Про книги и гаджеты 2

Замечательный анализ происхождения письменности провел доктор филологических наук Виктор Александрович Истрин в своем труде "Развитие письма", 1961 г. Научно-популярная форма этого произведения будет доступна каждому, кто интересуется этой темой. Там есть такие слова:

"... У звуковой речи, как у основного средства общения, при всех её неисчерпаемых возможностях, есть всё же два недостатка: ограниченность в пространстве (речь слышна на сравнительно малом расстоянии) и ограниченность во времени ( речь слышна только в момент её произнесения).

Правда, в наше время, в результате развития техники, эти два недостатка звуковой речи частично ликвидированы... лишь с конца XIX - начала XX в. Между тем потребность в передаче речи на большие расстояния и в закреплении её во времени существовала с древнейших времён ..."

Далее, автор приводит примеры передачи сообщений на расстоянии посредством дыма, огня костров, барабанного боя и затем определяет место письма "... как вспомогательное к звуковой речи средство общения..."

Иван Петрович Павлов (1849-1936), знаменитый русский ученый-физиолог, рассматривал язык и слова как "сигналы сигналов", то есть как "вторую сигнальную систему" (первая сигнальная система - совокупность условных рефлексов). Отличие первой сигнальной системы от второй составляет основное различие животных и человека. Про третью сигнальную систему скажем лишь вскользь. Это интуиция или вибрационное осознание, о чем говорила Нирмала Шривастава (1923-2011).

Если принимать рефлекс за бессознательный ответ на внешний раздражитель, а инстинкт за сложный рефлекторный ответ, за некоторую последовательность связанных между собой рефлексов, то понятно, что в этих процессах речь может не участвовать вовсе и цепочка рефлекторных импульсов может иметь разное направление действий у разного вида животных, когда один тип демонстрирует инстинктивное поведение - "бьют-беги", а другой - "бьют-дерись".

Если же обозначить устную речь и слова рукописные за сознательные проявления мышления и действие разума, то отсутствие логичной последовательности в языковых явлениях (предложениях, высказываниях) будет признаком неполного владения речью. Но как известно, недостаток легко покрывается достоинством и отсутствие логичности заменяется присутствием эмоциональности.

Относительно гаджетизации населения: уровень удаленной коммуникации людей по целому ряду причин повысился в разы и потребность в искусственном раздражителе покрывается недостатком глубины живого общения. Общение почему-то стало поверхностным. Навык душевного разговора, способности вслушиваться, вдумываться и сопереживать как-то постепенно теряется и превращается во взаимовыгодное сотрудничество "ты мне, я тебе" на уровне материальной потребности.

Этот же процесс происходил при повышении читательского спроса на книги и печатные издания, когда внешний мир перестал раскрывать внутренние стремления души, и захотелось узнавать и переживать доселе неузнанное и непережитое, что, возможно, в целом объясняется урбанизацией общества, а в частности – банальной ленью и вибрационным дисбалансом чакровой системы человека.

В мире книжном за последние 30-40 лет произошло всеобщее падение уровня авторской разумности (дай Бог, чтобы я ошибался, и сужу однобоко лишь по ассортименту книжных магазинов).

За этот же самый период сфера гаджетизации превзошла все ожидания и продолжает удивлять новинками, облегчающими жизнь рядового гражданина. Несмотря на потребительскую ориентацию новых устройств, хватает примеров разумного синтеза речевых произведений и компьютерных технологий.

Аудиокниги - замечательный образец цифровизации речи. На этом сайте можно творить и редактировать написанное посредством гаджета. Здесь автор найдет своего читателя, одновременно являясь и тем, и другим.

Как писал Борис Викторович Шергин (1893-1973) в рассказе "Евграф": "...Очень это прибыльно для дела – на чужой успех полюбоваться".

Для меня, несомненно, книга – добрый и желанный друг, который всегда доступен во время работы и отдыха.

Напротив, гаджет я бы не назвал своим другом в полном значении этого слова, поскольку любое сложное устройство требует повышенного внимания и включает в себя многие подводные камни, о которых его создатель предпочитает тактично умалчивать. Но тем не менее этот новый друг незаметно влезает в обиход и является физически ближе стоящей дома на полке книги, так как благодаря компактному виду удобно располагается в кармане. Свойства многофункциональности и энциклопедичности сделали гаджет фактически рабочим инструментом.


Рецензии
Заметил, что дети с ощутимым деффицитом занятости и мышления прилипают к гаджетам намертво, зачарованно отмечая экранные мелькания. Наверное перспективы гаджетов в непосредственном воздействии на чувственные рецепторы человека, своеобразная щекотка по желанию.
Заменив живое общение.
Для человека, иное не требующего.
Со слюнкой до полу.
Какими возможно многие и станут.
Человек, потребность собственного умственного развития, передал механизмам, арифмометрам - это ещё понятно, ведь они были инструментом мыслительного труда, не целью. Но во времени эта передача постепенно обращает человека в умственного безработного, в мыслительного и душевного бича, киснущего на солнечном берегу, вместо того, чтобы резать морские дали устремлённым походом.

Гад же ты, гадом стал, - говорит ему вещь, которой он своё, человеческое преимущество отдал.

Митрий, а быть может рефлексивный отказ от мыслительных костылей - именно то, чего гаджеты от нас, для нас и добиваются?

Владимир Рысинов   25.04.2021 03:53     Заявить о нарушении
Да, так и есть. Накопление информации происходит независимо от нашего желания, так устроен человек, опыт накапливается сам собой. В основе любого опыта, конечно же, лежит общая польза, сохранение и продолжение жизни. Иначе – вырождение и хаос. Рукописи, книги первоначально являлись этими "запоминающими устройствами". Потом появились аппараты аудиозаписи и видеозаписи, сейчас портативные гаджеты. Все можно применять для пользы дела и гаджеты также. Все зависит от того, на что направлен ум, на созидание прекрасного или на его разрушение. Про разрушение мыслительных костылей можно сказать, что это разрушение уродливого, антипода прекрасного. Но это уничтожение плохого должно опираться на все чистое и хорошее, в этом деле суррогатов быть не может. Но в этом и основная проблема: как отличить суррогат от подлинника, если жизненный опыт не позволяет? Все ли родители имеют этот опыт, чтобы дети были защищены от подмены понятий?
Большое спасибо за отзыв.
С уважением.

Митрий Соколов   25.04.2021 08:54   Заявить о нарушении