читатель. Ещё и подсказывающий автору новые аспекты осмысления его же произведений. Искреннее Спасибо!

Виталий Иванов
------
____________________

Иногда каждому из нас надо повнимательнее посмотреть в зеркало. Как делал, например, Сергей Есенин..

Что же Семён, мыши как мыши… Квартирный вопрос их только немного испортил :)))

Разные бывают у нас отражения. Вот Есенин Чёрного человека в зеркале видел порой.) Да… Хорошие отражения почему-то всё реже встречаются.

Были у меня и «коммунистические» стихи, немного, правда. Но я их постеснялся показывать... почему-то. Может, потому что тогда уже чувствовал глубокую пропасть между картавыми «ленинскими идеями» и жизнью.
А может быть, ленинские идеи и не победили именно потому, что мы были не до конца искренними. Мы все.
И вот попали в «ГОРОД ОДИНОКИХ МЫШЕЙ».



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Город одного человека
http://www.stihi.ru/2002/02/22-368

Куда деваться от тоски,
С которой жить уже невмочь?
В глазах - набухшие зрачки,
Как хлынувшая с неба ночь.

Начать бы с чистого листа,
Да он весь чёрный, а не белый…
Так голова моя пуста,
Как будто город опустелый.

Над городом хозяйка - ночь.
Я в нём один. Бегу, блуждаю…
Мне из него - скорее прочь,
Куда-нибудь… Куда – не знаю!

1973
_________________________________________

- Иногда полезно остаться в нем... Но очень редко :-)
А если бежать, то главное - не к бутылке. :-)

Антон Ли Круковский
----------------------

- Каково всю жизнь прожить одному в сознании собственном? Своем «городе»… Таковы мысли на грани безумия… которое, случается, охватывает на миг. Тогда быстрее бежишь от себя. Да, бывает, что и к бутылке… :) Потому что страшно - вдруг убежать не удастся и останешься в этом городе один навсегда!

Виталий Иванов
----------------------

- Пожалуй, согласен. Но в бутылку ведь можно и залезть... опасно ходить с ней рядом... :-)

Антон Ли Круковский
----------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Государственные слова
https://www.stihi.ru/2002/08/27-521

…И когда все слова были пережёваны
и жевать уже стало нечего,
пришёл новый бюрократ
и принёс два слова, сказав:
«Вот вам два слова сегодня,
во имя ЗАВТРА.
Слова эти – «Пе-ка» и «Г-ть».

И опять поверили люди.
Схватили изголодавшиеся новые слова
и стали жевать их,
ожидая радостно ЗАВТРА.
Но не наступало ОНО,
сколько слова эти не повторяли…
Но, когда хотели есть,
твердили: «Пе-ка!» -
и были сыты;
а когда желали,
но не знали, чего,
вопили: «Г-ть!» -
и становились довольны.

И ЕЩЁ МНОГО ЛЕТ
В ГОСУДАРСТВЕ БЫЛО СПОКОЙНО:
одни ели чужой хлеб,
а другие – слова…

1988
_________________________________________

- Роскошно мыслите, Виталий!
Эдакое абсурдистское фэнтэзи сработали, пальчики оближешь.
Мне почему-то жутко понравилось.
Отсутствие рифмы и чёткого метра как нельзя кстати.
Слова «Пе-ка» и «Г-ть» очень хороши.
Напомнило Ильф-и-Петровскую шутку про идеальные имена для цирковых медведей: Тыка и Ляпа.
Но это так, к слову.
Стихотворение же в целом мне представляется удачным.

Сергей Никулин
-------

- Спасибо, Сергей. «Перестройка» и «гласность» были широко употребляемыми словами, когда написалось стихотворение. А сократить их не сложно. :)
В этом же духе, по сути, одновременно, написан стиш «На службе» http://www.stihi.ru/2002/08/26-276.

Виталий Иванов
-------
__________________

В год, написания стихотворения, несмотря на перестройку и гласность, не мог в данном контексте назвать слова полностью, поэтому пришлось давать в сокращении. Вот и случились «Пе-ка» и «Г-ть», вышли в народ. Не очень широко, но заметно.
И вот до сих пор идея не потеряла своей актуальности и государственного значения.
__________________

- Этот «бюрократ», на мой взгляд, - единственный из правителей России, кто похож на человека.

Н.
-------

- Сложный вопрос. Но могу сказать, что во времена Горбачева я, простой научный сотрудник, зарабатывал больше всего. Раз в 10 выше средней зарплаты. Потому что появилась возможность реально продавать свои научные разработки и самому получать за них деньги.
С уходом Горбачева исчезла эта возможность.
Но было и разрушение крупного производства, которое потом продолжилось. И много пустых слов…
Мы не знаем, что происходило и происходит на самом деле – вот в чем беда.

Действительно, это, возможно, отрывки некой не завершенной вещи. Тогда же, в 87-ом – 89-ом, сложились 4 поэмы. Стиш этот – из пятой.
Всё свое творчество можно рассматривать как некую летопись внутренней жизни. Часть из нее пересекается или перекликается с внешней. Может быть, - самое главное для себя.
Таковой летописью жизни внешней являются поэмы «Мечта о России» и «Город одиноких мышей».

Летопись России составить? Идея очень хорошая. Но не такая простая для исполнения. Ты понимаешь, не сомневаюсь.
С благодарностью принял к сведению. Нужно, чтоб накатило… Завестись на тему общественную. А сейчас времена-то уже - другие. Это в перестройку вдохновенье захлестывало. А от ума – будет не то.
Но! Еще раз скажу. Идея ОЧЧЕНЬ ХОРОШАЯ ! Если бы не тьма дел…
Ничего обещать не могу. Но в любом случае, благодарен тебе!

Есть у меня довольно большие поэмы, написанные таким же примерно стилем, как две эти миниатюры (вторая – «На службе»), бессюжетные абсолютно поэмы, а читаются они, как говорят самые разные люди, легко, на одном дыхании. Хотя это очень серьезные вещи!
В поэмах действуют мысли, а не герои.
«Мечта о России», «Город одиноких мышей», «Инопланетянин». И стоящий рядом «Коллектиллект».
Так что есть у нас, многое… только мало мы знаем друг друга, «что имеем, не храним»…
Но не будем о грустном.
И эту подборку можно было б расширить. Посмотрим… Кое-какие заделы есть.

Виталий Иванов
-------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Государство толпы
https://stihi.ru/2002/03/10-338

Орала толпа: «О, дари!» и «Оцарствуй!
Склепай нам мозги из дешёвых дюралей!»
О, славь своё рабство толпа, пролетарствуй,
Под знаменем шествуя с гордым ураньем!

Как глупо, бездарно!..
Вот пламя взметнулось над Делом и Гением,
Правом, Законом…
И призрачным, антиреальным видением
Пылала Мечта над сгорающим Домом!

Толпа смаковала стоглазое яство
Из рук-корешков и из ножек-машинок.
И каждое сердце, где зрело бунтарство,
Она осушала, как плесень и тину.

И мысли-трусишки спешили укрыться
Под маской безумия, празднества лени,
А каждую новую, смелую слишком,
Они заставляли вставать на колени!

Ты станешь - как все! - в опостылевшем мире
Часы, как клопов, убивать с отвращеньем
И ум тормозить в равнодушия жире,
В пустыне иллюзий искать наслаждений!..

1974…
_________________________________________

- Аж до дрожи проняло, до самых сокровенных глубин сердца. Просто слов нет. Вспомнила тут Ф.Петрарку:

Обжорство, леность мысли, праздный пух
Погубят в людях доброе начало:
На свете добродетелей не стало,
И голосу природы смертный глух.
На небе свет благих светил потух -
И жизнь былую форму потеряла,
И среди нас на удивленье мало
Таких, в ком песен не скудеет дух.

Как все-таки замечательно, что с XIY в. еще не все перевелись. Спасибо Вам за стихи
С огромным уважением

Светлана Кулинич
-------

- Даже не знаю, что сказать… Видно, и женщины, и читатели настоящие не все перевелись еще. :) Спасибо!

Виталий Иванов
-------
__________________

- Отличное стихотворение, даже слов нет, чтобы как-то его ещё дополнить.

Александр Тагаев
-------

- Ты прав. Про толпу – не интересно.
Вспомнился первоначальный вариант двух первых строф.

Отхаркнула Хара стоглазое яство:
«Не буду я кушать сердца из дюралей!»
Из дикого женства, из ярого бабства
Ее кочевые кочевые глаза умирали.

Как будто! Как будто!
Вдруг пламя взметнулось
Над желтой харчевней святого Антона.
И тихое, нежное, алое пение
С улыбкой мечты целовалось над домом…

Переделал – стих стал понятнее, но что-то ушло… Может быть, - главное?

Виталий Иванов
-------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Гртчщ и его любовь
https://www.stihi.ru/2003/09/09-503

В холодном и тёмном подвале,
У света почти на краю
Безумцы её целовали,
И губы шептали: «Люблю!»

В кострище полено горело,
Стонала сосна над бугром…
Покрытое струпьями тело
Попахивало гробом.

Единственная такая?
Одна из бесчисленных тыщ?..
«Откуда взялась ты?» – «Не знаю.
Меня притащил сюда Гртчщ!..»

* Гртчщ – мистическое существо с сайта СтихиЯ

2002
_________________________________________

Он такой, с ним не заскучаешь… Ну, и баба его… тоже скучать не даст… там, в подвале.

Зажигай быстрее свет! А то он сегодня может прийти. Зря я его вызвал из тьмы, вообще-то… Ведь и тогда, два года назад… еле угомонили Его!

У нас ни Брежневых, ни Сталиных.
Простые мы, в своем подвале.
Зато не меряно нас тыщ,
Спасать придет в дурдом вас Гртчщ!

Думаю, и Гртчщ любил по-своему эту женщину. Даже затаскивая в подвал… Так или иначе всеми поступками в мире движет любовь. И кто знает, что называть «правильною любовью» ?..
Так мы, черт знает до чего, можем договориться.
Будем считать, Гртчщ – чудище из страшной сказки, которым можно пугать плохих девочек.
И которым могут стать очень-очень нехорошие мальчики.
А еще скорее, это просто невозможно понять! Так же, как Вия у Гоголя…
______________

- а вот это очень повеселило!.. :) особенно рифма в последней строфе, та, что на «тыщ»... :))))

Рыжий
------

- :))) Не просто было, Рыжий, не просто! Но удалось преодолеть трудность… :)
Конечно, казалось бы, проще сказать «тысяч». Но никогда не иду легким путем и стараюсь, несмотря ни на что, соблюдать рифму. :)))
Давно Гртчщ что-то не показывается из могилы, а жаль! Сердцем прилепился к этому не совсем живому, вредному, но оригинальному существу. Теперь иногда кажется, он был живее многих ныне, вроде, «живых». :)))

Виталий Иванов
------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Гусеница бежит
https://www.stihi.ru/2002/12/03-404

Гусеница бежит -
решать мировые проблемы.

2000
_________________________________________

- Что-то вот такое из восточной лирики напомнило. Так гусеница это же и есть дракон! Слышу как звенят бубенцы на его спине. Люди нарядные встречают дождь. Хуанхе становится полноводной. На карте Хуанхе похожа на гусеницу. Вот эту тему можно развивать в других сюжетных направлениях, и они будут казаться расползающимися в разные стороны гусеницами.

Александр Тагаев 
------

- Ты прав, Александр. Одна гусеница выхвачена в качестве типажа. На самом деле, несметные полчища гусениц – везде и повсюду! Муравьёв и жуков! Всяких людей… И каждый по-своему что-то делает. Или думает, что он делает. Или думает делать…
Насколько это всё важно для мира – каждое конкретное действие? - Не знает никто!
Но ведь, если бы никто ничего не делал, не думал, что делает, и не думал бы делать… ничего бы не делалось. Странно, не правда ли? Из ничего – складывается ДЕЛО!
Удивляюсь, почему мне захотелось сказать «гусеница бежит»? Ведь очевидно, что они ползают… Долго думал над этим, ничего не придумал, по-другому – не смог!

Виталий Иванов
------

- Саша!
Дракон – редкая разновидность варана! Это было официально доказано в конце прошлого века! Хотя, кто его знает, откуда пошли вараны... может от гусениц? :)))

Александр Павлов
------

- Фраза «Бежит гусеница», в этом смысле, трансценденция времени. И когда мы ведём разговор мы транцендируем как время, так и пространство. Сумма пространств каждого нашего дела оказывается бесконечно меньшей, нежели пространство суммы наших дел.
Вот в верхних фразах я уже даже транцендировал время в пространство.

Александр Тагаев
------

- Да, действительно. Важно - как складывать. Видимо, люди складывают как-то не так… :)
У мира и у природы, у вечности и бесконечности – все не так, как у людей. :)))
Люди делают маленькие дела и думают, что это ни на что не влияет, а получается – черт знает что. И наоборот. :)))
А время от пространства мне как-то не отделить :)

Виталий Иванов
------
____________________

Что сказать? За нас говорят наши стихи.
Гусеница бежит… А раньше, может быть, она была... куколкой. Она раньше - БЫЛА.  И сейчас – ЕСТЬ !

Очень трудно что-то сказать за гусеницу.

Из каждой гусеницы может случиться - бабочка!

За каждой гусеницей, чтобы они быстрей бегали, надо следить. И следят. Не все гусеницы знают об этом. Всем и не нужно. Знают только самые умные. Они бегают медленнее… да что толку?

Мировые проблемы гусеница решает по своей части. Участвуют все!
А есть ли «мировые проблемы»?
У рака – свои мировые проблемы. Не менее важные.

Каждый думает, он самый главный. Начиная от гусеницы. Или микроба. И это правильно.
Но главное – не зарываться. На своем месте не быть гусеницей, микробом. Быть - человеком… не просто!

Болею душой за каждую гусеницу!

Эта гусеница простая и наивная, ищет добра, справедливости, верит в хорошее…
Но есть другие гусеницы, плохие. Они все настоящие мировые проблемы переводят в плоскость выгоды для себя, едят во много раз больше, чем нужно для счастья.
Таких гусениц нам не жалко. А моя – замечательная! Спасибо. Передам ей привет.



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Рецензии