Браки членов Дома Романовых с инославными особами

Браки членов Российского императорского дома с особами неправославного вероисповедания. Юридические и канонические аспекты



При изучении истории российского престолонаследия приходится нередко встречаться с искаженной трактовкой статьи 185 Основных законов Российской империи: "Брак мужеского лица Императорского Дома, могущего иметь право на наследование Престола, с особою другой веры совершается не иначе, как по восприятии ею православного исповедания".

Поскольку и мать государя Кирилла Владимировича великая княгиня Мария Павловна Старшая, и его супруга великая княгиня Виктория Феодоровна приняли св. православие после заключения брака, то есть были неправославными на момент вступления в брак, эту статью пытаются выдвинуть в качестве аргумента против прав старшей линии Российского императорского дома (Владимировичей) на наследование прав и обязанностей императоров всероссийских.

Однако данное «перевернутое» толкование статьи 185 основано на недобросовестном или непрофессиональном разрыве с юридическим и историческим контекстом.

С точки зрения враждебных Владимировичам  толкователей, раз статья 185 требует от особ императорского дома, «могущих иметь право на наследование престола», вступать в браки только с уже принявшими православие, то не исполнившие этого требования теряют права на престол. Такая поверхностная трактовка, не основанная даже на тексте самой статьи 185, тем более не выдерживает критики при полноценном знакомстве с законодательством во всей его полноте и с имеющими правовое значение историческими источниками и прецедентами.

Нетрудно заметить, что статья 185 относится не к правам на престол членов императорского дома, а к их бракам, и не содержит никакой санкции, то есть не говорит, что влечет за собой вступление члена династии, «могущего иметь право на наследование Престола», в брак с иноверной особой, если он все-таки состоялся.

На самом деле не вступление в брак с православной особой дает право престолонаследия, а наоборот, возможность иметь это право является причиной предъявления императором условий, содержащихся в статье 185.

Что касается потомства от такого брака, то даже при самом предвзятом и натянутом толковании статьи 185 невозможно не признать, что в ней отсутствует какое-либо упоминание потомства и его прав (1)  .

Является ли это неким пробелом в законодательстве, недоговоренностью, которую можно интерпретировать в разные стороны?

Никоим образом. Всё проясняется в сопоставлении с остальными статьями закона и династическими актами, касающимися вероисповедания прямых и потенциальных наследников и их супруг.

Во-первых, все без исключения члены Российского императорского дома (2)   имеют право на престолонаследие (3)  .

Во-вторых, статья 184 разрешает членам императорского дома вступать в брак с неправославными: "По соизволению царствующего Императора, Члены Императорского Дома могут вступать в брак как с особами православного исповедания, так и с иноверными (4) " .

В-третьих, закон предусматривает даже такую ситуацию, когда лицо, до которого дошло престолонаследие, само на тот момент не является православным, и тогда «наследующему лицу предоставляется избрать веру и Престол и отрещись вместе с наследником от другой веры и Престола, если таковой Престол связан с законом (5)  ; когда же отрицания от веры не будет, то наследует то лице, которое за сим ближе по порядку» (6)  . Ясно, что у такого лица родители были бы также неправославными. Кроме того, о супруге данного лица в статье 35 ничего не говорится, то есть требования обязательного принятия ею православия нет.

Всё это говорит о том, что требование статьи 185 не безусловно и относится не ко всем членам императорского дома (по определению имеющим право на наследование престола), а к более узкому кругу лиц, «могущих», по мнению дающего разрешение на брак царствующего императора, это право реализовать в обозримом будущем.

Как понять различие между «имеющими право» и «могущими иметь право»? Никакой казуистики тут нет. Принципиальное право на престолонаследие имеют все члены династии, но непосредственное право на престол может иметь только одно-единственное лицо. Принципиальное право дано всем членам императорского дома по праву рождения, а непосредственное право есть возможность, которой обладают только наследники престола. Статья 185 гласит как раз об этой возможности. Стоит заметить такую немаловажную деталь, что лицо, к которому обращено требование статьи 185, указано в единственном числе.

Выдающийся русский правовед профессор А.Д. Градовский писал (как раз по поводу супружества отца великого князя Кирилла Владимировича): "Брак Великого Князя Владимира Александровича с принцессою Мекленбург-Шверинскою, ныне Великою Княгинею Мариею Павловною, не принявшею православие, должен дать повод к тому толкованию, что принятие Православной веры требуется от иноверных особ женского пола только в случае вступления их в брак с лицом, имеющим непосредственное (выделено мной) право на Престолонаследие".

Таким образом,  статья 184 разрешает всем Членам Императорского Дома вступать в браки с лицами любого вероисповедания, а статья 185 содержит особые повышенные требования к лицу или (если такова будет воля царствующего императора) к ограниченному кругу лиц, обладающих непосредственной возможностью наследованию престола.

До издания акта 1797 года имели место следующие прецеденты.

Лютеранское вероисповедание сохранила супруга царевича Алексия Петровича, урожд. принцесса Шарлота-Христина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская, но он не переставал быть вплоть до своей кончины надеждой и знаменем консервативных сил.

Их сын император Петр II происходил, таким образом, от православного царевича и лютеранской принцессы.

Царевна Анна Иоанновна, бывшая в супружестве с лютеранином герцогом Фридрихом-Вильгельмом Курляндским, стала императрицей Анной I.

Император Иоанн VI был сыном православной великой княгини Анны Леопольдовны и лютеранина принца Антона-Ульриха Брауншвейг-Беверн-Люнебургского и внуком православной царевны Екатерины Иоанновны и лютеранина герцога Карла-Леопольда Мекленбург-Шверинского.

Император Петр III (родоначальник Голштейн-Готторпской линии дома Романовых, от которого произошли по прямой линии все последующие императоры и главы династии в изгнании) был сыном православной цесаревны Анны Петровны и лютеранина герцога Карла-Фридриха Голштейн-Готторпского.

Родители царствующей императрицы Екатерины II Великой, матери императора Павла I, конечно же, оба были лютеранами.

После издания акта 1797 года (7)   в брак с католичкой графиней И. Грудзинской вступил цесаревич Константин Павлович, что не лишило его прав престолонаследия (8)  . Особы императорского дома женского пола, заключившие браки с инославными государями и принцами, не утрачивали своих прав (9)  , и их инославное потомство в силу статьи 35, остается в очереди российского престолонаследия.

То есть, нет абсолютно никаких оснований полагать, что существуют некие духовные препятствия для наследования престола членами дома Романовых, вступившими в равнородные браки с инославными.

Тем более, не может существовать никаких ограничений для православных детей от таковых браков. Сама мысль об этом является кощунственной по отношению к таинству крещения, ибо при такой позиции отрицается очистительная сила благодати Святого Духа, в любом случае снимающая с крещаемого все грехи.

Что же касается юридической стороны дела, в связи с различными изменениями, вносимыми в законодательство, разберем вопрос более подробно.

После издания Свода законов Российской Империи в царствование Николая I, в который рассматриваемые нами статьи 184 и 185 (10)  вошли, соответственно, под номерами 141 и 142, из особ Российского императорского дома мужского пола в равнородные браки с не православными вступили великие князья Владимир Александрович, Константин Константинович, Сергий Александрович и Кирилл Владимирович. Супруги Владимира Александровича, Сергия Александровича и Кирилла Владимировича приняли православие спустя то или иное время после заключения брака (11)  , а супруга великого князя Константина Константиновича великая княгиня Елисавета Маврикиевна осталась лютеранкой и умерла в этом исповедании (12)  . 

Абсолютно ясно, что целью статьи 185 является обеспечение православности супруги будущего императора. К кому применять, а к кому не применять эту статью, определяет царствующий император, без дозволения которого ни один брачный союз членов императорского дома законным не признается.  Это вопрос очень важный, но он не имеет какого-то сверхмистического значения и остается внутренним делом династии.

При нормальном течении дел статья 185 на практике создает достаточные условия, чтобы будущая императрица была православной уже на момент вступления ее супруга на престол. Если же, в силу экстремальных событий, императором (главой династии) становится более отдаленный в порядке престолонаследия член императорского дома, имеющий не православную супругу, то это положение оказывается временным, а для следующих поколений наследников вновь применяется статья 185.

Таким образом, с правовой точки зрения статья 185 может являться основанием для отказа в соизволении царствующего императора на брак члена Российского императорского дома с неправославной особой до ее перехода в православие, но не лишает прав престолонаследия ни тех членов императорского дома, которые вступили в браки с неправославными по соизволению царствующего императора, ни, тем более, их потомство.

Понимая полную юридическую несостоятельность прямой фальсификации смысла статьи 185, противники императора Кирилла Владимировича пошли по пути искусственного запутывания ситуации в расчете на то, что большинство людей не склонно к изучению тонкостей права. Так возникло две фантастические теории: 1) о некоем «передвижении в очереди престолонаследия» и 2) о якобы имевшем место тайном отречении великого князя Владимира Александровича от прав престолонаследия за себя и за свое потомство.

Первая теория была придумана приват-доцентом М.В. Зызыкиным и сформулирована в его брошюре «Царская власть и закон о престолонаследии в России» (13)  , написанной по заказу непредрешенцев. М.В. Зызыкин пытался обосновать, что потомство членов дома Романовых от браков с особами, не принявшими православие до вступления в супружество, не лишается прав совершенно, но «отодвигается в очереди», пропуская вперед младших родственников, рожденных от православных матерей.

Разумеется, ни в законах, ни в правоприменительной практике эта теория не имеет ни малейшего основания и, главное, не могла бы иметь по определению. Ведь целью Акта о престолонаследии 1797 года является «дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать», а если бы законы предполагали «передвижения в очереди», то всё российское престолонаследие превратилось бы в неразрешимую головоломку.

Сочинение М.В. Зызыкина, тем не менее, произвело впечатление на многих людей, в том числе вполне искренних. Лукавая фальсификация показалась неким юридическим обоснованием династического непредрешенчества (14)  . Митрополит Антоний (Храповицкий), несмотря на то, что в то время сам он был ближе по взглядам к непредрешенцам, желал досконально разобраться в столь важном вопросе. Поэтому он поручил будущему святителю Иоанну (в миру Михаилу Борисовичу Максимовичу) подготовить историко-правовую справку о российском престолонаследии. Честный и объективный исследователь, проанализировав весь путь развития русских династических традиций и законов со времен Рюриковичей, пришел к единственно правильному и законному выводу: «(…) никакие изменения или произвольные толкования не могут иметь места (выделено мной – А.З.), и исторический Российский закон, получивший своё начало вместе с началом объединения Руси, действителен в том виде, в каком находился в день страшного преступления - лишения законного Царя принадлежащей ему власти. Россия несёт и будет нести тяжелые последствия этого преступления, пока власть в ней не перейдет опять в руки того, кто Самим Промыслом сделан её объединяющим главою, опорою и хранителем её благосостояния. А таковым является старший по первородству член Царского рода (выделено мной – А.З.). Пренебрежение тем законом, который выработан собирателями Руси и осенён благословениями её святых заступников и святителей, было причиной многих печальных последствий, а в дальнейшем будет источником новых потрясений и волнений, ибо русский народ во все эпохи стремился к своему законному Царю, только под властью которого Русь всегда обретала успокоение и благоденствие» (15)  .

Св. Иоанн (Максимович), следуя букве и духу законов о престолонаследии, засвидетельствовал, что старший по первородству православный член дома Романовых является законным государем без каких бы то ни было дополнительных условий и ограничений, независимо от вероисповедания своих родителей и любых иных обстоятельств. Таковым с 4/17 июля 1918 года, после физического уничтожения всего мужского потомства императора Александра III, стал старший из оставшихся в живых внуков императора Александра II Кирилл Владимирович.

Вторая теория о некоем «тайном» отречении великого князя Владимира Александровича перед вступлением в брак с герцогиней Марией Мекленбург-Шверинской от прав престолонаследия за себя и за свое потомство, тоже по сей день время от времени всплывает в антидинастической литературе.

Ранее, не имея в своем распоряжении полного корпуса исторических источников, легитимисты в ответ на это предположение ограничивались резонным и, в общем, достаточным указанием на то, что никаких «тайных отречений» российское законодательство не допускало в принципе. 

Добровольное отречение любого члена императорского дома получало правовое значение  только после обнародования, и тогда признавалось уже «невозвратным» (16)  . Без обнародования любой акт, резолюция, письмо и т.п. оставались лишь мнением, проектом, заготовкой документа, однако сами по себе еще не имели юридической силы.

Но все точки над i в отношении толкования статьи 185, в целом, и относительно брака великого князя Владимира Александровича и прав его потомства, в частности, были окончательно расставлены после того, как член Геральдического совета при президенте Российской Федерации, известный ученый-генеалог, канд. ист. наук С.В. Думин ввел в научный оборот ранее неопубликованный и неизвестный широкому кругу исследователей династический акт  16 августа 1874 года (17)  .


Вот его полный текст:

[Л. 1] «Разрешив сыну Моему Великому Князю Владимиру Александровичу вступить в брак с Ея Великогерцогским Высочеством Герцогинею Мариею Мекленбург-Шверинскою; и изъявляя согласие, чтобы Ея Высочество Герцогиня Мария, по особым семейным Ея обстоятельствам, не была обязана при предстоящих обручении и браке восприять Православное исповедание, - Я признал за благо установить в настоящем Фамильном Акте, для непременного, в будущем, исполнения, следующие, в отношении // [Л. 1 об.] сего брака, правила.

 1. Если, по неисповедимой воле Божией, наследие Престола перешло бы к сыну Моему Великому Князю Владимиру Александровичу, а Супруга Его до того времени оставалась в лютеранском исповедании, то сын Мой Великий Князь Владимир Александрович, по разуму ст. 142-й Основных Законов, не иначе может получить право на Престолонаследие, как по восприятии Его Супругою Православного исповедания (18)  ;

2. Если бы Супруга Великого Князя Владимира Александровича, при переходе к Нему права Престолонаследия, не восприяла // [Л. 2] Православного исповедания; то Он должен быть признаваем добровольно отрекшимся от означенного права, с точным соблюдением постановлений, содержащихся в ст. 15-й (19)   и 16-й Основных Законов (20)  ;

3. Если бы, по неисповедимой воле Божией, Супруга Великого Князя Владимира Александровича, не восприяв Православнаго исповедания, кончила жизнь прежде перехода к Нему права Престолонаследия, - то, за прекращением Его брака с лицем иноверного исповедания, Он сохраняет право на наследование Престола;

 4. В случае, указанном выше в ст. 2-й об отречении Великого Князя Владимира // [Л. 2 об.] Александровича, равно если бы, по неисповедимой воле Божией, Великий Князь Владимир Александрович кончил жизнь до восприятия Супругою Его Православного исповедания, - дети, от брака сего рожденные, сохраняют все права Престолонаследия, Членам Императорского Дома принадлежащие, по порядку установленному в Основных Законах.

Александр (21)  . Цесаревич Александр (22)  . Владимир (23)  . С. Петербург 16-го Августа 1874 г.» (24) 

Особая статья (article s;par;) брачного контракта, подписанного представителями императора Александра II (отца жениха) и великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха-Франца II (отца невесты) в Петербурге ещё 30 июля (12 августа н. ст.) 1874 г., гаратировала, что «Son Altesse Grand-Ducale Madame la Duchesse Marie, devenue par Son mariage Grande Duchesse de Russie, ne sera g;n;e en rien dans l’exercice du culte Evang;lique-Luth;rien, dans lequel Elle est n;e et a ;t; ;lev;e” („Её Великогерцогское Высочество государыня герцогиня Мария, став в результате своего брака Великой Княгиней Российской, не будет иметь никаких препятствий в отправлении евангелическо-лютеранской религии, в которой она родилась и была воспитана»). При этом оговаривалось, что великая княгиня Мария Павловна будет присутствовать на православных церемониях вместе с супругом, а дети от этого брака будут воспитаны в православной вере, в соответствии с законами Российской империи («ils seront ;lev;s dans la r;ligion ortohodoxe, conform;ment aux lois de l’Empire de Russie» (25)  .

Из династического акта  16 августа 1874 года проистекают нижеследующие неоспоримые выводы.

1) Отречение (окончательное или условно-предварительное) члена Российского императорского дома от принадлежащего ему от рождения права на наследование престола может быть только добровольным и не может быть, по какой бы то ни было причине, «автоматическим».

2) Право определения, к кому применять, а к кому не применять действие статьи 185, принадлежит исключительно царствующему императору как главе Российского императорского дома.


3) Давая разрешение на брак с иноверной особой члену Российского императорского дома, не обладающему непосредственным правом на наследование престола, глава императорского дома может взять с него письменное обязательство исполнить определенные условия в том случае, если ему, все-таки, суждено будет унаследовать права и обязанности главенства в императорском доме.

4) Целью статьи 185 является обеспечение православного исповедания императрицы-супруги. В связи с этим царствующий император может предъявить члену Российского императорского дома следующие требования: вступивший в брак с инославной особой, не принявшей православное исповедание и после заключения брака, в случае перехода к нему прав престолонаследия, обязан либо обеспечить переход своей супруги в православие, либо подтвердить свое персональное добровольное отречение, которое никоим образом не касается его потомства, рожденного и воспитанного в православии.


5) Сам по себе брак с инославной принцессой не лишает члена Российского императорского дома прав на престолонаследие и не побуждает его отречься добровольно. В случае принятия супругой православия после заключения брака или смерти инославной супруги до перехода к нему этих прав, вопрос просто отпадает, и данный член династии становится главой императорского дома без всяких условий и оговорок.

6. Статья 185 никоим образом и ни при каких обстоятельствах не затрагивает право на наследование престола потомством от браков членов Российского императорского дома с инославными принцессами: «дети, от брака сего рожденные, сохраняют все права Престолонаследия, Членам Императорского Дома принадлежащие, по порядку установленному в Основных Законах».

Применительно к линии Владимировичей дело обстояло следующим образом. Если бы престолонаследие дошло до великого князя Владимира Александровича, то он должен был либо убедить свою супругу великую княгиню Марию Павловну принять православную веру, либо подтвердить свое добровольное обязательство окончательно отречься (26)  . В этом случае императором стал бы его сын великий князь Кирилл Владимирович.

Когда в 1905 году по поручению императора Николая II секретное совещание обсуждало вопрос, какие санкции можно применить к великому князю Кириллу Владимировичу в связи с заключением им брака без высочайшего соизволения, никто не подвергал ни малейшему сомнению наличия прав престолонаследия ни у великого князя Владимира Александровича, ни у великого князя Кирилла Владимировича (27)  .

После того, как великая княгиня Мария Павловна 10 апреля 1908 года приняла православие, Фамильный акт 16 августа 1874 года в отношении линии Владимировичей утратил актуальность, так и не вступив в силу.  Но он сохранил свое значение для правильного понимания брачного законодательства Российского императорского дома в целом и, в особенности, порядка применения статьи 185.

Таким образом, положение великого князя Кирилла Владимировича как законного главы дома Романовых и, следовательно, императора де юре, бесспорно. Субъективно те или иные события и поступки в его жизни и в жизни его предков могли вызывать огорчение или сожаление (28)  , но они не создавали никаких юридических и канонических препятствий для наследования им прав и обязанностей императоров всероссийских в соответствии с Актом о престолонаследии 1797 года, положенным императором Павлом I  в день его священного коронования на алтарь Успенского собора Московского Кремля.

ПРИМЕЧАНИЯ:

  (1) Факт подписания 24 августа 1911 года княжной императорской крови Татианой Константиновной (дочерью великого князя Константина Константиновича и великой княгини Елисаветы Маврикиевны, сохранявшей лютеранское исповедание до своей смерти)  акта о ее отречении от «принадлежащего ей как члену Императорского Дома права на наследование Императорского Всероссийского Престола» лишний раз свидетельствует, что абсолютно никакого ущерба династическим правам потомства статья 185 не предусматривает

  (2) Кроме добровольно отрекшихся в силу статей 37 и 38

  (3) Статьи 25, 27-33 и 126

  (4) Статья 184 имеет ссылку на источник - Акт от 18 августа 1721 г., (Полное собрание законов Российской империи. – Т. VI. – СПб, 1830. -  № 3814 - Послание Святейшего правительствующего синода к православным о беспрепятственном вступлении в брак с иноверными). Это послание содержит ряд примеров допустимости и богоугодности браков с иноверцами начиная с Ветхого Завета; в частности, приведены примеры, показывающие приемлемость таковых браков для православных государей: "Иоанн Ласкарь, Царь Греческий, имел жену Королевну Сицилийскую, латинского исповедания. Андроник Палеолог поял себе в жену Королевну Гишпанскую".

  (5)  Слово «закон» здесь употребляется в значении «вероисповедание»

  (6) Статья 35 Основных государственных законов Российской империи

  (7) Но до издания Свода законов Российской Империи

  (8) Цесаревич Константин добровольно отрекся от своих прав на престолонаследие спустя два года после вступления во второй брак. А потомство от этого брака, если бы оно было, не могло бы наследовать престол не из-за католического вероисповедания матери, а только из-за ее неравнородности

  (9) Некоторые великие княжны  и княжны императорской крови подписали при вступлении в брак акты отречения от прав престолонаследия, что было вызвано теми или иными политическими соображениями. Эти отречения были, во-первых, добровольными, во-вторых, не распространялись на потомство, и, в-третьих, самое главное, только подчеркивали, что не может быть и речи о каком-то «автоматическом» лишении прав на наследование престола, по какой бы то ни было причине.

  (10)  Как в последнем издании Свода законов 1906 года.

  (11) Супруга великого князя Сергия Александровича – великая княгиня Елисавета Феодоровна причислена Русской православной церковью к лику святых. К сожалению, у этой супружеской четы не было потомства. Но если бы оно было, вряд ли у кого-нибудь повернулся язык отрицать его права на том основании, что СВЯТОЙ Елисавете Феодоровне потребовалось некоторое время, чтобы осознанно, убежденно и искренне принять св. православие. Нет оснований для применения двойных стандартов и к великим княгиням Марии Павловне Старшей и Виктории Феодоровне

  (12) Трое ее сыновей были казнены большевиками в Алапаевске в 5/18 июля 1918 и в 1981 прославлены в лике святых Русской православной церковью заграницей. Старший из них – князь императорской крови Иоанн Константинович – незадолго перед мученической кончиной принял сан и стал православным священнослужителем. Бесспорно, что если бы до кого-то из Константиновичей дошла очередь престолонаследия, это лицо законно возглавило бы Российский императорский дом, несмотря на неправославное исповедание их матери.

  (13) Зызыкин М.В. Царская власть и закон о престолонаследии в России. София, 1924. С. 87-91, 142-149, 157-159.

  (14) Эта теория создавала предпосылки для так называемого «широкого легитимизма», позволяющего  его сторонникам считать, что они верны Соборной клятве 1613 года на верность дому Романовых, но при этом избавлены от долга служить конкретному законному государю, поскольку его личность, будто бы, не определена точно из-за неких неясностей в законодательстве.  Такая позиция, при ее внешней комфортности, совершенно ошибочна и, по сути, глубоко лицемерна, так как неизбежно превращает Соборную клятву 1613 года в фикцию и делает монархическую идею отвлеченной абстракцией, уничтожая главный принцип православной монархии – взаимного служения государя и народа. Сам М.В. Зызыкин в конце жизни убедился в ложности своей теории и выразил верноподданнические чувства сыну императора Кирилла Владимировича легитимному главе дома Романовых великому князю Владимиру Кирилловичу.

  (15) Иоанн (Максимович), св. Происхождение закона о престолонаследии в России. – Подольск, 1994. –С. 80

  (16) Статья 38 Основных государственных законов Российской империи

  (17) Думин С.В. Брак великого князя Владимира Александровича и фамильный акт 16 августа 1874 года // Летопись историко-родословного общества в Москве, 2009, - Вып. 14/15 (58/59). – 288 с. – С. 186-199

  (18) Cт. 142 Основных законов по «Сводам» 1842 и 1857 гг., гласит: «Брак мужеского лица Императорского Дома, могущего иметь право на наследование Престола, с особою другой веры совершается не иначе, как по восприятии ею православного исповедания (ст.40 Основных Государственных Законов)”. По своду по «Своду» 1892 г. это ст. 141, по изданию 1906 г - ст. 185 (изменилась только ссылка в тексте на статью, определявшую господствующее положение в Российской империи Православной церкви; в своде 1906 г. это ст. 42).

  (19) Ст. 15 по изданиям 1842 и 1857 гг.(в изд. 1906 г. ст. 37): «При действии правил, выше изображенных о порядке наследия Престола, лицу, имеющему на оный право, представляется свобода отрещись от сего права в таких обстоятельствах, когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании Престола».

  (20) Ст. 16 по изданиям 1842 и 1857 гг. (в издании 1906 г. это ст. 38). «Отречение таковое, когда оно будет обнародовано и обращено в закон, признается потом уже невозвратным». Курсив наш; мы отметили очень важное обстоятельство, касающееся возможных отречений от права престолонаследия: юридическую силу они обретали только после официального обнародования (через указ Сенату или манифест).

  (21) Император Александр II

  (22) Наследник цесаревич и великий князь Александр Александрович, буд. император Александр III

  (23)  Великий князь Владимир Александрович

  (24) РГИА. Ф. 468. Оп. 46. Д. 63

  РГИА. Ф, 468. Оп. 46. Д. 93. Л. 7-7 об.

  (26) Фамильный акт 16 августа 1874 года не был обнародован именно потому, что великий князь не отрекся окончательно, а лишь добровольно обязался отречься при оговоренных в акте условиях

  (27) «Великий князь Кирилл Владимирович в порядке наследия престола занимает среди Членов Императорского Дома четвертое место» [ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 2139]. Четвертое место – после наследника цесаревича и великого князя Алексия Николаевича (1), великого князя Михаила Александровича (2) и великого князя Владимира Александровича (3)

  (28) Как и у любого другого члена династии, ни один из которых не свободен от грехов, слабостей и ошибок


Рецензии