Лицо специалиста будущего

   Это продолжение тем: "Общество и мы. Часть 1", "Общество и мы. Часть 2".

   В первой части мы рассматривали взаимоотношение людей уже состоявшихся.

   Сейчас я хочу рассказать о том, как происходит становление молодых людей и каковы перспективы у этого и следующего поколений, не заглядывая очень далеко.

   Начну с 30-х годов двадцатого века. В эти годы дети, наши родители мечтали стать лётчиками, милиционерами, военными, полярниками, водителями трамваев, машинистами, учителями, геологами, врачами и другими специалистами.Это было динамическое веяние времени и энтузиазм, так как развивалось общество, развивалась техника, которая обслуживала общество, строились самолёты, автомобили, паровозы, совершались открытия в медицине, резко выросло число образовательных учреждений (школ, рабфаков, институтов).

   Когда началась 2-я Мировая война, то дети в развитых странах мечтали стать военными и защищать свои страны.

   В 60-е годы двадцатого века дети начали бредить космосом, дальними перелётами, Антарктидой и научными исследованиями, так как уровень высшего образования резко возрос.

   В частности, в СССР, США, Европе начали летать космонавты и к этому были привязаны все остальные отрасли во многих развитых государствах. Все специалисты имели конкретные специальности и конкретные места работы, выполняли конкретную работу и получали конкретный результат.

   Но уже в 70-е и 80-е годы двадцатого столетия весь прогресс начал незаметно тормозиться. Не появлялось новых научных направлений, новых отраслей, а значит и новых профессий. К старым профессиям привыкли и относились к ним, как к рутинным, даже не считали, что в них можно что-то усовершенствовать или изменить.

   Сразу после этого разваливается Советский Союз и на его развалинах , как чертополох, начали расти "новые" профессии - экономисты и юристы. И уже через 2-3 года этих "экономистов" и "юристов" стало едва ли не больше, чем всех остальных вместе взятых специалистов с высшим образованием. Это с тем условием, что любой диплом о высшем образовании можно было свободно купить в московском подземном переходе. Вот только экономика не росла, а уж о правовом беспределе вещали из каждого утюга и расцвёл этот беспредел, как сорняки весной.

   Рядом появились риэлторы, продававшие жильё, которое в эти годы совершенно не строилось.

   Именно в это время, на пороге 21-го века, появились "специалисты" IT (айтишники, хакеры, блогеры и вся остальная "новая технология"), которые стали чем-то похожими на советских сантехников, которые, как специалисты, были в дефиците, но в то же время являлись природными мошенниками (смотри фильм "Афоня").

   В этом не было бы ничего страшного для общества, даже просматривался прогресс, если не считать, что сократилось число молодых людей идти в профессии, без которых государство и общество не может существовать: строители, станочники, педагоги, врачи, инженеры, специалисты сельского хозяйства, лётчики, механики и другие остро необходимые профессии.

   Если всё так пойдёт дальше, то уже к середине 21-го века, мы останемся без трудового потенциала высокого класса: учёных-открывателей, изобретателей, рационализаторов и вообще без мыслящих работников, которых просто неоткуда будет взять.

   Компьютеризация, это хорошо, но это больше сегодня похоже на то, когда ребёнка научили играть в шахматы, а он, повзрослев, начал обыгрывать сверстников за деньги и когда ребёнку показали фокусы с игральными картами, а он начал играть на деньги, превратившись в обыкновенного мошенника-каталу.

   Профессиональная пригодность сегодня всё больше становится похожей на "шагреневую кожу", площадь которой резко сокращается, но что делать с этим никто не знает. Все это чувствуют, иногда обсуждают, но никто ничего не предпринимает, так как это всех устраивает, в том числе и в государстве ибо там тоже оказались такие же специалисты, воспитываемые на компьютерных виртуальных принципах, а не на реальных жизненных принципах.

   Теперь уже не является секретом, что всё больше и больше специалистов становится или с проплаченными (купленными) дипломами или с дипломами, которые не подтверждены знаниями, даже после учёбы в некоторых вузах. С учётом этих обстоятельств можно предположить, что через 30-40 лет общество будет стоять перед фактом выживания по причине того, что специалистов много и очень много, а работать профессионально некому. Это похоже, как в семье: все с дипломами о высшем образовании, а чтобы приготовить завтрак, обед и ужин, нанимают домработницу. Но к тому времени появится и дефицит домработниц и обслуживающего персонала, так как их уменьшится в таких же пропорциях.

          Начало темы смотреть здесь: http://proza.ru/2018/08/12/1705

 


Рецензии